Высшая нервная деятельность в грудном возрасте
Грудной возраст характеризуется незрелостью клеток коры и резким преобладанием процесса возбуждения над торможением, его широкой иррадиацией (распространением), вплоть до генерализации, когда возбуждением охватывается большинство нервных центров. Сравним, например, реакцию взрослого человека и грудного ребенка на легкий укол руки. Взрослый в этой ситуации лишь отдернет руку. У грудного ребенка будет наблюдаться более выраженная и широкая двигательная активность, изменения дыхания, крик, плач.
В то же время в этом возрасте ярко выражено и безусловное торможение. Вследствие слабости нервных процессов под действием сильных или длительных раздражителей возбуждение нервных центров легко сменяется запредельным торможением. Например, изменение положения тела ребенка приводит к активации центра вестибулярного анализатора. Но длительное укачивание приводит к тому, что возбуждение этого центра сменяется запредельным торможением, распространяющимся по коре, и ребенок засыпает.
Индукционное торможение также ярко проявляется с первых дней жизни. Так, ребенок при кормлении не берет грудь, если у него есть очаг болевого раздражения. В свою очередь крик, вызванный болевым воздействием, можно подавить, дав ребенку попить.
Что касается развития условных рефлексов, то по одним данным – на первом, по другим – на втором-третьем месяце появляются условные рефлексы на экстероцептивные (внешние) раздражители – зрительные и слуховые. Следует отметить, что условные рефлексы на зрительные раздражители возникают при их сочетании с кинестетическими, связанными с движениями ребенка. В свою очередь, условные рефлексы на звуковые раздражители вырабатываются при их подкреплении раздражителями зрительными.
Таким образом, взаимодействие анализаторов играет важную роль в развитии ВНД уже в первые месяцы жизни ребенка: условные рефлексы у грудничков вырабатываются, главным образом, на комплексные раздражители.
Что касается условнорефлекторного торможения, данные о сроках появления условного торможения интероцептивных рефлексов противоречивы.
Отмечается, что уже в возрасте 20-ти дней ребенок начинает дифференцировать положение для кормления от положения для пеленания.
Условное торможение экстероцептивных рефлексов, по мнению большинства авторов, начинает формироваться примерно со 2–3-го месяца жизни; в первую очередь это – дифференцировочное торможение. Несколько позже, по одним данным – с 4–5-ти, по другим – с 6–8-месячного возраста начинает вырабатываться запаздывающее торможение. На 8–9-м месяце появляются первые признаки условного тормоза. Однако все виды условного торможения слабы и могут быть легко изменены действием внешнего, безусловного тормоза.
По мере развития ребенка все более выраженными становятся коммуникативные реакции. Так, во втором полугодии значительную роль начинает играть подражательный рефлекс. Этот рефлекс, заключающийся в воспроизведении реакций окружающих, имеет важное значение в развитии движений, освоении навыков манипуляции с различными предметами и, наконец, в формировании речи.
Во втором полугодии первого года начинается развитие сенсорной речи: слышимое ребенком слово начинает замещать непосредственные раздражители, с которыми оно неоднократно сочетается. В этом возрасте слово, как правило, выступает лишь как один из компонентов комплекса раздражителей, вызывающего условную реакцию. Так, слово «мама» может вызывать у ребенка реакцию оживления, когда он слышит его находясь в своей комнате, и не вызывать такой реакции, когда ребенок находится на улице.
Развитию моторной речи предшествует подготовительная тренировка артикулярного аппарата. Если в первые дни жизни единственной звуковой реакцией является крик, то уже с 2–3-х месяцев у ребенка начинает развиваться гуканье и гуление, заключающееся в повторении отдельных звуков, сначала нечетких, но постепенно дифференцирующихся. При гулении отрабатываются связи слуховых ощущений с комплексом раздражителей от мышц, кожи, слизистой .
С 6-ти месяцев гуление плавно переходит в лепет, когда самопроизвольно или подражательно ребенок подолгу произносит различные слоги. В отличие от гуления, лепет появляется лишь при условии речевого контакта с взрослыми, т. е. носит условнорефлекторный характер.
Следует отметить, что вплоть до окончания грудного периода эти звуковые реакции ребенка не имеют сигнального характера. Роль условнорефлекторного экспрессивного сигнала с первых месяцев жизни играет крик.
Развитие сенсорной речи приводит к тому, что к концу первого года формируются связи между названием предмета и самим предметом. Ребенок, показывая предмет, подражая взрослому, начинает пытаться его назвать. Так формируется моторная речь. К окончанию первого года жизни активный словарь ребенка может содержать 10–15 слов.
Что касается динамических стереотипов, то на первом году жизни вырабатывается лишь динамический стереотип на время: ребенок болезненно реагирует на нарушение режима сна и питания, в то время как другие внешние воздействия для него являются менее значимым.