Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта
Конкретно-регулятивная норма права представляет собой правило поведения, состоящее обычно из двух элементов. Статья нормативного правового акта – это внешняя форма выражения нормы права (правила поведения). Словесная формулировка статьи нормативного правового акта не всегда совпадает со структурой нормы права.
Возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного правового акта:
1) в одной статье нормативного правового акта содержится одна норма права, т.е. они полностью совпадают;
2) в одной статье нормативного правового акта содержатся несколько норм права;
3) одна норма права содержится в нескольких статьях нормативного правового акта.
Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов:
1. По характеру изложения:
· прямой (в статье нормативного правового акта все элементы нормы права изложены в полном объеме);
· отсылочный (в статье нормативного правового акта не все элементы нормы права изложены в полном объеме, но есть прямая отсылка к другой конкретной статье этого же нормативного правового акта);
· бланкетный (в статье нормативного правового акта не все элементы нормы права изложены в полном объеме и нет отсылки к другим статьям этого акта; недостающие сведения содержатся в другом нормативном правовом акте).
Для правоприменителя прямой способ наиболее удобен, но часто для того чтобы избежать ненужных повторений в ходе правотворческой деятельности, используются отсылочный и бланкетный способы изложения норм права. Использование бланкетного способа обусловлено специализацией норм права в осуществлении функций права. Регулятивная норма права устанавливает правила поведения. Охранительная норма права устанавливает неблагоприятные последствия для правонарушителя.
2. По уровню нормативных обобщений:
· Абстрактный. Он заключается в изложении норм права с использованием обобщающих формулировок. Это позволяет применять норму права к большому количеству сходных случаев. Способ широко используется, так как значительно экономит нормативный материал и позволяет повысить качество правотворческой техники. Абстрактное изложение нормы права свидетельствует о высоком уровне правотворческой техники. Оно позволяет во многих случаях кратко и четко сформулировать норму права. Вместе с тем при абстрактном изложении используются понятия высокой степени общности, при этом их содержание в нормативных правовых актах во многих случаях не раскрывается. Поэтому при реализации таких норм возникают трудности в понимании их содержания.
Казуистический. Он заключается в изложении норм права путем указания индивидуальных признаков (случаев, казусов). Это предполагает применение норм права в конкретных случаях. Казуальное изложение норм права довольно громоздко и, как правило, свидетельствует о низком уровне правотворческой техники. Оно оставляет место для пробелов, так как заранее невозможно предвидеть все конкретные случаи и указать на них в нормах права. Однако этот способ удобен для правоприменителей, так как облегчает понимание и реализацию норм права. Кроме того, иногда этот способ является наиболее целесообразным, так как не всегда возможно достаточно полно изложить содержание нормы права, не прибегая к казуистическому перечислению всех существенных признаков, обстоятельств, правил поведения.
2. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА:
ПОНЯТИЕ, ВИДЫ
Понятие источник права используется в трех основных значениях: 1) в материальном смысле (это общественные отношения, которые нуждаются в их правовом урегулировании); 2) в идеологическом смысле (это правосознание и, в первую очередь, правосознание субъектов правотворчества, которое обусловливает содержание норм права); 3) в формально-юридическом смысле (это внешняя форма выражения правовых норм).
Понятия форма права и источник права в формально-юридическом смысле тождественны.
Форма (источник) права – внешняя форма выражения, закрепления правовых норм, показывающая, каким образом государство объективирует (фиксирует) нормы права и в каком виде нормы права доводятся до сознания членов общества.
Виды форм (источников) права:
1. Правовой обычай – это санкционированное и обеспечиваемое государством исторически сложившееся правило поведения, регулирующее общественные отношения. Санкционирование государством обычаев осуществляется двумя способами:
а) путем нормативной отсылки к обычаю (а не путем его текстуального закрепления в нормативном правовом акте);
б) путем восприятия обычая правоприменительной практикой (в первую очередь, судебной), когда решения правоприменительных органов основываются на обычаях.
Совокупность правовых обычаев образует обычное право. Обычай становится правовым в случае его санкционирования государством. Правовыми становились не все обычаи, а только те, которые выражали продолжительную общественную практику, выражали единообразную практику, выражали правовые воззрения данного общества, соответствовали государственной политике.
Основные черты правовых обычаев: продолжительность существования; консервативность; постоянность соблюдения; локальный характер; множественность.
Правовой обычай – один из основных источников права в рабовладельческих и феодальных государствах. По мере развития общества, государства и права, с появлением других источников права сфера применения правовых обычаев быстро и резко сужается. Правовой обычай вытесняется другими источниками права и играет второстепенную роль в регулировании общественных отношений.
2. Нормативный правовой акт – это принятый компетентным субъектом правотворчества официальный правовой документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, иногда называют писанным правом.
В рабовладельческих и феодальних государствах нормативные правовые акты были немногочисленны. Они регулировали относительно узкий круг общественных отношений. По мере развития общества, государства и права нормативные правовые акты постепенно вытесняют другие источники права и становятся одним из основных источников права (а в странах романо-германской правовой семьи они являются основным источником права).
3. Правовой прецедент – это конкретное судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, за которым государством признается общеобязательный характер.
Виды правовых прецедентов: а) судебный прецедент (создается судебными органами); б) административный прецедент (создается другими органами).
Судебный прецедент является обязательным для судов той же или низшей инстанции. При этом обязательным является не все решение или приговор, а только «сердцевина дела», т.е. суть правовой позиции судебного органа, на основе которой выносится решение.
Черты правового прецедента: казуистичность; множественность; противоречивость; гибкость.
Правовой прецедент – древнейший источник права. Путем создания правовых прецедентов право формировалось практически во всех странах. Однако роль и значение правового прецедента как источника права были неодинаковы в различных странах и в разные исторические эпохи. Правовой прецедент широко использовался в государствах древнего мира и в средние века. В настоящее время в странах англо-саксонской правовой семьи правовой прецедент по-прежнему является основным источником права.
В странах романо-германской правовой семьи на рубеже XVIII–XIX вв. основным источником права становится нормативный правовой акт, а правовой прецедент перестает признаваться в качестве источника права. В ХХ в. в некоторых странах романо-германской правовой семьи прецедентный характер стал признаваться за решениями высших судебных инстанций.
Признание правового прецедента источником права означает признание наличия у суда правотворческой функции.
4. Нормативный договор – это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами права, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права (например, коллективные договоры, международные договоры, федеративные договоры).
Нормативный договор имеет много общих черт с нормативным правовым актом. Но есть у него и специфические черты: он представляет собой акт добровольного, взаимного волеизъявления сторон, в отличие от нормативного правового акта, который является актом одностороннего волеизъявления компетентного субъекта правотворчества.
Нормативный договор как источник права необходимо отличать от договора как индивидуального юридического акта, который выступает в качестве юридического факта и влечет наступление правовых последствий, т.е. возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Наибольшее значение нормативный договор как источник права имеет в международном праве, в конституционном, административном и трудовом праве.
5. Религиозные тексты и акты органов управления религиозных организаций. Источниками права в некоторых государствах являются своды религиозных правил, содержащихся в священных книгах, а также в актах, принятых органами управления религиозных организаций. Их юридическая сила может превосходить юридическую силу актов, принятых государством.
Во всех рабовладельческих и феодальных государствах роль религии была велика. Она оказывала существенное влияние на право конкретного государства. Государство, соприкасаясь с религиозной властью и не желая вступать в противостояние с ней, придавало юридическую силу религиозным нормам. Таким образом, получая государственную поддержку, религиозные тексты и акты, принятые органами управления религиозных организаций, приобретали характер источника права.
Религиозные тексты и акты, принятые органами управления религиозных организаций, являются источниками права и в некоторых современных государствах, которые входят в семью религиозного права (например, в мусульманских государствах основной источник права – Коран; в индуистских странах – Шастры, Веды). Но и в этих странах в последние десятилетия все большее распространение получает нормативный правовой акт как источник права.
6. Юридическая наука (правовая доктрина). Правовая доктрина – это правовые позиции ведущих ученых-юристов, содержащиеся в их научных трудах, на основе которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам.
Юридическая наука призвана вырабатывать наиболее рациональные и эффективные правила принятия, толкования и реализации норм права, давать систематические глубокие знания обо всех сторонах юридической действительности. Однако на отдельных этапах развития общества и государства юридическая наука выступала и выступает в качестве источника права. В Древнем Риме в период республики аргументы из сочинений ведущих юристов часто фигурировали в судах и были для них обязательными.
В XIX–XX вв. значение юридической науки как источника права падает, и в большинстве стран она уже не признается в качестве источника права. Однако в некоторых странах при вынесении судебных решений иногда ссылаются на труды ученых-юристов, используя их в качестве дополнительной аргументации, а не источника права. В большинстве государств романо-германской (за исключением Швейцарии) и англо-саксонской правовой семьи юридическая наука не является источником права.
В странах религиозной правовой семьи (в первую очередь, в мусульманских) она является одним из основных источников права, так как в основу решений по конкретным делам кладутся не положения Корана непосредственно, а их разъяснения и конкретизация, которые даны ведущими мусульманскими учеными-юристами и богословами. При решении конкретного дела суд практически никогда не обращается к Корану или Сунне. Он ссылается на мнение ученого-юриста по данному вопросу, авторитет которого общепризнан.
В России до 1917 г. в решениях судов иногда использовалась научная аргументация, однако она имела бессистемный, случайный характер. Сейчас в Российской Федерации юридическая наука не является источником права, однако она имеет большое значение в процессах правотворчества, толкования и реализации права.
7. Правосознание – это правовые позиции субъектов правоприменительной деятельности, которые кладутся в основу решений по конкретным делам. Правосознание не является источником права, хотя играет существенную роль в правоприменительной деятельности. Однако на отдельных этапах исторического развития правосознание может выступать в качестве источника права (после Октябрьской революции 1917 г. в России правосознание признавалось источником права).
Из всех перечисленных источников права в Российской Федерации признаются в качестве таковых нормативный правовой акт, нормативный договор и правовой обычай. Однако основную роль в регулировании общественных отношений играет нормативный правовой акт, являющийся в силу этого основным источником права.
Нормативный правовой акт
Нормативный правовой акт – это принятый компетентным субъектом правотворчества официальный правовой документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.
«Нормативный правовой акт» и «правовой акт» – понятия не тождественные. Нормативный правовой акт является одним из видов правовых актов.
Виды правовых актов:
1. Нормативный правовой акт (принимается в ходе правотворческой деятельности и устанавливает, изменяет или отменяет нормы права).
2. Правоприменительный акт (принимается в ходе правоприменительной деятельности и содержит индивидуально-конкретные предписания).
3. Акт толкования норм права/интерпретационный акт (принимается в ходе специальной деятельности по толкованию норм права и содержит официальное разъяснение нормы права).
Признаки нормативного правового акта:
1. Принимается только уполномоченным субъектом правотворчества в пределах его компетенции.
2. Принимается в ходе правотворческой деятельности.
3. Устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.
4. Принимается в порядке, установленном нормами права.
5. Оформляется в виде официального правового документа, имеет установленную форму и реквизиты.
6. Рассчитан на многократную реализацию.
7. Распространяет свое действие на широкий круг лиц.
Нормативный правовой акт является основным источником права в странах романо-германской правовой семьи и играет существенную роль в системе источников права стран, входящих в другие правовые семьи. Роль и значение нормативного правового акта как источника права возрастает.
Виды нормативных правовых актов:
1. По юридической силе:
– законы (обладают высшей юридической силой);
– подзаконные нормативные правовые акты (их юридическая сила меньше: они должны соответствовать закону, а в случае противоречия должны применяться нормы закона).
2. По сфере действия:
– акты внешнего действия (действуют на всей или части территории государства);
– акты внутреннего действия (действуют внутри какой-либо организации).
3. По сроку действия:
– бессрочные (не имеют срока действия и действуют до их отмены или изменения в установленном порядке);
– срочные (действуют в течение установленного срока).
4. По субъекту правотворчества:
– акты, принятые народом на референдуме;
– акты, принятые государственными органами;
– акты, принятые иными уполномоченными органами;
– акты, принятые должностными лицами.
5. По объему и характеру действия:
– акты общего действия (их действие распространяется на всю совокупность отношений определенного вида и на всех лиц);
– акты ограниченного действия (их действие распространяется только на определенную часть территории и на определенный круг лиц);
– акты исключительного (чрезвычайного) действия (рассчитаны на действие при наступлении исключительных и чрезвычайных обстоятельств).
6. По содержанию (по предмету правового регулирования / по отраслевой принадлежности):
– отраслевые (содержат нормы одной отрасли);
– межотраслевые/комплексные (содержат нормы, входящие в несколько отраслей права).
Закон – принятый в особом порядке народом на референдуме или органом законодательной власти нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Признаки закона:
1. Закон – это нормативный правовой акт.
2. Принимается народом на референдуме или органом законодательной власти.
3. Принимается в особом порядке (референдумном или законодательном).
4. Обладает высшей юридической силой.
5. Регулирует наиболее важные общественные отношения.
Стадии законодательного процесса:
1) законодательная инициатива;
2) обсуждение законопроекта;
3) принятие закона;
4) опубликование закона.
Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты должны соответствовать закону, а в случае противоречия должна применяться норма закона.
Закон не подлежит утверждению со стороны каких-либо иных органов или должностных лиц, кроме предусмотренных Конституцией (Уставом), и вступает в действие одновременно на всей территории, если иное не установлено самим законом. Закон может быть изменен или отменен только органом, его принявшим (конституционный (уставный) суд может признать закон или отдельные его положения неконституционными, и они прекращают действие).
Виды законов:
1. По субъектам принятия:
– законы, принятые народом на референдуме;
– законы, принятые органами законодательной власти.
2. По принципу федерализма:
– федеральные законы;
– законы субъектов федерации.
3. По юридической силе:
– Конституция РФ;
– законы о поправках к Конституции РФ;
– федеральные конституционные законы;
– федеральные законы.
Отличия федеральных конституционных законов и федеральных законов:
1. По предмету правового регулирования:
Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ. Все остальные законы являются обыкновенными, т.е. федеральными законами.
2. По порядку принятия:
Федеральные законы принимаются абсолютным большинством голосов депутатов Государственной Думы (50% + 1 голос).
Федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством голосов (2/3 голосов депутатов Государственной Думы и 3/4 голосов членов Совета Федерации).
3. По праву вето Президента:
Право вето Президента РФ распространяется только на федеральные законы и не распространяется на федеральные конституционные законы.
5. По юридической силе:
Федеральные законы должны соответствовать федеральным конституционным законам.
Виды и порядок принятия законов субъектов Российской Федерации устанавливается конституциями (уставами) субъектов РФ.
Подзаконный нормативный правовой акт – это принятый на основании и во исполнение закона нормативный правовой акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.
Признаки подзаконного нормативного правового акта:
1. Это – нормативный правовой акт.
2. Принимается на основании и во исполнение закона (он детализирует нормы закона либо принимается в отсутствие закона для регулирования общественных отношений, которые должны регулироваться законом, и действует до вступления в силу соответствующего закона).
3. Обладает меньшей юридической силой, чем закон (он должен соответствовать закону, а в случае противоречия должна применяться норма закона).
4. Принимается широким кругом уполномоченных субъектов правотворчества.
Виды подзаконных нормативных правовых актов:
1. Акты палат Федерального Собрания РФ (постановления Государственной Думы и Совета Федерации).
2. Указы Президента РФ.
3. Постановления Правительства РФ.
4. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и других федеральных государственных органов.
5. Акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (Указы и постановления президентов республик, губернаторов иных субъектов РФ).
6. Акты государственных органов субъектов Российской Федерации (например, постановления законодательных органов и правительств субъектов РФ).
7. Акты, принятые населением муниципального образования на местном референдуме, и акты органов и должностных лиц местного самоуправления (например, постановления городской думы и главы г. Н.Новгорода).
8.Локальные (внутриорганизационные) акты (акты, принятые в организации в целях регулирования внутриорганизационных отношений; они действуют в пределах данной организации в отношении ее работников).