Вопрос 33. Культура России в первой половине XIX в.
А. Образование в первой половине XIX в.
2. При Александре I окончательно сложилась система начального, среднего и высшего образования. В 1802 г. было создано министерство народного просвещения, опубликован «Устав учебных заведений». Формально «Уставом» провозглашалась доступность образования для представителей всех сословий, но детей крепостных в гимназии не принимали. В 1803 г. была проведена реформа образования: начальную ступень составляли церковно-приходские школы и двухклассные училища (для представителей всех сословий); среднюю ступень — гимназии (формально принимались все, за исключением детей крепостных); высшую ступень — университеты и технические учебные заведения.
3. Большое внимание правительство уделяло развитию высшего образования. Было создано 5 новых университетов: Дерптский, Казанский, Харьковский, Виленский, Киевский, Петербургский. Б. Наука и техника в России
2. Великий русский хирург Н. И. Пирогов положил начало военно-полевой хирургии. В Крымской войне он впервые прямо на поле боя применял наркоз во время операции, использовал для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку.
3. Большое значение для развития астрономии имело открытие в 1839 г. Пулковской обсерватории, деятельное участие в создании и оборудовании которой принимал известный русский астроном В. Я. Струве. В университетах были открыты физико-математические факультеты. Ректор Казанского университета математик Н. И. Лобачевский создал учение о неэвклидовой геометрии. Он решил проблему, которая была недоступна всем математикам мира на протяжении 2 тысяч лет. Остроградский занимался аналитической и небесной механикой, гидромеханикой, баллистикой.
4. В начале XIX в. был изобретен первый источник электрического тока. Физик В. В. Петров создал гальваническую батарею и впервые получил устойчивую электрическую дугу. На основе изобретений Э. X. Ленца был создан электродвигатель с вращающимся рабочим валом. В 1840 г. Б. С. Якоби изобрел гальванопластику. Физик-механик П. Л. Шиллинг создал практически пригодный электромагнитный телеграф, а Якоби изобрел буквопечатающий аппарат к нему.
6. Особенностью первой половины XIX в. стало быстрое внедрение научных и технических идей в производство. Были проведены первые опыты по переделу чугуна в железо методом пудлингования. Выдающийся металлург П. П. Аносов создал новый метод получения высококачественной литой стали, раскрыл секрет изготовления булатной стали. В 30-х годах крепостные механики из Нижнего Тагила отец и сын Черепановы построили первый в России паровоз и железную дорогу длиной 3,5 км. В 1843 г. началось строительство железной дороги между Москвой и Петербургом. В 1842 г. была издана первая экономико-географическая карта России. Начинает развиваться машиностроение, применяются паровые машины.
В. Русские путешественники
1. Россия становилась великой морской державой, перед географами возникли новые задачи. В 1803—1806 гг. два русских корабля «Надежда» и «Нева» под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского совершили первое в истории России кругосветное путешествие. Были открыты новые острова в Тихом и Ледовитом океанах, получены новые сведения о жизни народов Сахалина и Камчатки, составлены карты. Совершен отдельный переход от Гавайских островов до Аляски.
2. В 1821 г. во время кругосветного путешествия, совершенного под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, было сделано величайшее географическое открытие ХIX в. — открыта шестая часть света — Антарктида.
3. Русские моряки во главе с капитаном Головиным обследовали Курильские острова. Экспедиции П. К. Пахтусова, Ф. П. Литке составили описание островов Северного Ледовитого океана, Ф. П. Врангеля, Ф. Ф. Матюшкина, О. Е. Коцебу — островов Тихого океана, северо-восточных берегов Азии. В 1845 г. было основано Русское географическое общество, которое сыграло большую роль, в проведении географических и научных исследований, в изучении территории России и других стран.
4. В 1848 г. Николай I снарядил специальную экспедицию во главе с капитаном Г. И. Невельским. Ему удалось, обойдя Сахалин с севера, доказать, что это остров, открыть новые территории, выйти в низовья Амура. Купец А. А. Баранов закрепил за Россией территории Тихоокеанского побережья Северной Америки, был первым правителем русских поселений в Америке. Он вел поиск полезных ископаемых, налаживал связи с местным населением.
Е. Живопись. Архитектура
1. В живописи растет интерес художников к личности человека, к жизни простых людей, а не только богов и царей. Намечается постепенный отход от академизма, центром которого была Академия художеств.
2. Начало XIX в. в русской живописи — время расцвета романтизма. Хорошо известен портрет А. С. Пушкина, созданный Кипренским.
4. Начало XIX в. — это эпоха классицизма в русском зодчестве, ориентации на античное искусство. Разновидностью этого стиля явился ампир. Ему присущи нарядная монументальность, строгость линий и пропорций. Архитектурное оформление зданий нередко дополняла скульптура.
6. После пожара 1812 г. в Москве при участии архитектора О. И. Бове и др. была реконструирована Красная площадь, созданы Театральная площадь с Большим театром, Александровский сад. Триумфальные ворота, 1-я Градская больница. Архитектор Д. И. Жилярди восстановил здания Московского университета, перестроил Екатерининский институт (ныне Театр Российской армии), Опекунский Совет (ныне АМН), усадьбу Кузьминки.
Культура России во второй половине XIX в.
А. Развитие образования
2. После отмены крепостного права в обществе и государстве была осознана необходимость широкого просвещения народа. Развитие промышленности и техники требовало грамотных работников. Усиливается внимание правящих кругов к народному образованию. Были открыты реальные училища для детей всех сословий. В 80-х годах увеличилась численность церковно-приходских школ. Появились первые воскресные школы. Было открыто более 10 тысяч земских школ (начальных). Крестьянам разрешили открывать за свой счет так называемые вольные школы.
3. Основным типом средней школы были гимназии, в которых главными предметами были словесность, языки, история и др. Только выпускники гимназий имели право поступать в университеты. Существовали также мужские реальные училища, где преподавались математика, физика, химия и т. п. В 90-х годах было открыто 300 женских учебных заведений.
4. Продолжался рост высших учебных заведений. Увеличилось количество технических вузов. Открылись консерватории в Петербурге и Москве. Было положено начало высшему женскому образованию: открыты Высшие женские курсы в Петербурге и в Москве. Однако в целом уровень грамотности населения в России все еще оставался одним из самых низких в Европе (1 учащийся на 135 жителей; в Англии 1 учащийся на 9 жителей).
Б. Русская наука
1. Российская наука во второй половине XIX в. достигла крупных успехов. Естествоиспытатель К. А. Тимирязев открыл закономерности фотосинтеза растений. Биолог И. И. Мечников создал теорию развития многоклеточных организмов, открыл явление фагоцитоза.
2. Физик А. Г. Столетов исследовал магнетизм и фотоэлектрические явления, основал московскую школу физиков. Великий ученый-химик Д. И. Менделеев создал периодическую систему элементов, разработал новые методы переработки нефти и угля (идея подземной газификации угля), основал агрохимию.
3. А. Н. Лодыгин изобрел электрическую лампочку накаливания, П. Н. Яблочков создал трансформатор и электрическую дуговую лампу. Профессор А. С. Попов продемонстрировал изобретенный им первый радиоприемник, применил на практике радио-сигнализацию на военных кораблях. Учитель физики К. Э. Циолковский разработал теорию реактивного двигателя, обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, разработал проект дирижабля.
4. Ученый и путешественник Н. М. Пржевальский совершил путешествия в Уссурийский край, Центральную Азию и Тибет, провел крупные исследования, собрал ценные коллекции растений и животных.
5. Широкое развитие получили гуманитарные науки. Профессор-историк С. М. Соловьев в 1851 г. выпустил первый том «Истории России с древнейших времен». В год смерти ученого (1879) вышел 29-й том, доводивший изложение до 1775 г.
6. Ученик Соловьева, не менее известный историк В. О. Ключевский, создал пятитомник «Курс русской истории», а также труды по экономическим вопросам, истории сословий, историографии. В своей работе «Происхождение крепостного права в России» обосновал идею о том, что крепостное право в России сложилось в результате соглашений между крестьянами и помещиками.
Г. Живопись
1. В изобразительном искусстве второй половины ХIХ в. господствующим направлением был критический реализм. Идеологом и организатором художников этого направления являлся И. П. Крамской.
В 1870 г. было создано Товарищество художественных передвижных выставок, куда вошли члены Артели, а также почти все крупные художники-реалисты того времени. Главную свою задачу они видели в том, чтобы глубоко изучать и изображать в живописи реальную жизнь народа, его быт, народные типы. В целях пропаганды своего искусства Товарищество организовало передвижные выставки, откуда и пошло наименование — передвижники.
Многие картины художников второй половины XIX в. попали в собрание Третьяковской галереи. В 1898 г. в Петербурге был открыт Русский музей.
Д. Скульптура, архитектура
1. Для архитектуры и скульптуры этого периода характерно смешение стилей; модерна, определяемого достижениями научно-технического прогресса, и стилизации под старину.
Е. Музыка. Театр
1. Вторая половина XIX в. — это расцвет русского музыкального искусства. В 1862 г. сформировался «Балакиревский кружок» музыкантов, названный критиком В. В. Стасовым «Могучей кучкой
2. В этот период творил величайший русский композитор П. И. Чайковский.
3. пианист А. Рубинштейн создает в Петербурге «Русское музыкальное общество».
4. Особую роль не только в культурной, но и в общественной жизни пореформенной России, играет театр. Театры действовали в 100 городах России. Главными центрами театральной культуры были Малый театр в Москве и Александрийский — в Петербурге. В 1898 г. К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко в Москве был создан Художественный театр. В 60—70 годах в Москве и других городах России начинают возникать частные театры и театральные кружки.