Культура и искусство саков.
Предмет истории Казахстана. Основные принципы и методы исторической науки.
Предметом науки история является изучение процессов развития общества и природы их взаимодействия. Предмет история представляет собой комплекс общ.наук, изучение прошлго человечества во всей его полноте и многообразии.
Провозглашение республикой гос.суверенитета вызвало значительную трасформацию самосознания общества и его граждан. Возникла необходимость формирования нового исторического сознания. Если раньше ИК представлялась как одна из составных частей истории СССР, то сегодня подавляющие части общества осознают, что ее следует рассматривать в контексте истории мировой цивилизации, истории тюркских народов и стран Ц.А. В освещение истории нашего государства, в особенности после октябрьского периода 1917 г, было не мало ошибок и искажений, так наз. «белых пятен», поэтому, изучая ИК, мы должны избегать крайностей. С одной стороны уйти от рассмотрения ее как цепи непрерывных успехов, а с другой – от взгляда на прошлую историю как на серию ошибок и заблуждений.
Период новой истории разделен на 3 этапа: Первый этап начинается с отмены крепостного права царской Россией. Миллионы крепостных крестьян получив свободу, но не землю, были вынуждены искать лучшие доли на округах российской империи, в том числе и в дореволюционном Казахстане. Данный значительный этап новейшей истории (1870-1917гг) назван учеными «Этапом Российского Колониализма». Следующий подпериод ИК включает в себя Советский период, события строительства социализма на территории СССР (1917-1991). Исследователи данный этап назвали Этапом казарменного социализма (Сталинский террор и индустриализация). 25 октября 1990г. Верховный совет КазССР принял декларацию о гос.суверенитете республики. В декабре 1991 года было принято решение об изменении названия в РК. Третий этап новой ИК характерен строительством независимого, демократического, правового государства. В настоящее время Казахстану предоставляется возможность воспользоваться опытом европейских стран, включившись в процесс мировой интеграции.
Казахстан в эпоху камня.
Началом становления человека является каменный век. Он начался около 2,5 млн. лет назад и закончился в 3 тыс. до н. э., т.е. охватывает более 2 млн. лет. Каменный век делится на древний – палеолит, средний – мезолит, новый – неолит. В свою очередь палеолит делится на нижний (ранний) – 2,5 млн. – 140 тыс. лет назад, средний – 140 тыс.- 40 тыс. лет назад, и поздний (верхний) – 40 тыс. – 12 тыс. лет назад. Данная периодизация приводится для того, чтобы определить время становления человека на Земле вообще и на протоказахской территории в частности. Следы пребывания человека на территории Казахстана относятся к нижнему палеолиту, т.е. около 1 млн. лет назад. В тот период климат здесь был теплым и влажным, растительность пышная, а фауна богатая и разнообразная. В это время человек знал и применял огонь, хотя еще не умел самостоятельно его добывать, занимался охотой и собирательствомДревних людей этого времени принято называть неандертальцами. Неандерталец становился преимущественно охотником. Отношения между людьми в группах, которыми жили неандертальцы, становятся все прочнее. Понимая, что они принадлежат к цепочке сменяющихся поколений, люди стали хоронить своих умерших. В эту эпоху общественные отношения ознаменовались образованием родовой общины, возник род как форма общественной организации. Главная тема первобытного искусства – изображение животных, резьба, скульптура. В ту пору высокого уровня развития достигает техника изготовления каменных орудий. Самым пригодным камнем для изготовления орудий был кремень. Первобытные люди живут теперь не только в пещерах, но и строят искусственные прочные жилища, к чему их побуждает увлажнение климата и интенсивное похолодание. Эпоха палеолита сменилась мезолитом. Он занимает время 12-5 тысячелетие до н.э. и является своеобразным мостом между древнекаменным веком и неолитом – новокаменным веком. Мезолит характеризуется потеплением климата. Вымерли мамонты и шерстистые носороги. Объектом охоты стали лошади, зайцы, сурки и т.п. Изобретены лук и стрелы.. Изменился образ жизни древнего человека, его коллективы стали более подвижны, часто мигрировали в поисках благодатных охотничьих угодий. Следующим этапом развития явились неолит – новокаменный век, который занимает время – 5-3 тыс. до н.э. Это время расцвета техники обработки камня, применялись такие ее приемы, как шлифование, сверление, пиление. Изготавливались каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки. На смену потребляющему хозяйству происходит производящее, т.е. на основе охоты и собирательства развивались скотоводство и земледелие. Это событие было настолько значительным, что его называют “неолитической революцией”.
Казахстан в эпоху бронзы
На рубеже первой-второй четверти II до н.э. в евразийских степях была изобретена бронза. Археологические памятники племен Казахстана эпохи бронзы относятся к андроновской культуре, названной так по месту первых раскопок могильника у села Андронова под г. Ачинском в Южной Сибири (1913 г.). Андроновцы – это родственные по происхождению, антропологическому, лингвистическому складу, по хозяйственной и культурной жизни племена. Как свидетельствуют археологические данные, андроновцы в подавляющем большинстве вели оседлый образ жизни. Их поселки располагались по берегам рек. Андроновцы занимались скотоводством и земледелием с преобладанием пастушеского скотоводства. Признаком андроновской культуры является своеобразный погребальный обряд с труположением на боку, в скорченном состоянии. Следующим признаком андроновской культуры было изготовление плоскодонной посуды ручной лепки, со сложным геометрическим орнаментом, наносившимся гребенчатым или гладким штампом. И, наконец, андроновскую культуру отличали специфической формы металлические украшения. Андроновская культура делится на три периода: ранняя бронза – XVII-XVI вв. до н.э., средняя – XV-XII вв. до н.э., поздняя – XII- начало VIII до н.э.Преобладающим видом занятий андроновцев было скотоводство, главным их достоянием были табуны коней. Начиная с XV в. до н.э., со средней бронзы, появились неукрепленные поселки, тогда же возникла форма скотоводства – отгонная.Важную роль в жизни племен того времени играла металлургия. Сырьем для изготовления орудий труда и оружия была бронза – сплав меди и олова, иногда сурьмы, свинца. Она отличалась твердостью, низкой температурой плавления, красивым золотистым цветом. В эпоху бронзы развивались ремесла, ткачество, изготавливали керамическую посуду ручной лепки. Изготавливалось оружие: стрелы с бронзовыми наконечниками, топоры бронзовые кинжалы. Произошли заметные изменения в организации общественной жизни. Материнский род сменился отцовским. Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь, у них существовал культ предков.
4.Источники о сакских племенах: классификация и информативные возможности, расселение и хозяйственная деятельность.
В древнеперсидских текстах племена периода раннего железа ( 1 тыс. до н.э), кочевавшие к востоку от Волги, назывались именем сака, или саки. Например, две с половиной тысячи лет назад была сделана Бехистунская надпись иранского царя Дария I, где народы, жившие к северу от Сырдарьи, названы саки. В частности, в тексте победной надписи Дария на Бехистунской скале говорится: «Затем я с войском отправился против страны саков… саки, которые носят остроконечную шапку, выступили, чтобы дать битву. Затем я наголову разбил часть саков, а другую захватил в плен… Вождя их по имени Скунха взяли в плен и привели ко мне. Затем страна стала моей». Исследования последних лет показали, что персы не выдумали имя своих кочевых соседей, а использовали их самоназвание, причем не племенное, а общее для всех кочевых племен, соседствующих в Средней Азии с персами. Сакские племена осознавали свою генеалогическую и культурную общность, это выражалось в единстве самоназвания, подтверждалось языковой близостью.
Письменные источники повествуют о том, что греки называли саков скифами, а персы – «туры с быстрыми конями». Древнегреческие и латинские источники называли саков скифами, упоминали имена племен: массагеты – в междуречье Сырдарьи и Амударьи, савроматы (позднее сарматы) на западе Казахстана, а также исседоны, аргипейи, саракаулы и другие. Это были племена одной культурной общности, которая сложилась на степных просторах от Хуанхэ до Дуная, они составляли единый, родственный по языку и этнокультурному складу массив племен и родоплеменных подразделений. Персидский источник «Авеста» повествует, о том, что кочевые племена, населявшие степные просторы севернее бактрийцев, согдианцев, хорезмийцев, то есть Казахстана, именовались «туры с быстрыми конями».
Упоминаются у Геродота в древнеперсидских надписях четыре группы саков:
саки-хаомаварга, «варящие хаому — дурманящий напиток», населявшие долину реки Мургаб (у Геродота и античных авторов — амюргии)
саки-тиграхауда, «в остроконечных шапках» (в Бехистунской надписи Дария I), проживавшие в предгорьях Тянь-Шаня (часто отождествляются с массагетами античных авторов),
саки-парадарайя, «которые за морем (за рекой)», и
саки-парасугудам, «за Согдианой», которые проживали в бассейне Аральского моря в низовьях Сырдарьи и Амударьи.
Культура и искусство саков.
Религия.
Религиозные представления саков имели ярко выраженную военную окраску, а) Главными были - культ вождя и царя. Царь считался - избранником богов, посредником между небом и землей, центром мира, носителем земного процветания. От его физической мощи и духовной энергии зависло благосостояние народа. Он был воплощением всех слоев народа. Он проводил первую борозду на весенней пахоте.
Саки поклонялись силам природы - солнцу, ветру, грозе, грому. По их представлениям, боги перевоплощались в различных животных и птиц. Например, конь - бог солнца и огня; кабан - бог грома. Кочевые племена больше поклонялись солнцу, огню, а оседлые племена - священной земле. В святилищах, где находились алтари и жертвенники, приносили жертвы богам, совершали обряды достижения, плодородия, связанные с соблюдением культа предков и культа огня. Археологами обнаружены, что у саков Семиречья существовали "храмы огня".
Искусство
С VII в. до н.э. у населения обширной зоны степей Казахстана, Сибири, Поволжья и юга Европы ВОЗНИК в искусстве так называемый "звериный стиль". Главная тема - изображение зверей и мифологических чудовищ в движении. Ими украшали ювелирные украшения, оружия, одежда, конскую сбрую, бронзовые котлы и жертвенники. Сюжетной основой "звериного стиля" были сохранившиеся с глубокой древности мифы о происхождении людей от различных животных. Это своего рода особая знаковая система для выражения идеологии кочевников. В III-II вв. до н.э. этот стиль постепенно утратил реалистическую основу, превратился в орнаментальную схему, а в начале нашей эры вовсе исчез.
Саки - принадлежали к европеоидной расе. Саки говорили на восточно-иранском языке, выделившихся из индо-иранской языковой группы.
Наиболее известный памятник этой эпохи - курган Иссык, расположенный в 50 км восточнее Алматы в предгорьях Заилийского Алатау. Он входит в Иссыкский могильник, состоящий из более 40 курганов. Его открытие произошло в 1969 году. В кургане диаметром 60 м и высотой более 7 м было обнаружено погребение "Золотого человека”, датированное концом IV-III веком до нашей эры. По определению антропологов, захороненному в кургане Иссык было 17-18 лет, по физическому типу он принадлежал к сакам. Одет он был в богато расшитую золотом парадную одежду. На голове - высокий - 65-70 см - конической формы головной убор, украшенный золотыми пластинами разных форм и размеров. Всего на головном уборе размещалось около 150 украшений, изображающих барсов, тау-теке, архаров, лошадей, птиц. Переднюю часть головного убора украшали изображения двух крылатых лошадей с козлиными рогами. Верхняя одежда воина состояла из кафтана и штанов. Кафтан украшало около трех тысяч золотых предметов, а во всей одежде, головном уборе и обуви насчитывалось около четырех тысяч золотых блях и пластин. Археолог К. Акишев относит погребенного к числу саков тиграхауда.
7.Хунну. «Великое переселение народов». Развитие общества.
Гу́нны — кочевой народ, по мнению некоторых исследователей, сложившимся во II—IV вв. в Приуралье из тюркоязычных «сюнну», что вместе с уграми и сарматами, восстав на готов, вторглись на территорию Восточной Европы.
Существуют и другие мнения. А. Ф. Вельтман пишет, что гуннам не нужно было приходить из Азии, они уже давно существовали в Европе, жили при Днепре.
Одной из теорий о происхождения гуннов, является теория о их происхождении от племени «сюнну», что обитало на территории Монголии и упоминаемого в древнекитайских летописях, датируемых III в. до н. э. Однако делать вывод о родственности этих племён, только лишь на основании созвучия их названий нельзя. В то же время прилагаются усилия по поиску возможных путей, по которым шло предполагаемое переселение «сюнну» на запад. Благодаря усилиям нескольких поколений исследователей, этот путь можно местами проследить по китайским летописям.
Однако ещё Птолемей (ок. 87 — ок. 165 гг. н. э.) располагал хунов, также как и аланов, последние из которых считаются сарматами, на территории Европейской Сарматии, то есть западнее реки Дон[7]. А. Ф. Вельтман, сообщает, что местность населения гуннов, определяется и по периплу Марциана Гераклейского (III в.): «... в окрестностях Днепра, за аланами, живут так называемые Хоани».
Вели́кое переселе́ние наро́дов — условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV—VII веках, главным образом с периферии Римской империи.
Вторжения варварских (германских, сарматских и др.) племён, живших в первые века н. э. на периферии Римской империи, значительные уже в конце 2—3 вв. (Маркоманская война 166—180, захват в 70-х гг. 3 в. германскими и сарматскими племенами Дакии и др.), приняли с последней четверти 4 в. катастрофический для Рима характер. Причины этого как во внутренних социальных сдвигах у варварских племён (разложение у них родоплеменного строя и начавшийся процесс формирования классового общества), так и в кризисной ситуации, создавшейся в Римской империи. Сочетание обоих факторов придало передвижениям 4—7 вв. радикальный характер. Непосредственным толчком к В. п. н. послужило начало передвижения на З. гуннов, двинувшись с Приуралья, они около 370 перешли Волгу и затем вместе с покорёнными ими аланами обрушились на готов, занимавших Северное Причерноморье (375). Осенью 376 часть теснимых гуннами вестготов поселилась (с разрешения римских властей) на территории империи к югу от Дуная. Притеснения чиновников вызвали в 377 восстание вестготов, к которым присоединились беглые рабы, крестьяне и работники фракийских рудников; 9 августа 378 римское войско было наголову разбито восставшими под Адрианополем. Натиск на империю готов, аланов и гуннов был приостановлен, но готы утвердились в качестве римских федератов между Дунаем и Балканским хребтом, усилилась варваризация римской армии. С конца 4 в. натиск варваров возобновился. Зимой 394—395 гунны совершили набег на Сирию и Каппадокию. Вестготы во главе с Аларихом I, разграбив Грецию, утвердились в Иллирике. 24 августа 410 они заняли Рим и разграбили его. Хотя готы ушли из Рима уже 27 августа, падение "вечного города" имело огромное моральное значение. В течение 5 в. германские племена расселились по всей территории Западной Римской империи, образовав здесь ряд варварских королевств.