Романо-германская правовая система: генезис и особенности.

Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право. В своем становлении романо-германская правовая семья прошла 3 главных этапа:

1) до 12-13 в. право в Европе представляло собой сумму норм обычного права, архаические способы решения споров - поединки, ордалии (испытания), колдовство и т.д.

2) 12-13 вв. заимствование римского права странами континентальной Европы. Основанием стали развитие торговли, ремесел, рост городов. Феодальные нормы не соответствовали принципам самоуправления свободных, «вольных» городов. Им потребовалась другая система нормативно-правового регулирования, строящаяся на идеях формального равенства и независимости участников рыночных отношений. Социально-культурные предпосылки заимствования - развитие образования, искусства, культуры подготовило почву для восприятия римских юридических концепций, взглядов, понятий, конструкций. Важную роль в этом процессе сыграли университеты, где проходили изучение оригинальных римских текстов (школа глоссаторов).

3) в 16-18 вв. процесс правового развития Европы приобретает новые формы. В результате становления наций и национальной государственности общие принципы и начала римского права оказались интегрированы в национальные нормативные системы. Данный процесс завершился разработкой национального законодательства, национальных кодексов, учитывающих особенности социальных укладов различных стран.

В настоящее время демократические традиции романо-германского права дополнились идеями создания Евросоюза, что ведет к правовой интеграции стран, сближению и унификации их правовых систем.

Особенности:

1) романо-германская норма права - общее правило поведения, сформулированное законодателем либо уполномоченными им органами. Главной особенностью этой нормы выступает обобщенный, абстрактный характер. Законо­датель обычно формулирует ее как социальную модель поведения, как общий масштаб, границу дозволенного («от» и «до»), не прибегая к перечислению частных случаев, вариантов поведения.

2) романо-германские нормы имеют систем­но-иерархический характер, образуют взаимосвязанные комплексы соподчиненных с точки зрения юридической силы и социальной значимости положений, среди кото­рых выделяются «главные» и второстепенные, менее значимые правила. Данное обстоятельство существенно облегчает юристам романо-германской системы поиск и применение действующих законов. Негативные черты: чем более общей является норма, тем труднее ее применять на практике. Возникает серьезная проблема ее конкретизации и толкования. Для этого используется множество приемов, способов толкования, позволяющих уточнить волю законодателя;

3) главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

4) писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

5) высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

6) весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

7) деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

8) правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

9) на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

10) особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

Источники.

1) Закон – принимается парламентами, об­ладает высшей юридической силой и распространяется на всю территорию государства, на всех его граждан, выражает волю большинства, социально справедлив. Закон имеет при­оритет по отношению ко всем остальным источникам права. Он может запретить или легализовать обычай, отдельные положения судебной практики, внутригосу­дарственные договоры. При закреплении обычая или доктрины в тексте закона они становятся его частью, содержанием. Подразделяются на

а) конституционные - предметом регулирования являются наи­более важные вопросы общественного устройства, права и свободы граждан, структура, организация государст­венной власти. Во всех странах системы закреплен принцип приоритета конституционных законов по отношению к обычным. Для конституционных законов предусмотрен осо­бый порядок их отмены, изменения, предполагающий согласие на то квалифицированного большинства депу­татов.

б) обычные (текущие), среди них важное место занимают кодексы.

2) Подзаконные акты. Кроме законов в странах романо-германской системы принимается множество подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции, другие документы, издаваемые исполнительной властью. Часть из них имеет делегированную природу, и их значение, роль в правовом регулировании определяются полномочиями издавших их органов. Другие решения принимаются по инициативе самих исполнительно-распорядительных ор­ганов.

3) Обычай – как самостоятельный источник права обычай выполняет второстепенную роль, выступая в качестве дополнения к закону, однако в законах закреплена возможность его использования для восполнения пробелов законодательства.

4) Судебная практика – уточняет положения закона (иногда идет с ними в разрез). Подобного рода решения вырабатываются, как пра­вило, высшими судебными инстанциями и конститу­ционными судами стран системы. В силу места и роли этих инстанций в судебной иерархии все нижестоящие судебные органы обязаны следовать сформированной ими практике разрешения дел конкретных катего­рий под угрозой отмены иных решений. Таким обра­зом, создаются своеобразные судебные нормы - правоположения судебной практики. Эти правоположения публикуются в судебных сборниках, приобретают ши­рокую известность и становятся частью правовой системы.

Структура.

1. Деление права на публичное и частное. Публичное право регулирует отношения, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные (категоричные) нормы - (конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное публичное право, и т.д.). Частное право опосредствует между равноправными независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозитивные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены, не отменены их участниками. В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, отдельные институты трудового права и некоторые другие.

2. Последовательное отраслевое деление норм, их привязка к конкретным отраслям права и правовым институтам.

Наши рекомендации