Занятие 2. Аграрное движение в Риме во II в. до н.э. и реформы братьев Гракхов.
Вопросы к теме
1. Причины и предпосылки реформаторского движения.
2. Социально-политическая деятельность Тиберия Гракха.
3. Социальные и политические изменения в римской республике после смерти Тиберия Гракха.
4. Реформы Гая Гракха и борьба вокруг них.
5. Аграрный закон 111 года.
Обязательная литература:
Источники
Плутарх. Тиберий и Гай Гракхи//Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1964. Т.III.
Хрестоматия по истории Древнего Рима. М., 1987. С.85-112.
Практикум по истории древнего мира. М., 1965. С. 208-233.
литература
Бокщанин А.Г. Попытка аграрных реформ и социальная борьба в Римской республике в конце II в. до н.э. // ПИШ. 1954. № 4.
История Европы. М., 1988. Т. I.
Машкин Н.А. История Древнего Рима. М., 1956.
Моммзен Т. История Рима. Т. II. М., 1994.
Сергеенко М.Е. Земельная реформа и рассказ Аппиана // ВДИ. 1958. № 2.
Сергеенко М.Е. Три версии в плутарховой биографии Тиберия Гракха // ВДИ. 1956. № 1.
Трухина Н.И. Политика и политии “золотого века” римской республики. М., 1986.
Утченко С.Л. Кризис и падение Римской республики. М., 1965. С. 122-132.
Методические указания
В первую очередь необходимо выяснить вопрос о причинах и предпосылках усиления аграрного движения в конце II в. до н.э., для чего необходимо рассмотреть такие понятия и их соотношение как “кризис полиса” и “кризис республики”.
Подготовка второго вопроса требует изучения содержания законопроекта, выяснения целей, которые преследовал Тиберий Гракх, истории проведения реформы, борьбы сторонников и противников реформы. Следует обратить внимание на методы борьбы Тиберия Гракха. Необходимо помнить какую магистратуру занимали Гракхи, какое место она занимала в системе римской конституции, как изменилась она в эпоху Гракхов.
Политическую деятельность Гая Гракха следует рассматривать с точки зрения того нового, что он внес в решение аграрного вопроса. Необходимо знать содержание и сущность остальных его законопроектов. Анализируя источники, необходимо выяснить к каким последствиям (помимо аграрной сферы) привела деятельность Гракхами.
В заключение необходимо выяснить результаты аграрного движения, обратив внимание на аграрный закон Спурия Тория, и выяснить значение деятельности братьев Гракхов для социальной и политической истории римской республики.
Занятие 3. Социальная сущность принципата Августа.
Вопросы к занятию
1. Причины падения Римской республики и установление принципата Августа.
2. Политический строй в Риме при Августе.
3. Социальная политика Августа.
4. Италия и провинция при Августе.
Обязательная литература:
Источники
Светоний. Божественный Цезарь. Божественный Август // Светоний. Жизнеописания двенадцати цезарей. М., 1966 (1987).
Практикум по истории древнего мира. М., 1965. С. 256-267.
Хрестоматия по истории Древнего Рима. М., 1987. С.165-189.
литература
Вержбицкий К.В. Правовое оформление и реальные основы власти Августа // Проблемы античной истории: Сб. научных статей. К 70-летию со дня рождения проф. Э.Д. Фролова. СПб., 2003. С. 260-282.
История Европы. Т. 1. М., 1988.
Егоров А.Б. Рим на грани эпох. Проблемы рождения и формирования принципата. Л., 1985.
Машкин Н.А. Принципат Августа. М., 1949.
Утченко С.Л. Кризис и падение Римской республики. М., 1965.
Межерицкий Я.Ю. “Республиканская монархия”: метаморфозы идеологии и политики императора Августа. М., 1994.
Межерицкий Я.Ю. Принципат Августа: от республики к монархии // Древнее право. 1996. № 1. С. 156-161.
Михайловский Ф.А. Роль трибунских полномочий при передаче власти в период первых принцепсов //Древнее право. 1996. № 1. С. 129-135.
Шифман И.Ш. Цезарь Август. Л., 1990.
Парфенов В.Н. Император Цезарь Август: армия, война, политика. СПб., 2001.
Методические указания
Основным источником по данной теме являются “Деяния божественного Августа”. Необходимо учитывать его тенденциозность и чем она была обусловлена. Сведения, почерпнутые из “Деяний” нужно пополнить материалом других источников.
В ходе работы над первым вопросом необходимо проанализировать причины падения республики в Риме. Следует усвоить происхождение самого термина “принципат”. Данный вопрос предполагает знание тех концепций, которые существуют в западной и отечественной историографии. Разобраться в этом вопросе поможет указанная литература (см. Машкин Н.А.).
При ответе на второй вопрос необходимо проследить процесс формирования власти Августа, выявить особенности политического режима.
Ответ на вопрос о социальной политике Августа необходимо связать с теми изменениями, которые произошли в составе римского населения. Нужно выяснить отношение Августа к сенаторскому и всадническому сословиям, остановиться на его политике по отношению к плебсу и рабам.
Со времени установления принципата все большую роль в жизни римского государства начинают играть провинции. Поэтому столь важно уяснение провинциальной политики Августа. Необходимо выяснить, какова была историческая перспектива развития провинции в эпоху империи и что в этом плане было предпринято Августом. Подготовка данного вопроса требует работы с картой: нужно знать расположение императорских и сенатских провинций и выяснить, чем был обусловлен этот раздел.
В завершение необходимо сделать вывод о характерных чертах нового режима власти, показать его классовую сущность и выяснить значение установившейся государственной власти для последующего социального и политического развития Римской империи I–II вв. н.э.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Работа на лекциях
Лекция является одной из основных форм занятий по истории древнего мира. В какой-то мере перекликаясь с материалом учебников, она в то же время призвана дать его значительно шире с учетом новых открытий, перспектив развития той или иной отрасли науки, знакомит студентов с новыми подходами в изучении тех или иных проблем, с постановкой новых проблем. Сказанным уже дается ответ на вопрос о том, нужно ли вести конспект лекций. К этому следует добавить, что учебники по истории древнего мира издаются не так часто и стать обладателем учебника удается не каждому студенту. Еще одна причина, по которой рекомендуется записывать лекции – это сложность курса. Совершенно новая для студента-первокурсника проблематика, большое количество дат, трудно запоминающихся имен, новых терминов – все это приводит к необходимости поэтапного овладения материалом, его многократного повторения. С этой точки зрения лекция является этапом первичного овладения сложным материалом, закрепление которого происходит в процессе самостоятельной работы, подготовки к практическим занятиям и экзамену как завершающему этапу изучения сложнейшей исторической дисциплины.
Наиболее приемлемым вариантом конспектирования лекций для начинающего студента является следующий. Нужно взять общую тетрадь (тетрадь должна быть для каждой учебной дисциплины отдельная) и производить запись на одной стороне листа в правой части. Левая (меньшая по размеру) остается для дополнений, выписок из литературы, зарисовок, записи возникающих в ходе прослушивания лекций и самостоятельной работы вопросов и т.д. Можно применять сокращения слов (собственные сокращения, сокращения по принципу словарей и т.д.), но не увлекаться этим, так как впоследствии это затруднит чтение конспекта. Таким образом, полный, самостоятельно доработанный конспект может служить хорошим подспорьем на практических занятиях и хорошим пособием для подготовки к экзамену. Рекомендуется также предварительно знакомиться с содержанием темы следующей лекции, которую преподаватель собирается читать. Это позволит прослушать ее, вникая в суть, заранее выявит наиболее трудные для понимания места с тем, чтобы по окончании лекции задать вопросы.
Практические занятия
Наряду с лекцией важной формой обучения являются практические занятия, которые призваны выработать основные навыки будущей профессиональной деятельности:
- самостоятельной работы с различными видами исторических источников, учебной и научной литературы;
- изложение изученного материала по определенной тематике в соответствии с самостоятельно составленным планом;
- освоение техники цитирования источников и специальной литературы;
- составления приложений: библиографических списков, различных схем, таблиц, планов, карт;
- оформления ссылок и примечаний;
- умения работать с исторической картой: настенной и контурной;
- умения писать доклады на заданную тему.
Практика проведения практических занятий по истории древней Греции выработала следующие их формы:
1) чтение и комментирование исторического источника, вначале с помощью преподавателя, а затем самостоятельно;
2) самостоятельная подготовка студента по предложенной теме и последующее освещение вопросов со ссылкой на источники и специальную литературу;
3) подготовка и выступление студентов с докладами на заданную тему с последующим их обсуждением на занятии.
Чаще применяются первая и вторая формы: они более доступны студентам-первокурсникам, более плодотворны в плане приобретения навыков самостоятельной работы и закрепления знаний по ряду узловых проблем, которые рассматриваются в лекционном курсе. После того как студенты овладеют элементарными навыками самостоятельной работы с источниками и литературой, возможен переход к более сложной форме занятий – подготовке и выступлению с сообщением и докладом. У некоторых студентов существует ошибочное представление, что доклад можно сделать на основе знакомства с работой какого-либо одного исследователя по предложенной теме. Поэтому они охотно берутся за их подготовку, не понимая всей сложности предстоящей работы. По существу же, доклад – это курсовая работа в миниатюре и работа над ним требует много времени и очень серьезного отношения.
Подготовка к практическому занятию. Для работы на практических занятиях необходимо завести отдельную общую тетрадь. В ней должна быть конспекты по всем темам практических занятий. В первую очередь студент должен внимательно ознакомиться с планом занятия, найти обязательную литературу, указанную в списке или рекомендованную преподавателем, отобрать литературу по вопросу из списка дополнительной литературы. Прежде чем приступить к работе над литературой, студент должен прочесть методические указания к теме, которые призваны помочь в подготовке тех или иных пунктов плана. Затем нужно обратиться к соответствующему разделу учебника для того, чтобы получить общее представление о теме; нужные моменты можно зафиксировать. После этого студент может приступить к чтению и анализу источников, к работе над научной литературой.
Исторические источники конспектировать не обязательно (их тексты имеются в Практикумах, Хрестоматиях, в раздаточных материалах, которые выдаются на каждое занятие), но при чтении источников полезно фиксировать в тетради свои выводы по ним и делать ссылки, чтобы при ответе на вопрос без труда отыскать нужное место и проиллюстрировать вывод, зачитывая текст источника. Приступая к работе со специальной литературой, целесообразно прочесть вначале введение или предисловие к каждой книге, затем просмотреть заключение и оглавление – это позволит определить, что именно нужно читать: конкретные разделы или всю книгу целиком. Затем можно приступить к конспектированию работы. Целесообразно записывать не только основные положения, цитаты, но и свои соображения, оценки, критические замечания и т.д. Наиболее подробно следует конспектировать те места, которые непосредственно будут использованы при ответе и кратко излагать менее нужный материал. Записи делать точные, но своими словами, самостоятельно; фразы, взятые целиком, заключаются в кавычки, ссылка на страницу дается в скобках или выносится на поля.
Конспект тем практических занятий не должен представлять собой сплошной текст – таким конспектом трудно пользоваться при ответе. Лучше всего материал распределять по вопросам практического занятия. Желательно оставлять широкие поля для поправок и дополнительных записей по ходу занятия в аудитории. Конспект предъявляется для проверки преподавателю и является свидетельством степени подготовленности студента к предстоящему экзамену.
Конспект служит основой для выступления в аудитории. К выступлению предъявляются определенные требования:
- последовательность изложения
- аргументированность
- свободное владение материалом
- хороший язык
Следует избегать «считывания» конспекта. Это угнетает аудиторию, гасит интерес слушающих. В начале ответа желательно обозначить его цель, затем определить круг использованных источников и литературы, по возможности, с их краткой характеристикой, затем изложить материал по существу вопроса со ссылками на сочинения античных авторов и современную антиковедческую литературу. Ответ завершается выводом по существу рассматриваемого вопроса. По окончании ответа студенту могут быть заданы вопросы как его товарищами, так и преподавателем. На них можно отвечать сразу или попросить время для обдумывания. В случае если вопрос раскрыт не полностью, студенты могут дополнить выступавшего, высказать свои соображения по отдельным аспектам вопроса.