Социально-экономическая структура Руси
Основу хозяйства Древней Руси составляло пашенное земледелиеразных типов. На черноземном юге земли распахивали в основном ралом или плугом с парной упряжкой волов, а на севере и в лесистых местах - сохой, которую впрягали одну лошадь. Сеяли рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, лен, коноплю, сажали репу.
О важности земледелия говорит тот факт, что засеянные земли назывались «жизнью», а основной злак для каждой местности - «житом» (от глагола «жить»). К ГХ-Х вв. появилось большое количество земель, расчищенных из под леса. Применялась переложная система (перелог),известно было двуполье и трехполье с яровыми озимыми посевами. В лесных районах сохранялось подсечное земледелие(подсека).
В хозяйствах крестьян имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, домашняя птица. Развивались рыболовство, охота, бортничество (добыча меда). С развитием торговли возник спрос на пушнину, что усилило в хозяйстве роль охоты.
В ранний период Древнерусского государства повсюду существовали крестьянские общины, которые являлись объектом притязаний со стороны некоторых феодалов. Крестьянская общинаназывалась «миром» или «вервью» и состояла из одного большого села или нескольких разбросанных поселений, а также из больших семей и мелких крестьянских хозяйств, которые самостоятельно обрабатывали землю. Все члены общины были связаны круговой порукой (взаимной ответственностью за уплату дани, за преступления). Помимо земледельцев в общине жили и ремесленники: кузнецы, гончары и др.
Большую ценность представляла земля с работающим на ней населением. Экономической основой Древней Руси было крупное феодальное землевладениекнязей, бояр, мужей-дружинников, после принятия христианства - церкви.
Разновидностью земельной собственности были «черные» государственные земли,верховными собственниками которых были князья, дарившие, продававшие и обменивавшие их вместе с проживавшими на этих землях «черными» крестьянами.
К середине Х! в. все чаще земли попадают в частные руки. Как и в других европейских странах, на Руси создавался княжеский домен,представлявший собой комплекс земель, населенных людьми, принадлежащими главе государства, подобные владения появились и у братьев великого князя, его жены и родственников. Вокруг крупных городов появлялись боярские вотчины(от слова «отчина» - наследие отца), где жили бояре и дружинники.
В Х1 в. появились церковные земельные владения,которые великие князья предоставляли высшим иерархам церкви - митрополиту, епископу, монастырям, церквам.
Хозяйство феодала держалось на использовании многочисленных категорий непосредственных производителей: смердов, рядовичей, закупов, изгоев, холопов.
Большую экономическую мощь приобретали города, которые были политическими, административными, торговыми и ремесленными центрами, где сосредотачивались богатства крупных феодалов. Города заселялись торговыми людьми, ремесленниками, занимавшимися городскими промыслами. Центром города был кремль (детинец), у стен которого и снаружи располагался посад (торгово-ремесленное поселение), где находился торг (торговая площадь), на котором протекала вся жизнь города. Торговцы и ремесленники жили на посаде, близ кремля, куда их селили князья и бояре, отсюда и пошло их название - посадские люди, игравшие заметную роль в хозяйстве и политической жизни общества.
В городах развивалось мастерство кузнецов, оружейников, золотых и серебряных дел мастеров, стекловаров, каменщиков, гончаров и многих других специалистов. Русское ремесло стояло в одном ряду с ремеслом передовых стран Западной Европы. Предметами восхищения на Западе и Востоке были русские стальные клинки, кольчуги, золотые изделия с эмалью и резьбой по кости.
В конце 1Х - первой половине Х вв. расширялись внешнеторговые связиРуси. Зарубежные страны покупали русские изделия и другие товары, привезенные купцами. Важнейшими статьями экспорта страны были: пушнина и меховые изделия, лес, мед, воск, смола. В меньшей степени вывозились продукты сельскохозяйственного производства: выделанная кожа, сало, зерно, лен, пенька.
Социальная борьба.Уже в Х1 в.в Древнерусском государстве происходят открытые выступления народных масс против феодалов. Отличительной особенностью этих движений является то, что большинство их имело религиозную оболочку. Усиление гнета связывалось в сознании смердов и городских низов с введением новой религии, что придавало их борьбе форму борьбы за старую языческую религию против христианства. Этим и объясняется, что в большинстве случаев движениями социальных низов руководили волхвы(носители старого языческого культа). К наиболее крупным выступлениям следует отнести: «мятеж великий» в Суздале 1024 г., Киевское восстание 1068 г., восстание смердов в Ростовской земле, на Белоозере (около 1071 г.). В конце ХI в. усиливаются социальные противоречия, вызванные прежде всего ростом ростовщичества и вследствие этого разорением и закабалением торгово-ремесленного населения Киева.