Политический строй Российского государства.
Система центрального и местного управления.Политическая система страны стала развиваться в сторону централизации. При великом князе сложился постоянно действующий совет знати - Боярская дума,верховный орган власти, состоящий из бывших самостоятельных князей, который как бы представлял «всю русскую землю». Все вопросы государственного управления решались великим князем совместно с Думой. При решении проблем чрезвычайной важности (о войне, мире, завещании великого князя и др.) созывались совместные заседания Боярской думы с иерархами церкви (Освященным церковным собором). Из подобных совещаний произошли позднее Земские соборы.В конце ХУ в. появились первые «приказы»,- центральные правительственные учреждения, ведающими отдельными отраслями княжеского управления, главную роль в которых играли дьяки - правители великокняжеских канцелярий. В основе приказной системы лежали принципы нераздельности судебной и административной власти.
В основе местного управления лежала система кормлений,являющаяся одним из источников обогащения верхов за счет населения. «Кормленщики», т. е. наместникии волостели(управители волостей) полностью находились на содержании местного населения. Их власть была универсальной, т. к. они правителями, судьями, сборщиками налогов и пошлин, а наместники - и местными военачальниками. Право на получение кормлений имели лишь князья, бояре и бывшие «вольные слуги» великого князя.
Система центрального и местного управления получила свое закрепление в Судебнике1497 г. - первом великокняжеском Судебнике,который вводил единообразный порядок суда и управления на всей территории Русского государства. Так, 57 статья Судебника устанавливала в качестве общегосударственного закона правило, по которому крестьяне могли уходить от своих хозяев только один раз в году - за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и в течение недели после него, с выплатой «пожилого», т.е. оплаты за проживание на земле феодала.
В период правления Ивана IIIсложился институт местничества,согласно которому все боярские фамилии распределялись по ступеням иерархической лестницы, и все их служебные назначения (как военные, так и гражданские) должны были соответствовать их родовитости. Собравшись в Москве, бывшие «властители земель» распределяли между собой политические привилегии и материальные блага на службе у московского великого князя. В этом отношении институт местничества был не только препятствием в борьбе великокняжеской власти за укрепление государственного аппарата, но и проявлением ее зависимости от боярства.
Высшая духовная властьоказывала влияние на решение государственных вопросов. Великий князь по своему усмотрению назначал митрополитов и епископов, которые порой противодействовали мероприятиям великого князя. Церковные соборыобсуждали многие вопросы выдвигаемые властью, нуждавшейся в поддержке церкви.
При Иване IIIвместо дружин создается единая военная организация - московское войско,основу которого составляют дворяне-помещики. По требованию великого князя они должны были являться на службу с вооруженными людьми из своих крестьян или холопов, количество которых зависело от величины поместья.
3. Социально-экономическое развитиеК концу ХУ в. территорияРусского государства простиралась от Ледовитого океана на севере, до среднего течения Сейма на юге, от Финского залива, Чудского озера, верховьев Западной Двины и Днепра на западе, до Уральских гор на востоке и реки Оби на севере-востоке. Только за один век (между серединами ХУ- ХУпзв.) территория Руси увеличилась в шесть раз. Воссоединение русского народа (великороссов) в составе единого государства и общий экономический подъем привели к росту коренного русского населения. Так, в конце ХУ в. население Русского государства составляло около 5-6 млн. человек, а к середине ХУI оно возросло до 9 млн.
К этому времени укрупняются сельские поселения (села, деревни), растут города, увеличивается число населения на землях, расположенных вокруг Москвы, насчитывающей более 100000 жителей и являющейся крупнейшим европейским городом. По мнению польского историка Матвея Меховского Москва была (в 20-х гг. ХУ! в.) вдвое больше Франции и Праги; англичанину Ченслеру она показалась больше Лондона с предместьями. Крупнейшими городами страны были также Новгород, который, как считал тот же М. Меховский, « на много больше, чем Риле», и Псков (иностранные путешественники сравнивали его с Парижем).
Основным занятием населения оставалось земледелие, развитие которого в центральных районах достигло высокого уровня, и здесь окончательно утвердилась паровая система. Земледелие утвердилось и на севере, в приморской части новгородской территории и распространилось на юг и юго-восток, а также на новые земли, присоединенные к Русскому государству.
В конце ХУ - ХУI вв. существенные изменения происходят в структуре феодального землевладения. Идет постепенный распад крупных княжеско-боярских владений, особенно бывших удельных князей и бояр, и Развитие служилого поместного землевладения (поместья - это земли, раздаваемые великими и удельными князьями феодалам во временное пользование при условии несения ими «государевой службы»). Поместья запрещено было дарить и продавать. Земля, отданная в поместье, формально оставалась в руках верховного собственника - великого князя всея Руси. Феодалы, переселенные на новые места, т.е. «испомещенные там», стали называться помещиками. В развитии поместного землевладения большое значение имел захват феодалами общинных крестьянских земель, а также освоение новых территорий, присоединенных к Русскому государству.
В центральных районах страны в ХУ в. началось наступление монастырей на светское вотчинное землевладение, что было связано с большей приспособленностью монастырского хозяйства к новым условиям жизни: монастыри активно приспосабливали свое хозяйство к потребностям рынка. Уже к середине ХУI в. монастыри объединяли около трети частновладельческого земельного фонда.
Изменения в формах землевладения были связаны с заметными сдвигами происходящими в самом феодальном хозяйстве, определяющей чертой которых был процесс закрепощения крестьян.
К концу ХУ в. сложились три основные группы крестьянства: владельческие, дворцовые, черносошные. Основную массу составляли владельческие крестьяне. Усиление процесса закрепощения крестьян выражалось, с одной стороны, в интенсивном превращении черносошных и дворцовых крестьян в крестьян владельческих (в результате раздачи общинных земель помещикам и монастырям), с другой, - в усилении самих форм крепостной зависимости владельческих крестьян от своих феодалов. Крестьяне постепенно попадают в полную зависимость от феодала и фактически лишаются права перехода к другому хозяину. Важную роль в этом отношении сыграл Судебник 1497 года.
Меняется характер зависимости крестьян на вотчинных и поместных землях - натуральные оброки начинают заменяться денежными. В середине ХУ в. получает развитие барская запашка, для обработки которой используются не только холопы, но и крепостные. Изменяется и положение самих холопов, т. к. их сажают на отбираемую у крестьян землю и превращают в обычных крепостных крестьян. В свою очередь, крестьянские наделы сокращаются.
В ХУ-ХУI вв. на Руси широко развиваются промыслыи ремесла.Это касается, в первую очередь, добычи руды, т.к. потребность в металле значительно возрастает. Довольно широко развиваются гончарное, деревообрабатывающее, кожевенное и др. ремесла. К середине ХУI в. активно развиваются многочисленные ремесленные рядки, торжки, появляющиеся в селах, расположенных на торговых путях.
Заметно возрастает значение Москвы как экономического центра страны, в котором к началу ХУI в. появились целые ремесленные кварталы - слободы, населенные кузнецами, кожевниками, плотниками, гончарами, мыльниками, серебряниками, портными, оружейными мастерами и ремесленниками других специальностей. Здесь же размещались и дворы торговых людей. Главный московский торг находился на Великом посаде, в районе Красной площади. Москва была крупнейшим центром внутренней торговли. Почти все торговые пути Северо-Восточной Руси, в той или иной степени, сходились в столице: сюда везли рыбу, пушнину, соль из Двинской земли, Пермского края, Вятки; хлеб, мясо, птицу, сало, кожи - из Ярославля, Костромы, Нижегородчины, Рязани; лен, коноплю - из новгородских и псковских земель и т. д.
Заметно возрастает и внешняя торговляРуси. Ее торговые связи развиваются с Ливонией, Литвой, Ганзейскими городами, растет торговля с Ираном, Кавказом, Средней Азией, Турцией, при посредничестве которой осуществляется и русско-итальянская торговля, особенно с Венецией. Основная торговля с Западом шла через Новгород, Псков, Тверь, после 1514 г. - через Смоленск.
Однако на пути русской внешней торговли было много препятствий: на Востоке - Казанское ханство, державшее в своих руках волжский торговый путь; на юге - Крымское ханство, закрывающее выходы к Черному морю; на Западе - Литовско-Польское государство, Ливонский орден, Ганзейский союз, Швеция, настойчиво препятствующие развитию торговых сношений Руси с Западной Европой.
Русская культура ХШ- ХУ вв.
Нашествие ордынских полчищ нанесло тяжелейший удар развитию русской культуры. Литературасередины - второй пол. ХШ в. представлена рядом эмоциональных и поэтичных произведений, отражающих события татаро-монгольского вторжения, наполненных великой скорбью о былом величии Русской земли. Среди них особое место занимают «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем, «Житие Александра Невского».
Возрождение культуры начинается во 2-й пол. в., особенно в годы предшествующие Куликовской победе и ближайшие после нее. Характерной чертой культурного подъема было особое внимание к государственным интересам, к национальному объединению под властью Москвы. В поисках опоры для своего культурного возрождения русские обращаются к эпохе былой независимости русского народа - к Руси ХI - ХП вв.
Обращение это имело народный характер, в чем глубоко убеждают русские былины, имеющие, в основном, два цикла - киевский и новгородский. Киевский цикл с его богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем, объединяют действие былин вокруг Киева и киевского князя Владимира IСвятославича, ко временам которого относится расцвет Киевской Руси.
В конце Х^-начале ХУ вв. начинается подъем русской литературы, когда появляются различные произведения: летописные, житийные, повествовательные, фольклорные. Победа на поле Куликовом способствовала рождению специально посвященных ей произведений, - «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и
др.
С конца ХГУ в. активно развивается московское летописание,которое сосредотачивалось в руках великокняжеских дьяков. В летопись записываются «разряды» военных походов, описание приемов во дворце, даются точные хронологические справки, приводятся имена участников похода и списки убитых. Подробно отмечается в летописи все существенное и важное с точки зрения великокняжеской политики, подробно описываются военные события, особенно те походы, в которых принимал участие сам великий князь. Летописные своды появляются в Твери, Нижнем Новгороде, Ростове, Смоленске, Пскове и других городах. Своей ценностью исторического материала особенно славятся летописи Новгорода Великого.
Интерес к мировой истории был представлен рядом хронографов, из которых наиболее известным стал «Елинсский и Римский летописец». В середине ХУ в. создается всемирная история, так называемый «Русский хронограф».Помимо хронографов, излагавших мировую историю, появляются: обширная повесть о взятии Царьграда турками, описания путешествий на Афон, в Иерусалим, в Константинополь, во Флоренцию. Тверской купец Афанасий Никитин на 30 лет раньше Васко да Гама проник в Индию и составил описание своего «Хождения за три моря».
С середины ХУ в. все большее значение в литературе приобретает публицистическая направленность. Публицистикапроникает в летопись, в историческое повествование; публицистические отступления встречаются даже в житиях святых и в богословской литературе. Крупнейшими публицистами конца ХУ - начала ХУI вв. по праву считаются Вассиан Рыло, Иосиф Волоцкий, старец Филофей, Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, митрополит Даниил и многие другие. Ду4х критики, строгая логика в аргументации своих мыслей определяли собой публицистические выступления.
В - ХУ вв. особое развитие получает живопись.Расписываются старые здания церквей, возобновляются старые памятники живописи. Однако, новое искусство живее прежнего, оно полно движения, внимания ко всему индивидуальному. Расцвет живописи проходит под знаком интереса к человеческой психологии. Так, художники подчеркивают человеческие страдания Христа на кресте, стремятся передать чувство материнства в Богоматери, различные состояния святых.
В творчестве Феофана Грекаи Андрея Рублеварусское изобразительное искусство достигло своей вершины. Ф.Грек соединил в своем творчестве лучшие традиции византийского искусства с достижениями русских живописных школ. Лучшими работами его считаются фрески в новгородской церкви Спаса на Ильинке в Новгороде и часть икон из иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле. Занимался Феофан и светской живописью: на стене одного из княжеских домов в Москве он изобразил панораму Москвы.
Гениальное творчество А.Рублева стало предметом легенд и страстных споров. Его живописными произведениями восхищались современники и далекие потомки. С именем Андрея Рублева соединялось все лучшее, что было в древнерусской живописи. Его деятельность началась в Троице-Сергиевом монастыре, из которого Андрей перешел ближе к Москве - в Андроников монастырь. Созданная Рублевым икона «Троица» принадлежит к самым выдающимся произведениям мирового изобразительного искусства, которая сочетает в себе богословский символический сюжет с высоким гуманизмом и простой человеческой правдой.
Рост Русского государства отражают произведения Дионисия - мастера огромной силы и творческой фантазии. Его работы относятся к концу ХУ - началу ХУI вв. Вместе с другими мастерами он пишет иконы Успенского собора Московского Кремля, работает для Ростовского собора, расписывает собор Иосифо-Волоколамского монастыря. В начале ХУI в. Дионисий с сыновьями работал в Ферапонтовом монастыре. Тематически произведения Дионисия в основном посвящены культу богоматери - «покровительнице» Москвы. В тематике росписей Дионисия сливается влияние растущего государства с влиянием семьи и утверждением личности.
Архитектура. Государственное величие Москвы наложило заметный отпечаток на монументальные произведения второй половины ХУ в. В ХГУ-ХУ вв. продолжалось развитие местных архитектурных школ, среди которых все большее значение приобретала московская школа, которая опиралась на традиции владими-ро-суздальского зодчества. В 1366 г. началось строительство каменного Московского кремля на месте деревянных укреплений Ивана Калиты, что было связано с возвышением Москвы, с укреплением ее мощи и подъемом ее значения среди других русских княжеств. Строительство Кремля было завершено при Иване IIIи Василии III. Московский Кремль - это живая история русского народа. В строительной деятельности Москвы приняли участие зодчие и художники из Пскова, Новгорода, Твери, Владимиро-Суздальского княжества, а также архитекторы Италии.
Строительство новых крепостей и церквей ведется не только на северо-западе от Москвы, но и южнее ее - как бы навстречу завоевателям: с 60-х гг. ХГУ в. ведется строительство в Коломне на Оке, где накануне Куликовского сражения строится большой собор Успенья.
Крупнейшими постройками первой четверти ХУ в. были: Успенский собор в Звенигороде, соборы Саввино-Сторожевского и Андроникова (в Москве) монастырей, церковь Троице-Сергиева монастыря. Зодчество Руси Х^-ХУ вв., в основном, развивалось под влиянием идей общего народного возрождения и подъема патриотического сознания, характерные для всех форм русской культуры Х^-ХУ вв.
Высокого совершенства достигает русское прикладное искусство и ремесло, представленные произведениями ювелирного искусства, изумительными образцами шитья, окладами на переплетах книг и др.
Огромное значение для военного дела имело раннее развитие артиллерии.Первые железные пушки появились в Москве при Дмитрии Донском. В 1382 г. они сыграли свою роль при обороне Москвы от войск хана Тохтамыша. При Иване IIIв Москве находился большой пушечный двор на реке Неглинной. Здесь, на Пушечном дворе, впоследствии работали такие прекрасные русские мастера, как Дубинин, Чохов, Осипов, создавшие свои конструкции орудий, намного обогнавшие передовую техническую мысль Западной Европы.
Известное распространение в Х^-ХУ вв. получают естественно-научные сведения, накапливаются эмпирические знания: переводятся лечебники, космографии, сочинения по астрономии, в летописи 2-й пол. ХУ в. встречаются точные описания чумы. Арифметические знания вырастали на основе практических потребностей торговли. То же самое практическое назначение имела и геометрия, в тесной связи развивающаяся с землемерным искусством: приемы исчисления площадей квадрата, параллелограмма, трапеции, треугольника и т. д. Возникает интерес к химии красок и чернил, развиваются знания по медицине, анатомии, лекарственной ботанике.
В развитии русской культуры Х^-ХУ вв. лежали идеи освобождения от чужеземного ига и объединения страны в единое целое. Все взоры народа обращались ко времени, когда Русь была едина, независима и сильна.
Контрольные вопросы
1. Какие общественные группы и почему были заинтересованы в объединении русских земель?
2. Можно ли процесс объединения назвать закономерным?
3. Каково значение Куликовской битвы?
4. Докажите, что в ХУ в. образовалось единое государство.
5. Как создание единого Русского государства повлияло на развитие культуры ХУ-ХУ1 вв.
6. Какие идеи несли в себе памятники зодчества и живописи?
7. Что вы можете рассказать о творчестве Андрея Рублева?
Литература
1. Боханов А.Н. От Владимира святого до наших дней. - М., 2005.
2. Гумилев Л. Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. -М., 1992.
3. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и политиков (1Х-Х11 вв.) - М. 1999.
4. История России с древнейших времен до конца ХУ11 в. Под
ред. А.Н.Сахарова. - М., 2000.
5. Ключевский В. О . Краткое пособие по русской истории.- М.,
1996.
6. ПонькаТ.И., Саврушева К.Ц. История отечества. Учебник. Электронная публикация: http://www.ido.edu.ru/ffec/hist-index.html
7. Понька Т. И., Саврушева К. Ц. Хрестоматия по отечественной истории. Электронная публикация: http://www.ido.edu.ru/ffec/hist-index.html
8. Е.В.Пчелов. Династия Рюриковичей. Хроника событий. - М.,
2001.
9. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хре-
стоматия по истории России. - М., 1999.
10.Фроянов Н.Я. Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической истории. - М., СПб, 1999.