Применение права: признаки, особенности и роль в правовом регулировании.
Применение права - это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу.
Признаки:
1) применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т. п.);
2) носит властный характер;
3) имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения);
4) осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована нормами права);
5) вынесение индивидуального юридического решения.
6) направлено на установление конкретных правовых последствий - субъективных прав и юридических обязанностей.
Указанные признаки показывают специфику правоприменения и достаточно четко отграничивают его от первых трех форм реализации права – соблюдения запретов, исполнения обязанностей и использования субъективного права. При использовании субъективного права, нередко тоже требуется "вмешательство" соответствующих агентов власти, но оно носит характер содействия в осуществлении гражданином своего права, ибо без этого субъект просто не сможет воспользоваться предоставленной ему законом возможностью (например, уволиться с работы, вступить в брак).
Применение права является особой формой реализации права, поскольку индивидуальное властное решение по делу лишь направлено на реализацию применяемой нормы права, но еще не реализует ее. Реализация наступает в результате исполнения правоприменительного решения.
Роль правоприменения в правовом регулировании.
В правовом государстве должна быть полная определенность во всем: какие законы применяются, когда применяются, кем, на какой основе и в каких правовых формах.
Правоприменитель вмешивается в естественный ход реализации права и закона только в случаях:
1) когда совершается правонарушение и требуется применить санкцию к нарушителю, привлечь его к ответственности;
2) когда нет добровольного исполнения обязательств (возврата долга, уплаты штрафа, налога, соблюдения условий договора);
3) когда появляется препятствие на пути реализации субъектом своего права (например, гражданин получил ордер на квартиру, но занять ее не может, так как она самоуправно занята другим лицом);
4) когда возникает спор о праве и стороны не могут сами найти согласованное решение (раздел имущества; спор о детях, наследстве и т.д.);
5) когда те или иные юридически значимые действия в силу их особой важности должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их правильности, законности, достоверности (сделки по купле-продаже недвижимости, регистрация нотариальным учреждением завещания, заверение копий документов и т.д.);
6) когда определенные права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, получение премии);
7) когда по закону необходимо официально установить (нередко через суд) наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (например, признание лица безвестно отсутствующим либо умершим; приобретение или утрату гражданства).
В решении этих вопросов и состоит роль правоприменения в правовом регулировании.
Принципы правоприменительной деятельности:
· законность (означает, что субъекты правоприменения должны действовать в рамках имеющихся законов и подзаконных актов);
· социальная справедливость (означает, что субъект правоприменения должен действовать в интересах не каких-либо граждан или групп, а всего общества);
· целесообразность (означает, что необходимо учитывать конкретные сложившиеся условия, специфику ситуации в момент вынесения решения);
· обоснованность (означает, что в ходе принятия правоприменительного решения необходимо в полной мере выявлять, тщательно изучать и использовать все относящиеся к делу материалы, достоверные и не подлежащие сомнению факты).