Понятие, признаки и состав правонарушения.
Фактическим основанием юридической ответственности выступает правонарушение.
Правонарушение – вредоносное, противоправное, виновное деяние, за которое законом предусмотрена юридическая ответственность.
Признаки правонарушения:
Вредность. Правонарушение всегда причиняет вред общественным или частным ценностям. “Общественная вредность является сущностным свойством правонарушения, которое причиняет вред обществу и интересам отдельных граждан независимо от осознания данного обстоятельства законодателем”. Результатом правонарушения может выступать как фактически причиненный вред, так и реальная угроза его причинения. Большинство правонарушений носят формальный характер, то есть ответственность за их совершение наступает независимо от того, причинен ли реальный ущерб, возникли или нет негативные материальные последствия.
Противоправность. Речь идет о нарушении действующих правовых норм. Причем совершение вредного, осуждаемого деяния, причиняющего ущерб общественным отношениям, но не предусмотренное законом в качестве правонарушения, не влечет привлечения к ответственности. Аналогия закона здесь не допускается. Особое внимание при формулировании составов правонарушений придается их формальной определенности. Оценочные категории в данной сфере сводятся к минимуму, поскольку их произвольное толкование может привести к серьезным нарушениям субъективных прав участников правоотношений.
Виновность - психически-волевое отношение нарушителя к правонарушению и его последствиям. Правонарушение возможно только там, где у субъектов есть возможность выбора поведения, когда они могут поступить по-разному – правомерно или неправомерно, в зависимости от своего сознательно-волевого выбора. То есть у человека должна быть осознанная возможность не совершать правонарушение. Виновность и определяет выбор нарушителем неправомерного поведения. Его частная (индивидуальная) воля здесь входит в конфликт с волей законодателя.
Традиционно выделяют две формы вины – умысел и неосторожность. Умысел – это форма вины, при которой нарушитель сознавал противоправный характер своего деяния, предвидел его вредные последствия и желал их или сознательно допускал их наступление. Неосторожность – форма вины, при которой нарушитель предвидел возможность наступления вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывал на их предотвращение либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.
В настоящее время универсальным принципом является презумпция невиновности: каждый считается невиновным в совершении правонарушения, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке. Sine culpa non est aliquis puniendus (перев. с лат.) – никого нельзя наказывать без вины (Ульпиан). Коллективная и безвиновная ответственность, применявшиеся на заре цивилизации, исключены из правовых систем современности.
Реальность. Юридическая ответственность наступает только за фактически совершенное, то есть объективированное вовне деяние. Правонарушение может выразиться в форме действия или бездействия. Первое предполагает несоблюдение запретов, второе - неисполнение обязанностей. Ответственность за какие-либо проявления психической деятельности (мысли, чувства, намерения, убеждения) или за определенные качества личности (национальность, вероисповедание, социальное положение, родственные или дружеские связи) не применяется. Cogitationis poenam nemo patitur (перев. с лат.) – никто не несет ответственности за свои мысли. “Не могут считаться правонарушениями мысли, чувства, политические и религиозные воззрения, не выраженные в действиях. Не считаются правонарушениями и свойства личности”.
Наказуемость. Не всякое неисполнение обязанности или несоблюдение запрета является правонарушением. Им признается лишь деяние, совершение которого влечет применение установленных законом мер ответственности.
От правонарушения следует отличать т.н. “казус” - объективно-противоправное деяние, содержащее отдельные (но не все) признаки правонарушения.
Состав правонарушения - совокупность установленных законом элементов, наличие которых позволяет квалифицировать деяние как определенное правонарушение. Состав правонарушения включает четыре составляющих: объект, субъект, объективную и субъективную стороны.
1.Объект - общественные отношения, во вред которым направлено правонарушение. Это различного рода публичные и частные ценности: правопорядок, окружающая природная среда, собственность, права и свободы человека и т.п.
2.Субъект – деликтоспособный индивид или организация, совершившие правонарушение. Для физического лица деликтоспособность включает достижение определенного возраста и вменяемость, для организации – наличие статуса юридического лица. Главное здесь – это способность лица к сознательно-волевому поведению, то есть способность осознавать свои поступки, руководить ими.
3.Объективная сторона - характеристика противоправного деяния (время, место, орудие, способ, обстановка совершения правонарушения), размер и характер вредных последствий, причинная связь между деянием и вредными последствиями. Таким образом, объективная сторона представляет собой единство трех элементов – противоправного деяния, вреда и причинной связи между ними.
4.Субъективная сторона - сознательно-волевые признаки правонарушения. Помимо вины они включают мотивы и цели правонарушителя. Мотивы представляют собой побудительные причины, которыми руководствовался нарушитель, цели – конечный результат, к которому он стремился.
78.Коллизии в праве: понятие, причины, способы разрешения.
Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.
Коллизии в праве – различного рода противоречия, возникающие в сфере правового регулирования.
Причины правовых коллизий носят как объективный, так и субъективный характер.
К объективным, в частности, относятся: противоречивость, динамизм и изменчивость регулируемых правом общественных отношений, их скачкообразное развитие. Немаловажную роль играет также отставание ("старение", "консерватизм") права, которое в силу этого обычно не поспевает за течением реальной жизни. Здесь то и дело возникают "нештатные" ситуации, требующие государственного реагирования. Право поэтому постоянно корректируется, приводится в соответствие с новыми условиями. Вообще всякое право, как и любое другое явление, содержит в себе внутренние противоречия, выступающие источником его развития. В результате одни нормы отпадают, другие - появляются, но, будучи вновь изданными, не всегда отменяют прежние, а действуют как бы наравне с ними. Кроме того, общественные отношения неодинаковы, и разные их виды требуют дифференцированного регулирования с применением различных методов. К тому же они более динамичны, чем законы, их опосредующие. Свое влияние оказывают несовпадение и подвижность границ между правовой и неправовой сферами, их расширение или сужение. Наконец, право любого государства должно соответствовать международным стандартам, нравственно-гуманистическим критериям, принципам демократии. И конечно, следует постоянно помнить о противоречивости самой реальной жизни. Все это делает юридические коллизии неизбежными и естественными.
К субъективным причинам коллизий относятся такие, которые зависят от воли и сознания людей - политиков, законодателей, представителей власти. Это, напр., низкое качество законов, пробелы в праве, непродуманность или слабая координация нормотворческой деятельности, неупорядоченность правового материала, отсутствие должной правовой культуры, юридический нигилизм, социальная напряженность, политическая борьба, конфронтация и др.
Виды. Коллизии можно подразделить на шесть родовых групп: 1) коллизии между нормативными актами или отдельными правовыми нормами; 2) коллизии в правотворчестве (бессистемность, дублирование, издание взаимоисключающих актов); 3) коллизии в правоприменении (разнобой в практике реализации одних и тех же предписаний, несогласованность управленческих действий); 4) коллизии полномочий и статусов государственных органов, должностных лиц, других властных структур и образований; 5) коллизии целей (когда в нормативных актах разных уровней или разных органов закладываются противоречащие друг другу, а иногда и взаимоисключающие целевые установки); 6) коллизии между национальным и международным правом.
Наиболее распространенными способами разрешения юридических коллизий являются следующие:
1) толкование;
2) принятие нового акта;
3) отмена старого;
4) внесение изменений или уточнений в действующие;
5) судебное, административное, арбитражное и третейское разбирательство;
6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;
7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий;
8) конституционное правосудие;
9) оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики;
10) международные процедуры.
К наиболее серьезным правовым коллизиям относятся противоречия между правовыми нормамиодинаковой или различной юридической силы. Разумеется, подобные ситуации всегда исключение для любой системы права. Существуют разные способы разрешения таких коллизий, основные из которых следующие:
1.При коллизии норм различной юридической силы действует норма большей юридической силы.
2.При коллизии норм одинаковой юридической силы действуют правила:
- приоритет позднее изданного акта (lex posterior derogat priori);
- приоритет специальной нормы перед общей (lex specialis derogat generali).
3.В системах романо-германского права, как правило, действует принцип приоритета кодифицированного акта перед некодифицированными.В частности, данный принцип закреплен в пункте 2 статьи 3 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу. Следовательно, при конкуренции гражданско-правовых норм действующего законодательства со статьями ГК применению подлежат нормы ГК. Статья 6 Налогового кодекса РФ также предусматривает приоритет НК перед всеми иными нормативно-правовыми актами о налогах и сборах. В статье второй Бюджетного кодекса РФ прямо указывается, что в случае противоречия между БК и нормами иных актов бюджетного законодательства применяются нормы БК.
Приоритет нормы кодифицированного акта действует только в системе отраслевого законодательства. Если в самом кодексе не содержится прямого указания на приоритет его норм перед иными отраслевыми нормами, кодекс должен рассматриваться как ординарный федеральный закон, точнее говоря, как определенная форма закона. В данном случае нормы кодекса каким-либо приоритетом перед нормами иных законов не обладают. Так, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях не содержит статьи о приоритетности его норм. Поэтому в случае конкуренции норм КоАП РФ и иных законов следует использовать принципы приоритета, указанные ниже.