Сущность и особенности этики профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего

Профессии «государственный гражданский служащий» и «муниципальный служащий», а также государственная гражданская служба и муниципальная служба как особый вид деятельности по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления должны иметь свою профессиональную этику.

Это необходимо, во-первых, потому, что, как уже анализировалось выше, авторитет власти впрямую зависит от нравственных качеств чиновников: их порядочности, честности, самоотверженности в служении государственным интересам.

Во-вторых, серьезные нарушения моральных норм государственными и муниципальными служащими являются сильнейшим фактором, дестабилизирующим общество, становятся предметом пристального внимания населения.

В-третьих, сама специфика профессии – быть проводником государственной воли, находиться в центре общественного внимания. Работать с населением, в определенной степени ограничивать свои гражданские права и многое другое – диктует необходимость разработки специфических нравственных норм поведения.

Профессиональная этика основывается на правилах, присущих и любой другой профессиональной морали. Прежде всего, следует иметь в виду, что она, как и другие профессиональные нравственные системы, не содержит ни одной моральной категории, которой не существует в общечеловеческой морали.

В самом деле, не может быть каких-либо специфических, свойственных только представителям данной конкретной профессии моральных норм, этических качеств, которые не должны характеризовать и людей других профессий. Ответственность, гражданская позиция, коммуникабельность, уважение к человеку любого социального слоя или материального достатка – все это абсолютно необходимо для государственного и муниципального служащего, входит в число обязательных для него нравственных норм, но они также являются необходимыми положительными нравственными качествами и для других работников.

По каким же критериям определяются профессиональные моральные системы?

Во-первых, профессиональная этика определяется, прежде всего «набором» обязательных для данной категории работников нравственных норм, абсолютно необходимых, а не просто желательных для них.

Во-вторых, в профессиональной этике определяется «вес» нравственных качеств по их важности для данной профессии, дается их ранжирование. Именно в рамках профессиональной этики обосновывается степень значимости для конкретного вида деятельности тех или иных нравственных качеств, норм: коммуникабельность, уважение к личности – наиболее важное качество для учителя, сострадание – для врача, принцип служения государству и обществу – для государственного и муниципального служащего.

Исходя из этих общих теоретических положений, можно предположить следующую дефиницию профессиональной (служебной) этики: профессиональная этика есть профессиональная мораль государственных и муниципальных служащих, которая включает в себя определенный набор базовых нравственных ценностей, норм, качеств, предписаний, объективно необходимых для успешного выполнения ими своих служебных профессиональных функций.

Следует заметить, что в более строгой научной трактовке понятие «профессиональная этика» включает в себя не только конкретный вид профессиональной этики, но и часть, направление философской науки (этики), рассматривающей проблемы приложения моральных принципов, норм к поведению должностных лиц в организациях, в частности, в аппаратных структурах государственной власти и местного самоуправления. В данном учебном пособии профессиональная этика анализируется в своем первом значении.

Из общего определения профессиональной этики как конкретного вида профессиональной морали логично вытекают и ее основные функции и цели: содействовать формированию должных социально-нравственных качеств государственных и муниципальных служащих, их правильной моральной ориентации в рамках своей профессии, что в свою очередь должно способствовать укреплению власти и стабильности общества.

Объект профессиональной этики выступает в виде двух взаимосвязанных между собой частей: персонала государственной и муниципальной службы как конкретной отдельной сферы профессиональной деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления. Таким образом, «носителями» служебной нравственности являются не только отдельные государственные и муниципальные служащие, но и государственный и муниципальный аппарат власти как определенный социальный институт.

Подобное определение профессиональной этики обусловливает и ее предмет. Предмет профессиональной этики включает нравственные аспекты сознания и служебного поведения государственных и муниципальных служащих; внутриаппаратные духовно-нравственные отношения и отношения, складывающиеся между органами государственной власти и местного самоуправления, учреждениями и другими социальными институтами, отдельными гражданами.

Можно выделить следующие основные источники формирования профессиональной этики.

Первый – концептуальная мораль: господствующая теоретическая модель морали(совокупность нравственных ценностей, принципов, норм).

Другой источник – должная мораль. Концептуальная мораль находит свое, если так можно сказать, «материальное» воплощение, прежде всего в должной морали – совокупности моральных требований, публично предъявляемых представителями господствующей социальной системы ко всему обществу и ее отдельным слоям, группам через соответствующие политические декларации, нормативные документы, средства массовой информации.

Еще одним ее источником является сущая мораль – реально функционирующие, наиболее распространенные в обществе нравственные принципы, нормы, модели поведения. Они могут в еще большей степени расходиться и с сущей, и тем более с концептуальной моралью. В свою очередь в своеобразной форме они выступают как часть содержания профессиональной этики, ибо никакая властная структура, если она хочет сохранить себя, не может полностью игнорировать общественные, реально существующие нравственные требования.

К основным функциям профессиональной этики относят:

- регулятивную, направленную на создание нормального морального климата на государственной и муниципальной службе и повышение ее социальной эффективности;

- ценностно-ориентированную, призванную обеспечить знание государственными и муниципальными служащими моральных приоритетов, нравственных требований и норм своей профессиональной служебной деятельности;

- воспитательную, направленную на формирование нравственных качеств и повышение нравственного уровня государственных и муниципальных служащих, мотивацию их этического поведения;

Основными проблемами, разрабатываемыми профессиональной этикой, можно считать:

- проблему ответственности и подотчетности государственных и муниципальных служащих;

- проблему общественных интересов;

- проблему конфликта интересов;

- проблему коррупции и борьбы с ней;

- проблему бюрократизма, карьеризма, протекционизма;

- проблему регулирования лоббистской деятельности;

- этику принятия и реализации решений в государственном и муниципальном управлении.

Итак, основное содержание профессиональной этики – это конкретные моральные принципы, нормы морали, которыми должны руководствоватьсягосударственные и муниципальные служащие для эффективного выполнения своих функций в данном обществе.

По мнению исследователей, уже в самом определении государственной и муниципальной службы «заложен нравственный императив», определяющий службу государству и обществу как основу профессиональной государственных и муниципальных служащих[17].

Государственная и муниципальная служба – это не просто профессиональная деятельность частных лиц по обеспечению реализации полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, это, в первую очередь, социально-правовой и нравственный институт, призванный выполнять роль связующего звена между государством и гражданским обществом и, следовательно, защищать интересы граждан и общества в целом. Вышесказанное определение предполагает, что государственные и муниципальные служащие в своих поступках руководствуются не только нормативно-правовыми документами, регулирующими их деятельность, но и нравственными принципами.

Государственная и муниципальная служба – это особая властная структура, связанная с реализацией функций публичной власти. Государственный и муниципальный служащий не просто служащий или ответственный работник. Это гражданин, олицетворяющий власть и выступающий от ее имени. Следовательно, этическое поведение государственного и муниципального служащего, его отношение к населению и профессиональной деятельности, его управленческая культура, речевой этикет и внешний вид, личностные и профессиональные качества определяют не только его личный авторитет, но и авторитет власти, с которой он ассоциируется у населения.

Как представители органов государственной власти и местного самоуправления государственные и муниципальные служащие осуществляют функции управления обществом, функции контроля и социальной коммуникации, информационного сопровождения управленческой и законодательной документации. Кроме того, они исполняют социально-распределительные функции, участвуют в управлении государственным и муниципальным имуществом. Отсюда вытекает, что этика для государственной и муниципальной службы – не только желаемое условие деятельности, но и важное средство реализации управленческих решений. Поэтому в профессиональной деятельности государственные и муниципальные служащие должны руководствоваться не только личными моральными принципами, но и тем, что от них требует общество, государственный долг, моральные обязательства перед населением. Итак, главным требованием для государственной и муниципальной службы должно быть служение людям, забота о благе людей, об общественном интересе.

Обладание властью от государственных и муниципальных служащих таких важных с точки зрения профессиональной этики качеств, как:

- социальное чувство беспристрастности в решении значимых для общества и граждан вопросов;

- политическая сдержанность и лояльность к государству и его гражданам;

- недопустимость использования служебного положения в личных целях.

Главное место в системе профессиональной этики принадлежит моральным принципам, представляющим общие требования, предъявляемые к государственным и муниципальным служащим, выражающим сущность нравственных отношений между служащим и государством, служащим и обществом, служащими между собой.

К основным этическим принципам в системе органов государственной власти и местного самоуправления относятся: лояльность, законность, добровольное и сознательное ограничение служащими некоторых своих гражданских прав и свобод, добросовестное и ответственное исполнение служебных обязанностей, гуманизм и социальная справедливость, патриотизм и интернационализм.

Вышеперечисленные принципы составляют основу профессиональной морали государственных и муниципальных служащих. Они включены в этические кодексы государственной и муниципальной службы и выражают сущность требований к нравственному содержанию деятельности всего института государственной и муниципальной службы. Моральные (этические) принципы вытекают из нравственных ценностей государственной и муниципальной службы и, в свою очередь, реализуются посредством соблюдения соответствующих им нравственных норм.

В отличие от принципов и ценностей нормы профессиональной этики имеют характер конкретных предписаний, выступают в качестве основы процесса формирования у государственных и муниципальных служащих необходимых духовно-нравственных качеств, служат критерием оценки профессиональной пригодности гражданина к государственной и муниципальной службе.

Выделяют три основные группы нравственных норм:

- нормы человеческого характера (честность, порядочность, скромность, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, уважение к личности);

- нормы внутриаппаратного поведения (дисциплинированность, коммуникабельность, умение хранить государственную тайну, недопущение угодничества, панибратства, интриг, сплетен);

- нормы разрешения служебных конфликтов (личная уравновешенность, отсутствие экстремизма, умение находить компромисса).

Внутренний контроль включает в себя:

- этические ценности и убеждения;

- поведенческие ориентации;

- этические аспекты принятия решений.

Внешний контроль включает в себя:

- законодательство по этике государственной и муниципальной службы;

- этические кодексы, регулирующие правила и инструкции;

- отлаженный механизм подотчетности служащих;

- система контроля и ответственности.

Нравственные принципы государственной и муниципальной службы – это совокупность норм и ценностей, регулирующие взаимоотношения государственных и муниципальных служащих между собой, с другими членами общества в процессе профессиональной деятельности с целью создания надлежащего морального, психологического климата в коллективе и повышения эффективности государственной и муниципальной службы.

К нравственным принципам государственной и муниципальной службы относятся:

- принцип служения государству и обществу;

- принцип законности;

- принцип гуманизма;

- принцип ответственности;

- принцип справедливости;

- принцип лояльности;

- принцип политической нейтральности;

- принцип честности и неподкупности[18].

В ряду морально-этических принципов и норм, составляющих нравственные основы государственной гражданской службы современной России, особо, на наш взгляд, выделяется принцип служения государству и обществу. Его актуальность определяются тем обстоятельством, что он имеет для нас не только теоретическое, но и практическое значение. Будучи близким по своему содержанию и сущности принципу политической нейтральности, принципу лояльности, он имеет свою специфику, обусловленную историческими традициями, политическими, культурными особенностями.

Термин «служение», согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Даля, отождествляется с понятиями «служить», «служба». «Служить», по Далю, – состоять на государственной или общественной службе, при должности, занимать место с известными обязанностями, быть при месте[19].

Правовые и организационные основы «государевой службы» регламентировал и законодательно утвердил Петр Великий, введя своим указом знаменитую «Табель о рангах». Это содействовало закреплению в России новой профессиональной категории, нового социального слоя людей – чиновников, всецело обязанных своим положением и существованием государственной службе, но более всего – государю. Однако осознание роли российского чиновничества в системе власти и управления, вопрос о долге, ответственности, правах и обязанностях государственных служащих, об их служении государству и обществу были поставлены в повестку дня в России с большим опозданием по сравнению с Западной Европой.

В целом можно констатировать, что становление и развитие отечественной бюрократии на всем протяжении нашей истории связано с идеей служения власти, верховному правителю государства, государственным органам, а не самому государству, не населяющему его народу, не гражданскому обществу.

Государственная гражданская служба в современной России в своей принципиальной основе нацелена на служение государству и обществу. Это вытекает из конституционного положения о том, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ст. 3 Конституции РФ). Данное положение требует определенного разъяснения.

Государственная гражданская служба по своему определению предназначена прежде всего для обеспечения выполнения задач и функций государства и его органов. Данный вывод вытекает из самого его названия – «государственный», т.е. служащий государству.

Бесспорно, для современной государственной службы принципиально важны ее цели и приоритеты. Причем это актуально не только в правовом, но и в нравственном отношении. Для человека, находящегося на государственной гражданской службе, чрезвычайно важна нравственная установка – «кому я служу?». Главная цель, конечно, служение государству (человек нанимается на службу государству), но чиновник должен также понимать, что через государство он служит обществу, поскольку служение гражданскому обществу – это стратегический приоритет государственной гражданской службы любого демократического государства, каким является современная Россия.

Именно целевое предназначение государственной службы придает законную силу и нравственный статус человеку во властных структурах, поднимает престиж государственной службы в целом. Законодатель определяет ее как вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации[20].

Первый момент в предназначении государственной гражданской службы – обеспечение исполнения полномочий государственно-властных органов – бесспорен. Но не менее важен и второй – служение обществу. В российской традиции государство всегда доминировало над обществом и чиновничество свысока и несколько пренебрежительно смотрело на общество, на людей.

В настоящее время подход к смыслу государственной гражданской службы кардинально меняется, по крайней мере, в своей конституционной основе. Сегодня служба в органах власти становится осмысленной деятельностью во имя государства и во имя человека, а ее главный принцип – власть для людей. Поступая на службу государству, государственный гражданский служащий одновременно служит обществу. И в данном случае не должно быть каких-либо противоречий или барьеров, поскольку это конституционная норма.

В государственной гражданской службе объединяются политическая, административная и социальная составляющие системы государственного управления. Значительная роль отводится здесь и нравственному аспекту – кому служить и как служить государственному работнику. Это нравственная установка, которая свойственна каждому человеку, в том числе, конечно же, и человеку, состоящему на службе у государства.

Добросовестное служение чиновника государству и обществу, прежде всего, предполагает точное и осознанное исполнение требований к служебному поведению гражданского служащего, изложенных в Федеральном законе от 27 июня 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[21]:

– честное, порядочное и на высоком профессиональном уровне исполнение должностных обязанностей;

– признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

– осуществление своей служебной деятельности в рамках законов и других нормативно-правовых актов;

– соблюдение политической нейтральности, исключающее возможность влияния на служебную деятельность решений политических партий;

– независимость от влияния каких-либо профессиональных, корпоративных или социальных групп; личных, финансовых, имущественных интересов, препятствующих добросовестному исполнению служебных обязанностей;

– соблюдение установленных законом правоограничений;

– соблюдение норм служебной, профессиональной этики и правил делового поведения;

– проявление корректности и внимательности в обращении с гражданами и представителями организаций; терпимости и уважения к обычаям и традициям народов России, содействие налаживанию межнационального и межконфессионального согласия;

– избежание конфликтных ситуаций и конфликтов интересов, способных нанести ущерб авторитету государственной службы;

– отказ от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении государственных органов и их руководителей, если это не входит в служебные обязанности.

Таким образом, этический принцип служения государству и обществу требует от государственных гражданских служащих добросовестной, честной, высокопрофессиональной и эффективной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государства и его органов на благо российского общества. Служение государству и обществу – это не только правовая норма, но и моральная ценность.

Одним из приоритетных для государственной и муниципальной службы является принцип законности в деятельности государственных и муниципальных служащих. Законность – политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные и муниципальные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы. Принцип законности включает в себя целый ряд исходных положений, которые лежат в основе требований к поведению субъектов правовых отношений в первую очередь таких как:

1) верховенство закона (что обеспечивает иерархическую стройность системы нормативных актов, когда подзаконные правовые акты не противоречат закону);

2) единство законности (предполагает ее действие на всей территории государства);

3) всеобщность законности (подразумевает ее действие на всех лиц);

4) целесообразность законности (способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве, законе);

5) равенстве перед законом (предполагает предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам);

6) гарантированность основных прав и свобод граждан (означает всеобщую защиту индивида и необходимость обеспечения приоритета
общегуманитарных ценностей);

7) неотвратимость наказания за совершение правонарушение (что характеризует юридическую природу законности);

8) взаимосвязь законности и правовой культуры (характеризует нравственную природу законности, в соответствии с которой без достижения определенного уровня правовой культуры всеми субъектами права, населением страны в целом, невозможно обеспечить должный уровень законности.

Принцип законности заложен в основу правовой культуры государственного и муниципального служащего. Правовая культура – основа эффективной профессиональной деятельности государственного гражданского служащего. Правовая культура – достаточно сложное явление, которое представляет собой совокупность взглядов, ценностных ориентации, убеждений, поступков и действий, основанных на праве, профессионально-правовых знаниях, взглядах и умениях их практического применения.

Уровень правовой культуры государственного и муниципального служащего зависит от множества социально-правовых, организационно-управленческих и нравственных факторов. Правовая культура управленца – это высокий профессионализм, глубокое и всестороннее знание своих должностных обязанностей, умение правильно его использовать в повседневной практической деятельности. Для любого же государственного и муниципального служащего – это правовая грамотность, законность принимаемых решений, уважение и защита прав и свобод человека, активная борьба с правонарушениями. Другими словами, это осознанное исполнение служащим юридических установлений, его умение грамотно пользоваться нормативными правовыми актами, руководствоваться законом и высокими нравственными критериями в служебной деятельности и повседневной жизни. Это ориентированность не только и не столько на свои собственные оценки и интересы, но и на правовые и нравственные нормы во всех жизненных, а тем более служебно-значимых ситуациях.

Правовая культура государственного и муниципального служащего формируется не столько в процессе познания законов, сколько в процессе формирования человека как личности, в среде повседневной управленческой деятельности, при непосредственном соприкосновении служащего с правовыми понятиями. Для государственных и муниципальных служащих должен быть характерен высокий уровень знания Конституции Российской Федерации, более глубокое понимание правовых проблем, чем у рядовых граждан.

Строгое соблюдение Конституции и законов государства закреплено и в федеральных законах «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», «О муниципальной службе в Российской Федерации», выдвигающих в качестве основы деятельности служащих органов государственной власти и местного самоуправления принцип законности, верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными актами.

Таким образом, нравственный принцип законности нацеливает государственных и муниципальных служащих на уважительное отношение к нормативным правовым актам, которые, в свою очередь, должны содержать моральную составляющую.

Государственный гражданский служащий, исполняя свои должностные обязанности, призван «исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности»[22]. В данном принципе заложена идея гуманизма (от лат. humanus – человеческий, человечный), зародившаяся еще в античности и получившая второе дыхание в эпоху Возрождения.

В основе гуманизма лежит любовь и уважение к человеку, убеждение в безграничности его возможностей, признание ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и реализацию своих способностей. Именно благо человека, согласно гуманистическим воззрениям, является критерием оценки социальных институтов. «Человек есть мера всех вещей...»[23], – написал Протагор в своем сочинении «Истина». Много позднее И. Кант ввел в этику так называемый категорический императив – общеобязательный принцип, которым должны руководствоваться все люди, независимо от их положения. В одной из формулировок он звучит так: «...поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»[24].

Из указанного требования логично вытекает необходимость проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами. Корректность (от лат. correctus – выправленный) – нравственное качество личности, предполагающее сообразование своих действий с установленными правилами приличия, вежливое (иногда «сухо вежливое», т.е. неэмоциональное) поведение, благопристойность, тактичность, учтивость. В какой-то мере все эти качества, абстрагируясь от нюансов их значения, являются синонимами понятия «вежливость».

Вежливость является элементарным и одновременно основополагающим требованием этикета, моральным качеством, характеризующим поведение человека, для которого уважение к другим людям стало повседневной нормой. Она включает готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, внешнее проявление доброжелательности ко всем, внимательность и пр.

Внимательность в этическом смысле представляет собой добродетель, которая выступает как чуткое отношение к людям, стремление оградить их от неприятностей, не доставлять их самому, уберечь от возможных опасностей. Она позволяет осознать, что есть поступки, которые недопустимы ни при каких обстоятельствах. Внимательность теснейшим образом связана с отзывчивостью и деликатностью, которые помогают избежать соприкосновения с болевыми точками человека. Внимательность является предпосылкой для возникновения взаимопонимания, которое исключает безразличие и перерастает в заинтересованность, готовность принять участие в делах другого. В этом в значительной мере и состоит смысл служения обществу и государству.

Вежливость и внимательность государственных и муниципальных служащих непосредственным образом связаны с такими качествами, как терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России. Терпимость – моральное качество личности, характеризующее определенное отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей, которое выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования позиций без применения давления, преимущественно методом разъяснения и убеждения. Это моральное требование в настоящее время приобретает особую актуальность. Оно имеет глубокий политический смысл и вытекает из самой природы государства и государственной службы, так как только на этом уровне существует реальная возможность учета и согласования интересов различных социальных групп, выработка и проведение в жизнь политических решений, направленных на достижение не чьих-то личных или групповых, а социально значимых целей. Формирование данного качества у государственных и муниципальных служащих является важнейшим условием снижения уровня конфликтности, обеспечения стабильности и консолидации российского общества, которому как раз присущи многонациональность и поликонфессиональность. Отношение к другому человеку как к равнодостойной личности, сознательное подавление чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует «иное», «чужое» во внешности, манере речи, вкусах, образе жизни и иных проявлениях, предполагает настроенность на понимание и диалог, признание и уважение права на отличие.

В то же время терпимость не является абсолютом и панацеей на все случаи жизни. Никакая терпимость не оправдывает того, что можно терпеть зло по отношению к другим людям. Уместная терпимость не должна переходить в совершенно иное качество – безразличие к существованию зла. Терпимость тогда выступает добродетелью, когда она теснейшим образом связана с вниманием и интересом к другим людям, вниманием к их заботам и проблемам. Достижение взаимопонимания исключает безразличие и преображает терпимость в заинтересованную готовность принять другого человека таким, каков он есть, а не делать вид, будто его не существует. Только на этой основе можно определить и допустимые пределы сопротивления злу силой в случае, когда оно оказывается необходимым. Этика взаимопонимания призывает учитывать реальность: человеческую природу тех, с кем жизнь заставляет вступить в конфликт. Только фанатики не готовы учитывать жизненные реалии во всей их полноте и действуют с полным пренебрежением к ним, разжигая конфликт, расширяя его масштабы.

Вежливости всегда сопутствует тактичность – то чувство меры, которое позволяет человеку точно улавливать границы между тем, что можно и чего нельзя. Она помогает предупредить ситуацию, вызывающую неловкость, а если она все-таки возникает – не заметить ее.

Возвращаясь к вышесказанному о терпимости, то есть толерантности, можно добавить о том, что толерантность требует от государственного и муниципального служащего терпимости к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. В существующих проблемах современного особое внимание отводится толерантности. Не случайно ЮНЕСКО в Декларации принципов терпимости, утвержденной в 1995 году, учредила Международный день, посвященный терпимости, отмечаемый ежегодно 16 ноября.

Одним из требований нравственного принципа гуманизма является скромность. В. Даль определил скромного человека прежде всего как умеренного в своих требованиях, невзыскательного для себя, не ставящего свою личность наперед, приличного, тихого в обращении, противопоставляя этим качествам самоуверенность, самонадеянность, самолюбование, заносчивость, наглость, нахальство[25]. Вышеперечисленные понятия в последнее время утратили свой первоначальный смысл и стали ассоциироваться с неуверенностью, робостью, застенчивостью.

Так, в подпунктах 2, 9, 10, 11, 12 п.1 ст. 18 ФЗ № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» отмечено, что гражданский служащий обязан исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности; проявлять корректность в обращении с гражданами; проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации; учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий; способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию. Соответствующая норма нашла отражение и в ФЗ № 25 «О муниципальной службе Российской Федерации», муниципальный служащий обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.

Подводя итоги, следует отметить, что суть нравственного принципа гуманизма сводится к уважению и соблюдению со стороны государственных и муниципальных служащих прав и свобод граждан независимо от их пола, возраста, национальности, вероисповедания и партийной принадлежности. Это представляется невозможным без формирования таких качеств, как толерантность, вежливость, тактичность и скромность.

Сегодня становится очевидным, что «взаимоуважительный устойчивый психологический контакт между управленческим персоналом и гражданами – залог того доверия между государством и обществом, на котором в конечном счете зиждется эффективность управления и управляемость как таковая»[26].

Принцип гуманизма призван укрепить нравственную основу государственной и муниципальной службы. Уважение государственного и муниципального служащего к человеку должно быть основано на признании его достоинств, заслуг, высоких качеств, значимости, ценности, уникальности. Принцип ответственности обязывает государственных и муниципальных служащих нести не только юридическую, но и нравственную ответственность за принимаемые решения.

Ответственность – сложное общесоциальное явление, включающее в себя экономические, нравственные, культурные, психологические и другие аспекты. Это дает основание рассматривать его на междисциплинарном уровне на основе социологического, философско-этического, психологического, исторического подходов.

Проблема ответственности волновала многих ученых. Так, М. Вебер в числе трех основных качеств, необходимых политику, – страсть (самоотдача), чувство ответственности и глазомер (осознание реальности) – второму качеству отводил ведущую роль как «главной путеводной звезде» успешной деятельности[27].

В России понятие ответственности закреплено еще с петровских времен во многих нормативных документах, регулирующих государственную службу, где подробно перечислялись все возможные виды нарушений чиновниками служебного долга и указывались дисциплинарные, административные и другие санкции за ненадлежащее управленческое действие или бездействие государственного служащего.

Проблема ответственности активно разрабатывалась и в советское время, обращаются к ней ученые и сегодня. Понятие ответственности включено в нормативно-правовые акты, регламентирующие современную российскую государственную службу.

Понятие «ответственность», как уже подчеркивалось, можно рассматривать с различных позиций. Философы определяют его как категорию этикии моральное понятие, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, т.е. соответствия моральной деятельности личности ее долгу. Психологи рассматривают ответственность как осуществляемый в различных формах контроль за деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил. В качестве формы социального контроля за поведением личности ответственность выступает тем механизм

Наши рекомендации