Принципы законности. гарантии законности и их виды

Основные принципы законности – основополагающие начала, обеспечивающие ее содержание и место в общественной жизни.

1) Единство законности. При всем многообразии действу­ющих законов и иных нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть единой для всей страны. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе (а тем более на конкретном пред­приятии, учреждении) своей законности, отличной от общего­сударственной. К сожалению, отдельные субъекты РФ принимают НА, противоречащие федеральному законодательству и даже Конституции РФ.

2) Всеобщность законности. Данный принцип характеризу­ет действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам права без исключения. Однако в современной России имеют место отступления от этого принципа (привилегии для отдельных ДЛ, правовые иммунитеты, освобождение неко­торых субъектов права от юридической ответственности и т. д.).

3) Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, гарантированности прав и свобод граждан. Только политико-правовой режим законности, основанный на целесо­образности, может оградить общество от случайностей, субъек­тивизма и волюнтаризма отдельных лиц.

Гарантии законности – это объективные условия, субъектив­ные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

1) Общие условия - объективные условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование:

а) Экономические условия: степень организованности в эко­номической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объе­ма производства, устойчивая денежная система и т. д.

б) Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть, пользующаяся поддержкой общества и способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. Сильная государственная власть — это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, кото­рая способна обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний.

в) Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей куль­туры населения. Уважение к праву, к закону – личное убеждение человека, причем не только ря­дового гражданина, но в первую очередь государственного слу­жащего, правоприменителя, законодателя.

г) Социальные условия. Развитая си­стема социальных услуг, достаточно высокий жизненный уро­вень населения, отсутствие безработицы, государственная защи­та нуждающихся - необходимые условия укрепления законно­сти

д) Правовые условия. Состояние законности как политико-пра­вового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Для обеспе­чения необходимого уровня законности законодательство долж­но отвечать объективным потребностям и быть технически со­вершенным. Расплывчатые формулировки, про­белы, противоречия в законодательстве неизбежно влекут за со­бой нарушение правовых предписаний, ущемление законности.

2) Субъективные факторы как гарантии законности.

а) состояние правовой науки полнота и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, науч­но-теоретических конструкций, например, функционирование советского государства базировалось на марксистской концепции, согласно которой социалистичес­кое государство по своей сущности — государство диктатуры пролетариата. Диктатура же - власть, не связанная никакими законами. Осуществляемая в последние годы на­учно-теоретическая разработка идеи правового государства, вне­дрение ее положений в законодательную и правоприменитель­ную практику позволяют укрепить законность в деятельности как государственных органов, так и граждан.

б) эффективность дея­тельности политического руководства, правильное избрание государственными лидерами приоритетов при принятии поли­тических решений, готовность и умение соответствующих органов и должностных лиц вести борьбу за укрепление закон­ности. Например, согласно ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод челове­ка и гражданина. Естественно, что от характера и направлений его деятельности в деле укрепления законности во многом за­висит ее состояние.

Наши рекомендации