Развитие высшей нервной деятельности у детей первого детства
У детей старше трех лет наблюдается дальнейшее усиление нервных процессов, особенно процесса торможения. Это приводит к снижению степени иррадиации возбуждения, делает возможным осуществление более точных и тонких движений, выработку более сложных условных реакций.
Исследовательский компонент в поведении ребенка усиливается, анализ и синтез осуществляется действием: дети стремятся разбирать на части игрушки и другие предметы, но нередко пытаются и «собрать» поломанные игрушки.
Усиление условного торможения приводит к выработке все более тонких дифференцировок как предметных, так и речевых раздражителей, что приводит к более совершенному взаимодействию с предметной средой, повышению темпов расширения словарного запаса, более четкому произношению слов.
Запаздывающее торможение и в этом возрасте вырабатывается сложнее, чем дифференцировочное, поэтому нетерпеливость характерна для детей этого возраста. Тренировать запаздывание уже с 3–5-ти лет можно через игры, требующие проявления этого вида торможения (прятки, «замри» и т. п.).
Достаточно сложно вырабатывается у детей первого детства и условный тормоз. Умение сдерживать свои реакции при действии запрещающих раздражителей, дисциплина, которая позднее перерастает в самодисциплину, легче развиваются, если ребенку предъявляются четкие, последовательные педагогические требования. Запретов не должно быть много, но они должны быть понятны ребенку и постоянны.
Развивается и способность к угасанию условных рефлексов, особенно с 4–5-ти лет, – это делает ВНД ребенка более пластичной.
Речь и вторая сигнальная система действительности, как основа абстрактно-логического мышления, продолжают интенсивно развиваться в этом периоде. В возрасте от 3-х до 5-ти лет возникают попытки осмысления речи, ребенок часто задает вопросы с целью выяснить смысловое содержание слов, обращений к нему и т. п. Слово все больше играет интегрирующую роль, развивается способность обобщать и называть одним словом не только предметы, схожие по строению, но и предметы, служащие для выполнения схожих действий.
В начале первого детства для ребенка характерна и так называемая «эгоцентрическая речь», обращенная к самому себе и представляющая собой комментирование действий ребенка. Постепенно она преобразуется в речь, которая опережает и направляет деятельность, т. е. в план поведения, высказанный вслух. Затем эта речь превращается во внутреннюю, являющуюся основной собственно человеческого мышления.
Таким образом, к 6–7-ми годам речь постепенно превращается не только в средство общения, но и в средство планирования и регуляции деятельности ребенка, т. е. наряду с «мышлением в действии», конкретно-образным мышлением, развивается и мышление словесное. Развитие второй сигнальной системы достигает уровня, при котором ребенок пытается устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира, прогнозировать развитие событий .
Изменяется характер взаимодействия первой и второй сигнальных систем действительности: если в 3–4 года первая сигнальная система превалирует и оказывает тормозящее влияние на вторую, то в 6–7 лет, напротив, вторая сигнальная система оказывает подавляюще влияние на первую. Развитие второй сигнальной системы действительности – один из важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе.
Возросшая подвижность нервных процессов приводит к тому, что в первом детстве резко повышаются темпы выработки динамических стереотипов. При этом вплоть до 4–5-ти лет, когда резко усиливается способность к угасанию, выработанные стереотипы очень прочны и малоподвижны. Лишь после 5-ти лет становится возможна относительно легкая переделка стереотипов.
В связи с развитием социализации ребенка, расширением круга его общения среди динамических стереотипов этого возраста большую роль играют стереотипы социального поведения, формируются эстетические и этические стереотипы. В выработке этих стереотипов по-прежнему большое значение имеет подражательный рефлекс, поэтому так важно, чтобы ребенок постоянно видел примеры общественно приемлемого, адекватного поведения взрослых. Возникающие стереотипы поведения закрепляются в ролевых играх детей. Участвуя в этих играх, родители и педагоги получают возможность корректировать поведение ребенка, направлять его в нужное русло.