Состояние Буддистско – Тихоокеанской цивилизации и её геополитические перспективы в XXI веке
Рассмотрение начнем с ретроспективного анализа основных этапов развития БТЦ, то есть с построения фактолого – хронологической системы.
Во-первых, основанием для БТЦ явилось первое государство-империя Цинь, которое образовалось в IV-III тысячелетиях до нашей эры в долине реки Хуанхе.
Особенностью китайских политических концепций с самых древних времен и по сию пору был национализм и геополитическое осознание особого положения Китая в мире (весь мир выстраивается вокруг Срединного Царства – вот так!).
«Колыбель человеческой цивилизации, окруженная варварами», «избранный народ», а все остальные – либо платят дань, либо подлежат истреблению.
Отсюда – геополитическая экспансия по схеме «от сильного Центра – к слабой периферии» на территории соседних народов (военная и культурная экспансии) в результате которой в VI веке нашей эры сформировалась национальная геополитическая концепция - китаецентризм (установление власти над Азией).
Во-вторых, на формирование БТЦ оказало влияние особое географическое положение составляющих ее геополитическое пространство территорий (Китай, Япония, Корея Вьетнам, Тайланд).
Суть в том, что с севера, запада, северо-запада и юго-запада они окружены горными массивами и пустынями, а с востока и юга граничат с морями Тихого океана. В результате создались условия для территориальной автаркии, которая просуществовала до середины XIX века. Это означает, что страны БТЦ практически не подверглись геополитическому воздействию со стороны других цивилизаций (нашествия, религиозные войны).
В-третьих, основные религии БТЦ появлялись последовательно (буддизм – VI век до нашей эры, даосизм и конфуцианство - III-IV век нашей эры, синтоизм – VI-VII век нашей эры), как бы дополняла друг друга по принципу политеизма, без антагонистического противопоставления друг другу.
В результате религиозный контроль геополитического пространства внутри БТЦ осуществлялся по схеме «старший брат не ущемляет права младшего брата в рамках общего дома». Поэтому, даже марксистская идеологическая экспансия в XX веке не оказала значительного влияния на то, что было заложено религиозной терпимостью и территориальной автаркией.
В четвертых,сельскохозяйственные страны БТЦ в середине XIX века, будучи самодостаточными, с точки зрения автаркии, оказались перед фактом внешней экономической экспансии ЗХЦ, что привело к колонизации Китая, Таиланда, Вьетнама, Кореи и полуколонизации (экономической) Японии.
И, последнее. В отличие от других мировых религий, религии БТЦ развивались в гармонии с геополитическими особенностями территорий и генофонда. Этим религиям некому было противостоять. В результате, самая древняя религия - буддизм - никогда не воспринимал даосизм, конфуцианство, сионизм как ереси.
Подводя итог вышеизложенному, можно утверждать, что:
БТЦ обладает внутренней геополитической устойчивостью за счет единства религиозной концепции и национально ориентированного генофонда.
Планетарная геополитическая организация
На сегодняшний день существует много подходов к формам организации пространства и генофонда планеты. Категорию «организация» мы будем рассматривать как синоним категории «структура».
Структура – это способ связи элементов в системе. Поскольку в нашем случае система – это две противоположности «генофонд» и «пространство», то речь пойдет именно о структуре этой системы.
Типы планетарной организации, которые содержатся в современном геополитическом знании:
- цивилизационная организация (религиозная);
- расовая организация;
- языковая организация;
- климатическая организация;
- государственная организация (границы, государственное устройство, формы организации государств);
- национальная организация (этносы);
- формационная организация (по способу производства);
- институциональная организация (политическая организация планеты – ООН и др.; экономическая – НАФТА и др.; социальная – Красный Крест и др.; военная – НАТО и др.);
- региональная организация (культурно – исторические регионы – Западная Европа и др.);
- стадийная организация (уровень развития стран – ПИ, И, ДИ);
- географическая организация (континенты, океаны, полушария и пр.);
- ресурсная организация;
- типологическая организация;
- интеграционная организация;
- другие.
Рассмотрение проведем последовательно.
Цивилизационная организация – совокупность этносов, исповедующих одну и ту же мировую религию и распределенных в географическом пространстве культурно – исторического региона (регионов).
Культурно – исторический регион – территория, которая характеризуется устойчивой целостностью в историческом, географическом, политическом, экономическом, культурном отношении.
Цивилизационных организацийна сегодняшний день пять:
- Западно-Христианская;
- Российско-Православная;
- Мусульманская;
- Индуистская;
- Будистско – Тихоокеанская.
Очевидно, что в этом типе налицо схема «этнос – мировая религия – культурно- исторический регион».
Этнос - это исторически сложившаяся совокупность людей, обладающих единым языком, общими особенностями культуры и общим самосознанием (т.е., ощущением принадлежности к этой совокупности людей).
Однозначного ответа на вопрос, что лежит в качестве источника формирования этноса – социальный фактор или природный – пока нет.
Расовая организация – это совокупность этносов, обладающих антропологическими особенностями, общими для всех этносов, которые сформировались конкретной средой обитания и различными способами обеспечения жизнедеятельности в этой среде.
Расовых организаций пять: европеоидная, монголоидная, негроидная, австралоидная, переходного типа.
Очевидно, что в этом типе налицо схема: «этнос – общие антропологические особенности – конкретная среда обитания».
Языковая организация – это совокупность этносов, говорящих на родственных с точки зрения происхождения языках и объединенных в языковые семьи и группы в географическом пространстве культурно – исторических регионов.
Известно четыре языковых семьи: индоевропейская (включает индоарийскую, славянскую, романскую, германскую группы), сино – тибетская (включает китайскую группу), нигеро – кордофенская, афразийская (включает семито-хамитскую и прочие группы этой семьи).
Очевидно, что в этом типе налицо схема: «этнос – язык – языковая подгруппа – языковая группа – языковая семья – культурно – исторический регион».