Процесс применения права и его стадии.
Правоприменение - сложная последовательная деятельность, осуществляемая в рамках нескольких этапов, стадий. Данная деятельность регламентируется соответствующими процедурными нормами (уголовно-процессуальными, гражданско-процессуальными, административно-процессуальными и иными), которые устанавливают определенный порядок правоприменения и обеспечивают его логическую завершенность.
Первая стадия - установление фактических обстоятельств юридического дела. При совершении преступления - это лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения преступления, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства; при возникновении гражданско-правового спора - обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторон и т. д. Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому, и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами — материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия и т. д.).
Вторая стадия - выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению. Правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и подругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний, квалифицирует деяние. Этот выбор происходит путем сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. Выясняются не любые факты, а лишь те, которые предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Анализ, толкование избранной нормы права предполагают обращение к официальному тексту соответствующего нормативного акта, ознакомление с возможными дополнениями и изменениями его первоначальной редакции, а также с официальными разъяснениями смысла и содержания применяемой нормы. Анализ закона необходим также для принятия правильного юридического решения, которое должно отвечать требованиям диспозиции (санкции) применяемой нормы.
Третья стадия - принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление. Содержание решения по юридическому делу определяется главным образом его фактическими обстоятельствами. Вместе с тем при вынесении решения правоприменитель руководствуется требованиями диспозиции (санкции) применяемой нормы. Вынесение решения по делу нужно рассматривать в 2х аспектах.
1) это умственная деятельность, заключающаяся в оценке собранных доказательств и установлении на их основе действительной картины происшедшего, в окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствий - прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного.
2) решение по делу представляет собой документ - акт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по решению юридического дела. Официально фиксируются юридические последствия для конкретных лиц.
Первые две стадии являются подготовительными, третья - заключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решение - акт применения права.
Возможность принудительного исполнения актов применения права обусловливают их особенности и предъявляемые к ним требования обоснованности и законности.
Акты применения права - это правовые акты компетентного органа или должностного лица, изданные на основании установленных фактов и норм права, определяющие права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.
Требования к актам применения права
1) Требование обоснованности:
а) должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;
б) такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;
в) все недоказанные и сомнительные факты должны быть отвергнуты. Обоснованность требует, чтобы обстоятельства дела были подтверждены проверенными, достоверными доказательствами.
2) Требование законности охватывает юридические аспекты дела и включает четыре момента:
а) соблюдение органом или должностным лицом, рассматривающим дело, условий подведомственности, подсудности и т. д.;
б) строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирующих сбор доказательств, процедуру рассмотрения дела и т. д.;
в) правильную юридическую квалификацию и применение именно той нормы, которая действует в данном случае;
г) вынесение решения по делу в строгом соответствии с предписаниями диспозиции (санкции) применяемой нормы.
3) Требование целесообразности. Предписания диспозиции (санкции), как правило, допускают известную свободу правоприменителя в выборе решения. Но эта свобода ограничена требованием целесообразности, которое проявляется в зависимости от особенностей дела и применяемой нормы и выражается в соблюдении принципов справедливости, учета материального положения сторон, индивидуализации ответственности и др. Нецелесообразность решения о мере ответственности может выражаться в чрезмерно суровом или слишком мягком наказании.
38 Акты применения права: понятие, виды, требования, предъявляемые к правоприменительным актам
Акты применения права - это правовые акты компетентного органа или должностного лица, изданные на основании установленных фактов и норм права, определяющие права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.
Признаки.
1) принимаются компетентными органами или должностными лицами (органы государства и их должностные лица, ОМСУ, для гражданских споров по соглашению сторон - третейский суд).
2) строго индивидуальны, т. с. адресованы поименно определенным лицам.
3) направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меры юридической ответственности.
4) реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. При этом акт применения права — документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер.
Классификация.
1) По субъектам принятия
а) акты органов государственной власти,
б) органов государственного управления,
в) контрольно-надзорных органов,
г) судебных органов,
д) органов местного самоуправления.
2) По значению в правоприменительном процессе
а) вспомогательные (например, определение суда о назначении экспертизы)
б) основные (решение суда по гражданскому делу и т. д.).
3) По форме
а) имеющие вид отдельного документа (приговор суда, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому)
б) резолюция на материалах дела, документах (резолюция о передаче материалов проверки в следственные органы, утверждение прокурором обвинительного заключения).
4) по функциям права
а) регулятивные (приказ о повышении по службе)
б) охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела);
5) по предмету правового регулирования
а) акты уголовно-правовые,
б) гражданско-правовые и т. п.;
6) по характеру
а) материальные
б) процессуальные.
Требования к актам применения права
4) Требование обоснованности:
а) должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;
б) такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;
в) все недоказанные и сомнительные факты должны быть отвергнуты. Обоснованность требует, чтобы обстоятельства дела были подтверждены проверенными, достоверными доказательствами.
5) Требование законности охватывает юридические аспекты дела и включает четыре момента:
а) соблюдение органом или должностным лицом, рассматривающим дело, условий подведомственности, подсудности и т. д.;
б) строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирующих сбор доказательств, процедуру рассмотрения дела и т. д.;
в) правильную юридическую квалификацию и применение именно той нормы, которая действует в данном случае;
г) вынесение решения по делу в строгом соответствии с предписаниями диспозиции (санкции) применяемой нормы.
6) Требование целесообразности. Предписания диспозиции (санкции), как правило, допускают известную свободу правоприменителя в выборе решения. Но эта свобода ограничена требованием целесообразности, которое проявляется в зависимости от особенностей дела и применяемой нормы и выражается в соблюдении принципов справедливости, учета материального положения сторон, индивидуализации ответственности и др. Нецелесообразность решения о мере ответственности может выражаться в чрезмерно суровом или слишком мягком наказании.
Структура правоприменительных актов:
1) Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение, постановление и т. д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.
2) Описательная часть - описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия.
3) Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их.юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.
4) Резолютивная часть - фиксируется решение по делу (о юридической квалификации действий, о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности виновным лицам и др.).