Правосознание, правовая культура и правовое воспитание
Правосознание – это совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, настроений, оценок, установок, в которых выражается отношение людей к праву и правовой действительности.
Черты правосознания:
1. Правосознание – одна из форм общественного сознания.
2. Оно выражает отношение людей к праву (прошлому, современному, желаемому) и правовым явлениям.
3. Его содержание составляют идеи, взгляды, теории, чувства, эмоции, настроения, оценки, установки.
4. Оно определяется материальными и духовными условиями жизни общества.
5. Характеризуется преемственностью.
Структура правосознания:
· Правовая психология (совокупность чувств, эмоций, настроений, в которых выражается отношение людей к праву и правовым явлениям). Правовая психология проявляется в отдельных психологических реакциях человека на право и правовые явления.
· Правовая идеология (совокупность идей, взглядов, теорий, выражающих отношения людей к праву и правовым явлениям). Она выражается в научном или философском осмыслении права и правовых явлений. Философские и научные теории формируются отдельными людьми, а затем становятся достоянием многих.
Функции правосознания:
1. Познавательная (через восприятие и осмысление права и правовых явлений происходит познание общественной жизни).
2. Оценочная (выражается в оценке конкретных жизненных обстоятельств как юридически значимых).
3. Регулятивная (реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок).
Виды правосознания:
1. По субъекту (носителю):
– индивидуальное (носители – отдельные люди);
– групповое (носители – социальные группы);
– массовое/общественное (носитель – общество в целом).
2. По содержанию (уровню):
– обыденное (носители – лица, не имеющие юридического образования; оно основано на обыденных знаниях и жизненном опыте; в его структуре преобладает правовая психология);
– профессиональное (носители – юристы; оно основано на специальных юридических знаниях и знании юридической практики; в его структуре преобладает правовая идеология);
– научное (носители – ученые-юристы; оно основано на глубоких теоретических знаниях о праве, на анализе и обобщении юридической практики; в его структуре преобладает правовая идеология).
С понятием правосознания тесно связано понятие правовой культуры. Правовая культура шире по содержанию, чем правосознание, так как правосознание включает в себя только совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, установок, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям, а правовая культура представляет собой положительный тип отношения к праву и правовым явлениями, который выражается в деятельности людей (индивидуальной или коллективной).
Структура правовой культуры:
– правовая культура личности;
– правовая культура общества.
Элементы правовой культуры личности:
1) гносеологический (означает правовую информированность личности, знание норм права);
2) ценностно-ориентационный (правовые установки, правовые ценностные ориентации, определяющие направленность правовой активности личности, готовность позитивно воспринимать правовую информацию, оценивать ее и действовать на основе сформированного отношения);
3) деятельностный (устойчивые формы правомерного поведения, направленные на реализацию правовых норм).
Элементы правовой культуры общества:
1) состояние и уровень общественного правосознания и правовой активности общества;
2) уровень развития права;
3) культура юридической деятельности (правотворческой, правоприменительной, интерпретационной, научной, образовательной).
Функции правовой культуры:
1) познавательная (она заключается в освоении отечественного и зарубежного правового опыта);
2) регулятивная (осуществляется посредством реализации правовых норм);
3) нормативно-ценностная / оценочная (состоит в изменении индивидуального поведения путем сопоставления с образцами поведения, установленными в нормах права);
4) трансляционная (состоит в передаче правового опыта);
5) коммуникативная (реализуется в правовом общении и способствует согласованию индивидуальных, групповых и общественных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей);
6) прогностическая (выражается в прогнозировании развития общества, государства, права).
Важнейшим средством формирования правосознания и правовой культуры личности и общества является правовое воспитание.
Правовое воспитание – целенаправленная деятельность по формированию правосознания и правовой культуры личности и общества. Правовое воспитание призвано формировать личность, которая добровольно и сознательно строит свою жизнедеятельность в соответствии с правом.
Правовое воспитание следует отличать от правовой социализации, которая представляет собой длительный процесс формирования правосознания и правовой культуры личности, протекающий на протяжении всей жизни человека (но особенно в детские и юношеские годы) под воздействием различных факторов. Правовое воспитание – один из инструментов правовой социализации личности.
Элементы системы правового воспитания:
1) субъекты воспитания (родители, учителя, воспитатели, преподаватели, ученые, журналисты, должностные лица и т.д.);
2) объекты воспитания (индивиды, социальные группы, общество);
3) содержание воспитания (Правовые нормы, идеи, ценности, которые передаются воспитуемым);
4) методы воспитания (убеждение, поощрение, принуждение и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);
5) формы воспитания (правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, самовоспитание).
Действенность правового воспитания зависит от многих факторов объективного и субъективного характера.