Взаимодействие политической и правовой систем
Воздействие на общественную жизнь осуществляет не непосредственно право как система норм. Практически правовое воздействие осуществляется всем комплексом правовых явлений, составляющих в совокупности правовую систему. Последняя оказывает воздействие на всю политическую систему, определяя ее функционирование.
Право является важным организующим фактором и представляет собой ядро нормативной основы организации и функционирования политической системы. Оно «учреждает» политические институты, устанавливает права и обязанности структурных элементов системы, основные направления их деятельности. В правовую форму облекаются отношения по поводу государственной власти, взаимосвязи между государственными органами, между государством и иными элементами политической системы, формы деятельности различных звеньев по осуществлению политических задач и функций, поэтому можно сказать, что именно право составляет нормативную основу политической системы.
Разумеется, степень правового опосредования ее различных звеньев неодинакова. Деятельность государственных органов регламентируется с исчерпывающей полнотой. Нормативно закрепляются структура государственных органов, их функции, компетенция, порядок формирования и нормотворчества.
Менее детально регулируется деятельность политических партий, общественных объединений, в самом общем виде – функционирование церкви. Однако правовое регулирование любых элементов политической системы (а не только государственно-властных органов) – неизбежно.
Посредством правовой системы не только обеспечивается организованность, упорядоченность, стабильность внутрисистемных связей, т.е. политической системе придается качество целостности, системности. Право выступает активным средством формирования, выработки в ней определенного содержания. Оно закрепляет экономическую, социальную, идеологическую основу политической системы, важнейшие направления и принципы ее развития. Особая роль здесь принадлежит конституционному регулированию.
Как функционально-связующий компонент политической системы правовая система служит осуществлению ее основных функций. Правовые формы реализации главных направлений деятельности политических институтов обеспечивают стабильность и эффективность названного процесса.
Право, как и правовая система в целом, выступает необходимым средством разрешения существующих и возникающих противоречий в политической системе общества. Они, в частности, возникают в силу проявления силы инерции, традиций и привычек, сложившихся в период «развитого социализма». Здесь имеется своего рода конфликт между заинтересованностью общества в динамичном, прогрессивном общественном развитии, изменении структурирования и функционирования политической системы и отсталыми, устаревшими методами и стилем управления, политического руководства. Принятые в последние годы нормативные правовые акты способствуют преодолению этого противоречия, но не исключают его полностью.
Наряду с регулированием деятельности субъектов политической системы правовые нормы воздействуют и на поведение отдельных граждан как участников политических отношений. Они закрепляют политические права и свободы, их гарантии и порядок реализации.
Политические партии в политической
Системе общества
Термин «партия» известен с давних времен. Он происходит от латинского partis (часть). Под партией в Древнем Риме понималось сообщество свободных римлян, легально и открыто выражающих и отстаивающих свои интересы в отличие от заговорщиков, действия которых носили тайный характер. У древних греков существовали партии горы, равнины и прибрежной части города Афин. В современном виде партии начали формироваться в конце XVII – начале XVIII в. в странах Западной Европы и Северной Америки. В ряду факторов, способствовавших этому процессу, было прежде всего зарождение буржуазии, нового класса, противостоящего феодальному государству. В России возникновение политических партий относят на период сер. XIX – н. XX в. К 1906 г. их уже можно было классифицировать: 1) черносотенцы; 2) октябристы; 3) кадеты; 4) трудовики; 5) социал-демократы[98]. Нужно отметить, что общепринятого определения понятия «политическая партия» нет ни в политологии, ни в социологии. Специалисты насчитывают их более двухсот, выделяя различные подходы. Например, Б. Констант определил партию как «носителя идеала» группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины. М. Острогорский, Р. Михельс представляли партию как механизм, аппарат, систему, охватывающую граждан, членов партии и депутатов. М. Дюверже охарактеризовал партию как организацию, действующую в системе, М. Вебер называл партии механизмами продвижения к власти лидеров, Э. Берк как группу людей, которые объединяются на основе признанного ими всеми принципа, чтобы поставить свои совместные усилия на службу национальным интересам[99]. Отечественные авторы рассматривают партию в качестве группы, организации, объединения людей, представляющих интересы определенных социальных слоев с целью завоевания политической (государственной) власти или участия в ее реализации[100].
В литературе предпринята также попытка дать юридическую характеристику партии и на ее основе сформировать определение. В.Е. Чиркин выделяет следующие признаки: а) партия – объединение граждан государства; б) партия – это устойчивая организация, объединяющая членов на длительной или постоянной основе на базе идеологических факторов, прежде всего общности политических убеждений и целей, что концентрированно выражается в программных документах партии, идеологический фактор как обязательный признак членства отличает партию от других общественных объединений – профсоюзов, женских организаций, обществ культурного или спортивного характера; в) партия – это некоммерческая организация, извлечение прибыли не является ее целью; г) партия имеет своей целью завоевание политической власти, участие в формировании органов государства, прежде всего правительства[101].
В многочисленных определениях можно выделить несколько главных компонентов: это общественное объединение (членство, социальная база), течение политической мысли (идеология, мировоззрение, программа), организация, имеющая целью достижение политической государственной власти и, наконец, легальность ее существования. Таким образом, партию можно определить как общественное добровольное объединение граждан, создаваемое на основе общности взглядов, идей и интересов, имеющее своей целью достижение политической (государственной) власти для реализации своей программы в соответствии с действующим законодательством.
В России формирование многопартийной системы началось еще в «недрах» Советского Союза. До перестройки в соответствии со статьей 6 Конституции СССР 1977 г. руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций была Коммунистическая партия Советского Союза.
14 марта 1990 г. в Конституцию СССР были внесены серьезные изменения[102]. Согласно новой редакции статьи 6 Конституционный принцип руководящей и направляющей силы партии прямо уже не был закреплен. Конституция предоставила возможность для появления других политических партий и общественных структур. К 1993 году в стране уже насчитывалось несколько десятков политических партий, политических блоков и движений[103]. В 2001 году официально было зарегистрировано 58 политических партий, в 2005 году в соответствии с новым федеральным законом – 40 политических партий. В настоящее время по массовости, социальной поддержке и политическому влиянию можно выделить несколько ведущих политических партий: «Единая Россия», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Либерально-демократическая партия России», «Справедливая Россия». Подтверждением этому служат результаты выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. При этом заметна тенденция повышения роли этих партий в жизни общества. Так, если по результатам выборов в Государственную Думу в 2003 году «Единой России» досталась 297 депутатских мест, КПРФ – 47, ЛДПР – 29, «Справедлий России»– 33, то в 2007 году «Единая Россия» получила 315 мест, КПРФ – 57, ЛДПР – 40, «Справедливая Россия – 38.
«У нас обязательно на политической сцене страны должны остаться политические силы с разными точками зрения, – отмечает В.В. Путин. – и левые партии, и центристские… и правые партии с либерально-экономическими взглядами…».[104]
Разумеется, у каждой партии или политического блока есть свои идеологические постулаты, различия в программных документах, методах достижения поставленных целей. Но все они действуют в рамках Конституции РФ и Федерального закона «О политических партиях». Принятие последнего как комплексного нормативного акта, распространяющегося на все аспекты деятельности партий, знаменует собой новый этап развития российской многопартийности.
Право на объединение в политические партии включает в себя право граждан РФ создавать на добровольной основе партии в соответствии со своими убеждениями, их право вступать в партии либо воздерживаться от вступления в них, участвовать в деятельности партий в соответствии с их уставами, а также беспрепятственно выходить из них. Данное право подразумевает право самих партий на существование, деятельность, обладание необходимыми юридическими возможностями, а также их право на собственное видоизменение, прекращение, защиту со стороны государства.
Политические партии в РФ – объединения членские. Членство в партии является добровольным индивидуальным. Членами партии могут быть граждане РФ, достигшие возраста 18 лет. Не обладают таким правом иностранцы и лица без гражданства, а также граждане РФ, признанные судом недееспособными. Прием в партию осуществляется на основе личных письменных заявлений граждан в порядке, предусмотренном уставом политической партии. Гражданин РФ может быть членом только одной партии. Член партии может состоять только в одном региональном отделении данной партии – по месту постоянного или преимущественного проживания. Политические партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества по средствам формирования и выражения их политической воли, участи в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления.
Наряду с таким подходом к определению роли политических партий в современном конституционном законодательстве существуют и другие направления. Так, в некоторых странах партии оцениваются как «частное дело», «клуб» граждан, поэтому в конституциях нет упоминания о них. Нет в этих странах и специальных законов о политических партиях, регулирующих основы их организации и деятельности. Примером могут служить Великобритания, США, Канада. Другой подход присущ некоторым исламским странам. В таких странах, как Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, запрещены все политические партии, нарушающие единство мусульманской общины. В конституциях Саудовской Аравии (1992 г.), Омана (1996 г.) вообще нет никаких упоминаний о партиях.
ГЛАВА 6
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ