Перечислите основные межгосударственные организации в сфере космического права.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Скаридов А.С. Морское право: Учебник. М., 2012.
2. Гуцуляк В.Н. Международное морское право (публичное и частное). М., 2006.
3. Бордунов В.Д. Международное воздушное право: Учебное пособие. М., 2007.
4. Международное космическое право: Учебник. Отв. ред. Г.П. Жуков, Ю.М. Колосов . М., 2009.
5. Международная морская организация: http://www.imo.org/ ; международная организация гражданской авиации: http://www.icao.int/ ; Международный институт космического права: http://www.iislweb.org/.
Тема 6. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
§ 1. Понятие, принципы и источники международного экологического права
Международное экологическое право - это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права в сфере охраны окружающей среды, ее рационального использования и воспроизводства в целях обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития.
Среди факторов, повлиявших на формирование особого надгосударственного порядка правовой охраны экологии, следует выделить:
изменения климата, сокращение озонового слоя, кислотные дожди, опустынивание, биологическое разнообразие, рост численности населения, ресурсный кризис.
Разработаны два элемента международного экологического права: концепция «устойчивого развития» и концепция «экологической безопасности». В 1986 г. в Оттаве на Международной конференции по охране природы и развитию были разработаны принципы по обеспечению устойчивого развития:
· сочетание сохранения природы и развития общества;
· удовлетворение основных потребностей человека;
· достижение равенства и социальной справедливости;
· обеспечение социального самоопределения и культурного разнообразия;
· поддержание целостности экосистем.
Экологическая безопасность объединяет нормы, направленные на обеспечение экологической безопасности как основы международной безопасности, что признано международным сообществом в соответствующих Резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1986 г. и 7 декабря 1987 г. Экологическая безопасность - это состояние защищенности человеческого общества, а также государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду. В экологическую безопасность входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения - ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций. Существует два основных подхода к экологической безопасности.
· Изменения в окружающей среде (ее деградация, истощение природных ресурсов) прямо влияют на безопасность государства, так как могут стать источником социальных конфликтов в результате недостатка возобновляемых ресурсов, массовых перемещений населения. Глобальные проблемы (потепление климата, истощение озонового слоя, уменьшение лесного покрова, деградация сельскохозяйственных угодий) могут вызвать экономический упадок, политическую нестабильность, социальные трения.
· Безопасность индивида, а не государства, так как экологические проблемы не имеют национальных границ. Охрана окружающей среды сохраняет здоровье человечества.
Неофициальная кодификация специальных принципов международного экологического права была осуществлена в Международном пакте по окружающей среде и развитию 1995 г., в котором содержатся следующие принципы:
· принцип обеспечения конституционных экологических прав человека;
· принцип недопустимости нанесения трансграничного ущерба;
· принцип экологически обоснованного рационального использования природных ресурсов;
· принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды;
· принцип защиты экологических систем Мирового океана;
· принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду;
· принцип обеспечения экологической безопасности;
· принцип международной правовой ответственности государств за ущерб, причиненный окружающей среде;
· принцип предосторожности или предосторожного подхода.
Особое место занимает принцип ответственности за ущерб окружающей среде в его экономическом аспекте («загрязнитель платит»).
Ввиду договорного характера сотрудничества в сфере международного экологического права выделяют следующие его источники:
· универсальные договоры (Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г., Конвенция относительно вмешательства в случае аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г., Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц 1971 г., Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Конвенция о предотвращении загрязнения с судов 1973 г., Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973 г., Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Конвенция о мигрирующих видах диких животных 1979 г., Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенция о защите озонового слоя Земли 1985 г., Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г., Конвенция о стойких органических загрязнителях 2001 г., Международное соглашение по тропической древесине 2006 г. и др.);
· региональные (локальные) договоры (конвенции и соглашения о сохранении запасов анадромных видов рыб в северной части Тихого океана 1992 г., о защите Черного моря от загрязнения 1992 г., о защите морской среды района Балтийского моря 1974 г., о сохранении белых медведей 1973 г., по сохранению европейской живой природы и естественных сред обитания 1979 г., о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды 1992 г. и др.);
· решения международных организаций (Всемирная хартия природы ООН (Резолюция Генеральной Ассамблеи 37/7 от 28 октября 1982 г.)).
Особенностью источников международного экологического права является их рамочный, декларативный и программный характер, реализуемый в форме экологического менеджмента.
§ 2. Международно-правовая охрана атмосферы Земли, воды и озонового слоя
В 1979 г. была подписана Конвенция ОБСЕ о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Существенный прогресс в регулировании выброса отдельных веществ в атмосферу был достигнут с подписанием Протоколов к Конвенции: о борьбе с подкислением, эвтрофикацией и приземным озоном 1999 г., по стойким органическим загрязнителям 1998 г., по тяжелым металлам 1998 г., относительно дальнейшего сокращения серы 1994 г., об ограничении выбросов летучих органических соединений или их транспортных потоков 1991 г., об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков 1988 г., о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков по меньшей мере на 30% 1985 г., касающегося долгосрочного финансирования совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе (ЕМЕП) 1984 г. Трансграничным считается загрязнение атмосферного воздуха одного государства в результате переноса вредных веществ, источник которых расположен на территории другого государства.
С охраной атмосферного воздуха тесно связано человеческое воздействие на климат и погодные условия. Важным направлением является международное сотрудничество в противодействии нарастанию парникового эффекта, т.е. глобального потепления в результате насыщения атмосферы двуокисью углерода, основным источником которого являются автотранспорт и промышленность государств. В 1992 г. принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата. Ее целью является стабилизация парникового эффекта на уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую среду. 11 декабря 1997 г. подписан Протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, названный Киотским протоколом. Основной целью Киотского протокола является достижение окончательной цели Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИИ), а именно «стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему». Указанные в Киотском протоколе инструменты не только затрагивают природоохранную сферу, но и способны оказывать существенное влияние на социально-экономическое развитие государств, а также на их коммерческие и торговые взаимоотношения с другими членами мирового сообщества. К числу наиболее значимых положений Киотского протокола следует отнести те, которые конкретизируют процедуру и порядок торговли единицами сокращений выбросов парниковых газов.
На Конференции ООН по изменению климата в 2007 г. одобрена Балийская "»Дорожная карта», которая является основой будущего всеобъемлющего соглашения, призванного заменить Киотский протокол после истечения его срока действия в 2012 г. Она содержит повестку дня будущих переговоров и отводит два года на их завершение. Главные вопросы соглашения: адаптация к последствиям климатических изменений, сокращение выбросов парниковых газов, развитие чистых технологий и финансирование мер по адаптации и снижению эмиссий.
С охраной атмосферного воздуха на международном уровне связана еще одна проблема - сохранение озоновой оболочки Земли, расположенной в верхних слоях атмосферы на высоте примерно 15 - 20 км над земной поверхностью. Истощение озонового слоя ведет к повышению уровня ультрафиолетового облучения, которое отрицательно сказывается на жизни людей, росте растений и состоянии морских экосистем. Под влиянием деятельности человека озоновый слой существенно истощился, над некоторыми районами появились озоновые дыры.
Согласно Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 г., государства принимают меры для защиты здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий, вызванных изменениями озонового слоя. В 1987 г. был подписан Монреальский протокол к Конвенции об охране озонового слоя 1985 г. относительно веществ, приводящих к истощению озонового слоя, направленный на повышение роли и значения Венской конвенции. В 1994 г. Генеральная Ассамблея провозгласила 16 сентября (день принятия Протокола) Международным днем охраны озонового слоя (Резолюция ГА 49/114).
Вода - как объект охраны международного экологического права имеет важнейшее значение для сохранения биологического разнообразия во всех средах - от пресноводных озер и рек до горных районов, болот, эстуариев, прибрежных зон и океанов. Генеральная Ассамблея ООН объявила 22 марта Всемирным днем водных ресурсов (Резолюция 47/193 от 22 декабря 1992 г.). Целью проведения этого Дня является повышение осведомленности о том, в какой степени освоение водных ресурсов способствует повышению уровня продуктивности экономики и социального благосостояния.
Отправной точкой построения новых мировых отношений в сфере использования, восстановления и охраны водных ресурсов послужила Дублинская конференция 1992 г., на которой было принято Дублинское заявление по водным ресурсам и устойчивому развитию. Эти принципы получили свое развитие в главе 18 Повестки дня на XXI век, принятой в Рио-де-Жанейро, на второй (1994 г.) и шестой (1998 г.) сессиях Комиссии ООН по устойчивому развитию и на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1997 г.
Согласно Киотской декларации Всемирного форума по водным ресурсам 2003 г., проблема обеспечения запасов чистой пресной воды по причине опережающего роста спроса на воду и загрязнения озер и рек приобретет большую остроту. В декабре 2003 г. Генеральная Ассамблея ООН объявила 2005 - 2015 гг. Международным десятилетием действий «Вода для жизни», координатором которого является Механизм «ООН - водные ресурсы» как межучережденческий механизм, содействующий согласованию и координации деятельности ООН, нацеленной на реализацию повестки дня, которая была определена в Декларации тысячелетия (Резолюция 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 г.) и на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в 2002 г., применительно к задачам в области водоснабжения и санитарии.
При осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказывать трансграничное воздействие, международно-правовое регулирование использования трансграничных вод осуществляется Конвенцией ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 18 сентября 1992 г. и Конвенцией о праве использования международных водотоков, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 21 мая 1997 г.
Общие принципы и факторы справедливого и разумного распределения трансграничных водных ресурсов, обязательства и процедуры взаимодействия по использованию, восстановлению и охране трансграничных водотоков определены в Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г. (Водная конвенция 1992 г.) и в пересмотренном Протоколе по разделяемым водотокам СРЮА 2000 г. Водная конвенция 1992 г. стремится установить рамки сотрудничества в наблюдении и оценке, совместных исследованиях и информационном обмене между прибрежными государствами. На такие государства, согласно ее положениям, возлагаются основные обязанности по предотвращению, контролю и снижению экологических воздействий международного масштаба (особенно это относится к загрязнению воды) на совместно используемые водные ресурсы. Эти обязанности должны выполняться путем использования соответствующих приемов природопользования, в том числе планирования оценки экологического воздействия и планирования непредвиденных ситуаций, а также путем введения низкоотходных или безотходных технологий и снижения загрязнения окружающей среды из точечных и диффузных источников.
Протокол о гражданской ответственности и компенсации за ущерб, причиненный трансграничным воздействием промышленных аварий на трансграничные воды 2003 г. устанавливает режим возмещения экологического вреда в результате аварийного загрязнения пресных трансграничных вод.
Значение для защиты и сохранения трансграничных вод имеют также:
- Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г. с Протоколом по стратегической экологической оценке 2003 г. Конвенция закрепляет обязательства участвующих в ней стран в отношении оценки воздействия на окружающую среду на ранних стадиях планирования. Она также содержит общие обязательства государств уведомлять и консультироваться друг с другом по всем крупным проектам при их рассмотрении, которые могли бы иметь значительное воздействие на окружающую среду, выходящее за рамки территориальных границ планирующего такую деятельность государства;
- Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, 1998 г. с Протоколом о регистрах выбросов и переноса загрязнителей 2003 г. Конвенция явилась первым международным соглашением, обеспечивающим права общественности на доступ к экологической информации и участие в принятии соответствующих решений и в то же время обязывающим участвующих в ней государств предусмотреть правовые и организационные гарантии для практической реализации такого рода прав.
Одним из международных инструментов, который регулирует совместное использование международных водных ресурсов, является Конвенция ООН о ненавигационных видах использования международных водотоков 1997 г., где определены два ключевых принципа совместного водопользования: «равноправное и разумное использование» и «обязательство не причинять существенный вред» соседям.
В результате изменения климата и деятельности человека в настоящее время продолжается процесс деградации земли (опустынивания). В основе всех видов деятельности по борьбе с опустыниванием в международных отношениях лежит Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и (или) опустынивание, особенно в Африке, 1994 г. В ней делается акцент на улучшение плодородия, восстановление, охрану и рациональное использование земель и водных ресурсов. В Конвенции подчеркивается участие местного населения в создании «пригодной для обитания окружающей среды», чтобы оно своими силами смогло обратить вспять процесс истощения земель. В ней содержатся обязательства по подготовке и осуществлению подверженными опустыниванию странами национальных программ действий. В борьбе с опустыниванием оказывает помощь ряд учреждений ООН. Например, ПРООН финансирует деятельность по борьбе с опустыниванием через Бюро по вопросам Судано-Сахельского района (ЮНСО), которое помогает в разработке политических установок, предоставляет технические консультации, а также оказывает поддержку программ по борьбе с опустыниванием и рациональному использованию засушливых земель.
Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 17 июня Всемирным днем борьбы с опустыниванием и засухой в 1995 г. (Резолюция 49/115) в связи с годовщиной со дня принятия Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием 17 июня 1994 г., а 19 декабря 2007 г. провозгласила период 2010 - 2020 гг. Десятилетием ООН, посвященным пустыням и борьбе с опустыниванием, исходя из рекомендации, вынесенной Советом управляющих ЮНЕП (Резолюция 62/195). Высказывая эту рекомендацию, Совет управляющих в своем решении 24/14 от 9 февраля 2007 г. подтвердил свою приверженность делу содействия борьбе с опустыниванием, искоренения крайней нищеты, содействия устойчивому развитию в пустынях и засушливых районах, а также улучшения жизни затронутых групп населения.
Под угрозу существования всего живого на Земле поставила опасность радиационного загрязнения окружающей среды, включая воздушную среду. Ядерные взрывы не только отрицательно отражаются на здоровье ныне живущих людей, но и угрожают последующим поколениям. Основными актами в сфере ядерной безопасности являются: Кодекс поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников 2004 г., Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1997 г., Конвенция о дополнительном возмещении за ядерный ущерб 1997 г., Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами 1997 г., Договор о безъядерной зоне южной части Тихого океана 1995 г. и Протоколы к нему, Конвенция о ядерной безопасности 1994 г., Конвенция о помощи в случае ядерной или радиационной аварийной ситуации 1991 г., Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1991 г., Конвенция о помощи в случае ядерной или радиационной аварийной ситуации 1986 г., Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г., Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г. и др.
§ 3. Международная охрана животного и растительного мира
Международно-правовое сотрудничество государств в защите флоры и фауны связано в первую очередь с исчезающими и редкими видами, с мигрирующими видами животных, с охраной природы в конкретных регионах. Целью международного сотрудничества является сохранение дикой флоры и фауны и их природных районов обитания.
Международные договоры, действующие в этой области, можно разделить следующим образом:
1) договоры, направленные на охрану флоры и фауны в целом:
· Конвенция о сохранении фауны и флоры в их природном состоянии 1933 г.;
· Конвенция об охране природы и сохранении животного мира в Западном полушарии 1940 г.;
· Международная конвенция об охране птиц 1950 г.;
· Европейская конвенция о защите животных при международной перевозке 1968 г.;
· Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц 1971 г.;
· Конвенция об охране культурного и природного наследия 1972 г.;
· Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой уничтожения 1973 г. (СИТЕС);
· Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.;
· Европейская конвенция по охране дикой флоры, фауны и природных сред обитания 1979 г.;
· Соглашение о тропических лесах 2006 г.;
· Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г. и Картахенский протокол по биобезопасности, а также др.;
2) договоры, охраняющие одну популяцию:
· Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г.;
· Временная конвенция о сохранении котиков северной части Тихого океана 1957 г.;
· Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г.;
· Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки о промысле королевского краба и крабов-стригунов 1973 г.;
· Конвенция об охране и рациональном использовании ламывитони 1979 г.;
· Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г.;
· Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана 1992 г.;
· Межамериканская конвенция по охране и сохранению морских черепах 1996 г. и др.
Сотрудничество государств в сфере охраны растительного мира также осуществляется Региональной конвенцией по управлению и сохранению природных лесных плантаций в Центральной Америке 1993 г., Конвенцией о создании Европейской и Средиземноморской организации по защите растений 1951 - 1955 гг., Международной конвенцией по защите растений 1951 г. (дополнена в 1979 и в 1997), Соглашением о сотрудничестве в применении карантина растений и их охране от вредителей и болезней 1959 г. и др.
5 ноября 2001 г. Генеральная Ассамблея ООН объявила 6 ноября каждого года Международным днем предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов (Резолюция 56/4). Ущерб, причиняемый окружающей среде во время вооруженных конфликтов, еще долго после их прекращения сказывается на состоянии экосистем и природных ресурсов и часто выходит за пределы национальных территорий и срока жизни одного поколения.
Согласно Декларации по окружающей среде и развитию, принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 г., мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы, а война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов, и должны сотрудничать в деле его дальнейшего развития.
Связь между сохранением окружающей среды, сохранением мира на Земле и обузданием гонки вооружений была озвучена в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений», принятой на ее XXXVI сессии в 1981 г., и во Всемирной хартии природы 1982 г.
Стороны, участвующие в боевых действиях, несут ответственность за соблюдение международных норм и соглашений, которые регулируют ведение войны. Некоторые из них имеют экологическую направленность, как, например, Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г. Конвенция является договором в области разоружения и служит, в частности, для защиты природной среды во время военных действий. Она запрещает враждебное использование природной среды в качестве средства ведения войны. Ее положения дополняются в значительной мере положениями Дополнительного протокола I 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., непосредственно запрещающими нанесение ущерба природной среде в ситуациях вооруженного конфликта. Защита природной среды в случае вооруженного конфликта предусматривается также, хотя об этом прямо и не говорится, другими нормами и принципами международного гуманитарного права. Речь идет об обычных нормах общего характера, касающихся ведения военных действий, к которым, например, относятся принцип проведения различия между военными и гражданскими объектами при нападениях и принцип соразмерности, запрещающий использование средств и методов ведения войны, наносящих излишний ущерб. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду была разработана в рамках Комитета по разоружению, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1976 г. и открыта для подписания в Женеве 18 мая 1977 г. 5 октября 1978 г. она вступила в силу.
Вопросом защиты природной среды в период вооруженных конфликтов на основании возложенных на него полномочий в области международного гуманитарного права занимается Международный комитет Красного Креста (МККК). Организация принимала участие в работе Конференции по рассмотрению действия Конвенции 1976 г., а также в работе других международных форумов, в частности Конференции в Рио-де-Жанейро 1992 г. После этого МККК организовал три встречи экспертов, посвященные вопросу защиты природной среды в период вооруженных конфликтов.
§ 4. Международные организации и конференции в области охраны окружающей среды
Вопросами охраны окружающей среды на универсальном уровне занимаются: Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО); Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) (например, под эгидой ЮНЕСКО были разработаны два важнейших универсальных соглашения: Парижская конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия и Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях); Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ); Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ); Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) и др.
На XXVII сессии Генеральной Ассамблеи 15 декабря 1972 г. Резолюцией 2997 (XXVII) была учреждена Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) с местом нахождения в Найроби (Кения). ЮНЕП имеет статус вспомогательного органа в системе ООН, максимально приближенного к статусу традиционных межправительственных организаций.
Исходя из поставленных задач, к началу третьего тысячелетия определились следующие основные направления деятельности ЮНЕП:
- координация усилий государств и международных организаций по борьбе с загрязнением и иными видами ущерба окружающей среде;
- оказание научно-технического содействия развивающимся странам в решении проблем окружающей среды;
- координация деятельности в области международно-правового регулирования защиты окружающей среды.
Особо заслуживает внимание Глобальный экологический фонд, который выступает в качестве международного финансового механизма, обеспечивающего ресурсную базу для оказания содействия государствам в осуществлении проектов, способствующих решению проблем окружающей среды общепланетарного значения. Данный Фонд был учрежден в 1991 г. по инициативе Всемирного банка, Программы развития ООН и Программы ООН по окружающей среде.
Следует отметить, что в настоящее время в мире насчитывается и более 500 неправительственных международных организаций, включивших в свою деятельность природоохранные мероприятия. Главная роль в этой сфере принадлежит некоторым специализированным и зарекомендовавшим себя высокой активностью организациям, таким как Международный союз охраны природы (МСОП) (издает Красную книгу) и Всемирный фонд охраны дикой живой природы (WWF).
Первая Международная научно-техническая конференция по охране природы проходила в 1949 году. Тем не менее, поворотным пунктом в становлении конференциального регулирования экологии можно считать состоявшуюся в 1972 г. в Стокгольме Конференцию ООН по проблемам окружающей человека среды. Спустя двадцать лет в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию. В результате работы конференции были приняты:
- Декларация по окружающей среде и развитию;
- программа действий «Повестка дня на XXI век».
На конференции в Рио-де-Жанейро были также открыты для подписания два важнейших глобальных соглашения:
- Рамочная конвенция об изменении климата;
- Конвенция о биологическом разнообразии.
Еще одна Международная конференция на глобальном уровне была проведена в 2002 г. в Йоханнесбурге (ЮАР) под названием «Всемирный саммит по устойчивому развитию. РИО+10». Делегаты саммита достигли договоренности о масштабном плане деятельности, включающем конкретные цели и временные рамки в таких областях, как водоснабжение; энергетика; здравоохранение; сельское хозяйство; сохранение биоразнообразия.
Указанные саммиты ознаменовали громадный шаг вперед в объединении государственного сектора, гражданского общества, деловых кругов и других ключевых акторов в глобальной борьбе против нищеты и загрязнению окружающей среды.
§ 5. Региональное экологическое сотрудничество
На региональном уровне охраны окружающей среды заслуживает внимания деятельность Европейской экономической комиссии ООН, которая первой в системе ООН занялась рассмотрением экологических проблем (первое природоохранное соглашение под эгидой ЕЭК было заключено еще в 1958 г.). К числу наиболее значительных достижений ЕЭК относятся Женевская конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г. и др.
В области охраны атмосферы Конвенция 1979 г. явилась первым юридически обязательным документом, заключенным на широкой региональной основе. Более того, на сегодняшний день Женевская конвенция служит одним из редких примеров действенного природоохранного соглашения: с момента вступления в силу в 1983 г. она была расширена путем принятия протоколов, устанавливавших темпы и объемы сокращения государствами-участниками выбросов загрязняющих веществ. В результате, согласно данным на 1994 г., осуществление Конвенции оказало значительное воздействие на общее уменьшение выбросов серы и на стабилизацию выбросов оксидов азота в регионе ЕЭК.
Вопросы защиты окружающей среды все больше выдвигаются на первый план в деятельности Евросоюза. Значимым моментом является включение экологической политики и защиты окружающей среды в текст Лиссабонского договора 2007 года. Раздел XX «Окружающая среда» (ст. 191-193) в настоящее время служит основным источником компетенции Евросоюза в природоохранной сфере. Подлинной новеллой Лиссабонского договора стало включение в сферу экологической политики Евросоюза мероприятий, направленных на борьбу с изменением климата и решение других глобальных и региональных проблем окружающей среды (§ 1 ст. 191). В настоящее время ст. 191 Лиссабонского договора следующим образом раскрывает цели экологической политики ЕС: «Политика Европейского Союза в области окружающей среды должна способствовать достижению следующих целей: сохранение, охрана и улучшение качества окружающей среды; охрана здоровья человека; разумное и рациональное использование природных ресурсов; содействие принятию мер на международном уровне для решения региональных или всемирных экологических проблем и, в частности, борьбы с изменением климата».
В Евросоюзе выработана единая экологическая политика, которая, в свою очередь, является основой для разработки общеевропейского законодательства по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Ее начало было положено на Парижском совещании глав государств и правительств Европейского экономического сообщества в 1972 г., на котором была принята декларация, ставшая концептуальным обоснованием общей европейской экологической политики.
На протяжении всего времени действия этой программы и пяти предшествующих ей программ, когда в течение более чем 30 лет устанавливались стандарты, Евросоюз выработал комплексную систему охраны окружающей среды. Спектр разрешаемых проблем чрезвычайно широк: шумовое загрязнение, отходы, защита среды обитания, выхлопные газы, химические вещества, промышленные аварии, чистота питьевой воды, создание европейской информационной сети и системы взаимопомощи в случае чрезвычайных ситуаций (вступают в действие в случае природных катастроф, таких как разлив нефти или лесные пожары).
Вопросами охраны окружающей среды на уровне ЕС занимается Европейское агентство по окружающей среде (ЕАПОС), которое было организовано в 1990 г. Дополнительно к членам Евросоюза агентство работает с соседними странами и другими регионами, чаще всего в контексте Европейской политики соседства. По контракту с ЕАПОС работают также Европейский тематический центр по землепользованию и пространственной информации и Европейский тематический центр по качеству воздуха и изменению климата. Существенна роль и Фонда солидарности Евросоюза (размер - 1 млрд евро), который был учрежден Регламентом Совета ЕС № 2012/2002 для борьбы с последствиями крупных стихийных бедствий на территории государств-членов и государств-кандидатов на вступление в ЕС. Его учреждение явилось ответной реакцией ЕС на наводнения, которые имели место летом 2002 г. в Австрии, Германии, Франции и Чехии.
Несомненным представляется вклад европейских объединений в создание международных норм, относящихся к контролю за опасными веществами и отходами, их трансграничной перевозке, предотвращению незаконного международного оборота и экологически безопасному удалению:
· Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов, заключённое в Женеве (Швейцария) в 1957 году;
· Конвенция о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов, заключённая в Базеле (Швейцария) в 1989 году;
· Европейское соглашение о перевозке опасных грузов по внутренним водным путям, подписанное в Женеве (Швейцария) в 2000 году;
· Конвенция о стойких органических загрязнителях, подписанная в Стокгольме (Швеция) в 2001 году и др.
Новый этап в развитии европейского уголовно-экологического права связан с принятием 19 ноября 2008 г. Европейским парламентом и Советом Директивы 2008/99/ЕС об охране окружающей среды уголовным правом. Данная Директива наряду с Директивой 2004/35/ЕС, устанавливающей гражданско-правовую ответственность за причинение экологического ущерба, развивают нормы Евросоюза в сфере экологической ответственности. Директива закрепляет положения об уголовной ответственности за нарушения норм и правил, установленных на уровне Евросоюза. В Директиве сформулированы признаки отдельных преступных посягательств с учетом их градации по критериям объективной стороны и иных признаков состава:
· сброс, выброс или введение такого количества веществ либо ионизирующего излучения в воздух, недра или воды, которые причиняют либо могут причинить смерть или нанесение тяжкого вреда здоровью либо существенного вреда качеству воздуха, качеству недр или качеству вод, либо животным или растениям;
· сбор, транспортировка, переработка или уничтожение отходов, в том числе надзор за этой деятельностью или дальнейшее обращение с местами обезвреживания отходов, а также действия, предпринимаемые впоследствии продавцом или посредником (управление отходами), которые причиняют или могут причинить смерть или тяжкий вред здоровью либо существенный вред качеству воздуха, или качеству недр, или качеству вод, либо животным и растениям;
· перемещение отходов, если это деяние осуществляется в значительных объемах, без учета того, происходит ли оно в рамках одного перемещения или нескольких перемещений, которые связаны между собой;
· эксплуатация предприятия, на котором осуществляется опасная деятельность либо на котором хранятся либо используются опасные вещества или препараты, которая за пределами предприятия причиняет либо может причинить смерть или тяжкий вред здоровью, либо существенный вред качеству воздуха, или качеству недр, или качеству вод, или животным либо растениям;
· производство, переработка, обслуживание, использование, владение, хранение, транспортировка, ввоз, вывоз и уничтожение ядерных материалов или иных опасных радиоактивных веществ, которые причиняют или могут причинить смерть либо тяжкий вред здоровью, либо существенный вред качеству воздуха, или качеству недр, или качеству вод, или животным либо растениям;
· добыча, уничтожение, владение либо присвоение организмов, относящихся к охраняемым видам дикой фауны и флоры, за исключением случаев, когда такие действия совершены в отношении незначительного их числа и оказывают несущественное влияние на сохранение этих видов;
· торговля образцами охраняемых видов дикой фауны и флоры или их частями либо продуктами, за исключением случаев, когда такие действия совершены в отношении незначительного их числа и оказывают несущественное влияние на сохранение этих видов;
· любое поведение, приводящее к уничтожению местообитаний на особо охраняемой природной территории;
· производство, ввоз, вывоз, введение в оборот или использование веществ, уменьшающих озоновый слой.
В ст. 6 Директивы указано, что государства-члены обеспечивают, чтобы и юридические лица могли быть привлечены к ответственности за указанные преступления, а также за подстрекательство и пособничество, если эти преступления были совершены в их пользу каким-либо лицом, занимающим руководящие позиции в структуре юридического лица, действующим индивидуально либо как член органа юридического лица на основе: права представительства юридического лица, полномочий к принятию решений от имени юридического лица, полномочий по осуществлению контроля в структурах юридического лица. При этом ответственность юридических лиц не исключает уголовного преследования физических лиц, являющихся исполнителями, пособниками или подстрекателями при совершении указанных преступлений. Директива 2008/99/ЕС была окончательно имплементирована в национальные правопорядки государств - членов ЕС 26 декабря 2010 г.
Существенную роль в защите окружающей среды играет сотрудничество в рамках СНГ. В рамках Содружества приняты такие базовые соглашения, как Соглашение о взаимодействии в области гидрометеорологии (1992 г.), Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды (1992 г.), Соглашение о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (1993 г.), Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области экологического мониторинга (1999 г.), Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах (2001 г.) и др.
Актуальной в странах Содружества является проблема обеспечения технологической и производственной безопасности, связанная с критическим износом основных фондов, размещением производств в непосредственной близости от населенных пунктов, устаревшими технологиями и т.д.
В целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется тесное и плодотворное взаимодействие министерств и ведомств стран Содружества в работе:
- Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера (организация системы экстренной помощи государствам СНГ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, которые носят трансграничный характер);
- Межгосударственного совета по гидрометеорологии (взаимодействие в прогнозировании и предупреждении о циклонах, штормах, ураганах, грозовых шквалах, пылевых бурях, засухах, ливнях, наводнениях, внезапном понижении температуры воздуха, снегопадах, граде, снежных лавинах и т.д.);
- Межгосударственного совета по промышленной безопасности (технологическая и производственная безопасность, состояние производственных фондов);
- Межгосударственного экологического совета (природопользование и экологическая безопасность).
К приоритетным направлениям деятельности СНГ в области предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидации их последствий, обеспечения гидрометеорологической и экологической безопасности относятся:
- совершенствование взаимодействия и повышения боевой готовности подразделений Корпуса сил СНГ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организации и проведения совместных учений и тренировок;
- создание научных основ, направленных на дальнейшее развитие взаимодействия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий;
- дальнейшее развитие взаимодействия органов отраслевого сотрудничества в области совместной деятельности по борьбе с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;
- реализация Концепции гидрометеорологической безопасности государств - участников СНГ, предусматривающей принятие совместных мер по защите граждан и экономики стран Содружества от опасных природных явлений гидрометеорологического характера, глобальных изменений погодно-климатических условий, других неблагоприятных гидрометеорологических и гелиогеофизических процессов;
- взаимодействие в оценке и прогнозе возможных климатических изменений, которые имеют особую важность для разработки и принятия мер по предотвращению антропогенного воздействия на климат и адаптации экономики к его изменениям;
- консолидация усилий государств - участников СНГ в области трансграничного переноса вредных веществ;
- согласованное уменьшение негативного воздействия окружающей среды на здоровье человека;
- совместное решение глобальных проблем экологического характера в области природопользования, поддержание на территории государств - участников СНГ биологического разнообразия флоры и фауны.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ