Политическая реформа СССР в годы перестройки
(последняя часть темы – за 14 октября)
В порядке исключения первый Президент СССР М.С. Горбачев избирался Съездом народных депутатов СССР, а не всенародно (до декабря 1991 г. он являлся Председателем Совета обороны СССР, Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил СССР);
Основные полномочия Президента СССР:
а) отклонение законов, принятых Верховным Советом СССР и направление их на повторное обсуждение;
б) обеспечение взаимодействия высших органов государственной власти и управления СССР;
в) постановка перед съездом народных депутатов СССР вопроса об избрании Верховного Совета ССР в новом составе;
г) издание указы нормативного характера по вопросам экономического и социального строительства;
3. Прямые переговоры Президента СССР с руководством республик о заключении нового союзного договора.
Март 1990 г. – выборы народных депутатов союзных республик (февраль 1990 г. – выборы в Верховные Советы республик Прибалтики) и в местные Советы народных депутатов.
Весна – лето 1990 г. – принятие Латвией, Литвой и Эстонией, а также Российской Федерацией и другими союзными республиками деклараций о государственном суверенитете, устанавливавшим приоритет своих законов над законами Союза.
16 мая – 22 июня 1990 г. – I Съезд народных депутатов РСФСР и избрание Б.Н. Ельцина Председателем Верховного Совета РСФСР (29 мая).
12 июня 1990 г. – принятие I Съездом народных депутатов РСФСР «Декларации о государственном суверенитете РСФСР» (политико-правовой акт, ознаменовавший начало конституционной реформы и провозглашение государственного суверенитета РСФСР).
Советское государство вступило в полосу дезинтеграции.
В 1989 – 1990 гг. происходило образование различных партий, большинство из которых действовали на территории одной союзной республики, что способствовало усилению сепаратизма союзных республик, включая РСФСР. В своем большинстве новообразованные партии находились в оппозиции к КПСС.
2 – 13 июля 1990 г. – XXVIII съезд КПСС (последний съезд партии перед ее упразднением в 1991 г.) и выход из партии наиболее радикальных членов во главе с Ельциным.
17 – 26 декабря 1990 г. – IV Съезд народных депутатов СССР и объявление о проведении референдума о сохранении СССР как «обновленной федерации равноправных суверенных республик» (с этой целью был принят закон о всенародном голосовании (референдуме) СССР).
Съезд утвердил конституционные изменения, наделявшие Горбачева дополнительными полномочиями. Произошло фактическое переподчинение Президенту Совета Министров СССР, переименованного теперь в Кабинет Министров СССР. Был введен пост Вице-Президента, на который Съезд избрал Г.И. Янаева.
После 1991 г. начался процесс «ломки» старого советского государственного аппарата.
На протяжении десятилетий центр систематически перекачивал материальные и финансовые средства в национальные республики, стремясь, где ускорить развитие отсталых регионов, где «умиротворить» народы более высоким (по сравнению с общесоюзным) уровнем жизни. В ряде мест вспыхнули межнациональные конфликты.
1987 – 1988 гг. – обострение Карабахского конфликта: этнополитический (межобщинный) конфликт в Закавказье между азербайджанцами и армянами, имеющий давние исторические и культурные корни.
Он приобрел новую остроту в годы перестройки на фоне резкого подъема национальных движений в Армении и Азербайджане, когда в регионе усилилось недовольство армянского населения своим социально-экономическим положением.
1988 – 1990 гг. – дальнейшее обострение противоречий между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, вскоре ввергнувшие две республики в затяжную войну.
16 мая – 11 июня 1989 г. – кровавые события в Ферганской области (Узбекская ССР), связанные с межэтническим конфликтом между узбеками и турками-месхетинцами (участники – более 5 тыс. чел.; жертвы – 103 чел.).
4 – 6 июня 1990 г. – межнациональный конфликт на территории Киргизской ССР между киргизами и узбеками (участники – 30-35 тыс. чел.; жертвы – более 10 тыс. чел.).
Одним из проявлений межэтнических противоречий в Кавказском регионе, обострившихся в кон. 1980-х гг. в связи с ростом нестабильности и ослаблением центральной власти в СССР, стало накаливание взаимоотношений правительства Грузии с Абхазией и Южной Осетией.
1991 – 1992 гг. – Южноосетинская война (активная фаза грузино-южноосетинского конфликта), начавшаяся на волне самоопределения национальных окраин СССР и вылившаяся в вооруженное противостояние (итог – Дагомысское соглашение от 24 июня 1992 г.).
1992 – 1993 гг. – грузино-абхазский вооруженный конфликт между руководством Грузии, получившей независимость в результате распада СССР, и руководством Абхазии (в советский период – автономная республика в составе Грузии), стремившимся к собственной независимости от Грузии (итог – Московское соглашение от 14 мая 1994 г.).
Тяжелая обстановка сложилась в Молдавии и Прибалтике. Там нарастала напряженность между коренным и русскоязычным населением.
Превратив Россию в «донора» и обескровив ее, руководство СССР так и не смогло снять напряжение в межнациональных отношениях. Немалую роль здесь играли и чрезмерный централизм в управлении, и навязывание союзными органами своих установок в области использования природных ресурсов, экономического, социального и демографического развития республик без должного учета их собственных интересов, и многочисленные факты неуважения национальной культуры, языка, обычаев. Жесткая реакция союзных властей на любой всплеск национальных чувств только еще больше загоняла их в подполье. Сыграло на руку местным правящим элитам и конституционное оформление большевистского «наследия» в области национально-государственного строительства.
Таким образом, решающее значение для исхода начавшейся «войны законов» имело то обстоятельство, что республиканским элитам удалось связать собственные интересы с интересами широких слоев населения, которые выражали несогласие с существовавшей формой взаимоотношений субъектов формально федеративного, а на деле унитарного Союза.