Этические проблемы государственной и муниципальной службы
Среди основных этических проблем государственной и муниципальной службы следует выделить:
- проблему ответственности и подотчетности государственных и муниципальных служащих;
- проблему общественных интересов;
- проблему конфликтов интересов;
- проблему коррупции и борьбы с ней.
- проблему бюрократизма, карьеризма, протекционизма;
- проблему регулирования лоббистской деятельности.
Из вышеперечисленных этических проблем мы остановимся на проблемах коррупции и конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
Вопрос о современной коррупции возник вскоре после прихода к власти Б.Н. Ельцина. Уже в 1992 г. был издан его указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Но из-за отсутствия механизмов реализации этот указ оказался одним из самых игнорируемых за всю историю российского президентства. Его нормы о необходимости должностным лицам представлять декларации о доходах и имуществе начали реализовываться только через пять лет после выхода дополнительного указа в 1997 году. А норма, запрещающая государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью, не выполнялась вплоть до ухода Ельцина с президентского поста.
Что такое коррупция? Некоторые авторы считают, что у нее, как у всякого сложного явления, во-первых, не существует определения, а во-вторых, она относится преимущественно к государственному управлению. В ней всегда одной из сторон служит лицо, находящееся на службе у государства,- политический руководитель или государственный служащий. В связи с этим коррупции дается следующее определение: «Государственная коррупция существует постольку, поскольку существует возможность чиновника распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений»[36].
Следует отметить, что данное определение, во-первых, страдает некоторой абстрактностью и применимо, вероятно, лишь к прошлым условиям, а во-вторых, в нем не подчеркивается главное в коррупции, а именно, присвоение коррупционером в той или иной форме государственных и иных средств. Подобные действия отвечают интересам только узкого круга лиц, зачастую связанных с криминалитетом. Данный момент очень обстоятельно подчеркивается в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в статье 1 которого определено, что коррупция есть «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами». Но в любом случае коррупция начинается тогда, когда государственные и иные ресурсы начинают перетекать в собственность каких-либо официальных лиц.
Следовательно, коррупция (лат. corruptio – подкуп, продажность должностных лиц) – это преступная деятельность в органах государственной и гражданской власти, выражающаяся в использовании должностными лицами своих властных полномочий и служебного положения в целях личного обогащения. Она существует постольку, поскольку есть возможность политика или чиновника распоряжаться не принадлежащими им ресурсами с целью их присвоения. В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, сбор налогов, назначение на ответственные посты и др.
Последнее положение особенно важно, если учесть весь предыдущий печальный опыт борьбы с коррупцией государственного аппарата в нашей стране, когда власти либо вообще отрицали понятие «коррупция» (заменяя его понятиями «взяточничество», «злоупотребление служебным положением» и т.д.), либо не в состоянии были устранить сами причины, порождавшие коррупцию, поскольку они по большей части коренились в самих условиях существования системы. Так, советская политика отрицания рынка привела лишь к усилению коррупции как организатора теневой экономики, лишний раз доказав, что против законов развития общества бороться бессмысленно.
Изучение мирового опыта позволяет привести положительные примеры стран, которые если не победили коррупцию окончательно, то добились на этом пути значительных и убедительных успехов. К их числу относятся государства. Как с англосаксонской, так и континентальной правовыми системами – США, Канада, Великобритания, Германия, Сингапур и др.
В последние годы в Российской Федерации были реализованы меры по созданию целостной системы антикоррупционного регулирования сферы государственной и муниципальной службы[37]. В течение 2008-2009 гг. на федеральном уровне были приняты базовый антикоррупционный закон, антикоррупционные статьи в несколько законов, в том числе регулирующих государственную службу, пакеты указов Президента РФ и Федеральных органов исполнительной власти.
В Федеральном законе от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» были закреплены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, предусмотрены способы минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В ст. 6 данного закона, определяющей основные меры по по профилактике коррупции, сформулированы положения запретительно-ограничительного характера в отношении государственной службы. В частности, указывается на необходимость предъявления квалификационных требований к государственным и муниципальным служащим, устанавливаются основания для применения мер юридической ответственности вплоть до увольнения за непредставление сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
В развитие Закона были приняты несколько указов Президента РФ, в частности, от 18.05.2009 года № 557 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»; № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»; № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»; № 560 «О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»; № 561 «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей, на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования».
Понимание борьбы с коррупцией как борьбы не столько с ее проявлениями, сколько с условиями, ее порождающими, выдвигает на первый план решение таких задач, как организация борьбы с коррупцией на всех уровнях; сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции; влияние на мотивы коррупционного поведения; создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях.
Необходимыми мерами мы считаем: жесткий контроль зон коррупционного риска в государственных и муниципальных органах (службы приватизации, таможни, налоговые и правоохранительные органы); гласность в сфере борьбы с коррупцией; социальную защиту государственных и муниципальных служащих; структурную стабилизацию государственной и муниципальной службы на основе отказа от непрерывных структурных преобразований.
Главным требованием ограничения коррупции в России может и должно стать повышение престижа государственной и муниципальной службы, что невозможно без формирования новой профессиональной этики в государственной и муниципальной службе, которая позволила бы оздоровить моральную обстановку в сфере государственной и муниципальной власти и управления и уменьшить вероятность совершения коррупционных действий, усилить профилактические меры по противодействию коррупции.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 года
№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимается деятельность:
- по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
- выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
- минимизация и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Таким образом, профилактика коррупции является элементом противодействия коррупции. Организационные основы противодействия коррупции закреплены в ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 проведение непосредственных мероприятий по профилактике коррупции возложены на кадровые службы органов государственной власти и местного самоуправления. Так, в соответствии с п.3 Указа для органов государственной власти предписано, а органам местного самоуправления рекомендовано в пределах установленной численности этих органов создать подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений (определить должностных лиц кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), возложив на них следующие функции:
а) обеспечение соблюдения государственными и муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (далее – требования к служебному поведению);
б) принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной и муниципальной службе;
в) обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;
г) оказание государственными и муниципальными служащими консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике требований к служебному поведению и общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента РФ от 12.08.2002 № 885, а также с уведомлением представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры РФ, иных федеральных государственных органов о фактах совершения государственными и муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления ими сведений либо представления недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
д) обеспечение реализации государственными и муниципальными служащими обязанности уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры РФ, иные федеральные государственные обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений;
е) организация правового просвещения государственных и муниципальных служащих;
ж) проведение служебных проверок;
з) обеспечение проверки:
- достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной и муниципальной службы, и государственными и муниципальными служащими;
- сведений представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной и муниципальной службы, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- проверки соблюдения государственными и муниципальными служащими требований к служебному поведению (в том числе соблюдения антикоррупционных обязанностей, ограничений и запретов);
и) подготовка указанными подразделениями кадровых служб (их должностными лицами) в соответствии с их компетенцией проектов нормативных правовых актов о противодействии коррупции;
к) взаимодействие с правоохранительными органами в установленной сфере деятельности.
Важно понимать, что профилактика коррупции ( в отличие от борьбы с ней) заключается не в выявлении коррупционных преступлений и правонарушений (это деятельность правоохранительных органов). В первую очередь профилактика затрагивает проблемы устранения причин и условий, способствующих проявлениям коррупции в конкретном государственном органе (органе местного самоуправления).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
- формированием в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
- антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов;
- рассмотрением в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики, по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
- предъявлением в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверкой в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
- установлением в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
Внедрением в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
- развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции.
Кроме того, серьезное влияние на профилактику последующего коррупционного поведения государственного и муниципального служащего оказывают следующие правовые институты:
- институт сбора сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
- институт антикоррупционных обязанностей, ограничений запретов, предъявляемых к государственному и муниципальному служащему является частью требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих;
- институт дополнительной дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Вышеперечисленные правовые институты затрагивают всех государственных и муниципальных служащих и требуют серьезного внимания и изучения.
Для того чтобы успешно бороться с коррупцией необходим комплексный подход, разработка целой системы мер, противокоррупционной стратегии государства. Ее основными составляющими должны стать:
- ограничение монопольной власти должностных лиц в рамках существующей бюрократической структуры;
- снижение роли органов государственной власти в экономике;
- социальная ориентация политики и государственной службы;
- укрепление независимых контрольных структур и контроля со стороны институтов гражданского общества;
- возрождение и развитие в обществе базовых регуляторов социальных процессов (культура, традиция, нравственные ценности).
Другим, не менее важным принципом борьбы с коррупцией должно стать ясное осознание того, что коррупцию, как социальное явление истребить полностью невозможно. Именно на этом понимании должна строиться антикоррупционная политика государства. В связи с этим необходимо:
- рассматривать борьбу с коррупцией не как очередную кампанию, а как обязательную составляющую общегосударственной политики;
- бороться не только с проявлением коррупции, а в первую очередь против условий, порождающих факторы коррупции.
Понятие «конфликт интересов» применительно к общественным отношениям, складывающимся в сфере государственного и муниципального управления, появился сравнительно недавно.
По утверждению профессора С.Ю. Кабашова[38] понятие «конфликт интересов» как ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей государственных и муниципальных служащих, впервые было употреблено в «Концепции реформирования системы государственной службы российской федерации», утвержденной Распоряжением Президента Российской Федерации от 15 августа 2001 года
№ Пр – 1496. За тем понятие «конфликта интересов» появляется в Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Следующим документом стало Федеральная программа «Реформирования государственной службы Российской Федерации» (2003 – 2005 годы)», утвержденная Указом Президента российской Федерации от 19.11.2002 г. № 1336, в которой была поставлена задача внедрения механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе, а также закона дательного регулирования профессиональной этики государственных служащих.
П.4 ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ законодатель закрепил специфическую модель правового свода правил служебного поведения – в соответствующем федеральном законе о виде государственной службы (правовое положение (статус) федерального государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров).
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ конкретизировал понятия ограничений и запретов, конфликта интересов и требований к служебному поведению. В ст. 19 этого закона установлено, что «конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации».
В федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», кроме того было определено, что «под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (не основательного обогащения) в денежной либо в натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами».
На муниципальной службе конфликт интересов также не сразу получил определенное законодательное регулирование. В Федеральном законе «О муниципальной службе в российской федерации» от 2 марта 2007 года № 25 – ФЗ, заменившем Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской федерации» (1998 год), понятие «конфликт интересов» не использовался. Законодатель лишь в декабре 2008 года, т.е. через полтора года после принятия Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» дополнительно ввел в текст закона специальную статью 14.1 «Урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе», в которой дословно повторялось формулировка конфликта интересов, данная в статье 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Вместе с тем в Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 – 20013 годы), утвержденной Указом президента Российской Федерации от 10 марта 2009 № 261, говорится о том, что многие проблемы, в том числе и конфликт интересов, «в значительной степени связаны с отсутствием научно обоснованной и апробированной методики применения норм Законодательства Российской Федерации о государственной службе». Поэтому в Федеральной программе предусматривается разработка механизма принятия мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного служащего с государственной службы. Совершенствование формулировки понятия «конфликта интересов» на государственной и муниципальной службе, подробнее рассмотрим в Федеральном законе № 273 от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции»[39].
В соответствии с п. 1 ст. 10 вышеуказанного Закона под конфликтом интересов на государственной и муниципальной службе понимается «ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства».
Данное определение конфликта интересов представляется достаточно громоздким. Попробуем проанализировать определение «конфликт интересов» с позиции русского языка, теории права и государственного управления на предмет его оптимальности.
Обратимся к русскому языку. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова под конфликтом понимают «столкновение, серьезное разногласие, спор»[40]. Сходное по смысловой нагрузке определение предлагает Д.Н. Ушаков (конфликт – «столкновение между спорящими несогласными сторонами»[41]). Те же авторы предлагают несколько значений термина «интерес». Наиболее близким к рассматриваемой проблематике является следующее значение термина: нужды, потребности (групповые интересы, защищать свои интересы, духовные интересы). Таким образом, исходя из представленных толкований терминов, под конфликтом интересов с позиции русского языка целесообразно понимать столкновение каких-либо нужд, потребностей.
Содержание сталкивающихся в исследуемой ситуации интересов раскрыто в вышеназванном определении конфликта интереса. К вышеуказанным интересам относятся:
- личная заинтересованность государственного или муниципального служащего (личный интерес);
- права и законные интересы граждан, организаций, общества и государства (общественный интерес).
Под личной заинтересованностью государственного и муниципального служащего в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона № 273 «О противодействии коррупции» понимается «возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц».
Таким образом, исходя из данного определения конфликта интересов, можно сделать вывод, что ситуация может быть квалифицирована как «конфликт интересов» только при наличии у государственного или муниципального служащего материальной заинтересованности. Заинтересованность, не имеющая материального свойства, в основу квалификации ситуации в качестве конфликта интересов положена, быть не может.
Вместе с тем необходимо понимать, что личная заинтересованность материального свойства в соответствии с законом может быть как прямой, так и косвенной. В свою очередь, выявление косвенной личной заинтересованности как признака конфликта интереса не всегда бывает очевидным и однозначным.
Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе следует рассматривать, прежде всего, как конфликт между общественно-правовыми обязанностями и частными интересами должностного лица государственной и муниципальной власти, при котором его частные интересы (вытекающие из положения должностного лица как частного лица) способны неправомерным образом повлиять на выполнение им его официальных обязанностей или функций.
Конфликты интересов обычно делятся на две категории:
а) денежные интересы, включающие действительную и потенциальную финансовую выгоду;
б) неденежные интересы, не имеющие финансовой составляющей.
В научной литературе, практических рекомендациях по административной этике и служебному поведению должностных лиц выделяют следующие основные сферы конфликта интересов в системе государственной гражданской и муниципальной службы:
- конфликт интересов, связанный с коммерческой и предпринимательской деятельностью (проявляется в случае, если государственный или муниципальный служащий сам, либо через доверенных лиц, а также лица, связанные интересами с государственным гражданским или муниципальным служащим, осуществляют коммерческую и предпринимательскую деятельность в сфере, находящейся в сфере регулирования, осуществляемой непосредственно государственным гражданским или муниципальным служащим либо органом, где он служит);
- конфликт интересов, связанный с управлением государственной и муниципальной собственностью (может проявляться в форме использования управляемой собственности или доходов от ее использования в личных интересах служащего либо в интересах связанных с ним лиц);
- конфликт интересов, связанный с приватизацией государственного и муниципального имущества (может проявиться при участии в процесс приватизации на стороне приобретателя приватизируемого государственного или муниципального имущества лиц, связанных с государственным гражданским или муниципальным служащим. Чаще всего его выражением является использование должностного положения для создания неравных условий для участников процесса приватизации);
- конфликт интересов при осуществлении тендеров, конкурсов, торгов, закупок (может проявляться при участии в указанных процедурах в качестве потенциальных подрядчиков лиц, связанных с государственным гражданским или муниципальным служащим);
- конфликт политических интересов (может проявиться при связи государственного или муниципального служащего с определенными политическими объединениями, включая членство в таких объединениях и их руководящих органах, или зарубежными государствами или организациями);
- конфликт интересов при поступлении на государственную и муниципальную службу и при продвижении по службе (может проявиться в предвзятом отношении к поступающему на государственную или муниципальную службу или продвигаемому по службе в силу личных связей или личной неприязни);
- конфликт интересов при оставлении государственной и муниципальной службы (может проявиться при переходе государственного или муниципального служащего на работу в организации, непосредственно зависевшие от решений, принимавшихся им в рамках своих должностных (служебных) обязанностей, или в организации, аффилированные с такими организациями)[42].
К возможным негативным последствиям конфликта интересов принято относить:
1) нарушение конституционных прав граждан;
2) причинение ущерба престижу государства, государственной и муниципальной службы и конкретного государственного или муниципального органа;
3) причинение имущественного ущерба государству (в том числе в виде упущенной выгоды);
4) причинение имущественного ущерба третьим лицам, в том числе в результате создания односторонних преимуществ, нарушения равных условий конкуренции или доступа к государственным услугам.
В связи с этим очень важно знание принятых в мировой практике стратегий, направленных на предотвращение возникающих конфликтов интересов и помогающих разрешить уже имеющиеся конфликты. В целом они представлены в виде трех связанных между собой управленческих процедур:
1) выявление потенциального конфликта интересов (определение ситуаций, способных породить потенциальные конфликты интересов);
2) предупреждение возникновения конфликта интересов (выяснение, заявляют ли сотрудники о конфликтах);
3) предотвращение негативных последствий конфликта интересов (решение, как погасить уже имеющиеся конфликты).
Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть о том, что Федеральные законы «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской федерации» не решают все проблемы, связанные с урегулированием конфликта интересов и пресечением коррупции в системе службы. Обусловлено это, прежде всего тем, что ряд правовых норм, которые по своей сути должны быть направлены на урегулирование конфликта интересов, сформулированы не четко. Такие предписания закона вызывают сложности при применении этих норм. Конфликт интересов имеет различные формы своего проявления в системе гражданской и муниципальной службы, различающиеся как этические отклонения и собственно правонарушения.
В то же время законодательством о гражданской и муниципальной службе предусмотрена ответственность за неурегулированность лишь по небольшой части возможных конфликтов интересов, приводящая к коррупции. Все это затрудняет установление взаимосвязи конфликта интересов и коррупции.
Объективное понимание сущности «конфликта интересов» на гражданской и муниципальной службе стало возможным только после принятия в декабре 2008 года антикоррупционного законодательства в органах государственной власти и местного самоуправления, что позволяет определить ту границу, за которой начинается конфликт интересов, приводящая к коррупции в системе гражданской и муниципальной службы.
При сравнении понятий «коррупция», «конфликт интересов», «личная заинтересованность государственного и муниципального служащего», содержание которых раскрывается в ст. 1 и 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» можно сделать следующие выводы:
- понятие «коррупция» и «конфликт интересов» объединены общим последствием, а именно оно направлено на «причинение вреда (вопреки) правам законным интересам граждан, организаций, общества или государства»;
- понятие «коррупция», «конфликт интересов», «личная заинтересованность государственного и муниципального служащего» объединены общим методом достижения личной выгоды (доходов), а именно «незаконное использование физическим лицом своего должностного положения» или негативным (аморальным) влиянием на «надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей»;
- понятие «коррупция» и «личная заинтересованность государственного и муниципального служащего» объединены общим результатом, получаемом при злоупотреблении служебным положением в виде «денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».
Изучение этических кодексов государственной и муниципальной службы, принятых в западных странах, показывает уделению внимания детально разработанным мерам по предотвращению конфликта интересов, разъяснению того, какие виды деятельности государственных и муниципальных чиновников подпадают под положение о конфликте интересов, изложению правил подачи финансовых деклараций, регистрации лоббистов и регулирования лоббистской деятельности.
Выдвижение на первый план указанных проблем в этическом законодательстве большинства стран не случайно. Основная функция профессиональной этики – задать государственной и муниципальной службе верное направление деятельности, ориентировать ее на нравственно должное. Высшая же нравственная цель государственной и муниципальной службы и особенность морали государственного и муниципального служащего состоят, как уже отмечалось, в абсолютном следовании чиновниками общественному интересу в процессе исполнения их служебного долга.
Именно поэтому при разработке этических кодексов государственных и муниципальных служащих важно не забывать, что их основное предназначение – создание такой обстановки в системе государственной и муниципальной власти, при которой государственные чиновники, политики и служащие муниципальных органов руководствовались бы в своих действиях общественными, а не частными интересами.
Вопросы и задания для самопроверки
1. В чем заключается специфика административной этики?
2. Раскройте сущность профессиональной этики.
3. Назовите функции профессиональной этики
4. Перечислите нравственные принципы государственной и муниципальной службы.
5. Охарактеризуйте нравственные принципы служения государству и обществу.
6. В чем заключается суть принципов ответственности и справедливости?
7. Разъясните содержание принципа лояльности.
8. Определите сущность принципа политической нейтральности для государственного и муниципального служащего.
9. Раскройте суть нравственных принципов честности и неподкупности.
10. Какими нормативными правовыми документами регламентируются нравственные принципы государственной и муниципальной службы?
11. Дайте характеристику и покажите значение принципов законности, социальной справедливости, неподкупности и гуманизма в сфере государственного управления.
12. Какими нормативно-правовыми документами регулируются нравственные принципы государственной и муниципальной службы?
13. Что,