Значение образования КазАССР для казахского народа.
Главная задача Казревкома заключалась в подготовке автономии края.26 августа 1920 года ВЦИК и СНК РСФСР приняли подписанный М.И.Калининым и В.И.Лениным Декрет «Об образовании Киргизской(Казахской) Советской Автономной социалистической республики » в составе РСФСР со столицей в Оренбурге.4-12 октября 1920 года в Оренбурге состоялся Учредительный съезд Советов Каз-на.Он принял декларацию прав трудящихся Казахской АССР,которая закрепила создание КАССР .Был избран ЦИК во главе с С.Мендешевым и СНК во главе с В.Радус-Зеньковичем.Тер-ия республики составила около 2 млн км2,население около 5 млн чел.В неё вошли Семипалатинская, Акмолинская, Тургайская, Уральская обл.,Мангышлакский уезд,часть Красноводского уезда ,часть Астраханской губернии,населенной казахами.Две казахские области – Семиреченская и Сырдарьинская входили в Турестанскую Советскую Федеративную республику,повозглашенную в Ташкенте 30 апреля 1918 года на V съезде Советов Туркестана,в которую вошел Туркестан,за искл. Хивы и Бухары. 30 декабря 1922 года был подписан договор об образовании СССР.Первоначально он состоял из 4 республик –РСФСР,УССР,БССР,ЗСФСР(куда входили Грузия,Азербайджан,Армения),Казахстан был в составе РСФСР. Историческое значение образования Казахской АССР: 1.Исполнение вековой мечты казахского народа; 2.Результат многовековой борьбы с колониализмом; 3.Первый шаг на пути национального возрождения.Образование Казахской АССР.
После установления советской власти и образования РСФСР встал вопрос об образовании советской национальной государственности в Казахстане. Перед Казревкомом была поставлена задача - формирование территориальной целостности будущей казахской советской государственности и решение вопроса о создании Казахской советской автономии. 17 августа 1920 года СНК РСФСР рассмотрел и одобрил проект Декрета о Казахской автономии. 26 августа 1920 года ВЦИК и СНК РСФСР приняли Декрет "Об образовании Автономной Киргизской (Казахской) Советской Социалистической республики" в составе РСФСР со столицей в Оренбурге. 4-12 октября 1920 года в Оренбурге прошел Учредительный съезд Советов Казахстана. Историческим событием съезда явилось принятие "Декларации прав трудящихся Киргизской (Казахской) АССР". Она закрепила создание Казахской АССР как республики в лице Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов. 5-10 января 1924 года состоялся IV съезд Советов Казахстана, который принял Конституцию республики. В 1925 году столица республики была перенесена из Оренбурга в Кзыл-Орду, а 15-19 апреля того же года в этом городе состоялся V съезд Советов Казахской АССР, на котором впервые присутствовали представители всего Казахстана. На форуме было восстановлено исторически точное название народа - казахи, вследствие чего произошло переименование Киргизской АССР (КАССР) в Казахскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (КазАССР).Как известно, со времени присоединения Казахстана к России в первой половине XVIII века и вплоть до 1925 года казахи назывались киргизами или киргиз-кайсаками. Кроме того, было изменено название новой столицы республики: город Ак-Мечеть был переименован в Кзыл-Орду. Столица находилась в этом городе до 1929 года, затем новой столицей стала Алма-Ата (ныне Алматы). Согласно историческим данным, этот шаг был предпринят властями того времени под влиянием решений X съезда РКП (б) по национальному вопросу. В Казахстане произошли важные политические и социальные перемены, направленные на развитие казахской советской государственности. Территориальное объединение казахского народа имело огромное значение для дальнейшего объединения казахской народности в единую нацию, развития культуры и экономики Казахстана и сыграло важную роль в национальной политике республики. Объединение всех казахских земель в составе одной республики стало серьезной вехой в истории казахского народа. Несмотря на трудности того периода, оно сыграло очень важную роль в создании казахской государственности. В итоге территория Казахской АССР увеличилась почти на одну треть, население возросло почти на полтора миллиона, общая его численность достигла 5 млн 230 тысяч человек. По переписи населения 1926 года казахи составляли 61,3 процента всего населения Казахстана.Казакская АССР (Казакская Автономная Советская Социалистическая Республика, Казакстан) (территориальное образование в составе РСФСР. Существовала с апреля 1925 по декабрь 1936. С декабря 1936 года получила статус союзной республики и была выведена из состава РСФСР. Административный центр КазАССР (1933) — Алма-Ата. Появилась в апреле 1925 в результате переименования Киргизской АССР. Одновременно с переименованием республики её столица была перенесена из Оренбурга на Сырдарью, в город Ак-Мечеть, переименованный в Кзыл-Орду. А Оренбургская губерния была возвращена в непосредственное подчинение РСФСР. В мае 1927 столица республики перенесена в Алма-Ату. В августе 1928 ликвидированы все губернии Казакской АССР, а её территория разделена на 13 округов и районы. В марте 1930 Кара-Калпакская АО выведена из состава Казакской АССР и подчинена непосредственно РСФСР. В марте 1932 территория республики была разделена на шесть больших областей. В декабре 1934 небольшой участок на севере республики был передан новообразованной Оренбургской области. С принятием новой конституции СССР 5 декабря 1936 года статус Казакской АССР был повышен до союзной республики, и она была выведена из состава РСФСР, а чтобы титульную нацию республики не путали с представителями казачества, решением Сталина народу дали название казахи, а республику, соответственно, стали именовать Казахская ССР.
65.Укажите основные направления развития культуры в Каз-не(1917-1940гг.).Формирование казахской советской интеллигенций.К началу ХХ века на территории Казахстана сформировалась новая волна просветительского движения. Это были представители прогрессивной демократической части интелигенции: А. Байтурсынов, С. Торайгыров, М. Дулатов, М. Жумабаев и др. Главной отличительной чертой их деятельности представляется связь задач просвещения с идеями национального пробуждения казахского народа. Просветители новой буржуазной формации выступали за национальное образование, за сохранение языка и культуры. Заметный след в истории просвещения, оставил замечательный казахский поэт пореформенного периода Султанмахмут Торайгыров (1893-1920). За свою жизнь С.Торайгыров написал шесть поэм, среди которых выделяется «Заблудившаяся жизнь», которая является лирико-философской поэмой, где основное содержание - это размышления о смысле жизни человека, о его призвании и возможностях. Большую роль в развитии казахской литературы сыграли романы С.Торайгырова «Красавица Камар» и «Кто виноват». Помимо стихов, поэм и романов у С.Торайгырова имеются публицистические произведения. Это такие статьи и очерки как: «Печалюсь», «Каковы пути и методы просвещения казахов?», «О книгах стихов на казахском языке», «Песни и их исполнители» и др. Крупный ученый лингвист, литературовед, талантливый поэт и переводчик, деятель культуры, общественный деятель, видный педагог – просветитель Ахмет Байтурсынов (1873-1938) занимался вопросами обучения и воспитания. Байтурсынов главную задачу школы и воспитания видел в сохранении, углублении и развитии национальной самобытности, культуры, языка, литературы, духовно – нравственных традиций казахского народа. Во всех просветительских трудах Байтурсынова красной нитью проходит мысль о развитии родного языка, сохранении его чистоты, о необходимости его широкого внедрения в массовую национальную школу. Историческая значимость деятельности А.Байтурсынова заключается в том, что он создал национальную систему письменности, занимался изучением казахской духовной культуры. Особое место в творчестве великого просветителя занимал труд «Теория словесности» 1928 года издания, где собраны образцы устного народного творчества и некоторые произведения представителей казахской письменной литературы. Прогрессивные взгляды А.Байтурсынова на развитие теории воспитания и обучения, становление массовой национальной школы во многом разделял талантливый журналист и писатель, поэт – просветитель, общественный деятель и педагог Мыржакип Дулатов (1885 - 1935). Его многогранный талант проявился в различных сферах: образовании, науке, культуре. Дулатов подчеркивает, что процесс воспитания и обучения должен соответствовать национальным особенностям детей. Поэтому обучение родному языку, арифметике, труду, пению и другим предметам в казахской школе должно иметь свою специфику, психологические и методологические особенности. Дулатов выступал за народную школу. При этом он подчеркивал обязательность обучения детей народному языку. Ученый – педагог отмечал: «Материалы родного языка должны отражать дух нации, его традиции, культуру, быт народа». Поэтому казахская школа должна преследовать цель: давать учащимся не только знания, но и воспитывать их в духе народной педагогики. Обзор развития теории духовного воспитания в рассматриваемый период был бы неполон без изучения и анализа педагогических взглядов известного писателя, педагога – просветителя Магжана Жумабаева (1893 - 1938). Он стоял у истоков педагогической науки, являлся автором первого учебника по педагогике, большого количества газетных и журнальных статей. Его работы «Родная речь в начальной школе» (1923), «Методы обучения в начальной школе» (1925), «Обучение грамоте» (1926) и многие другие заложили основы казахской этнопедагогики.