Принципы разделения властей. 3 страница

Купля-продажа земли, полезных ископаемых, технических ресурсов.

3) Рынок труда.

4) Рынок научно-технических разработок и инноваций.

Рынки по типу конкуренции:

1) Рынок свободной (совершенной) конкуренции: все продавцы и покупатели имеют равные права и возможности.

2) Рынок несовершенной конкуренции: рынок чистой монополии, монополистической конкуренции.

Рынки по территориальному признаку: - местный,

- национальный,

- региональный,

- мировой.

Рыночная экономическая система выполняет различные функции:

1) Посредничество между производителем товаров и их потребителями

2) Ценообразование

3) Информационная

4) Регулирующая

5) Санирующая (освобождение от неэффективного производства)

Признаки свободного рынка:

1) Неограниченное число его субъектов и свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и услуг.

2) Наличие у каждого участка конкурентной борьбы полного объема информации о ситуации на рынке.

3) Мобильность материальных, финансовых и трудовых ресурсов для производства товаров.

3.7. Закон спроса. Закон предложения:

Механизм товарного рынка регулируется законами спроса и предложения.

Спрос – то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен.

Предложение – то количество товаров, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте в конкретное время.

По этим законам производств и обмен товаров происходит на основе их стоимости, которая определяется вложенными в производство товаро-затратами. Денежное выражение стоимости – цена.

Цена, устанавливаемая производителем, может быть выше, ниже или равна стоимости. На цену оказывает влияние спрос. На рынке формируются две цены: цена спроса (максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар), цена предложения (минимальная цена, по которой производитель готов предложить товар). На основе этого формируется рыночная цена – цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения и не может опускаться ниже цены предложения, т.к. продавец разориться, а подниматься выше цены спроса тоже не может, т.к. покупатель не сможет купить товар.

3.8. Деньги:

Всеобщий эквивалент, ликвидное средство, т.е. любое имущество может быть обменено на деньги.

Бумажные деньги впервые появились в Китае в XII веке, во Франции – в 1575 году, в России – в конце XVIII веке. Они не имеют собственной стоимости, т.к. выпускаются государством, которое придает им принудительный курс в законодательном порядке. Они имеют законную платежную силу в пределах данного государства.

Современные деньги имеют два вида:

1) Наличные

2) Безналичные

Функции денег:

1) Мера стоимости

2) Средство обращения

3) Средство накопления.

Масса денег, находящихся в обращении, определяется количеством товаров и услуг, их ценами и скоростью обращения денежной единицы по формуле mu = PQ, где

m – количество денег в обращении;

u – скорость обращения денежной единицы;

PQ – сумма цен товаров.

Данное уравнение свидетельствует, что количество обращающихся в экономике денег не может быть произвольным, оно определяется рядом факторов:

- уровнем цен;

- объемом произведенной продукции, скоростью оборота денег.

Таким образом само по себе количество денег не может быть критерием экономического благосостояния страны и показателем ее благополучия.

3.9. Инфляция:

Нарушение денежного обращения, проявляющееся в избытке денежной массы в обращении по сравнению с реальными потребностями оборота, или в обесценивании денег, которое сопровождается ростом товарных цен.

Уровень инфляции измеряется индексом цен путем деления цен текущего года на цены сравниваемого. Результатом будет индекс, показывающий рост цен за данный период времени.

Причины инфляции:

1) Диспропорция между различными сферами народного хозяйства.

2) Экономическая политика государства.

3) Внутренние факторы:

а) Чрезмерные военные расходы.

б) Необоснованное повышение цен и зарплаты.

в) Кризис государственных финансов.

г) Чрезмерная эмиссия денег.

4) Внешние факторы:

а) Рост цен на импортные товары.

б) Структурные мировые кризисы.

в) Обмен в банках импортной валюты на национальную.

3.10. Конкуренция:

/ От лат. сталкиваться, состязаться /

Соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.

Существует два основных вида конкуренции:

1) Ценовая (заключается в снижении цен на однотипную продукцию по сравнению с конкурентами)

2) Неценовая (предложение товара более высокого качества, организация обеспечения обслуживания товаров длительного пользования, широкая реклама).

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, называют рыночной структурой. Выделяют четыре вида рыночной структуры:

1) Совершенная (свободная) конкуренция: существует множество покупателей и продавцов, ни кто из которых не может влиять на положение дел на рынке.

2) Монополия: на рынке только один продавец товара.

3) Олигархия: рынок, на котором преобладает несколько крупных фирм.

4) Монополистическая конкуренция: рыночная структура, где есть большое количество продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары. Выделяют:

а) Чистая монополия (в масштабе одной страны)

б) Абсолютная монополия (в масштабе национального хозяйства. Чаще всего таковым является государство в лице хозяйственных органов)

в) Монопсония (на рынке существует только один покупатель ресурсов и товаров).

Различают естественные и искусственные монополии:

1) Естественные монополисты, обычно, имеют в своей собственности несвободно воспроизводимые элементы производства (полезные ископаемые), либо владеют целыми отраслями инфраструктуры.

2) Под искусственными монополиями понимают объединение некоторых предприятий для получения монополистических выгод. Выделяют:

а) Картель (достигается соглашение о ценах продажи товаров, распределяются рынки сбыта, доля каждого участника в определенном объеме производства, сохраняется собственность на средства производства и продукцию).

б) Синдикат (объединение предприятий одной отросли, при которой сохраняется производственная самостоятельность, собственность на средства производства, но предприятия теряют коммерческую самостоятельность).

в) Трест (единое акционерное общество, господствующее в определенной отросли, предприятия лишены и коммерческой и производственной самостоятельности).

г) Концерн (объединение предприятий различных отраслей хозяйства).

Монополисты завоевывают рынок для установления на нем монопольной цены – особого вида рыночной цены, устанавливаемой на уровне выше или ниже равновесной цены.

3.11. Инфраструктура рынка:

Взаимосвязанная система организаций, которая обслуживает потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы, перемещающихся в экономике.

Биржи:

Появились в XVI веке в Антверпене и в Лондоне, как места сбора коммерсантов для совершения торговых операций.

Биржа (современное) – государственные или акционерные организации, предоставляющие помещения, определенные гарантии, расчетные и информационные услуги для совершения сделок с ценными бумагами и товарами.

На бирже работают посредники:

1) Маклер – лицо, имеющее место на бирже и осуществляющее сделки от своего имени и за свой счет.

2) Брокер – лицо, осуществляющее сделки от своего имени, но за счет клиентов.

3) Дилер – лицо, осуществляющее сделки от своего имени, за свой счет, но производящее котировку, т.е. устанавливает цены продавца и покупателя на товары и ценные бумаги.

Товарные биржи – организации крупно-оптовой торговли на рынке. На современных товарных биржах большую часть фьючерсные сделки (соглашение продать что-либо в будущем по цене, согласованной сегодня)

3.12. Предпринимательство:

Способ хозяйствования, цель которого в получении прибыли через удовлетворение потребностей общества.

Индивидуальное предпринимательство – любая сознательная деятельность одного человека или семьи, направленная на удовлетворение общественных потребностей.

Коллективное предпринимательство – дело, в котором занят коллектив (мелкий, средний и крупный бизнес).

Функции предпринимательства:

1) Ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы экономические ресурсы: естественные, инвестиционные и трудовые. Предпринимательство способствует их соединению в единое целое.

2) Организационная.

3) Творческая. С развитием НТП появилось венчурное (рисковое) предпринимательство, суть которого в внедрении новых образцов и новейших технологий.

В современной России предпринимательство началось 01.01.1993 с вступлением в силу закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

3.13. Прибыль:

Доход предпринимателя, получаемый в результате деятельности, т.е. превышение доходов над затратами. Затраты бывают:

1) Постоянные, независящие от объемов производства.

2) Переменные, зависящие от сырья, рабочей силы и пр.

3.14. Предприятие:

1) Сложная материально-технологическая и социальная система, обеспечивающая производство экономических благ.

2) Деятельность по организации производства различных товаров и услуг.

Основной формой организации предпринимательской деятельности являются фирмы или деловые предприятия.

Типы фирм:

1) Единоличная: создатель и владелец – один тот же человек, несущий полную ответственность за дела фирмы и имеющий право на всю ее чистую прибыль.

2) Партнерство – собственность группы.

3) Кооператив: тоже, что партнерство, но с большим числом пайщиков.

4) Корпорация: основывается на акционерной собственности.

Юридическое лицо:

Им может быть организация, учреждение или фирма, выступающая в виде единого самостоятельного носителя прав и обязанностей.

Признаки юридического лица:

1) Независимость его существования от входящих в его состав отдельных лиц.

2) Наличие имущества.

3) Право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью.

4) Право осуществлять от своего имени экономическую деятельность.

5) Самостоятельная имущественная ответственность.

6) Право выступать от своего имени в суде.

Физическое лицо:

Человек, участвующий в экономической деятельности в качестве ее полноправного субъекта. Он действует от своего имени и не нуждается в создании и регистрации фирмы, необходим только статус ИП. Для этого необходимо обладать гражданской дееспособностью, которая в РФ наступает в 18 лет.

3.14. Трудовые отношения:

Если человек не изготавливает материальные блага, то он может продать на рынке в качестве товара свою способность трудиться, т.е. рабочую силу. Для этого существует рынок труда.

Рабочая сила – это физические и умственные возможности, а так же навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень развития труда и качества изготовления продукции.

Процессы, происходящие на рынке труда, регулируются законом спроса и предложения. Таким образом на рынке труда имеется предложение спрос и цена, т.е. зарплата.

3.15. Формирование и распределение доходов различных групп населения:

Производители – люди, производящие товары и услуги, а потребители – люди, удовлетворяющие свои потребности в товарах и услугах.

Что будут приобретать потребители, зависит от уровня доходов, как:

- зарплата от профессиональной деятельности;

- богатства, которыми владеет человек.

Зарплата – выплата денежного вознаграждения, которое работодатель выплачивает работнику за выполнение определенного объема работ или исполнение служебных обязанностей в течении определенного времени.

Объем предложений рабочей силы на рынке определяется следующими факторами:

1) Удаленность рабочего места

2) Социальные льготы

3) Налоговая система

4) Заработная плата.

Минимальная цена рабочей силы определяется прожиточным минимумом (такой размер зарплаты, который дает человеку возможность выжить). Зарплата может выплачиваться работнику в следующих формах:

1) Повременная

2) Сдельная

3) Смешенная

Различают: - номинальная – определенная сумма денег

- реальная – сумма жизненных благ, которые можно купить при данном уровне цен.

Причины неравенства в распределении доходов:

1) Различные способности к труду

2) Различный уровень обучения и профессионального образования

3) Разная степень профессионального риска

4) Владение разными размерами собственности

5) Монополия на рынке

6) Состав семьи

7) Удача, связи, дискриминация.

Сдерживающие факторы производства:

1) Налоговая система

2) Социальные программы

3) Льготы выплат.

3.16. Прожиточный минимум. Семейный бюджет:

Основная потребительская единица в экономике – это семья, или домохозяйство.

Семья получает доходы и тратит их в виде потребительских расходов. Совокупность доходов и расходов составляет потребительский бюджет. Данные о семейном бюджете, особенно о расходах, характеризуют состояние дел в экономике страны. Составление семейного бюджета помогает людям использовать деньги наилучшем образом. Это означает, что каждый потребитель старается откладывать часть доходов как сбережение, которое так же именуется располагаемым доходом и играет двойную роль:

1) Будущие расходы на товары и услуги

2) Сбережения являются источником инвестиций.

Безработица:

Занятость – деятельность граждан трудоспособного возраста, не запрещенная законом и приносящая им заработок или доход.

К таковым относятся: - работники по найму;

- лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой;

- предприниматели.

Все остальные граждане трудоспособного возраста относятся к незанятым.

Цель национальной экономики – полная занятость, однако занятость, близкая к 100% оказывается неэффективной, т.к. такая экономика малоподвижна, консервативна и не способна быстро реагировать на изменение запросов покупателей на рынке. В рыночной экономике часть трудоспособных граждан всегда оказывается незанятой, в том числе безработными.

Виды безработицы:

1) Структурная (невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы различной квалификации).

2) Фрикционная (невозможность для уволенного работника найти свободное место по своей специальности).

3) Застойная (в каком-либо регионе экономический кризис, единственный выход – смена места жительства).

4) Скрытая (люди работают неполный рабочий день, неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства).

Меры по снижению безработицы:

1) Забота государства о создании гибкой системы образования, системы переквалификации и переподготовки кадров.

2) Хорошо работающая информационная служба.

Современная экономика пришла к выводу, что полное искоренение безработицы невозможно и не нужно. Хорошо иметь естественный уровень безработицы, т.к. она нужна для поддержания необходимой конкуренции на рынке труда. Но если безработица превышает естественный уровень, она может стать причиной серьезного социального напряжения. Особенно сложна ситуация, когда безработица переплетается с инфляцией, что вызывает стагфляцию.

3.19. Рыночный механизм и государственное регулирование:

Рыночная система не может работать без вмешательства гос-ва. Оно берет на себя:

- организация денежного обращения в стране;

- несет ответственность за удовлетворение потребностей определенных категорий населения;

- несет ответственность за компенсацию и ликвидацию отрицательных последствий рыночной экономики;

- экономическая политика (совокупность государственных мер по воздействию на экономику для достижения определенных целей);

- обеспечение защиты прав производителей и потребителей (законы на право собственности, антимонопольная политика);

- расходы на оборону, содержание правоохранительных органов и дорог;

- затраты на некоторые виды страхования;

- осуществление контроля за состоянием окружающей среды и утилизацией доходов;

- субсидирование здравоохранения, образования, благотворительных программ;

- устанавливает МРОТ;

- обеспечение стратегических прорывов в области науки и технологии, инвестирование средств на проведение фундаментальных научных исследований.

Методы регулирования экономической жизни:

1) Правовые методы

2) Финансово-экономические методы.

Финансовая политика – политика гос-ва по урегулированию обращения денег. Она связана со стимулированием производства таким образом, чтобы оно не снижало своего уровня. Это достигается целевым финансированием, в случае необходимости гос-во прибегает к государственным займам, в том числе и иностранным.

Государство осуществляет следующие функции:

1) Экономическая (управление государственным сектором в экономике)

2) Социальная (отслеживание за чрезмерным расслоением населения)

3) Поддержание качества окружающей среды

4) Контрольная функция (формирование различных денежных фондов и резервов).

3.20. Государственный бюджет:

Это централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Его структура определяется государственным устройством:

1) В унитарном государстве: существуют центральный и местные бюджеты.

2) В федеративном государстве (на примере РФ): существует федеральный правительственный бюджет, региональные бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты городов, районов и пр.

Обычно бюджет государства составляется на финансовый год. Доходная часть бюджета формируется за счет налогов.

3.21. Налоговая политика:

Налоги бывают прямые и косвенные. Прямые взимаются государством с доходов и имущества налогоплательщика. Косвенные устанавливаются в виде надбавок к цене товаров и услуг, к ним относятся акцизы, которыми облагаются товары массового производства, таможенные пошлины и пр.

В РФ взимаются федеральные налоги: НДС, акцизы, налог на прибыль банков, налог на прибыль от страховой деятельности, биржевой деятельности, операции с ценными бумагами, таможенные пошлины, прибыль предприятий, имущество предприятий, налоги субъектов РФ, лесной налог, плата за воду.

Местные налоги: налог на имущество различных физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор, сборы за право торговли, налог на рекламу, местный единый налог.

Расходная часть бюджета показывает на какие цели направляются средства:

1) Содержание государственного аппарата и армии

2) Субсидии, дотации, льготные кредиты в экономику

3) Содержание бюджетных организаций

4) Инвестиции в производственную и социальную инфраструктуру

5) Государственное потребление.

Государственный долг:

Часто государственные расходы превышают доходы, возникает бюджетный дефицит, который покрывается внешними и внутренними займами и денежной эмиссией, что ведет к неконтролируемой инфляции.

Государство обязано выполнять социальные задачи при любом состоянии бюджета. Для этого создаются внебюджетные фонды, средства которых планируются отдельно и не включаются в бюджет государства (пенсионный фонд, фонд социального страхования, обязательное медицинское страхование, фонд занятости населения). Средства этих фондов формируются за счет целевых отчислений, а расходы определяются законодательством.

3.21. Денежно-кредитная политика:

Предпринимательская деятельность охватывает и денежную сферу, в результате формируется денежный или ссудный капитал и система его обеспечивающая.

Кредит – заем в денежной или товарной форме на условиях возвратности, срочности и платности.

Существует две основные формы кредита: коммерческий и банковский. При коммерческом кредите предприниматели кредитуют друг друга при покупке и продаже товаров. Инструментом является вексель – долговое обязательство заемщика уплатить определенную сумму денег и процент в указанный срок.

Банковский кредит:

1) Потребительский (продажа товара с отсрочкой платежа)

2) Сельскохозяйственный

3) Ипотечный

4) Государственный кредит (заемщиком или кредитором выступает государство по отношению к гражданам и юридическим лицам)

5) Международный кредит.

Существует две основные разновидности банков, образующих двухуровневую систему:

Первый уровень: ЦБ, выполняющий функцию регулирования денежной и кредитной системы через выпуск банкнот в соответствии с потребностями национальной экономики.

Второй уровень: коммерческие банки.

Государство использует ЦБ не только для осуществления денежно-кредитной, но и монетарной политики (меры, проводимые правительством в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого финансирования экономики). Цель монетарной политики в обеспечении наибольшей занятости и отсутствии инфляции. ЦБ продает государственные ценные бумаги, а также он осуществляет контроль за ставкой процента (депозита) в экономике через установление ставки рефинансирования (процентная ставка, по которой ЦБ продает кредиты коммерческим банкам, а они их продают своим клиентам. Резервы коммерческих банков хранятся в ЦБ.

Главная функция коммерческих банков в кредитовании промышленности, сельского хозяйства, торговли и пр. Кроме этого они занимаются приемом депозитов, а так же покупкой-продажей ценных бумаг и валюты.

Коммерческие банки подразделяются на виды:

1) Инвестиционные (финансирование и долгосрочное кредитование)

2) Ипотечные

3) Инновационные (кредитование нововведений и внедрений научно-технических достижений)

4) Сбербанки (привлекают и хранят свободные денежные средства населения).

Одна из важнейших функций – кредитование, как предоставление возможности лицам или организациям, нуждающимся в денежных средствах, осуществлять свои расходы за счет банка при условии гарантированного возвращения банку израсходованных сумм и внесения платы за пользование банковскими средствами.

Принципы кредитования:

1) Срочность

2) Платность

3) Возвратность

4) Гарантированность.

3.22. Мировая экономика:

Это торговые, финансовые и другие отношения между правительствами и экономическими субъектами национальных экономик.

Существует мировой рынок – совокупность рыночных отношений между странами на основе международного разделения труда (МРТ).

МРТ – это специализация различных стран в производстве отдельных видов продукции, не производимых в других странах.

Развитие МРТ приводит к перерастанию мирового рынка в мировое хозяйство, которое представляет собой взаимосвязанное единство стран, различных по степени развития.

Для России основой внешнеэкономической деятельности должно стать развитие экспорта. Пока его основой остается топливно-энергетическое сырье, химические продукты, металлы и древесина. Исключение составляют аэрокосмическая и оборонная промышленности, энергетическое машиностроение.

Для успешной конкуренции с крупными иностранными корпорациями необходимо образование финансово-промышленных групп и поддержка со стороны правительства. Россия импортирует технологическое оборудование, продовольственные и промышленные товары, лекарства и т.п.

Формы международных экономических отношений:

1) Торговля товарами и услугами

2) Движение капиталов из зарубежных инвестиций

3) Миграция труда

4) Межотраслевая кооперация производства

5) Обмен в области науки и техники

6) Валютно-кредитные отношения.

Структура международных отношений (экспорт и импорт):

Основной показатель внешнеэкономических связей – экспортная квота (отношение стоимости экспорта к стоимости ВВП и объему экспорта на душу населения данной страны).

Объекты международной торговли:

1) Промышленные товары

2) Машины

3) Оборудование

4) Торговля лицензиями и ноу-хау.

Международная торговля выгодна, т.к. благодаря импортеру расширяется выбор товаров и услуг, которые не производятся в стране, и снижаются цены.

Движение капиталов:

Для этой цели необходим валютный курс (цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единицы другой страны). Движение осуществляется в трех формах: 1) Прямые частные инвестиции

2) Государственные займы

3) Кредиты международных финансовых организаций.

При инвестировании учитываются следующие характеристики местного рынка:

1) Доступность

2) Качество рабочей силы

3) Валютный риск

4) Возможность репатриации капитала

5) Защита интеллектуальной собственности

6) Торговая политика

7) Государственное регулирование

8) Налогообложение

9) Политическая стабильность

10) Инфраструктура

и пр.

Для привлечения инвестиций в отсталые регионы создаются территории с льготным режимом хозяйствования.

Миграция труда:

Это добровольное перемещение людей за пределы страны с целью осуществления ими оплаченной трудовой деятельности. Существует внерыночная миграция труда, связанная с социальными конфликтами, проблемами перенаселенности, политической нестабильностью.

Проблемы мирового хозяйства:

1) Глобализация – растущая взаимозависимость национальных финансовых рынков.

2) Превращение мировой экономики в целостный организм. Изменяется положение национальных экономик, они испытывают влияние из вне. На смену экономической зависимости бедных стран от богатых приходит обратная зависимость, т.к. бедные для них – рынок сбыта.

3) Внешняя задолженность стран третьего мира. Их долг составляет почти 2 триллиона долларов.

4) Критической проблемой является способность мировых финансовых рынков обеспечивать огромные потребности в капитале стран Восточной Европы и бывших республик СССР.

России для модернизации требуется 150 миллиардов долларов, а на ближайшие 15 лет эта потребность составляет 800 – 2 500 миллиардов долларов. Сложность вхождения России в мировое хозяйство в том, что сохраняется спрос на топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, что оттесняет РФ на уровень оттесняющихся стран. РФ вошла в МФС в качестве заемщика. На современном этапе в РФ идут прямые иностранные инвестиции.

3.23. Экономические реформы в России. Основные направления экономической политики правительства РФ:

Переход к рыночной модели был одобрен в октябре 1991 года. В январе 1992 года была проведена либерализация цен при сохранившейся монополизации производства и рынка, что привело к росту цен к концу 1992 года в 150 раз.

Правительство проводит жесткую монитористскую политику: задержка зарплаты, пособий и пр. Только к 1996 году удалось снизить инфляцию до 1% в месяц. Была проведена конфискация денежных сбережений людей, снижение жизненного уровня, социальная незащищенность населения. В итоге удалось насытить рынок потребительскими товарами, благодаря чему началось реформирование рыночного механизма ценообразования.

Относительная финансовая стабильность была достигнута за счет внешнего долга. Происходит отказ от системы централизованного планирования, сокращение дотаций промышленности и сельскому хозяйству привели к банкротствам и падению ВВП. Оставалась жесткая налоговая система. Происходит либерализация внешней торговли, что привело к затовариванию российского внутреннего рынка относительно дешевой и качественной продукцией. Это привело к еще большему усугублению кризиса отечественной промышленности. В тяжелом положении оказались наукоемкие отросли промышленности:

1) Машиностроение

2) Электронная промышленность

3) Электротехническая промышленность

4) Военная промышленность.

Сократилось производство сельскохозяйственной продукции, т.к. были сокращены государственные субсидии, произошли утечка рабочей силы и разрушение технической базы. Не была реализована программа по приватизации и разгосударствлению (процесс сужения государственного сектора в экономике, создание условий для развития иных, негосударственных форм собственности в экономике).

Формы приватизации:

1) Бесплатная раздача гражданам части государственной собственности

Наши рекомендации