Основу курса составляют проблемные лекции.
Формы отчетности, обязательные для сдачи студентом | Количество |
Презентации | |
Рефераты | |
Практические занятия | |
Точки рубежного контроля | По мере изучения тем ( контрольные работы) |
Итоговая аттестация | Зачет |
Тематический план
освоения дисциплины «ИСТОРИЯ»
№ тем | Наименование разделов | Кол-во часов | В том числе ПЗ | В том числе самостоятельная работа |
Первый курс | ||||
I раздел | ||||
Развитие СССР и его место в мире 80-е годы XX века | ||||
1. | Основные тенденции развития СССР к концу 80 годов XX века. Культурное развитие и внешняя политика СССР. | |||
1.1 | Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980 годов. Особенности идеологии, национальной и социально- экономической политики | |||
1.2 | Культурное развитие народов СССР и русская культура. Внешняя политика СССР Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира» | |||
Практическое занятие | ||||
Самостоятельная работа | ||||
2. | Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине XX века | |||
2.1 | Политические события в Восточной Европе | |||
2.2 | Отражение событий в Восточной Европе. Ликвидация СССР. Образование СНГ Практическое занятие | |||
Самостоятельная работа | ||||
II раздел | ||||
Россия и мир в конце XX-начале XXI веков | ||||
3. | Постсоветское пространство в 90 годы XX века | |||
3.1 | Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е годы | |||
3.2 | Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО и др.) в разрешении конфликтов между странами. | |||
3.3 | Р.Ф и планы международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России | |||
Практическое занятие | ||||
Самостоятельная работа | ||||
4. | Укрепление влияния России на постсоветском пространстве | |||
4.1 | Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и др. | |||
4.2 | Внутренняя политика на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом в этом регионе. | |||
4.3 | Изменения в территориальном устройстве Р.Ф. | |||
Практическое занятие | ||||
Самостоятельная работа | ||||
5. | Россия и мировые интеграционные процессы. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе | |||
5.1 | Расширение Евросоюза, формирование мирового рынка труда, глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. Участие России в этом процессе. | |||
Практическая работа | ||||
Самостоятельная работа | ||||
6. | Развитие культуры в России | |||
6.1 | Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры» | |||
6.2 | Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России. Идеи «поликультурности» и различные молодежные движения. | |||
Практическая работа | ||||
Самостоятельная работа | ||||
7. | Перспективы развития Р.Ф в современном мире | |||
7.1 | Перспективные направления и основные проблемы развития Р.Ф на современном этапе | |||
7.2 | Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов - главное условие политического развития | |||
7.3 | Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике. Сохранение традиционных нравственных ценностей и свободу человека | |||
Практическая работа | ||||
Самостоятельная работа | ||||
Зачет | ||||
Итого за курс обучения | ||||
Максимальная нагрузка |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№ | Основное содержание темы | Содержание практических занятий | Самостоятельная работа студентов |
Культурное развитие СССР в конце XX века. Внешняя политика СССР. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики. Культурное развитие народов СССР и русская культура. Внешняя политика СССР Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира» | Анализ документов по различным аспектам идеологии, социальной и национальной политики СССР к началу 1980годов. 2. Работа с наглядным и текстовым материалом, раскрывающим характер творчества художников, писателей, архитекторов, ученых СССР 70-х гг. на фоне традиций русской культуры. 3. Анализ исторических и документов, раскрывающих основные направления и особенности внешней политики СССР к началу 1980-х гг. | Обоснованно ли, с Вашей точки зрения, утверждение о формировании в СССР «новой общности — советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»? Используя средства Интернет, сделайте хронологическую подборку плакатов социальной направленности за 1977-1980 гг. Прокомментируйте полученный результат. Подготовка мультимедийной презентации «Советский Союз периода Ю.В. Андропова, К.У. Черненко». ( по выбору: сообщение, эссе, презентация, реферат) | |
2. | Отражение событий в Восточной Европе Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Политические события в Восточной Европе в конце XX века. Отражение событий в Восточной Европе: Польша, Венгрия, ГДР, Чехословакия, Болгария, Румыния. Ликвидация СССР. Образование СНГ. | 1.Рассмотрение и анализ документального (наглядного и текстового) материала, раскрывающего деятельность политических партий и оппозиционных государственной власти сил в Восточной Европе. 2. Рассмотрение биографий политических деятелей СССР второй половины 1980-х гг., анализ содержания программных документов и взглядов избранных деятелей. 3.СССР и РФ за 1989-1991 гг.: экономический, внешнеполитический, культурный геополитический анализ произошедших в этот период событий | Предложите (в объеме 2-3стр.) проект внешнеполитического курса СССР на 1985-1990 гг., альтернативного «новому мышлению». Соберите подборку фотодокументов, иллюстрирующих события «балканского кризиса» 1998-2000 гг. Сделайте презентацию. Можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании, Басков с Испании, Квебека в Канаде и пр. схожими с проблемами на территории СНГ — в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии, Нагорном Карабахе, на Украине. Ответ обосновать. ( любое задание по выбору: сообщение, эссе, презентация, реферат ) |
3. | Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов. Р.Ф в планах международных организаций. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е годы. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО и др.) в разрешении конфликтов между странами. РФ и планы международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России. | Работа с историческими документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг. 2. Анализ программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении постсоветского пространства: культурный, социально-экономический и политический аспекты. 3. Рассмотрение международных доктрин об устройстве мира. Место и роль России в этих проектах | Работа с историческими документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг. 2. Анализ программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС в отношении постсоветского пространства: культурный, социально-экономический и политический аспекты. 3. Рассмотрение международных доктрин об устройстве мира. Место и роль России в этих проектах ( любое задание по выбору в форме: эссе, реферата, сообщения, презентации) |
4. | Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации. Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации. | Рассмотрение и анализ текстов договоров России со странами СНГ и вновь образованными государствами с целью определения внешнеполитической линии РФ. 2. Изучение исторических и географических карт Северного Кавказа, биографий политических деятелей обеих сторон конфликта, их программных документов. Выработка учащимися различных моделей решения конфликта. | 1.Существуют ли отличия в содержании понятий «суверенитет», «независимость» и «самостоятельность» по отношению к государственной политике. Ответ обосновать. 2. Оцените эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 — 2014 гг. (задание на выбор в форме: эссе, сообщения, реферата, презентации) |
5. | Россия и мировые интеграционные процессы. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе | 1.Анализ документов ВТО, ЕЭС, ОЭСР, НАТО и др. международных организаций в сфере глобализации различных сторон жизни общества с позиции гражданина России. 2. Изучение основных образовательных проектов с 1992 г с целью выявления причин и результатов процесса внедрения рыночных отношений в систему российского образования. | Найдите схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического общества в начале XX века и построения глобального демократического общества во второй половине XX — начала XXI вв. (задание по выбору в форме: эссе, сообщения, реферата, презентации) |
6. | Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России. Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России. Идеи «поликультурности» и различные молодежные движения. | Изучение наглядного и текстового материала, отражающего традиции национальных культур народов России, и влияния на них идей «массовой культуры». 2. Место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира. 3. Сопоставление и анализ документов, отражающих формирование «общеевропейской» культуры, и документов современных националистических и экстремистских молодежных организаций в Европе и России. | 1.Согласны ли Вы с утверждением, что культура общества это и есть его идеология. Обоснуйте свою позицию. 2.Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры»? Подготовка сообщений или презентаций о развитии культуры, образования, здравоохранения Новосибирской области в конце XX-начале XXI веков. (задание по выбору в форме: эссе, сообщения, реферата, презентации) |
7. | Территориальная целостность России. Инновационная деятельность — приоритетное направление в науке и экономике. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека.Перспективные направления и основные проблемы развития Р.Ф на современном этапе Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике. Сохранение традиционных нравственных ценностей и свободу человека | 1.Рассмотрение и анализ современных общегосударственных документов в области политики, экономики, социальной сферы и культуры, и обоснование на основе этих документов важнейших перспективных направлений и проблем в развитии РФ. 2. Анализ политических и экономических карт России и сопредельных территорий за последнее десятилетие с точки зрения выяснения преемственности социально-экономического и политического курса с государственными традициями России. 3. Осмысление сути важнейших научных открытий и технических достижений в современной России с позиций их инновационного характера и возможности применения в экономике. | 1. Почему по мере ослабления центральной государственной власти происходило усиление межнациональных конфликтов в СССР — России на протяжении 1980-2000 гг?( сообщение) 2. Выполните реферативную работу (5-7 стр.), раскрывающую пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России 3. Напишите эссе о путях и средствах формирования духовных ценностей общества в современной России. (по выбору) |
Контрольные задания
для проведения текущего контроля
Условия выполнения заданий:
Письменная работа по вариантам проводится в течение 20 минут после
изучения темы.