Романо-германская правовая система: генезис и особенности.
Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право. В своем становлении романо-германская правовая семья прошла 3 главных этапа:
1) до 12-13 в. право в Европе представляло собой сумму норм обычного права, архаические способы решения споров - поединки, ордалии (испытания), колдовство и т.д.
2) 12-13 вв. заимствование римского права странами континентальной Европы. Основанием стали развитие торговли, ремесел, рост городов. Феодальные нормы не соответствовали принципам самоуправления свободных, «вольных» городов. Им потребовалась другая система нормативно-правового регулирования, строящаяся на идеях формального равенства и независимости участников рыночных отношений. Социально-культурные предпосылки заимствования - развитие образования, искусства, культуры подготовило почву для восприятия римских юридических концепций, взглядов, понятий, конструкций. Важную роль в этом процессе сыграли университеты, где проходили изучение оригинальных римских текстов (школа глоссаторов).
3) в 16-18 вв. процесс правового развития Европы приобретает новые формы. В результате становления наций и национальной государственности общие принципы и начала римского права оказались интегрированы в национальные нормативные системы. Данный процесс завершился разработкой национального законодательства, национальных кодексов, учитывающих особенности социальных укладов различных стран.
В настоящее время демократические традиции романо-германского права дополнились идеями создания Евросоюза, что ведет к правовой интеграции стран, сближению и унификации их правовых систем.
Особенности:
1) романо-германская норма права - общее правило поведения, сформулированное законодателем либо уполномоченными им органами. Главной особенностью этой нормы выступает обобщенный, абстрактный характер. Законодатель обычно формулирует ее как социальную модель поведения, как общий масштаб, границу дозволенного («от» и «до»), не прибегая к перечислению частных случаев, вариантов поведения.
2) романо-германские нормы имеют системно-иерархический характер, образуют взаимосвязанные комплексы соподчиненных с точки зрения юридической силы и социальной значимости положений, среди которых выделяются «главные» и второстепенные, менее значимые правила. Данное обстоятельство существенно облегчает юристам романо-германской системы поиск и применение действующих законов. Негативные черты: чем более общей является норма, тем труднее ее применять на практике. Возникает серьезная проблема ее конкретизации и толкования. Для этого используется множество приемов, способов толкования, позволяющих уточнить волю законодателя;
3) главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;
4) писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;
5) высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;
6) весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);
7) деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;
8) правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;
9) на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;
10) особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.
Источники.
1) Закон – принимается парламентами, обладает высшей юридической силой и распространяется на всю территорию государства, на всех его граждан, выражает волю большинства, социально справедлив. Закон имеет приоритет по отношению ко всем остальным источникам права. Он может запретить или легализовать обычай, отдельные положения судебной практики, внутригосударственные договоры. При закреплении обычая или доктрины в тексте закона они становятся его частью, содержанием. Подразделяются на
а) конституционные - предметом регулирования являются наиболее важные вопросы общественного устройства, права и свободы граждан, структура, организация государственной власти. Во всех странах системы закреплен принцип приоритета конституционных законов по отношению к обычным. Для конституционных законов предусмотрен особый порядок их отмены, изменения, предполагающий согласие на то квалифицированного большинства депутатов.
б) обычные (текущие), среди них важное место занимают кодексы.
2) Подзаконные акты. Кроме законов в странах романо-германской системы принимается множество подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции, другие документы, издаваемые исполнительной властью. Часть из них имеет делегированную природу, и их значение, роль в правовом регулировании определяются полномочиями издавших их органов. Другие решения принимаются по инициативе самих исполнительно-распорядительных органов.
3) Обычай – как самостоятельный источник права обычай выполняет второстепенную роль, выступая в качестве дополнения к закону, однако в законах закреплена возможность его использования для восполнения пробелов законодательства.
4) Судебная практика – уточняет положения закона (иногда идет с ними в разрез). Подобного рода решения вырабатываются, как правило, высшими судебными инстанциями и конституционными судами стран системы. В силу места и роли этих инстанций в судебной иерархии все нижестоящие судебные органы обязаны следовать сформированной ими практике разрешения дел конкретных категорий под угрозой отмены иных решений. Таким образом, создаются своеобразные судебные нормы - правоположения судебной практики. Эти правоположения публикуются в судебных сборниках, приобретают широкую известность и становятся частью правовой системы.
Структура.
1. Деление права на публичное и частное. Публичное право регулирует отношения, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные (категоричные) нормы - (конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное публичное право, и т.д.). Частное право опосредствует между равноправными независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозитивные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены, не отменены их участниками. В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, отдельные институты трудового права и некоторые другие.
2. Последовательное отраслевое деление норм, их привязка к конкретным отраслям права и правовым институтам.