Статистико-экономическое изучение россии

Накопление учетно-статистических данных, потребность в их изучении способствовали подготовке научных статистических работ. Практически все они были посвящены описанию России. Первое статистико-экономическое обозрение России подготовлено Иваном Кириловичем Кириловым (1689–1737), обер-секретарем Сената, автором огромного исторического, этнографического и экономического атласа России (1734), которым пользовались около 50 лет. Используя поступавшие в Сенат учетно-статистические данные, Кирилов написал книгу «Цветущее состояние Всероссийского государства, в каковое начал, привел и оставил неизреченными трудами Петр Великий, отец отечествия, император и самодержец всероссийский, и прочая, и прочая, и про­чая», которая была завершена в 1727 г. Он хотел показать, в ка­ком положении его кумир Петр I оставил Россию своим преемни­кам. В ней содержались сведения о населении России и ее зарож­давшейся промышленности, доходах казны и путях сообщения. Немалое место занимали сведения о многочисленных монастырях, но не остались без упоминания и немногочисленные школы. Все это сообщалось систематично – от губернии к губернии, от уезда к уезду. Рукопись была настоящей энциклопедией России времен Петра. Уровень обобщения, принятый в ней, делал ее подлинно научным произведением. Небывалой оказалась и принятая в рукописи форма изложения. Вместо многословных описаний, столь свойственных государствоведческим сочинениям той поры, Кирилов выстраивал цифры в колонки четких, лаконичных таблиц. Широко использовались обобщающие показатели (подсчеты), давалась оценка надежности учетно-статистических данных.

Работа «Цветущее состояние Всероссийского государства...» сос­тояла из двух книг, отличавшихся друг от друга только теми гу­берниями, по которым приведены сведения: первая книга содержит сведения о Санкт-Петербургской, Московской, Смоленской, Ки­евской, Воронежской, Рижской, Ревельской губерниях, во второй описаны губернии и провинции Нижегородская, Казанская, Астра­ханская, Архангелогородская, Сибирская. Кроме того, в качестве приложения ко второй книге были даны генеральные перечневые ведомости со всеми основными сведениями по стране в целом.

Судьба книги «Цветущее состояние Всероссийского государства...» была сложной. Рукопись не была напечатана, затерялась в архивах, существовала в нескольких списках, и хотя не была забыта, но знали оее существовании и могли пользоваться ею лишь немногие посвященные. Лишь в 1831 г. труд Кирилова был опубликован. Кирилов широко использовал данные подворной пе­реписи 1710 г. и первой ревизии 1718 г. Но вопрос о том, как организовать наилучшим образом ревизии,им не был поставлен. Это сделал Василий Никитич Татищев (1686–1750) – один из «птенцов гнезда Петрова», управляющий казенными заводами на Урале (1734–1737), основатель Екатеринбурга (1723). Татищев – автор многочисленных трудов по истории, географии, эко­номике. Ему принадлежит и первый в России научный труд по вопросам организации учета населения – «Разсуждение о ревизии поголовной и касаюсчемся до оной», написанный в 1747 г. и опубликованный только в 1861 г.

Татищев знал, что указом Сената от 17 октября 1742 г. предписывалось проводить ревизии каждые 15 лет. Хорошо знал он и то, в какую тягостную, громоздкую работу вылились две преды­дущие ревизии –петровская (1718) и следующая, начавшаяся в 1743 г. Он точно указал хронические пороки, присущие ревизиям: «великая тягость» для народа, лихоимство переписчиков, непо­мерная длительность. Однако основные идеи, высказанные Тати­щевым, – создание единого переписного документа (он разработал образец «ревизской сказки» и инструкцию), сокращение срока проведения переписей, повышение квалификации переписчиков – в конце концов нашли воплощение в статистической практике. Взявшись за написание географии России, Татищев ощутил ску­дость данных. Он разработал анкеты для их сбора, включающие 92 вопроса (1734) и 198 вопросов (1737), относящихся к истории, географии, демографии, этнографии, экономике, медицине и т. д.

По собственной инициативе он разослал анкеты по провинциям и губерниям, а также в Академию наук. Хотя ответов было по­лучено немного, значение анкеты существенно – это один из пер­вых примеров воплощения идеи описания России с помощью ста­тистических данных.

В 60-е годы, на следующем этапе развития русской статистики, идеи Татищева были продолжены М. В. Ломоносовым и другими учеными того времени.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) – пер­вый русский профессор и член Петербургской Академии наук, человек разносторонних интересов и способностей. Подготавливая «Российский атлас», он в 1760 г. организовал «академическую ан­кету» для сбора статистических данных, характеризующих отдель­ные районы России и всю страну в целом. Количество и качество статистических материалов на местах, культурный уровень мест­ной администрации в начале второй половины XVIII в. были бо­лее благоприятны, чем во времена Татищева. В анкете М. В. Ло­моносова было всего 30 вопросов о многообразных сведениях о городах и уездах, и в частности об их экономическом состоянии. Для того чтобы представить себе характер данных вопросов, при­ведем некоторые из них: «...3. На какой реке или озере город построен...? 4. Когда бывают в городах ярманки; есть ли гостинные дворы и откуда больше и с какими товарами приезжают, и который день в неделе торговый? 5. У обывателей какие есть промыслы? 6. В каких ремёслах народ больше упражняется и которое в лучшем состоянии находится? 7. Какие где по городам или пo селам фабрики или рудные заводы, или в каких от городов расстояниях и при каких реках? 8. Есть ли ряды и ярманки в каких знатных селах?... 21. В каждой провинции каких родов хлебы сеются больше, плодовито ль выходят, рассуждая общую перед посеянным прибыль? 22. Какого где больше скота содержат?...» (Ломоносов М. Избранные философские произведения. М., 1950. С. 542–543).

Анкета была разослана во все губернские и провинциальные канцелярии. Был издан специальный указ правительства, который обязывал местную администрацию обеспечить заполнение анкет и представление их в Академию наук. Одновременно давались и некоторые указания о порядке заполнения анкет. Предусматрива­лось получение соответствующих сведений от местных жителей, а где это невозможно, рекомендовалось направлять специальных работников для получения материалов на местах.

Почти в это же время вторую анкету, близкую по характеру академической, организовал Федор Иванович Миллер (1705–1783). Так обычно называли академика Герарда Фридерика Миллера, немца, по происхождению, много сделавшего для опи­сания и картирования Сибири, редактора первого русского перио­дического издания «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие».

Большую роль в деле изучения России сыграло Вольное эко­номическое общество, учрежденное в 1765 г. «для распространения в народе полезных и нужных к земледелию домостроительству знаний». В его состав входили виднейшие деятели администрации и науки (первоначальные 14 членов состояли из придворных Екате­рины II). В самом начале деятельности (1765) Общество организовало анкету – так называемые «экономические вопросы» (65 вопросов), которая была разослана губернаторам, прочему начальству, некоторым частным лицам с просьбой дать ответы. В основном назначение этой анкеты – сбор сведений о сель­ском хозяйстве. Полученные в ответ описания разных местностей были напечатаны в «Трудах Вольного экономического общества». Однако и эта анкета не дала полного и систематического материала.

Все анкеты были важны как стимул для развития статисти­ческих работ на местах, как стимул для возможного использова­ния статистики в научном познании. Сама разработка анкет (ус­танавливаемыйими круг вопросов) подготовила в известной сте­пени будущую экономическую статистику.

Анкеты способствовали зарождению статистической науки в России.

Развитию отечественной статистики способствовал также рус­ский писатель Александр Николаевич Радищев (1749—1802). Свои статистические воззрения он изложил в ряде работ: «Письмо о китайском торге» (1792–1794), «Описание моего владения…» (1799), «О законоположении» (1801–1802). В основном он следовал традициям описательной школы, вместе с тем как и политические арифметики широко прибегал к косвенным расчетам: подсчитывал народный доход России, величину его товарно-денежной части и т. д.

Круг рассмотренных им вопросов необыкновенно широк. Он наметил программу сельскохозяйственной, экономической, внешне­торговой, демографической и судебной статистики. Большое значение имеет записка Радищева «О законоположении», которая, по замыслу автора, должна была послужить основой нового «правового устройства России». В этой работе, увидевшей свет только в 1916 г., Радищев заложил основы моральной статистики в Рос­сии. Он обосновал необходимость сбора сведений по уголовным преступлениям, наметил программу выписок из судебных дел, от­мечая важность выявления повода (побуждения) к преступлению. Эту идею он связывал с требованием изучения динамики преступности, анализом преступлений в разных общественных условиях. Не без оснований Радищев полагал, что наличие сведений о прес­туплениях позволило бы решить вопрос о целесообразности су­ществования смертной казни и пыток.

В работе «Описание моего владения» (опубликована в 1811г.) он вскрыл и объяснил закономерности в демографических процессах крепостного населения – уменьшение рождаемости и увеличение заболеваемости в связи с оттоком взрослых мужчин на отхожие промыслы и принудительной женитьбы подростков на взрослых девушках.

В зарождающейся русской статистической науке было представлено не только государствоведческое, но и политико-арифметическое направление, которое особенно ярко выразилось в статистических исследованиях Д. Бернулли и В. Крафта.

Даниил Бернулли (1700–1782) происходил из знаменитой семьи швейцарских математиков. Он проработал в России восемь лет (1725–1733) и впоследствии состоял почетным академиком Российской Академии наук. Основные статистические работы Д. Бернулли: «Опыт нового анализа смертности, вызванной оспой, и тех преимуществ, которые возникают при ее прививке» (1760) и «О средней продолжительности браков при всяком возрасте супругов и других смежных вопросах» (1768). Основываясь на теории вероятностей, он исчислил среднюю продолжительность жизни для всего населения и для населения, не подверженного заболеваниям оспой, провел вычисления, основанные на гипотезе стационарного населения; разработал метод нахождения средней продолжительности брака при любом возрасте супругов. Д. Бернулли писал о большом значении статистики для государства, для познания закономерностей развития общества.

Вольфганг Людвиг Крафт (1743–1814) – немец по происхождению, академик Российской АН (1771), членВольногоэкономического общества, автор пяти работ по статистике населения, написанных на материалах текущего учета браков, рождений и смертей в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Он сформулиро­вал полные требования, которые предъявляет к статистическим данным статистика населения, разработал систему показателей плодовитости, смертности, исследовал закономерности роста населения, вывел формулу для вычисления периода роста, в частности для удвоения жителей.

Таким образом, русская статистика в XVIII столетии от, изучения достопримечательностей описания государства перешла к всестороннему исследованию процессов общественной жизни, выявлению закономерностей их развития.

Наши рекомендации