Сущность и основные черты политической власти

Политическая власть - это специфическая форма общест­венных отношений между большими группами людей, реальная способность определенного класса, социальной группы, организа­ции и отдельного индивида проводить свою волю в политике. Политическая власть означает социальное господство тех или иных субъектов политики в обществе.

Завоевание власти и ее использование - один из основных аспектов политической жизни общества. Это, по существу, борь­ба субъектов политики за обладание инструментом осуществле­ния своей воли, реализации своих интересов и целей. Приходя­щие к власти политические силы формируют ее конкретные ма-

1 См.: Халипов В.Ф. Наука о власти. Кратология: Учеб. пособие. М.: ОСЬ-89,2002. С. 172.

териализованные структуры различных масштабов, политические институты власти, сами вырабатывающие и осущес~^е собственную политику, которая становится средством этой Г сти. Таким образом, политика оказывается причиной в^зникГ вения и функционирования власти, а власть - причиной суГ^ вования политики, т.е. власть и политика тесно связаны м^у собой круговой причинно-следственной зависимостью

Характеризуя политическую власть, необходимо особо отме­тить то обстоятельство, что она всегда очень тесно связана с вла стью государственной. Обусловливается это тем, что политическая власть прежде всего исходит от государства и реализуется на прак­тике не иначе как при его прямом или косвенном участии. В то же время политическая власть как явление шире власти государствен­ной, так как ее субъектами являются не только государство, но и другие политические институты: политические партии, организа­ции и движения, а также политические лидеры, элита, бюрократия, лобби (группы давления), отдельные индивиды, социальные груп­пы и общности и т.д. Однако государственная власть всегда со­ставляет ядро политической власти, ее основное содержание.

Политическая власть обладает совокупностью отличитель­ных признаков,которые конкретизируют и углубляют пред­ставления о ней как о социальном явлении.

Во-первых, политическая власть - это политическое господ­ство в обществе какого-либо класса, социально-политической группировки, политической партии и даже отдельной личности (например, диктатора), реализующееся через систему властных органов государства, которое представляет собой средство осу­ществления политической воли субъекта власти во всех сферах

общественной жизни.

Во-вторых, политическая власть является важнейшим фак­тором регулирования политических и социальных процессов в интересах тех или иных социальных слоев или общества в целом фактором, предполагающим легальное использование ресурсов принуждения и социального насилия.

В-третьих, политическая власть непосредственно связана с идеологической регуляцией и организацией жизнедеятельности общества и государства. Идеологическое бытие политической власти всегда имело первостепенное значение, ибо всякая соци­альная, классовая характеристика политической власти означает и ее идеологическую характеристику. Борьба за власть и за ее удержание неизбежно выливается в борьбу идеологий. Сама по­литическая власть может полностью сливаться с идеологией, ко­торую она поддерживает и на которую опирается.

В-четвертых, публичная политическая власть носит всеоб­щий и безличностный характер. Это означает, что политическая власть в отличие от приватной личной власти, которая существу­ет в небольших группах, действует от имени всего общества, рас­пространяет свое властное руководство и управление на все насе­ление страны.

В-пятых, политическая власть является моноцентричной, она имеет единый центр принятия решений. Другие разновидности общественной власти (например, экономическая, социальная, ду­ховно-информационная) - полицентричны. В рыночном демокра­тическом обществе существует, как известно, множество незави­симых собственников, средств массовой информации, социаль­ных фондов, имеющих свою непосредственную власть.

В-шестых, политическая власть характеризуется исключи­тельным многообразием используемых ресурсов. В процессе сво­его функционирования она не только применяет меры принужде­ния и убеждения, но и опирается на нравственные нормы, на ин­тересы и традиции людей, их чувства, на многочисленные эконо­мические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

Политическая власть выполняет в обществе определенные функции.К важнейшим из них относятся: формирование поли­тической системы общества и ее совершенствование; организа­ция политической жизни, политических отношений, которые включают в себя отношения между государством, обществом и личностью, различными субъектами политики, социальными группами, классами, ассоциациями, политическими институтами, партиями, гражданами и т.д.; управление делами общества и го сударства на разных уровнях; контроль и регулирование полити­ческих и иных отношений и в конечном счете создание опреде ленного, характерного для того или иного общества типа правле­ния, политического режима и государственного строя Кроме то­го, политическая власть призвана обеспечивать законные права граждан, их конституционные свободы, разрешать возникающие социальные противоречия, поддерживать единство и стабиль­ность общества, утверждать законность как стержень обществен­ных отношений и самой уметь подчиняться ей.

Как уже было отмечено, ядром политической власти является власть государственная. Государственная власть - форма осу­ществления политической воли определенного класса, социально­го слоя или всего населения (в демократическом обществе) с ис­пользованием экономических, политических, социальных, духов­ных и организационно-правовых механизмов в целях обеспечения эффективного функционирования общества. Без государствен­ной власти, которая регулирует взаимоотношения между людь­ми, разрешает возникающие в обществе противоречия и кон­фликты, регулирует общественную жизнь и человеческую дея­тельность во всех ее проявлениях, невозможно поддержание единства и стабильности общества.

Государственная власть в равной мере означает как опреде­ленную организацию, так и практическую деятельность по осу­ществлению целей и задач этой организации. Сущность государ­ственной власти составляют отношения господства и подчине­ния, руководства и управления, организации и контроля.

К характерным признакамгосударственной власти можно отнести следующие. Прежде всего, это суверенность, верховен­ство на всей территории страны и независимость в международ­ных отношениях. В любом обществе имеется множество различ­ного рода властей, но высшей, доминирующей частью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учрежде­ний, является государственная власть.

Кроме того, государственная власть выступает в качеств* силы, символизирующей общество в целом. Именно она выполн ет задачи, необходимые для поддержания нормального функцио" нирования любой человеческой общности. Среди них: защита Отечества; обеспечение безопасности, прав и свобод граждан неприкосновенности их собственности; осуществление правопо­рядка и законности; охрана окружающей среды и др.

Неотъемлемый признак государственной власти - монополия на легальное использование силы, физического принуждения. Диа­пазон действий государственной власти простирается от ограниче­ния свободы до физического уничтожения человека, совершивше­го тяжкое преступление перед обществом. Возможность лишать граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функции принуждения у государственной власти имеются специальные средства (органы): армия, милиция (поли­ция), служба безопасности, суд, прокуратура и др.

Государственная власть характеризуется также и наличием у нее специального аппарата управления обществом, который представляет собой совокупность разнообразных органов и мате­риальных средств, необходимых для выполнения определенных задач и функций. Работа этого аппарата обязательно предполага­ет наличие особого слоя людей - государственных служащих, основное назначение которых состоит в том, чтобы управлять. Не случайно в Российской Федерации принято «Положение о феде­ральной государственной службе». Согласно ему возрожден сложный, многоярусный и разветвленный аппарат управления страной, основу которого составляют различного рода категории государственных служащих.

Важнейшим признаком государственной власти является ее исключительное право на нормирование жизни всего общества, Ш издание законов и норм, обязательных для всего населения. Нор­мотворчество I исключительная прерогатива государственной вла­сти. Участие в нормотворческом процессе негосударственных с— щественных организаций в той или иной форме в конечном счет всегда связано с государственной властью, ибо оно так или иначе проходит через нее. Право - специфическое, объективного димое и эффективное средство государственной власти ее А™ ционирования, выполнения своего социального предназначениГ

Особый признак государственной власти - право на взимание налогов и различного рода сборов и платежей с граждан и к>2 дическихлиц. Налоги - «кроВь», «живительная влага», питающие государство и общество. Государственная власть об их поступле нии заботится постоянно. Налоговая служба является важнейшим элементом государственной власти, а сами налоги выступают ин­дикаторами отношений между государством и обществом. Нало­ги необходимы для содержания многочисленных государствен­ных служащих, армии, милиции (полиции), служб безопасности и других органов, а также для материального обеспечения государ­ственной политики: экономической, социальной, культурной, об­разовательной, военной, научно-технической, продовольствен­ной, экологической и др.

Государственная власть представляет собой чрезвычайно сложное явление. В современной философской, социологической, политологической и кратологической литературе, с учетом мас­штаба, функций и средств власти, характера и свойств ее субъек­та и объектов, отношений между ними, выделяют четыре уровня государственной власти: макроуровень - центральные (высшие) органы (институты) государственной власти; мезоуровень - под­чиненные центру организации (республиканские, областные, ок­ружные, районные и т.д.); микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах; мегауровень - распространение макровласти и макропроцессуальных отношений вовне, власть в международных организациях и отношениях.

В государственной власти традиционно выделяют три ее вет­ви: законодательную, исполнительную и судебную, - ИР^0^*" ные в различных странах разными формальными органам^ В России, например, законодательная власть "РеД™_Ти ральным Собранием (состоит из двух палат - Совета <»»Р» Государственной Думы), исполнительная - Правительством Российской Федерации, судебная - судами Российской Федеоаии, конституционным, арбитражным и общей юрисдикции кГ этих властей должна быть относительно самостоятельной и Г ** новешивать друг друга, а в целом государственная власть долж^ быть сбалансированной, активной и дееспособной. Именно исходно трактовался принцип разделения властей, сформулиро* ванный французским мыслителем Ш. Монтескье и впервые зако­нодательно закрепленный в Конституции США 1787 г., действую­щей до сих пор. Ныне принцип разделения властей в той или иной форме закреплен в большинстве конституций стран мира, в том числе в Конституции Российской Федерации. В статье 10 опреде­лено: «Государственная власть в Российской Федерации осущест­вляется на основе разделения на законодательную, исполнитель­ную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и су­дебной власти самостоятельны» .

Разделение государственной власти на три ветви не исключа­ет, а предполагает единство их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией государства, а также определен­ное верховенство законодательной власти, решения которой обя­зательны для всех разновидностей власти.

Наши рекомендации