Разъединение государственной территории (XII - XIII вв.)
3.1. Период феодальной раздробленности (XII - XIII вв.)
Начиная с 30-х гг. XII в., Русь вступила в период феодальной раздробленности, которая стала закономерным этапом развития средневековых государств Европы, характеризующимся ослаблением центральной власти, экономических связей и распадом государства на мелкие княжества
Распаду Руси способствовали сложившиеся политические и экономические причины. Власть в Руси принадлежала всему княжескому роду, сложившийся лестничный порядок престолонаследия вызывал усобицы родичей. В уделах образовывались свои сильные владения, тяготившиеся подчинением Киеву. В экономике Руси из-за однородности природно-климатических условий сложился натуральный тин хозяйства, который вел к нарушению торгово-экономических связей между землями, их замкнутости. В это время завершается формирование боярско-вотчинного хозяйства, которое тоже способствует обособлению уделов. Рост городов как центров этих уделов также приводил к распаду. На смену единому центру - Киеву пришло множество новых.
К середине XII в. Русь распалась на 15 княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева. В начале XIII в. их было уже около 50-ти.
В конце XII в. усиливается натиск кочевников на ослабевшие русские княжества. Многие пограничные степные районы запустели. Идет процесс переселения в более безопасную, хотя и менее плодородную Залесскую Русь. Княжеские усобицы современники называй? "погибелью Русской земли".
Среди земель Руси выделяется Владимирское княжество. Именно сюда двинулся поток переселенцев в поисках плодородных земель, а главное защиты от кочевников.
Главным занятием жителей северо-восточной Руси было земледелие, а также промыслы. Умеренный климат; заливные луга, богатые пушниной леса создавали благоприятные условия для таких занятий.
Возвышается Северо-Восточная Русь при Владимире II Мономахе. Он, посланный отцом Всеволодом Ярославичем, попал сюда в 12 летнем возрасте. С тех пор Ростово-Суздальская земля прочно вошла в состав "вотчины" Мономаховичей. В свою очередь Владимир Мономах послал во Владимир своего сына Юрия. При Юрии, прозванном Долгоруким, выросла экономическая и политическая самостоятельность Владимирской земли. Главной опорой князя в этих землях были землевладельцы, городское сословие, верхушка купечества Сложившиеся социально-экономические условия способствовали установлению в Северо-восточной Руси княжеской монархии, т.к. в сильной княжеской власти были заинтересованы феодалы, получавшие земли за службу у князя.
Юрий Долгорукий воевал с Волжской Булгарией, с Новгородом. В борьбе против Киева он объединился с Черниговским князем Святославом Ольговичем. Эта встреча произошла в 1147 г. п Москве. После этого он захватил Киев и стал великим князем а 1155 г.
После смерти Юрия Долгорукого престол во Владимире перешел его сыну Андрею Боголюбскому, (1156-1174 гг.), перенесшему столицу из Киева во Владимир. Этот князь занимался строительством храмов во Владимиро-Суздальской земле, он украшал свою вотчину. За самовластие Андрей Боголюбский был убил боярами. Его брат Всеволод Большое Гнездо (1176-1212 гг.) значительно расширил и укрепил великокняжескую власть, завоевал Киев, Чернигов, Рязань, воевал с половцами, волжскими болгарами. Это время расцвета Владимиро-Суздальской земли.
Через новгородскую землю, расположенную на Северо-Западе Руси, проходил важнейший торговый пуль "из варяг в греки". Она была богата лесами, реками, озерами. Природные условия Северо-Запада были суровы. Холодный климат, бедные почвы и обилие болот не позволяли хлебопашеству стать основой здешнего хозяйства. Нередко Новгороду приходилось ввозить хлеб из других земель, чаще всего из Суздальской. Более успешно развивались огородничество и скотоводство. На севере население жило в основном охотой на пушного и морского зверя, бортничеством и рыболовством.
Не особенно удобные для земледелия, географические условия Новгородчины были в то же время исключилельно благоприятны для торговли. Находясь на важнейших торговых пулях, Новгород рано стал крупным торгово-ремесленным центром. Важнейшим торговым партнером Новгорода егал самый крупный среди городов Ганзы-Любек.
Новгородцы ревниво охраняли свои торговые интересы. Для решения важнейших торгово-экономических и политических вопросов, а также защиты в Новгороде собирался высший орган власти - вече, но но своему характеру республика была аристократической. Вече приглашало для военного руководства и защиты торговых интересов князей. Оно могло и изгнать неугодного князя, и пригласить другого.
Важную роль в истории Руси играли Юго-Западные районы -.Галицко-Волынская земля. Благоприятный климат и плодороднейшие черноземные почвы обеспечили этим районам высокий уровень развития сельского хозяйства. Реки Днестр, Прут, Южный Буг и Припять связывали Юго-Западную Русь с Черным морем, а впадающие в Вислу Сан и Западный Буг- - с Балтийским. Через Галицию и Волынь пролегали важные сухопутные торговые пути, соединявшие Русь с Венгрией и Польшей, поэтому наряду с высоким уровнем развития земледелия, Юго-Запад вел широкую торговлю и уверенно богател.
Опираясь на обширные вотчины, местное боярство чувствовало себя достаточно сильным для того, чтобы противиться воле князей, и не раз вступало с ними в борьбу, отстаивая свои привилегии. Именно на Юго-Западе боярство стало мощной самостоятельной силой. Так в Галицко-Вольской земле сложился конфликтный тип власти.
Киев утратил свое прежнее политическое значение, хотя оставался крупнейшим городом и культурным центром. Из-за него шла ожесточенная борьба князей. В 1204 г. под ударами крестоносцев пап Константинополь, это привело к замиранию экономических и культурных связей с Византией. Заглох некогда оживленный торговый путь "из варяг в греки". В начале XII в. усилился отток населения из Киева в более спокойные и безопасные места
Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская земля в будущем составят основу формирования великорусской народности и государственности. Галицко-Волынская Русь станет ядром формирования украинской народности, при этом, собственную государственность она утратит.
Необходимо отметить, что социально – экономические отношения регулировалисьдревнейшим сводом законов Руси - Русской Правдой. Под этим названием известны три памятника: "Краткая Правда" - древнейшая, "Пространная", которая относится ко второй половине XII в., и "Сокращенная", основанная как на Пространной, так и на некоторых не дошедших до нас законодательных актах более раннего времени. В свою очередь Краткая Правда делится на Правду Ярослава (около 1016 г.), Правду Ярославичей (вторая половина XI в.) и дополнительные статьи. Пространная Правда, как считают некоторые исследователи, была составлена в начале XIII в. на основе Краткой с добавлением ряда статей. Такова принятая на настоящий день периодизация древнейшего русского законодательства. В нем явственно предстает перед нами жизнедеятельность средневекового русского государства, традиционный мир и социально-экономический уклад наших предков.
3.2 Культура Днепровской Руси
Как известно, Днепровская Русь исторически представляла собой контактную зону между Скандинавией, Византией, Западной Европой и Арабским Востоком. Обладая собственной культурной традицией, Русь творчески усваивала влияние извне, что обеспечило ее органическое вхождение в общеевропейскую среду. Помимо чисто славянских элементов и влияния крупных соседних народов, культура Руси вобрала в себя многие черты зависимых и ассимилированных неславянских племен Поволжья, Причерноморья и Севера Европейской равнины.
Языческий элемент господствовал в культуре вплоть до начат XI века, когда он постепенно был вытеснен христианством. Особенно сильное влияние он оказал на фольклор. С давних времен развивалась устная народная поэзия -заговоры, пословицы, загадки, обрядовые песни, сказки. Особое место занимали былины. Былины киевского цикла, повествующие о жизни богатырей начали складываться в Х-Х1 вв. В них не только отражены исторические события, но и показана система ценностей и идеалов, господствовавшая в это время.
Принятие христианства определило культурное развитие на протяжении всего средневековья. В результате его воздействия наблюдается резкий скачок русской культуры, органическое вхождение в нее культурных достижений развитых народов. В первую очередь это сказалось на письменности и, как следствие, уровне образованности населения. В дохристианский период у славян уже была письменность, о чем свидетельствует ряд источников. Она была рисунчатая и, но всей видимости, сложная для изучения. Во 2 половине IX в. миссионеры Кирилл и Мефодий создали для славян глаголический алфавит, а на рубеже IX - X вв. -кириллический, приблизивший восприятие греческих книг. Грамотность получила широкое распространение во всех слоях общества. При Владимире I и Ярославе Мудром началось систематическое обучение детей, создаются первые школы, в том числе и для девочек. Можно с гордостью отметить, что на Руси была поголовная грамотность населения.
Ведущим жанром литературы становится летописание. Наиболее известным и значительным памятником этого времени является "Повесть временных лет" (1113 г.) монаха Нестора. В ее основе более ранние письменные документы. Летописи содержат много сведений об истории ранней Руси, легенд и представлений славян о мире. Второй но значимости жанр - религиозная литература. Древнейшее произведение - "Слово о законе и благодати" Митрополита Иллариона - первого русского иерарха (середина XI в.). Здесь сочетаются церковная проповедь и политический трактат. К этому же жанру относятся жития святых (Бориса и Глеба, Феодосия Печерского).
Очень распространен был жанр поучений (поучения Владимира Мономаха), хождения (Хождение Даниила). Выдающимся памятником является "'Слово о полку Игореве".
Особое место в культуре занимает архитектура. Из Византии в качестве образца церковного строительства был заимствован крестово-купольный стиль. Среди ранних памятников можно выделить Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1031 - 1036 гг.), тринадцатикупольный Софийский собор в Киеве (1037 - 1040 гг.), Софийский собор в Новгороде (1045 - 1050 гг.). Все эти памятники, несмотря на византийские формы, имеют много своеобразных решений.
В изобразительном искусстве характерной чертой является строгое следование религиозным канонам. На первое место в Киевской Руси можно поставить мозаики и фреску, использовавшиеся в храмовом строительстве. С XI в. бурно развивается иконопись. И здесь господствует византийский канон.
Особым явлением были миниатюры, украшавшие книги (Остромирово Евангелие). Здесь можно встретить и портреты князей.
XIII в. стал временем тяжких испытаний для русского народа и его государственности. Географически расположенная на стыке Европы и Азии, Русь оказалась одновременно меж двух огней. С севера продолжались попытки захвата русских городов и земель потомками варягов - шведами. Положение еще более усугубилось с появлением на западных границах немецких рыцарей, развернувших активную военно-колонизационную деятельность в Прибалтике, а с восточных степей тем временем накатывалась новая волна кочевников - монголо-татар, врагов более страшных, сильных и жестоких, нежели их предшественники - печенеги и половцы.