Ход и итоги Смутного времени

После смерти Ивана Грозного (1584 г.), русский престол занял его сын Федор (1584-1598 гг.). Царь Фёдор был физически нездоровым человеком и всё время проводил в чтении церковных книг, молитвах и поездках по монастырям. Управление страной он доверил брату своей жены Ворису Годунову. В. Годунов был та­лантливым и энергичным деятелем, проводил осторожную и ра­зумную политику: возрождал экономику страны, укреплял грани­цы.

Он отвоевал у Швеции устье Невы, утерянное после Ли­вонской войны. В 1592 г. отразил последний набег крымского хана Казы - Гирея на Москву.

Но самым крупным успехом дипломатических способно­стей В. Годунова было возведение московского митрополита Иова в сан патриарха (патриарх - родоначальник, высший духовный сан в Православной Церкви). Со времён принятия православия в 988 г. Русская Православная Церковь была митрополией (отделением) Вселенской Константинопольской патриархии. После падения Константинополя в 1453 г., т.е. почти полтора века как Русская Церковь была фактически автокефальной (самоуправляемой). Воз­ведение русского митрополита в сан патриарха повышало престиж Русской Церкви во всём православном мире, а Москва - столица самого крупного православного государства - становилась одним из столпов православия в мире.

Но в 90-е годы произошла одна трагедия, которая в даль­нейшем отразилась как на политической судьбе В. Годунова, так и страны в целом. В Угличе (1591 г.) при невыясненных обстоятель­ствах погиб девятилетний и последний сын Ивана Грозного царе­вич Дмитрий. В последствии, после смерти в 1598 г. бездетного царя Федора Иоанновича прямая династия Рюриковичей, правив­шая Русью с 862 г. прервалась. Патриарх Иов предложил избрать новым правителем России В. Годунова, как человека, который уже положительно зарекомендовал себя в качестве государственного деятеля. Годунов, зная, что род Рюриковичей был очень много­числен, особым авторитетом пользовались родовитые семьи Шуй­ских, Мстиславских, Голицыных и др., наотрез отказался от этой идеи. Тогда был собран Земский собор на котором царём был из­бран Б. Годунов. Так он стал первым царем, избранным Земским собором.

Годуновы, происходили из незнатных костромских бояр, находившиеся в услужении у бояр московских, которые были в очень тесном родстве с Рюриковичами. Они считали, что у них больше прав на русский престол, чем у выскочки Годунова. По­этому за новым царём сразу закрепилось название «безродного» царя, и он получил оппозицию в лице мощного московского бояр­ства. Положение Годунова на престоле было очень непрочным.

Однако, самостоятельное его правление в первые годы бы­ло многообещающим.

Свою главную задачу он видел в преодолении хозяйствен­ной разрухи. Для этого:

• в интересах дворян - помещиков издал указы о прикреп­лении крестьян к земле. В 1592 г. было закончено составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян, горожан. В 1597 г. Б. Годунов ввёл пятилетний срок сыска беглых крестьян;

• для помещичьих крестьян были определены нормы пода­тей и повинностей;

• жители наиболее бедных областей были освобождены от повинностей.

Однако эти и другие меры не встретили понимания в наро­де. По инициативе бояр распространялись слухи о недобрых делах Бориса, что страну ожидает большая беда.

Кроме того, на это время пришлись невиданные стихийные бедствия: в 1601 г. три месяца весной шли проливные дожди, по­том ударили морозы. Все посевы погибли. В 1603 г. в стране воз­никла угроза голода. Б. Годунов быстро предпринял самые энер­гичные меры: были установлены твёрдые цены на хлеб, в Москве была организована и бесплатная раздача хлеба. Но чиновники шли на различные махинации, в том числе и заранее посылали в дома, назначенные для раздачи хлеба, своих родственников, которые забирали весь хлеб, вызывая гнев у простых людей.

Б. Годунов, чтобы не вызвать ненависть со стороны мос­ковского боярства, репрессии в отношении бояр-мошенников не допускал.

В результате в стране разразился голод, он достиг чудо­вищных размеров. По некоторым данным в России вымерла 1/3 населения. Начались волнения, которые переросли в восстание холопов (1603 - 1604 гг.) под предводительством Хлопка Косола­па. Оно было жестоко подавлено.

Среди населения стали распространяться различные слухи, в том числе и объяснения стихийными бедствиями как гнева Вожьего. Причиной всему видели в Ворисе Годунове. Ему народ­ной молвой приписывалось убийство царевича Дмитрия, ставилась в вину ранняя смерть Федора Иоанновича и др.

Всенародно избранный царь стал вызывать недоверие, а со временем в ненависть у большинства народа.

А в это время в Польше, с подачи московских бояр, объя­вился человек, который стал выдавать себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия. Историки до сих пор точно не установили, кем же на самом деле был этот человек, но наиболее убедительной яв­ляется точка зрения, что первым самозванцем был монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он вошел в историю как Лже­дмитрий I. Самозванца поддержала польская шляхта (дворянство) и польская католическая церковь. Шляхта хотела вернуть те земли, которые до этого 100 лет входили в состав Польши, католическая церковь распространения католичества в России.

Король Польши Сигизмунд III Ваза (1587-1632 гг.) был ярым поборником католичества. Одной из главных идей всей его жизни было страстное желание распространения католичества и в России. Он и станет главным режиссером русской Смуты.

В 1604 г., снаряжённый на польские деньги, самозванец двинулся к Москве. О том, как сработали слухи говорит тот факт, что на всём пути следования все слои населения встречали его хлебом - солью. Народ считал, что с воцарением на престоле сына Ивана Грозного прекратится гнев Вожий на Россию.

В свою очередь, царь Ворис к этому времени сильно пере­менился. Обычно активный, он отошел от дел, стал мнительным, окружил себя колдунами. В апреле 1605 г. внезапно умер.

Судьба Вориса Годунова на русском престоле сложилась трагично. Вся его семья заплатила самую высокую цену за выс­шую власть в стране - он сам, его жена, сын и дочь погибли в пе­риод Смутного времени. И, тем не менее, его заслуги перед рус­ской историей высоки:

• Борис Годунов был царем созидателем, устроителем

страны;

• Это благодаря его усилиям народ более 20 лет жил в ус­ловиях мира;

• именно Борис Годунов фактически организовал возведе­ние московского митрополита в сан патриарха, и другие полезные дела.

Неслучайно, что сам царь, его жена и дети были похороне­ны на территории самого святого места в России - в Троице-Сергиевой лавре.

Итак, первая попытка русского общества преодолеть Сму­ту закончилась неудачей. Б. Годунов стал жертвой того, что риск­нул быть первым избранным царём. Народ не понимал и не мог смириться с мыслью о выбранном царе. Ни народ, ни сам Б. Году­нов не верили в его богоизбранность, т.е. в то, что сам Господь -Бог вручил Годунову Русскую землю в управление.

Тем временем спустя несколько месяцев после кончины Б. Годунова самозванец торжественно въехал в Москву, были аре­стованы новый царевич Федор Борисович, его мать, и тайно уби­ты. Москва колокольным звоном встречала, как она считала, сына Ивана Грозного - царевича Димитрия. Димитрий был венчан на престол и стал новым царём.

Следует заметить, что Лжедмитрий показал значительные способности к управлению страной. Под страхом смертной казни он запретил чиновникам брать взятки, повысил должностные ок­лады. Два раза в неделю - в среду и субботу - сам лично принимал челобитные, и все желающие могли встретиться с ним. Царь пре­образовал думу, участвовал в ее заседаниях, вникал во все дела, быстро схватывал суть вопроса и тут же принимал разумные ре­шения.

Активно приобщая Русь к европейской культуре, расширяя контакты с заграницей.

Конечно, Дмитрий был авантюристом. Но его главная беда заключалась в том, что он не оправдал как польских, так и бояр­ских ожиданий. Поверив в царское происхождение, он действовал самостоятельно, развивая свои особые политические планы. Бояр­ская камарилья не могла смериться с этим и используя его прома­хи и ошибки, сделало все, чтобы ореол богоизбранности вокруг "царя Димитрия" постепенно исчезал,

Одной из главных его ошибок было то, что он привёз с со­бой из Польши католических священников. Царь любил устраи­вать прилюдные споры католических и православных священни­ков на тему, чья же вера лучше. Кроме того, царь отверг русскую царевну Ксению, дочь Годунова, и сделал её лишь наложницей. К нему приехала невеста - дочь польского дворянина Марина Мни­шек. Она сразу же стала демонстрировать пренебрежение ко всему русскому. Это больно ударило по самолюбию русских людей.

Иерархи Церкви потребовали, чтобы «Маринка» приняла православие. Не сделать этого она была венчана на русский пре­стол и стала русской царицей, состоялось бракосочетание Дмитрия и Марины.

Создалась неслыханная ситуация. На русском престоле оказались две царствующие особы - самозванец, в этом уже никто не сомневался, и иностранка - католичка. В 1606 г. В разгар сва­дебных торжеств Лжедмитрий I был убит.

Вторая попытка преодолеть Смуту также закончилась не­удачей.

Во время народного возмущения против Лжедмитрия Iс Лобного места на Красной площади царём был «выкликнут» Василий Шуйский, стоявший во главе боярского заговора против самозванца. 1 июня 1606 г. В. Шуйский торжественно венчался на царство. Он пришёл к власти при помощи бояр, поклялся, что бу­дет править с их помощью и в их интересах. Это сразу вызвало раскол в обществе, поскольку в стране уже набрал силу и новый слой феодалов - дворянство. Были недовольны Шуйским и другие слои населения, что и вылилось в первую крестьянскую войну под предводительством И.И. Болотникова (1606-1607 гг.). В восстании приняли участие дворяне, посадские люди, крестьяне. Страна рас­кололась на два лагеря. Восстание охватило центр, юг страны. Мо­сква оказалась в осаде. Но в решающий момент дворяне пошли на сговор с В. Шуйским. У села Коломенское И.И. Болотников по­терпел поражение от войск Василия Шуйского. Он снял осаду и ушёл к Калуге, затем к Туле. В 1607 г. восстание было разгромле­но.

А в это время в Польше объявился новый самозванец, ко­торый также выдавал себя за сына Ивана Грозного. Он вошел в русскую историю под именем Лжедмитрий II. Снаряженный опять на польские деньги, новый самозванец в 1608 г. начал поход на Москву. Жители русских городов и его встречали хлебом - солью. Лжедмитрий IIподошёл к Москве, но взять ее не смог и стал лаге­рем в 17 км. от Москвы у села Тушино.

В Тушине он стал создавать свои органы государственной власти: Воярскую думу, приказы. Назначил патриарха Филарета, в провинции стал направлять своих воевод. Раздавал поместья, стал платить жалованье тем, кто переходил к нему на службу. Вояре и дворяне толпами стали уходить от Василия Шуйского.

Лжедмитрий IIстал одной из самых разрушительных фи­гур русской истории. Он расколол страну на две части. За год су­ществования Тушинского лагеря в стране возникло две власти: правительство царя В. Шуйского в Москве и правительство Лже­дмитрия II в Тушине. Государственность «перетекала» из Кремля в Тушино. Самозванец как бы «воровал» власть у Шуйского. За это его прозвали «Тушинским вором».

Возникла прямая угроза правительству Василия Шуйского в Москве. Тогда царь обратился за военной помощью к Швеции. В 1609 г. русские войска под руководством племянника царя моло­дого воеводы М. В. Скопина - Шуйского вместе со шведами раз­били войска Тушинского вора.

Польский король использовал этот факт как повод для от­крытой интервенции в Россию. Поляки во главе с королём осадили форпост России на Западе - г. Смоленск, но взять его не смогли. Тогда по приказанию короля отряд поляков двинулся к Москве. Когда они подошли к Тушинскому лагерю. Лжедмитрий IIбежал в Калугу, где и был убит.

В это время, в результате заговора, Василий Шуйский был низложен и пострижен в монахи. В Москве было образовано пра­вительство из семи бояр во главе с князем Ф.И. Мстиславским -т. н. «семибоярщина».

Третья попытка преодолеть Смуту также не удалась. Раз­рушение русского общества зашло слишком далеко. Остановить его могли только кардинальные меры. Василий Шуйский, как и Ворис Годунов, не верил в свою богоизбранность и на кардиналь­ные меры в обществе не пошёл.

В России началось боярское правление - семибоярщина. Страна переживала наивысший момент разрушения. Предательст­во государственных интересов России боярами превзошло все мыслимые пределы. Поляки подошли к самой Москве, шведы гра­били северо-западные русские земли. Не прекращались народные выступления. По стране свободно рыскали шайки своих и ино­странных разбойников, грабили местное население. Россию охва­тила всеобщая война: все воевали против всех.

В этих условиях московское боярство решило обратиться к польскому королю с просьбой: отпустить на русский престол его сына - королевича Владислава. На тот момент Речь Посполитая была в Европе могущественным государством и представляла для России большую опасность. Казалось, избрание польского короле­вича русским царём разрешит все проблемы и противоречия.

Москва присягнула на верность Владиславу. Московские бояре ночью впустили поляков в «святая святых» русской земли -Кремль. Возникла прямая угроза потери независимости страны.

В Польшу было собрано посольство, чтобы обговорить ус­ловия избрания на престол Владислава. Главой посольства был назначен митрополит Филарет, в миру Фёдор Романов. В то время ни одно важное дело не начиналось без согласия главы Русской Церкви. Митрополит Филарет должен был получить благословле-ние патриарха Гермогена. Он, несмотря на преклонный возраст, отличался твёрдостью духа и неуступчивостью характера, что и спасло государственность России в это самое сложное время.

Патриарх взял с митрополита слово, что непременным ус­ловием восхождения польского королевича на русский престол должно быть принятие Владиславом православия. Филарет по­клялся патриарху, что этот пункт договора он будет отстаивать ценой собственной жизни.

Переговоры начались в Смоленске. Польский король, что и следовало ожидать, отверг требование русской стороны о приня­тии его сыном православия. Филарет же клятвы, данной патриар­ху, не нарушил, договор не подписал. За это русское посольство было заключено под стражу. Митрополит Филарет пробыл в поль­ском плену до 1619 г.

В Москве патриарха Гермогена заключили в темницу. Но и здесь он нашел способ и стал рассылать из заключения грамоты в монастыри, города с призывом подняться ради спасения родины и православия от иноверцев и идти к Москве. Тогда поляки ужесто­чили содержание патриарха и бросили его в каменный подвал Чудова монастыря. Там патриарх был уморен голодом.

Мученическая кончина патриарха за православную веру всколыхнула русское общество. Патриарх успел сформировать общественное мнение в пользу восстания против поляков. Смерть главы Русской Церкви дала толчок национальному самосознанию. Спасение России пришло из провинции. Первое земское ополче­ние было создано в Рязани дворянином П. Ляпуновым. Основой ополчения стали дворяне и горожане Рязани, Владимира, Мурома, Суздаля, Вологды, Ярославля, Костромы и других городов. Вли­лись в ополчение казаки-тушинцы во главе с Иваном Заруцким. Весной 1611 г., когда ополчение подступило к Москве, в городе вспыхнуло восстание против поляков.

Но вскоре между руководителями ополчения и казацкими отрядами начались разногласия. Первое земское ополчение распа­лось.

Между тем грамота патриарха Гермогена была получена и в Нижнем Новгороде. Земский староста Козьма Минин зачитал её после богослужения в одном из храмов. Тут же было принято ре­шение - на организацию ополчения собрать со всех нижегородцев и жителей окрестных деревнь 1/3 имущества. Сборщиком средств был назначен К. М. Минин. Воеводой был выбран князь Д. М. По­жарский.

Патриотическое движение, которое началось в Нижнем Новгороде, было поддержано другими городами. Стараниями К. М. Минина и Д. М. Пожарского численность ополчения, состоявшего сначала из 2-3 тыс. чел., начала быстро увеличиваться. В марте 1612 г. ополчение выступило вверх по Волге к Костроме и Яро­славлю. В Ярославле был создан "Совет всея земли" - временное правительство из представителей духовенства и Боярской думы, выборных дворян и посадских людей. Во главе его встали Д. М. Пожарский и К. М. Минин. Начали действовать и приказы. К этому времени численность ополчения составила уже 10 тысяч чел.

В августе 1612 г. основные силы второго ополчения подо­шли к Москве. Д. М. Пожарский разбил свой лагерь у Яузы и ок­ружил укреплениями Кремль, в котором засели польско-литовские интервенты. В октябре ополченцы с боем взяли Китай-город, и 22 октября на день обретения иконы Казанской Богоматери. Москва была освобождена от поляков.

Князь Д. М. Пожарский в память обо всех погибших в пе­риод Смутного времени, а также в честь иконы Казанской, при­нёсшей ему победу и славу, на Красной площади выстроил Собор Казанской Вожьей Матери. В 30-е гг. при Советской власти собор был разрушен, а в 90-е гг. ХХ в. был воссоздан по старым черте­жам.

В начале 1613 г. в Москве был созван Земский собор для избрания нового главы государства. Вокруг кандидатуры будуще­го царя разгорелась острая борьба. Одна группа бояр предлагала польского королевича Владислава, другая - шведского Филиппа. Руководители казаков выдвигали сына Лжедмитрия IIи Марины Мнишек - Ивана, прозванного в народе «воренком» а также пред­лагали кандидатуры из старых княжеско-боярских родов - Мсти­славских и Голицыных

В конце концов, к новому царю были предъявлены три требования:

• он должен быть русским;

• иметь кровную связь с предыдущей династией Рюрико­вичей;

• поддерживаться всеми сословиями.

После долгих обсуждений Земский собор остановил свой выбор на кандидатуре 16-летнего Михаила из старинного боярско­го рода Романовых, сыне митрополита Филарета, в миру - боярина Федора Никитича, который в это время находился в польском пле­ну. Михаил Романов и стал новым русским царём.

Выбор Земского собора оказался исключительно удачным. Избрание царём представителя русской боярской фамилии, нахо­дившейся в родстве по женской линии с Иваном Грозным, имело тогда большое значение. Россия сохраняла государственный суве­ренитет, национальную самостоятельность.

Наши рекомендации