Юридическая ответственность и иные меры государственного принуждения.
Государственное принуждение реализуется в 2х направлениях
1) оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба).
2) в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф и т. п.).
3)
Юридическая ответственность – применение к правонарушителю мер государственного принуждения, выражающихся для него в лишениях, предусмотренных санкцией юридических норм
Юридическая ответственность выступает разновидностью государственного принуждения.
Государственное принуждение – осуществляемое на основе закона государственными органами, иными уполномоченными на то организациями, должностными лицами физическое, психическое, имущественное или организационное принуждение в целях соблюдения и исполнения правовых предписаний.
Само по себе государственное принуждение – острое и жесткое средство социального воздействия. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.
Виды государственного принуждения:
1) По степени закрепленности в правовых актах
а) правовое - государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах).Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддастся контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд.
б) неправовое - может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом - тираническим, деспотическим, тоталитарным.
2) По содержанию
а) физическое - строго индивидуализировано,
б) психическое (психологическое) – может быть направлено и на коллектив лиц.
Виды государственных принудительных мер:
1) превентивные меры - предупреждение правонарушений и иных нежелательных для личности и общества явлений (проведение различных организационно-правовых мероприятий — осмотр неисправных механизмов и приостановление их эксплуатации, эвакуацию из районов стихийного бедствия и др.;
2) меры пресечения - пресечение правонарушения (задержание правонарушителя, арест преступника, изъятие у него орудий преступления и т.д.). Меры пресечения, в отличие от мер юридической ответственности применяются лишь с целью предупредить правонарушение. Ввиду того, что в данном случае нет правонарушения, не может быть и кары;
3) меры защиты - это разновидность мер государственного принуждения, применяемых для восстановления нормального состояния правоотношений путем побуждения субъектов права к исполнению возложенных на них обязанностей. Если юридическая ответственность связана с возложением новой, дополнительной юридической обязанности (например, лишение свободы), то меры защиты - с выполнением "старой" обязанности, той, которая была возложена на данного субъекта. Цель мер защиты - не карать, а лишь восстановить нарушенное право без привлечения нарушителя к ответственности (например, взыскание долга, алиментов, налогов и т.д.).
4) меры юридической ответственности - возложение на правонарушителя определенных лишений (лишение свободы, штраф и др.)
5) иные меры государственного принуждения:
а) принудительные меры воспитательного характера – комната милиции,
б) принудительные медицинского воспитательного характера – лечение от наркомании в местах лишения свободы,
в) реквизиция - изъятие в экстренных случаях имущества у собственников в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости
Государственное принуждение, осуществляемое правовым государством, имеет следующие особенности:
1) служит защите интересов граждан, государства, общества,
2) является вспомогательным, дополнительным методом управления обществом. Основным, главным методом является метод убеждения, который представляет собой совокупность средств, приемов и способов воздействия на сознание человека с целью формирования у него мнения об осознанном и добровольном соблюдении и исполнении правовых предписаний.
3) осуществляется в закрепленной нормативно-правовыми актами процедурной форме. В этих актах установлены виды и размеры принудительных мер, основания их применения, определены субъекты юрисдикционной деятельности и их компетенция, порядок осуществления принуждения, право граждан на защиту. Чем четче и полнее регламентирована процедура применения государственного принуждения, тем надежнее правовые гарантии прав и свобод граждан, тем меньше возможностей для злоупотребления властью должностными лицами.
4) оно не носит характера истязания, не ставит целью причинять физические и иные страдания правонарушителю, а направлено прежде всего на воспитание добропорядочного гражданина.