Дайте объяснение датам:27 июля 1990 г., 25 августа 1991 г., 19 сентября 1991 г., 8 декабря 1991 г., 15 марта 1994 г., 14 мая 1995 г.
Эволюция политической системы в Республике Беларусь во второй половине 1990-х. гг. – начале XXI в. Республиканский референдум 1996 г. и его результаты. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями). Основы идеологии белорусского государства.
Республиканский референдум 1996 г. и его результаты.Важную роль в преодолении противостояния между законодательной и исполнительной ветвями власти сыграл республиканский референдум, проведенный 24 ноября 1996 г. Его целью стало уточнение статей Конституции Республики Беларусь, посвященных осуществлению принципа разделения властей.
По конституционному положению единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Поэтому по предложению Президента Верховный Совет Республики Беларусь обратился непосредственно к народу.
На голосование были вынесены два проекта обновленной Конституции, предложенные один – Президентом, второй – частью депутатов Верховного Совета (фракциями аграриев и коммунистов). Проект Конституции, предложенный Президентом, предусматривал расширение его полномочий как главы государства. В альтернативном депутатском проекте вообще не предусматривалась должность Президента, институт президентства ликвидировался и предлагалось возвращение к парламентской республике. По сути, голосование отвечало на вопрос о том, кого поддержит белорусский народ. Итоги референдума стали свидетельством широкой поддержки населением Беларуси курса Президента, направленного на преодоление политического кризиса в стране.
За принятие Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь), предложенными Президентом Республики Беларусь А. Лукашенко, проголосовало большинство избирателей. Так же большинство избирателей проголосовало за предложение Президента о перенесении Дня Независимости Республики Беларусь (Дня Республики) с 27 на 3 июля – день освобождения Минска от гитлеровских захватчиков.
Большая часть населения нашей республики посчитала, что для белорусского народа более значимыми являются события, связанные с освобождением Родины от немецко-фашистских захватчиков. Этим белорусский народ подтвердил стремление к сохранению независимости своей страны, готовность защищать ее, как это свойственно всем свободолюбивым народам.
Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями).Президентский вариант Конституции, который был принят на республиканском референдуме, создал новую модель государственного устройства Беларуси. В нем наиболее последовательно закреплена реализация принципа разделения властей, восстановлено равновесие ее трех ветвей, баланс между обязанностями и правами главы государства, повышен статус исполнительной власти в системе государственных органов.
Согласно Конституции Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.) главой государства является Президент Республики Беларусь. Он считается гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президент занимает особое место в системе разделения властей: в организационном отношении он не включен ни в одну из ветвей власти. Президент выступает арбитром между различными политическими силами. Вместе с тем глава государства обладает широким кругом полномочий в области исполнительной власти. В Конституции также предусмотрено участие Президента в осуществлении законодательства. Президент имеет право издавать декреты, имеющие силу законов и являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Беларуси.
Представительный и законодательный орган власти – Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. За Парламентом закреплены функции обсуждения и принятия законов, государственного бюджета, контроль за исполнением бюджета. Законы, принятые Парламентом, регулируют все важнейшие сферы государственной и общественной жизни.
Национальное собрание состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется всем населением республики, которое обладает избирательными правами и разделяется на соответствующие округа. Совет Республики является палатой территориального Дом правительства. Здесь происходит работа Парламента (Национального собрания Республики Беларусь)
представительства. Его члены избираются от областей, г. Минска, а также назначаются Президентом.
Премьер-министр Белоруссии А. Кобяков |
Судебная власть принадлежит судам и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти. Судебная система Республики Беларусь включает Верховный суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. К хозяйственным судам относятся Высший хозяйственный суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, хозяйственные суды городов и районов. Контроль за конституционностью правовых актов в государстве осуществляет Конституционный суд Республики Беларусь.
Согласно новой редакции Конституции подтверждается, что Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством. Она делится на административно-территориальные единицы – области, каждая из которых не имеет статуса самостоятельного государственного образования. Вместе с тем области обладают определенной самостоятельностью в решении многих вопросов, сочетают общегосударственные интересы с интересами местного населения.
В новой редакции Конституции Республика Беларусь провозглашена социальным государством. Это значит, что основной целью Республики Беларусь является создание условий для свободного и достойного развития личности, реализации ее интересов, которые отражены в законных формах и соответствуют интересам общества, нации и государства. Это одна из самых отличительных черт Конституции.
Основы идеологии белорусского государства.Идеология белорусского государства – это система взглядов, соответствующая целям и особенностям белорусского пути общественного развития.
Идеология белорусского государства базируется на следующих основах:
Мировоззренческой основой идеологии белорусского государства является белорусская идеологическая доктрина, представленная в виде национальной идеи, которая включает в себя такие фундаментальные составляющие, как общечеловеческие и христианские ценности, национально-государственное сознание, гражданственность, патриотизм.
Правовой основой идеологии белорусского государства служит Конституция Республики Беларусь, которая, в свою очередь, является главным идеологическим документом, где основным ценностям государства придан статус закона.
Экономической основой идеологии белорусского государства является белорусская экономическая модель – социально ориентированная многоукладная рыночная экономика.
Политическая основа идеологии белорусского государства – политическая система Республики Беларусь, принципы и компоненты которой отражены в Конституции.
Вопросы и задания
1. Республиканский референдум 1996 г. и его результаты.
2. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями).
3. Основы идеологии белорусского государства.
4. Дайте определения понятиям: новая редакция Конституции Республики Беларусь, Днь Республики, принцип разделения властей, глава государства, представительный и законодательный орган власт, Палата представителей, Совета Республики, исполнительная власть, судебная власть, социальное государство, мировоззренческа основа идеологии белорусского государства, правовая основа идеологии белорусского государства, экономическая основа идеологии белорусского государства, политическая основа идеологии белорусского государства.
5. Дайте объяснение датам:24 ноября 1996 г., 3 июля.
Экономические преобразования, преодоление кризиса и переход к устойчивому росту во второй половине 1990-х. гг. – начале XXI в. Разработка белорусской модели социально-экономического развития. Социально ориентированная рыночная экономика.
Карикатура В. Пескова |
С распадом СССР произошел разрыв единого экономического пространства, что имело отрицательный итог для стран СНГ. Экономические связи между бывшими советскими республиками разрушились. Произошло падение уровня показателей промышленного производства и сельского хозяйства. Это привело к резкому снижению доходов населения, его денежные сбережения обесценились в связи с высокой инфляцией. (инфляция – резмерное увеличение количества обращающихся в стране бумажных денег, вызывающее их обесценение)
Остановить такие проявления экономического кризиса в ходе реализации курса на ускорение социально-экономического развития страны в этот период не удалось. В условиях распада СССР каждая бывшая союзная республика должна была искать свой выход из кризиса. Поэтому приоритетным направлением деятельности Правительства Беларуси стал поиск путей преодоления кризисных явлений и восстановления хозяйственных связей между бывшими советскими республиками на новой рыночной основе. По этому поводу была разработана программа перехода от командно-административной системы управления народным хозяйством к рыночной экономике.
Рыночная система экономических отношений обеспечивает эффективное функционирование хозяйства на основе заинтересованности товаропроизводителей в получении прибыли. Определяющей чертой рыночных отношений является ориентация на спрос потребителей в условиях постоянного превышения предложения товаров. Это вызывает конкуренцию (соревнование), борьбу товаропроизводителей за рынок сбыта своей продукции, вынуждает их добиваться высокого качества товаров и услуг, учитывать новые технические достижения.
В начале 1990-х гг. проявлениями рыночных отношений в Беларуси стали введение свободных цен на подавляющее большинство товаров и услуг, разрешение аренды и индивидуальной трудовой деятельности, становление предпринимательских, банковских и коммерческих структур. Началось проведение приватизации — разгосударствления, передачи объектов из государственной собственности в частную. Однако реформирование народного хозяйства в этот период проводилось медленно, непоследовательно, недостаточно продуманно и неэффективно. За 1991 —1994 гг. выпуск промышленной продукции сократился более чем на 30 %. Резко снизились доходы населения, которые не соответствовали необходимым расходам на товары и продукты первой необходимости. В 1994 г. за чертой прожиточного минимума оказалось более 60 % населения.
Разработка белорусской модели социально-экономического развития. В связи с охватившим страну глубоким экономическим кризисом и гиперинфляцией главной задачей Правительства в середине 1990-х гг. стало осуществление программы вывода экономики страны из кризиса. В 1996 г. была разработана Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 г. При устойчивом развитии удовлетворение потребностей нынешнего поколения происходит без ущемления возможностей будущих поколений. В 1996 г. на Первом Всебелорусском народном собрании(Всебелорусское народное собрание – общее собрание представителей белорусского правительства и других ветвей власти, руководителей и тружеников предприятий, деятелей науки и культуры. На собрание выдвигаются делегаты со всех регионов страны. Оценивается действие власти за прошедшие пять лет и определяются основные направления и параметры развития государства, выработка плана экономического и социального развития страны на предстоящий пятилетний срок. Второе собрание проводилось в 2001 г., третье – 2006 г., четвертое – 2010 г.)были утверждены «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы». В качестве главных задач выделялись рост экспорта белорусских товаров, строительство жилья для жителей города и села, обеспечение населения продуктами питания.
Социально ориентированная рыночная экономика.Социально ориентированная рыночная экономика в качестве белорусской модели развития имеет свои характерные черты. Среди них :
· сосуществование государственного и частного секторов экономики;
· приватизация как средство поиска тех, кто заинтересован в долгосрочном развитии предприятий с социальной защитой их работников;
· повышение конкурентоспособности отечественных товаров;
· обеспечение экономической безопасности государства;
· повышение материального благосостояния населения; развитие экономических связей со странами СНГ.
В экономической политике изначально была сделана ставка не на поддержание мелкого и среднего бизнеса, а на сохранение и модернизацию крупных предприятий, сохранившихся со времен СССР. Важное значение имело государственное финансирование крупных промышленных предприятий и колхозов. Благодаря усилиям власти удалось предотвратить «обвальную» приватизацию, что происходило в других странах СНГ. Частный сектор экономики был подчинен государственным интересам.
Наиболее значимые результаты были достигнуты в строительстве, которое рассматривалось как приоритетное направление развития экономики. Проводилась государственная политика, направленная на защиту
Новые жилые дома в Минске |
Был разработан курс на проведение экономической интеграции Беларуси – сближения и объединения в единое целое в экономической сфере со странами СНГ и в первую очередь с Россией. На долю России приходилась половина внешнеторгового оборота Беларуси. Необходимость интеграции для Беларуси была обусловлена экономическими и историческими обстоятельствами и направлялась на восстановление постсоветского экономического пространства ради сохранения традиционных рынков сбыта белорусской продукции. Одним из решающих факторов интеграции являлась сырьевая и энергетическая зависимость Беларуси.
Преодоление кризиса 1990-х гг. позволило вывести страну в первом десятилетии XXI в. на путь устойчивого развития. 2001-2005 гг. годы стали важнейшим этапом в достижении стратегической цели социально-экономического развития — повышения благосостояния народа и приближения уровня его жизни к уровню жизни населения экономически развитых европейских государств. Стратегическим курсом стал лозунг «За сильную и процветающую Беларусь». Выполнение программы вывело нашу страну на путь экономического роста, темпы которого превышали аналогичные показатели ведущих стран СНГ.
На ряде показателей социально-экономического развития отрицательно сказался мировой финансово-экономический кризис, который разразился в 2008 г. Перед началом кризиса темпы роста белорусской экономики составляли почти по 10 % в течение трех лет подряд. Однако в 2009 г. относительно 2008 г. они замедлились. Экономика нашей страны оказалась в «ножницах» резкого роста цен на энергоносители и необходимости поддержки объемов производства и продаж отечественных товаров на экспорт.
Главной целью развития страны на 2011-2015 гг. являлся рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Приоритетным направлением развития Беларуси было определено развитие человеческого капитала. Под ним понимается совокупность знаний, умений, навыков, которые используются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и общества. Человеческий капитал — это интеллект, здоровье, знания, творческий труд, качество жизни. Развитие человеческого капитала предусматривает повышение уровня благосостояния, рост рождаемости, увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья, повышение качества образования.
Таким образом, белорусская модель социально-экономического развития в своей эволюции приобрела следующие характерные черты.
· Во-первых, это структурная перестройка экономики, которая предусматривает увеличение доли отраслей с высокой степенью переработки исходного сырья и материалов и использованием современных технологий.
· Во-вторых, повышение качества экономического роста за счет модернизации основных средств производства и экономических отношений, увеличения конкуренте-способности и эффективности экономики.
· В-третьих, либерализация экономики и предпринимательской инициативы.
· В-четвертых, создание привлекательного инвестиционного климата.
Главное место в планах на перспективу отводится экономике знаний, направленной на создание и вывод на рынок принципиально новых видов товаров и услуг. Экономика знаний рассматривается как база, фундамент информационного общества и высший этап развития инновационной экономики. Процесс развития такой экономики заключается в повышении качества человеческого капитала и качества жизни, в производстве высоких технологий.
Вопросы и задания
1. Экономическое положение Республики Беларусь в первой половине 1990-х гг.
2. Разработка белорусской модели социально-экономического развития.
3. Социально ориентированная рыночная экономика.
4. Дайте определения понятиям: валовый внутренний продукт, инфляция, рыночная система экономических отношений, Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 г, Всебелорусское народное собрание, «обвальная» приватизация, человеческий капитал, белорусская модель социально-экономического развития