Тема: Древнерусское государство (IХ- начало ХII вв.)

ИСТОРИЯ РОССИИ

Методические указания к самостоятельной работе

для студентов всех направлений бакалавриата

очной и заочной форм обучения

Красноярск 2016

 
 
 

УДК

Рецензент

кандидат исторических наук, доцент С. Л. Лонина

(Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М. Ф. Решетнева)

Печатается по решению методической комиссии ГФ

История России: метод. указания к самостоятельной работе для студентов всех форм обучения / сост. Е. А. Шушканова; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. – Красноярск, 2016. – с.34.

© Сибирский государственный аэрокосмический

университет имени академика М. Ф. Решетнева, 2016

 
  Тема: Древнерусское государство (IХ- начало ХII вв.) - student2.ru

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………… 4

Правила конспектирования ……………………………………. 5

Правила написания и оформления реферата…………………. 8

Подготовка эссе ……………………………………………. 13

Тематика рефератов и эссе………………………………… 15

Методические советы по подготовке к экзамену ……….. 19

Тематическая программа дисциплины

«История» ……………………………………………………… 21

Основные Интернет-ресурсы по дисциплине

«История» ………………………………………………………. 26

Контрольные вопросы и задания ……………………………… 28

Введение

Процесс самостоятельной работы студента в вузе складывается из нескольких составляющих: восприятие и осмысление лекционного материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение творческих работ, подготовка к экзамену или зачёту, участие в научной работе. Самостоятельная работа выполняется без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя.

В вузе самостоятельная работа становится едва ли не главным элементом образовательного процесса. Причина этого не только в том, что современное знание имеет растущую тенденцию быстро обновляться и дополняться.[1] Известный русский историк В.О. Ключевский, живший в далёком от нас XIX веке и хорошо знавший вузовскую систему образования (он был не только профессором Московского университета, но и деканом и проректором) отмечал: «Науку часто смешивают со знанием. Это – грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует».

Поэтому если в общеобразовательной школе учебный процесс направлен в первую очередь на получение знаний, то высшая школа не только увеличивает их объём, но обучает умению получать знания самостоятельно и пользоваться ими в жизни. К этому можно добавить ещё две важные мысли от многих и многих, профессионально состоявшихся в жизни людей:

· всякое настоящее знание добывается только путём самообучения;

· только знания, полученные в результате самообразования, становятся ценными и прочными.

В данных указаниях для самостоятельной работы по дисциплине «История» мы предлагаем методические рекомендации по тем видам самостоятельной работы студентов-первокурстников, которые традиционно вызывают особые трудности и проблемы. А именно: конспектирование, написание реферата или эссе, подготовка к экзамену (зачёту).

Правила конспектирования

Конспектирование – это неотъемлемая и очень важная часть учебного процесса в вузе и первое, чему должен научиться студент. На лекции основная задача студента – это не только слушать лектора, но и составлять конспект. Конспектирование необходимо также при других видах учебной работы: подготовки к семинару, сбора материала для исследовательской работы (эссе, реферата или научного доклада).

Конспект – это сокращённая запись устного материала или письменного текста. Прежде всего надо усвоить, что конспект – не механическое (т.е. бездумное) записывание всего подряд. Следует научиться «сжимать», «свёртывать» информацию: выделять главные, ключевые моменты и пропускать (исключать) то, что присутствует в устном или печатном тексте для связки слов или является комментарием главной мысли.

Пример:

Устный или печатный текст Конспект
Экономика восточных славян была комплексной: скотоводство и промыслы с доминированием земледелия. Земледелие носило экстенсивный характер и зависело от географических условий. На севере в лесной зоне господствовало подсечное земледелие (от деревьев и кустарников очищались участки земли и сжигались для удобрения). Но урожай был какое-то время очень высок. При такой системе землепользований приходилось использовать специальные орудия труда, Основным пашенным орудием была соха, особенностью которой является то, что она лишь проводит бороздки по поверхности земли, не углубляясь в землю, обходя многочисленные камни и корни. В былинах говорится о том, что соха лишь "по камешкам почиркивает". На юге эволюция пашенных орудий шла от примитивного рала к плугу, который глубоко взрезал пласт земли и переворачивал его. Экономика восточных славян: · Скотоводство · Земледелие (доминировало) · Промыслы На севере земледелие подсечное: подсекались деревья и сжигались. Здесь орудие труда - соха (земля при этом не пахалась, а бороздилась); На юге – пашенное земледелие (переворачивался пласт земли). Здесь орудия - плуг и рало.  

Разумеется, каждый конспект индивидуален и неповторим. Кто-то оформит этот текст иначе, но главное: не нужно стараться записывать всё слово в слово.

Тем не менее, многие студенты стремятся записать побольше и поподробнее. Для того, чтобы это удавалось, следует обязательно использовать сокращения или своеобразную «маркографию».

Главное разобрать потом свои записи: поэтому лучше сокращать часто употребляемые слова или словосочетания.

Пример:

Устный или печатный текст Конспект
Сословно-представительная монархия Первобытно-общинный строй Государство Национальный Сосл.- представит. монарх. Перв.- общин. стр. Гос-во Нац-ный

Активно применяйте стрелочки и другие значки, чтобы сделать конспект более наглядным, простым и запоминающимся. Удобно при конспектировании использовать математические обозначения:

+ (плюс)

= (равно)

≈ (приблизительно)

< , > (больше–меньше)

⇒ (следовательно) и др.

Пример:

Устный или печатный текст Конспект
В.О.Ключевский: «Так все государство разделилось на две части - на земщину и опричнину; во главе первой осталась боярская дума, во главе второй непосредственно стал сам царь, не отказываясь и от верховного руководительства думой земских бояр. "За подъем же свой", т. е. на покрытие издержек по выезду из столицы, царь взыскал с земщины как бы за служебную командировку по ее делам подъемные деньги - 100 тысяч рублей (около 6 миллионов рублей на наши деньги). Так изложила старая летопись не дошедший до нас указ об опричнине». В.О.Ключевский об опричнине Ивана Грозного на основании данных летописи: Все земли Руси разделились на :
       
  Тема: Древнерусское государство (IХ- начало ХII вв.) - student2.ru   Тема: Древнерусское государство (IХ- начало ХII вв.) - student2.ru
 

Земщину Опричнину

       
  Тема: Древнерусское государство (IХ- начало ХII вв.) - student2.ru   Тема: Древнерусское государство (IХ- начало ХII вв.) - student2.ru

Тема: Древнерусское государство (IХ- начало ХII вв.) - student2.ru Боярская Дума во главе Царь

Изъятие в пользу опричнины 100 тыс. руб. в ценах XVI в. ≈ 6 млн. руб. в ценах XIX в.

Следующий полезный совет. Очень важно структурировать текст. Если вы не выделяете части и элементы текста (т.е. пишите всё слитно), то конспект становиться неудобочитаемым и непонятным. Впоследствии по нему совершенно невозможно готовиться к экзамену или зачёту. Поэтому дробите текст на главки, параграфы.

Гораздо больше творческих решений при составлении конспекта возникает, если вы конспектируете не лекцию преподавателя, а учебник или другой печатный источник. Здесь можно использовать собственные таблицы, схемы, диаграммы. Известный педагог – новатор Шаталов В.Ф. ввёл в учебный процесс так называемый опорный конспект, когда содержание информации «кодируется» с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и пр. Такая запись учебного материала позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент.

Пример:

Печатный текст Конспект
Лествичное право (от слова лестница) – это обычай княжеского престолонаследия в Киевской Руси. Все князья Рюриковичи считались братьями (родичами) и совладельцами всей страны. Поэтому старший в роду сидел в Киеве, следующие по значению в менее крупных городах. По мере смены главного князя все прочие переезжали по старшинству из города в город. Порядок этот помогал сохранять единство страны, но был неудобен в силу постоянных переездов князей с дружинами из города в город. Кроме того, старшие часто ссорились с младшими, что вело к постоянным княжеским междоусобицам.   Род Рюриковичей Тема: Древнерусское государство (IХ- начало ХII вв.) - student2.ru Тема: Древнерусское государство (IХ- начало ХII вв.) - student2.ru Киев     + сохранение единства страны - княжеские междоусобицы

Конспект – это не только выражение мыслей автора, но и формирования собственных мнений или вопросов по изучаемому материалу. Если что–то неясно, можно сделать пометку: например, в виде вопросительного знака (?), если появилось собственное предположение или суждение стоит также выделить это каким–то значком. Например, можно ставить латинское NB (нота бене), что можно перевести как «обратить внимание», «не забудь».

Противникам конспектирования, которые жалуются, что пишут «как курица лапой» можно ответить: учитесь писать разборчиво. Писать от руки невероятно полезно. Психологи и физиологи настаивают, что рукописание заставляет работать мозг намного интенсивнее, чем при быстром наборе текста на компьютере, т.к. при этом задействуются оба полушария мозга. Кроме того при рукописании материал лучше запоминается: к чему приложено больше усилий, то и служит дольше.

И последнее: не забудьте, (если вы не на лекции) указать полное название и полное имя автора книги, с которой вы работали. Приучите себя всегда выписывать выходные данные книги, чтобы в случае необходимости легко найти указанный источник или без хлопот сделать ссылку на него при написании исследовательской работы.

При желании более основательно ознакомиться с методикой конспектирования, увеличить скорость конспектирования в 8-10 раз, а чтение учебной и научной литературы ускорить в 3-4 раза, рекомендуем работу академика Э.В. Минько «Методы и техника ускоренного конспектирования и чтения: Учебно–методическое пособие». СПб., 2001.

Правила написания и оформления реферата

Слово реферат происходит от латинского «refero», что означает «сообщаю». Известно, что даже опытный исследователь, приступая к работе, испытывает волнение. Что касается студента-первокурсника, который часто пишет свой первый реферат, то у него тем более появляется масса вопросов: где лучше найти нужную информацию, каким образом её структурировать, как правильно составить план, какой выбрать стиль и т.д. Многие, забывая о системе «антиплагиат»[2], выбирают простой, но неверный путь: скачивают реферат в Интернете, присваивая себе его авторство. Чтобы этого не делать, предлагаем студенту пошаговые рекомендации по технике выполнения реферата.

Шаг 1. Выбор темы

Тематику рефератов обычно предлагает преподаватель, хотя он может предложить студенту самому определиться с темой. В любом случае при выборе темы следует, прежде всего, учесть ваш личный интерес к ней. Притягательность темы и увлеченность ею – гаранты успешной работы. Если все же определить интересный объект изучения по предлагаемому списку трудно, полистайте библиографические справочники, библиотечные каталоги, зайдите в Интернет. Тем более, что на данном этапе работы важно убедиться, что по данной проблеме имеется достаточное количество источников и литературы.

Шаг 2. Составление плана реферата

Ошибка многих неопытных исследователей заключается в том, что они торопятся перейти к немедленному сбору данных и конспектированию. В итоге происходит накопление разнообразной информации, часто плохо связанной между собой, а главное, не вмещающейся в реферат. А ведь, как известно, план работы – это начало любого дела: при строительстве дома вначале делают чертёж, при организации предприятия – бизнес-проект, при написании картины – эскиз. А при написании реферата в первую очередь нужно сделать план. Ваша задача на этом этапе – «обстрелять» тему вопросами, выбрать интересные, с вашей точки зрения проблемы и определить таким образом «территорию» своей работы.

Например, вы избрали тему реферата «Как и когда Русь языческая стала Русью православной». Материал по этой теме обширный. Что выбрать? Начинаем формулировать вопросы, вдумываясь и вникая в тему:

  • Что такое язычество?
  • Почему происходил отказ от него?
  • Зачем понадобилось принципиально менять религию?
  • Почему выбор пал на православие, а не на Ислам или католичество, которые уже были достаточно распространены в мире?
  • Крещение Руси и утверждение христианства – это одно и тоже?
  • Наверное, не одно и то же: ведь покреститься и стать верующим (особенно, когда инициатива этого исходила от государства) – это разные по времени события.
  • В таком случае, сколько лет прошло, прежде чем православие стало основой русской культуры?

И так далее. Нахождение вопросов в теме и их обдумывание – это важнейшая часть научно-исследовательской работы. Постепенно из массы вопросов вы выбираете наиболее привлекательные и интересные, определяя таким способом, о чём вы будете писать. Таким образом, план реферата отражает в концентрированном виде его содержание.

Например, в процессе обдумывания формируется следующий план:

 
 
Введение 1. Причины выбора православия. 2. Основные этапы утверждения православия: А) Крещение Киева князем Владимиром. Б) Процесс распространения православия: основные события и проблемы. В) Создание церковной организации и её функции на Руси. Заключение  

Очень важно, чтобы отдельные части вашей работы были связаны между собой. Ведь реферат – это логически стройная работа. Распространенной ошибкой является, когда студент собирает информацию «до кучи». Посмотрите, какие вопросы близки друг другу, вытекают один из другого, т.е. закономерно связаны. Иными словами, «просейте» информацию и сфокусируйтесь на двух-трех, максимум, четырех проблемах (т.е. пунктах плана). Теперь предварительный проект вашей работы готов. Предварительный, потому что в процессе работы этот план может корректироваться.

Шаг 3. Поиск и выбор литературы. Работа с ней.

Самый лучший (но, к сожалению, всё более редкий способ) найти необходимую литературу – это посещение библиотеки. В библиотеке вы можете воспользоваться библиографическими указателями, каталогами или прибегнуть к помощи консультанта-библиографа. Литература, которая может вам понадобиться для написания реферата, разнообразна. Это:

· документы и нормативные акты государства российского государства;

· данные статистики, переписей населения, социологических опросов;

· монографии и научные труды;

· энциклопедии и словари;

· периодические издания;

· архивные материалы.

Студенты часто игнорируют периодическую литературу и совершенно напрасно: в журналах часто публикуются материалы научных дискуссий (круглые столы), которые как нельзя лучше позволяют охватить проблематику того или иного исторического периода. Кроме того, в периодике можно найти свежие библиографические и научные данные по вашей теме.

Если вы решили подобрать литературу в Интернете, внимание: здесь часто можно встретиться сомнительная или просто антинаучная информация. Поэтому работаем только с надёжными сайтами. Их основной перечень содержится в отдельном разделе данных методических указаний.

Шаг 4. Работа с литературой и написание реферата

Работая с текстами и материалами, исследователь конспектирует, делает выписки нужной информации. При этом важно не забывать:

· копировать выходные данные источника информации: автора и название источника, место издания, год, том книги или номер журнала, а также номера используемых страниц. Это же относится к информации, взятой из Интернета: адрес объекта и дата доступа.

· не копировать автоматически всё подряд. Следует собирать то, что соотносится с объектом вашего исследования, то, что имеет смысл для освещения вопросов, которые вы сформулировали ранее в своём плане. Хотя надо учитывать, что информации всегда набирается больше, чем впоследствии вместится в реферат. Другими словами, следует работать с источниками информации целенаправленно.

После того, как необходимый материал найден, изучен и осмыслен, наступает заключительный этап работы над рефератом: написание реферата

Технические характеристики реферата:

· Объём: 15-20 страниц машинописного текста

· Шрифт: 14

· Межстрочный интервал: одинарный

· Структура реферата: введение (1-2 страница), основная часть (изложение пунктов плана), заключение (2-3 страницы), список использованной литературы, приложение по желанию (2-3 страницы).

Во введении обосновывается интерес к теме (объясняется ее привлекательность для исследователя, актуальность, степень изученности).

Например,по темереферата «Крепостное право в России и почему оно просуществовало более 250 лет» актуализация может выглядеть так:

 
 
Принято считать, что крепостное право – это фактически рабское положение крестьян под гнётом помещиков, жесточайшая эксплуатация и полное бесправие основной части населения страны. Учитывая, что в истории России институт крепостничества просуществовал почти 250 лет, делается вывод, что в России именно тогда сформировались привычка к покорности и бесправию перед властью. Что российский народ не стремится к свободе и вольности. Такая трактовка весьма распространена на Западе, где признаком российской ментальности является привычка к угнетению. В данном реферате делается попытка рассмотреть правомерность таких оценок.    

Далее. Во введении обязательно определяются цели и задачи исследования. Иными словами автор указывает, какие научные вопросы он предполагает изложить в реферате, а также какими способами он намерен это сделать.

Внимание!

Если задаёте вопрос: КАК СДЕЛАТЬ? Это ЗАДАЧИ
Если задаёте вопрос: ЧТО ХОТИТЕ ? Это ЦЕЛИ

Например:

Цель реферата: во-первых, доказать, что институт крепостничества в течение более двух веков не являлся неизменным и одинаковым, тем более не носил характера рабства. Во-вторых, определить функцию этого института, как способа становления и развития государства. Т.к. на наш взгляд без крепостного права Россия не смогла бы существовать в границах той обширной территории, на которой она расположена.
Тема: Древнерусское государство (IХ- начало ХII вв.) - student2.ru

Во введении автор также даёт общую характеристику той литературы или источников, с которыми он работал. Речь идет не о простом перечислении использованных книг и статей (это будет сделано в конце работы), а о краткой характеристики привлеченных трудов. Например;

В данном реферате использован главным образом труд В.О.Ключевского «Происхождение крепостного права в России», который высоко оценивается исследователями данной проблемы. Кроме того, учитывая, что работу эту автор написал в конце XIX в., мы использовали работы современных исследователей проблем крепостничества. В частности, в своей работе опирались на выводы, сделанные на семинаре «Крепостное право и его отмена: история и современность», проведенного в Санкт - Петербурге 17 декабря 2004 г. Особый интерес вызывает доклад известного историка Б.Н. Миронова, который отмечал, «что крепостное право для своего времени было рациональным институтом, эффективным ответом России на вызов трудных обстоятельств. Оно использовалось государством как вынужденное средство для решения насущных государственных и общественных проблем.[1] ………………………………………………………………….. 1. Миронов Б. Н. Крепостное право: рациональный институт или бесспорное зло?// Крепостное право и его отмена: История и современность. — СПб, 2005. С.8.  

Таким образом, введение соответствует своему названию: вы вводите читателя в курс своих замыслов, чётко определяете границы своей работы.

Далее следует написание основной части реферата. Важные рекомендации:

· В этой части работы важно обосновать свою позицию. А потому: не только утверждайте, но доказывайте и аргументируйте. Это наиболее ценное в вашей работе;

· Обращайте внимание на язык и стиль изложения, грамотную терминологию;

· Пользуйтесь оговорками: мы полагаем, на наш взгляд, представляется и пр. Категорические утверждения « я считаю» может позволить себе только маститый ученый. А без таких оговорок теряется авторское присутствие.

· Чтобы не допускать плагиата (присвоения чужих идей), не забывайте делать сноски с указанием точного адреса заимствованного текста (пример использования сносок вы видели выше в образце введения).

Заключение является очень значимой частью реферата. В нём вы подводите итоги вашего исследования. Обратите внимание, чтобы заключительная часть работы полностью соотносилась с поставленными целями и задачами. Во введении вы определили проект, общий набросок исследования. В основной части вы его выполнили. А теперь нужен итог вашей исследовательской работы.

Не следует повторять дословно то, что присутствовало в основной части. Следите также за тем, что мысли в заключении были изложены кратко. Если мысль интересная, но требует подробного изложения, лучше поместить её в основную часть. Сколько должно быть выводов в реферате, зависит от основного текста. Но оптимально количество – 4 или 5, не более. Фразу «поставленные цели при написании реферата достигнуты» ставить в заключение не советуем: это звучит слишком самоуверенно, а вопрос о качестве выполненной работы будет решать ваш руководитель.

В конце реферата приводится список использованной литературы, в котором указываются все источники и литература, использованные при написании исследования, а не только те, на которые сделаны ссылки. К примеру, если вы обращались к словарям или энциклопедии за справкой, то обязательно укажите это в библиографическом списке. Для полноценного рассмотрения темы необходимо использовать не менее 5 исследовательских работ(учебников, монографий, статей). Список литературы даётся в алфавитном порядке с указанием выходных данных: фамилия, инициалы автора, название работы, место и год издания. Это же относится к Интернет-ресурсам: кроме вышеперечисленного добавляем также URL статьи (это определитель местонахождения, который можно посмотреть в строке адреса вашего браузера) + дата обращения в круглых скобках.

Образец оформления титульного листа:

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева» (СибГАУ)   Кафедра Истории и гуманитарных наук Реферат Тема: Крепостное право в России и почему оно просуществовало более 250 лет Выполнил: студент группы N фамилия, инициалы   Руководитель: ученая степень, должность, фамилия,инициалы   Красноярск – год написания

Подготовка эссе

Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и его можно буквально перевести как опыт, проба, набросок. Но наиболее близким по смыслу синонимом эссе является «очерк». В отличие от реферата эссе имеет некоторые характерные жанровые особенности:

· Эссе – это более компактная работа, чем реферат (от 2 до 5 страниц машинописного текста);

· В эссе проблемы трактуются не в строго научном виде, как в реферате, а в более свободной форме. Хотя академический стиль всё же должен превалировать над разговорным;

· В эссе более выраженный характер имеет индивидуальная позиция автора, более ярко отражаются его мировоззрение, мысли и чувства.

· Эссе имеет более простую структуру, в нём нет разбивки на части: присутствует только сам текст эссе и список использованной литературы.

Подготовка к написанию эссе принципиально не отличается от подготовки реферата: это поиск соответствующей литературы и погружение в проблему.

Эссе начитается с краткого вступления, где обосновывается проблема и её актуальность. Например, тема эссе «Опричнина: историческая необходимость или бессмысленный террор?»

Эссе на тему: Опричнина: историческая необходимость или бессмысленный террор?   Выполнил: студент группы N фамилия, инициалы Руководитель: ученая степень, должность, фамилия, инициалы   Опричнина – это событие, относящееся ко времени Ивана IV(Грозного) во второй половине XVI в. и характеризующееся политикой государственного террора. Заявленная тема эссе поднимает важнейшую проблему: имеет ли государство право применять к своей стране и к её народу политику жесточайшего давления и репрессий? Если да, то в каких случаях? Если нет, то почему? Разумеется, мы должны оценивать этот вопрос применительно к реалиям XVI в., когда насилие было естественным и даже вполне обыденным. Но в то же время актуальность этой проблемы сохраняется: вправе ли государство «воспитывать» свой народ в духе опричнины? Мнение историков в оценке причин опричнины и её значения неоднозначны: некоторые считают её бессмысленным террором, другие видят в ней историческую необходимость…………………………………………..  

Структура и план эссе

Далее следует обязательная постановка целей и задач эссе (смотрите об этом в разделе «Правила написания и оформления реферата» данных методических указаний). Хотя в нашем примере актуальность и цель эссе объединились. Кстати, цель работы обычно присутствует в её названии.

Дальнейшая структура эссе определяется предъявляемыми ниже требованиями:

· Мысли автора по проблеме излагаются в форме тезисов. Тезис – это кратко сформулированная основная мысль в одном лаконичном предложении. Т.е. тезис – это утверждение.

· Тезис должен быть подкреплен доказательствами, поэтому за тезисом следуют аргументы. Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" эссе.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру:

· вступление

· тезис, аргументы

· следующий тезис и его аргументы

· следующий тезис и его аргументы…

· заключение

При этом количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли и личных предпочтений автора. В заключении, которое должно чётко отражать позицию автора, окончательно определяется отношение к проблеме. Например,применительно к теме «Опричнина: историческая необходимость или бессмысленный террор?», заключение может выглядить так:

Итак, представляется, что введение опричнины имело основания и причины, диктуемые сложным историческим положением России. Ещё не до конца были подавлены корни раздробленности: боярство (хотя как мы доказывали далеко не все его представители) преследовало узкосословные интересы и не стремилось к централизации государства. К этому добавлялась сложная международная ситуация: борьба России за выход к морям и отражение внешней опасности со стороны южных соседей и Запада. Царь (как мы указывали), стремившийся утвердить российское государство в новом качестве, опасался предательства социальной элиты. При этом методы, которыми он руководствовался, были вполне в духе времени: подобные опричнине политические методы были распространены и в Западной Европе. Приведём близкое к позиции автора эссе, высказывание историка В.О.Ключевского: «……………………………………….. «…………………………………………………………».

В конце эссе приводится список использованной литературы (требования к его оформлению содержатся в данных методических указаниях в разделе «Правила написания и оформления реферата»).

Тематика рефератов

1. Геополитическое положение Древней Руси и его влияние на историческое развитие государства.

2. Этапы становления и особенности древнерусской государственности.

3. Как и когда Русь языческая стала Русью православной.

4. Киевское государство и внешний мир: особенности взаимодействия.

5. Распад Древнерусского государства и развилка исторических путей (XII-XIV века).

6. Основные концепции взаимоотношений Руси и Улуса Джучи в современной историографии.

7. Причины длительного существования золотоордынской зависимости Руси.

8. Проблемы противостояния Руси и католического Запада (XII-XV века).

9. Утверждение идеи «Москва – третий Рим»: ее исторический смысл и значение.

10. Иван Грозный и Андрей Курбский: два взгляда на государственное развитие Московского царства.

11. Опричнина: историческая необходимость или бессмысленный террор?

12. Превращение российского государства в многонациональное (XVI век).

13. Особенности российской ментальности к началу XVII века.

14. Великая Смута – время альтернатив (начало XVII века).

15. Русская православная церковь в трудные периоды отечественной истории (XII-XVII века).

16. Первые Романовы на российском престоле: восстановление традиций Московского царства или их трансформация?

17. Казачество и осмысление его роли в российской истории.

18. Земские Соборы на Руси: причины расцвета соборной деятельности и причины их ликвидации.

19. Бунташный век в истории России: взаимодействие власти и общества.

20. Освоение русскими Приенисейского края и этапы присоединения его к России.

21. Реформы Петра I - копирование опыта Запада или модернизация с учетом самобытности России?

22. Факторы превращения России в империю и особенности российской империи.

23. Превращение России в светское государство в XVIII веке.

24. Эволюция российского дворянства: этапы превращения из служилого в привилегированное сословие.

25. Внешнеполитическая доктрина России во второй половине XVIII века и ее реализация.

26. Реформаторский поиск властей в царствование Александра I.

27. Дискуссионные проблемы Отечественной войны 1812 г. в историографии.

28. Декабристы: герои или государственные преступники?

29. Оценка государственного курса Николая I: царь-реакционер или государственник?

30. Дискуссия славянофилов и западников: кто прав?

31. Крепостное право в России и почему оно просуществовало более 250 лет.

32. Противостояние России и кавказских народов: природа войн на Кавказе.

33. Становление буржуазных отношений в России и особенности российского капитализма

34. Русская деревня после отмены крепостного права: демография и социально-экономическое развитие.

35. Положение российских рабочих на рубеже XIX–XX вв. в сравнении с рабочим вопросом в Западной Европе.

36. Динамика численности и социальный состав населения Красноярска в XIX–начале XX вв.

37. Марксизм в России: почему русская интеллигенция так увлеклась революционной идеологией?

38. Народничество в России: утопия или упущенные возможности?

39. Достижения, проблемы и противоречия социально-экономической модернизации России в начале ХХ века.

40. Государственная Дума в России глазами консерваторов и либералов (начало XX века)

41. Была ли царская Россия «тюрьмой народов», как говорили большевики?

42. Почему пала монархия в России в 1917 году?

43. Первая мировая война и её уроки для России.

44. Приход большевиков к власти, их политическая стратегия и методы борьбы.

45. «Белые» и «красные» в гражданской войне и причины победы советской власти.

46. Проблемы русской эмиграция после окончания гражданской войны.

47. Достижения и негативные последствия социалистической модернизации в России (30-е годы XX века).

48. Коренной переворот в духовно-культурной сфере в 20-30-е годы XX века.

49. Был ли социализм реальностью в СССР?

50. Международная политика СССР накануне второй мировой войны: виноват ли И.В.Сталин в развязывании войны?

51. Главные факторы победы СССР над фашисткой Германией и дискуссии по этому вопросу.

52. Холодная война: как она начиналась, как шла и закончилась ли?

53. Противоречия хрущевской «оттепели» и оценки 10-летия Хрущева Н.С. в исторической литературе.

54. Советский Союз во второй половине 60-70-х гг. XX века: достижения и проблемы.

55. Перестройка М.С.Горбачёва: возвращение НЭПа?

56. Причины краха советской системы и распада СССР.

57. Августовская 1991 года революция и ее итоги.

58. Россия в начале XXI века: формирование нового общественного строя.

59. Россия в начале XXI века: новое положение в мировом мироустройстве.

60. Возрождение и рост православных ценностей в постсоветской России.

Тематика эссе

1. В какой мере была самобытна древнерусская цивилизация?

2. Известный историк Б.Д.Греков утверждал, что «восточным славянам принадлежит ведущая роль в образовании государства и очень наивно думать, что объединение под властью Киева есть результат какого-либо внешнего толчка». Откуда же тогда взялась династия Рюриковичей в русской истории?

3. Могла ли Русь стать католической или исламской цивилизацией?

4. Крупный русский историк Н.И.Костомаров утверждал, что только в ордынском «рабстве Русь нашла свое единство, до которого не додумалась в период свободы»? Насколько обоснована данная позиция?

5. В своих исследованиях Л.Н.Гумилёв считал масштабы ордынского ига сильно преувеличенными. Так ли это?

6. Известный историк Д.И. Иловайский заметил, что: «если от Владимира Святого до Петра I кто из русских государей достоин наименования Великого, то это именно Иван III». Ваше мнение?

7. Иван Грозный и Андрей Курбский: два взгляда на государственное развитие Московского царства. Кто прав?

8. Опричнина: историческая необходимость или бессмысленный террор?

9. Почему Смутное время в истории России называют социальной катастрофой?

10. Царствование Алексея Михайловича с точки зрения сочетания старины и новизны.

11. Историк А.М.Панченко сказал, что XVI век можно назвать веком русского одиночества. На основании чего был сделан такой вывод?

12. Модернизация в России при Петре I: прихоть властителя или историческая необходимост

Наши рекомендации