Виды, структура, способы изложения
Социальное назначение права состоит в упорядочении общественных отношений. Это достигается путем их регулирования и охраны. Наиболее важные общественные отношения регулируются и охраняются нормами права.
Норма права – это общеобязательное, формально-определенное, установленное (либо санкционированное) и обеспечиваемое государством правило поведения, регулирующее (охраняющее) общественные отношения.
Нормы права являются одним из видов социальных норм. Поэтому им присущи все общие признаки социальных норм. Вместе с тем нормы права имеют специфические признаки, присущие только им. Это обусловлено связью права с государством.
Признаки норм права:
1. Нормативность (норма права представляет собой правило поведения субъекта в определенной ситуации).
2. Общеобязательность (предписание нормы права обязательно для широкого круга лиц).
3. Формальная определенность (норма права закреплена в официальном источнике права).
4. Системность (норма права состоит из взаимосвязанных элементов: гипотезы, диспозиции, санкции).
5. Связь с государством: а) норма права устанавливается (санкционируется) и обеспечивается государством в лице уполномоченных государственных органов; б) нормы права юридически оформляют государство.
6. Волевой характер. В норме права выражена воля субъекта правотворчества, являющаяся отражением общей или индивидуальной воли.
7. Норма права является государственным регулятором общественных отношений. Она создается (либо санкционируется) государством в целях регулирования и охраны общественных отношений, и государство же обеспечивает реализацию нормы права возможностью применения государственного принуждения в случае ее нарушения.
Нормы права многообразны. Это обусловлено многообразием и сложностью регулируемых и охраняемых ими общественных отношений.
Виды норм права:
1. По их роли в механизме правового регулирования:
а) общерегулятивные, отправные, исходные (они не устанавливают конкретные правила поведения, а определяют общие начала, основы правового регулирования общественных отношений):
– общезакрепительные (в обобщенном виде закрепляют определенное состояние общественных отношений, например: основы государственного строя, федеративное устройство государства, формы собственности и т.д.);
– определительно-установочные (закрепляют цели и задачи правового регулирования общественных отношений, цели и задачи государства);
– нормы-принципы (закрепляют принципы права);
– дефинитивные (закрепляют определения понятий);
– компетенционные (закрепляют компетенцию государственных и иных органов, должностных лиц);
б) конкретно-регулятивные, нормы-правила поведения (устанавливают конкретные правила поведения).
Большая часть норм права – конкретно-регулятивные.
2. По функциям права:
а) регулятивные (регулируют положительные общественные отношения путем установления правил поведения, прав и обязанностей участников общественных отношений);
б) охранительные (охраняют положительные и вытесняют вредные общественные отношения путем установления средств и способов защиты прав и законных интересов, а также мер юридической ответственности за правонарушения).
3. По способу правового регулирования:
а) управомочивающие (предоставляют субъекту право на совершение определенных положительных действий);
б) обязывающие (устанавливают обязанность субъекта совершать определенные положительные действия);
в) запрещающие (устанавливают запрет на совершение определенных деяний).
4. По их характеру (по специфике правового регулирования):
а) материальные (непосредственно регулируют общественные отношения);
б) процессуальные (регулируют судебный порядок разрешения юридических дел).
5. По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности):
а) конституционно-правовые;
б) административно-правовые;
в) муниципально-правовые;
г) гражданско-правовые;
д) семейно-правовые;
е) трудо-правовые;
ж) нормы права социального обеспечения;
з) финансово-правовые;
и) земельно-правовые;
к) эколого-правовые;
л) предпринимательско-правовые;
м) уголовно-правовые;
н) уголовно-исполнительные;
о) уголовно-процессуальные;
п) гражданско-процессуальные;
р) арбитражно-процессуальные.
6. По методу правового регулирования:
а) императивные (устанавливают модель (образец) обязательного поведения субъекта, отклоняться от которой недопустимо);
б) диспозитивные (устанавливают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность урегулировать свои отношения по собственному усмотрению, не нарушая принципа законности);
в) поощрительные (устанавливают поощрение за одобряемый вариант поведения);
г) рекомендательные (устанавливают рекомендацию наиболее целесообразного варианта поведения).
7. По кругу лиц:
а) общие (их действие распространяется на всех лиц);
б) специальные (их действие распространяется на определенную категорию лиц).
8. По сроку действия:
а) бессрочные (не имеют срока действия и действуют до их изменения или отмены);
б) срочные (срок их действия заранее определен).
9. По сфере действия:
а) нормы внешнего действия;
б) нормы внутреннего (внутриорганизационного) действия.
10. По объему регулируемых общественных отношений:
а) общие (регулируют определенный род общественных отношений);
б) специальные (регулируют определенный вид общественных отношений: детализируют общие нормы);
в) исключительные – разновидность специальных норм (устанавливают изъятия из общих и специальных норм).
11. По юридической силе:
а) законодательные (содержатся в законах и обладают высшей юридической силой);
б) подзаконные (содержатся в подзаконных нормативных правовых актах и обладают меньшей юридической силой, чем законодательные нормы: должны соответствовать нормам закона, а в случае противоречия должны применяться нормы закона).
Особое место среди норм права занимают так называемые «нормы о нормах»:
а) оперативные нормы (устанавливают порядок введения в действие и порядок прекращения действия нормативных правовых актов);
б) коллизионные нормы (устанавливают порядок разрешения противоречий между нормами права, по-разному регулирующими одно и то же общественное отношение).
Классификация норм права необходима для правильного их понимания и правильной реализации.
Норма права – сложное образование, обладающее признаками системности. Структура нормы права – это внутреннее строение нормы права, подразделение ее на взаимосвязанные элементы.
Элементы нормы права:
– гипотеза;
– диспозиция;
– санкция.
Гипотеза нормы права – это элемент нормы права, указывающий на конкретные жизненные обстоятельства (условия), необходимые для реализации нормы.
Виды гипотез:
1. По форме изложения:
– абстрактная (в ней используется обобщающая формулировка);
– казуистическая (в ней конкретно перечислены, детализированы все обстоятельства, необходимые для реализации нормы).
2. По строению:
– простая (указывает на одно обстоятельство, необходимое для реализации нормы);
– сложная (указывает на два и более обстоятельства, в совокупности необходимые для реализации нормы);
– альтернативная (указывает на два и более обстоятельства, одного из которых достаточно для реализации нормы).
3. По наличию или отсутствию обстоятельств:
– положительная (указывает на необходимость наличия обстоятельств для реализации нормы);
– отрицательная (указывает на необходимость отсутствия обстоятельств для реализации нормы).
Диспозиция нормы права – элемент нормы права, указывающий на правило поведения, которому должны следовать субъекты при наличии условий, предусмотренных гипотезой нормы права.
Диспозиция указывает на конкретные права и обязанности участников правоотношения. При формулировании нормы права гипотеза может быть поставлена как впереди, так и позади диспозиции. Во многих случаях для того чтобы выделить гипотезу и диспозицию, норму права необходимо переформулировать в соответствии с логической структурой правила поведения: «Если, то…».
Виды диспозиций:
1. По способу изложения:
– простая (устанавливает вариант поведения, но не раскрывает его);
– описательная (содержит описание всех существенных признаков поведения);
– отсылочная (не излагает правила поведения, а для ознакомления с ним отсылает к другим статьям этого же нормативного правового акта);
– бланкетная (не излагает правила поведения, а для ознакомления с ним отсылает к другому нормативному правовому акту).
2. По строению:
– простая (указывает на одно правило поведения);
– сложная (указывает на два и более обязательных правила поведения, которые применяются в совокупности);
– альтернативная (указывает на два и более правила поведения, из которых избирается только одно).
Санкция нормы права – элемент нормы права, указывающий на неблагоприятные последствия для правонарушителя.
Виды санкций:
1. По отраслевой принадлежности:
– конституционно-правовая;
– административно-правовая;
– гражданско-правовая;
– дисциплинарная;
– уголовно-правовая.
2. По строению:
– простая (указывает на одно неблагоприятное последствие);
– сложная (указывает на два и более неблагоприятных последствия, назначаемых в совокупности);
– альтернативная (указывает на два и более неблагоприятных последствия, из которых правоприменитель избирает только одно);
– сложно-альтернативная (например, лишение свободы с конфискацией имущества или без таковой).
3. По степени определенности:
– абсолютно-определенная (точно указывает на вид и размер неблагоприятного последствия);
– относительно-определенная (точно указывает на вид неблагоприятного последствия, а его размер установлен в границах от минимума до максимума).
4. По назначению:
– карательная/штрафная (ее назначение состоит в наказании правонарушителя);
– правовосстановительная/компенсационная (ее назначение состоит в восстановлении нарушенного права потерпевшей стороны, в возмещении причиненного ей правонарушителем имущественного или неимущественного вреда).
Вопрос о структуре нормы права является дискуссионным в юридической науке. Представляется более убедительной точка зрения о двухэлементном строении нормы права.
Общерегулятивная норма права не имеет внутренней структуры, так как она не устанавливает конкретного правила поведения, а закрепляет общие начала, основы правового регулирования общественных отношений.
Структура конкретно-регулятивной нормы зависит от ее (нормы) вида (по функциям права): а) регулятивная норма состоит из гипотезы и диспозиции; б) охранительная норма – из гипотезы и санкции. (Однако специалисты в области уголовного и административного права первый элемент охранительной нормы права называют не гипотезой, а диспозицией. При этом под диспозицией они понимают указание не на правило поведения, а на правонарушение.)
Трехэлементная структура нормы права реально не существует. Она создается путем искусственного соединения двух разных норм: регулятивной и охранительной. При таком искусственном соединении охранительная норма превращается в санкцию регулятивной нормы.
В действительности между нормами права существует четкое разделение их юридических функций: а) регулятивная функция права осуществляется регулятивными нормами; б) охранительная функция права – охранительными нормами. На этой основе осуществляются связи между нормами права и их взаимодействие. Нарушение регулятивной нормы права вызывает реализацию охранительной нормы права, предусматривающей меры государственного принуждения.