Правовое регулирование: понятие и предмет, стадии.

Человеческое общество характеризуется той или иной сте­пенью организованности, упорядоченности. Это вызвано по­требностью и необходимостью согласования потребностей, ин­тересов отдельного человека и сообществ людей. Достижение такого согласия осуще­ствляется социальным, в том числе правовым, регулированием.

Правовое регулирование – это целенаправлен­ное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Виды регулирования:

· внешнее по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него),

· внутреннее (саморегулирование).

Средства социального регулирования

1) социальные нормы:

а) правовые (юридические),

б) моральные,

в) корпо­ративные,

г) обычаи и др.

2) индивидуальные властные пред­писания,

3) меры физического, психического, организационного при­нуждения и др.

В системе социального регулирования важнейшая роль при­надлежит правовому регулированию.

Правовое регулирование – только такое воз­действие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях упорядочения использования земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности зем­лепользования издается закон о земле. Воздействие норм зе­мельного права, в результате которого реализуются поставлен­ные цели, можно назвать правовым регулированием. Но если под воздействием законодательного акта или его норм, наступают последствия, не предусмотренные законода­тельством, то такое воздействие не будет правовым регулированием (например, под воздействием земельного зако­нодательства возросла цена на земельные участки, увеличилось число сделок спекулятивного характера, совершаемых ради на­живы, непроизводительного использования земли). Негативное влияние закона о земле на общественные отношения нельзя на­звать правовым регулированием, ибо это не входило в цели за­конодателя и не соответствует принципам права — упорядочить жизнь общества, обеспечить справедливый, разумный характер пользования такой ценностью, каковой является земля.

Признаки общественные отношения, входящих в сферу правового регулирования:

a Отношения, в которых находят отражение как индиви­дуальные интересы членов общества, так и интересы общесо­циальные.

a в этих отношениях реализуются взаим­ные интересы их участников, причем каждый из них идет на некоторое ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого.

a отношения эти строятся на ос­нове согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил.

a отношения тре­буют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

Предмет правового регулирования- общественные отношения, которые можно разделить на 3 группы:

1)отношения людей по обмену цен­ностями, как материальными, так и нематериальными. Наибо­лее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, т.к. во взаимопри­емлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности в денежном эквиваленте).

2)отношения по властному управ­лению обществом. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциаль­ных интересов и должно осуществляться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения.

3)группа - отношения по обеспечению пра­вопорядка. Эти отношения призваны обеспечить нормаль­ное протекание процессов обмена ценностями и процессов уп­равления в обществе. Эти отношения возникают из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных ранее сферах.

Пределы правового регулирования - границы властно-волевого воздействия государства в лице его органов на общественные отношения, поведение человека. Они отделяют область правового от неправового, устанавливают границы распространения права, определяют характер воздействия права на сознание и деятельность человека.

Пределы в правовом регулировании важно соблюдать:

1) в системе общественных отношений. Регулировать правом необходимо только те общественные отношения, которые объективно нуждаются в таком регулировании. Не должно быть вторжения в область автономной свободы личности: в политическую сферу деятельности, личные семейные отношения, в реализацию духовно-культурных потребностей;

2) в деятельности государства по вырабатыванию новых правовых отношений. Нельзя насаждать новые общественные отношения, для которых еще не созрело общество или которые противоречат правосознанию и культуре личности и общества. Важно, чтобы издаваемые правовые нормы соответствовали экономическим, политическим, правовым и другим социальным закономерностям и способствовали прогрессивному развитию общества, наиболее полному удовлетворению потребностей и интересов личности;

3)в использовании государством способов правового регулирования. Необходимо применение государством правомерных способов регулирования: установление не карательно-устрашающего, а дозволительного режима, благоприятствующего развитию личности. Превалировать должны дозволения; обязывания и запреты должны устанавливаться таким образом, чтобы обеспечивать в обществе демократию, стабильный правовой порядок, права и свободы гражданина.

a Правовое регулирование - это целенаправлен­ное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

a Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс. Оно предполагает активную деятельность людей, их коллективов как в процессе создания права, так и в ходе его воплощения в жизнь.

a Процесс воздействия права на поведение людей и обще­ственные отношения начинается с момента осознания необхо­димости и возможности регламентации с помощью права ка­ких-то жизненных ситуаций. В некоторых условиях люди действуют по праву даже при отсутст­вии или вопреки действующим юридическим предписа­ниям. Например, в условиях «товарного» голода, дефи­цитности тех или иных товаров люди совершают сделки купли-продажи не по закону, а по традиционным правилам, предусматривающим право продавца и покупате­ля самим определять цену товара.

a Этот и другие примеры свидетельствуют о регулятив­ной роли права до его фиксации в виде формально определенных норм, принятых и гарантированных государственной властью.

a

a Стадии

a 1) Регулятивное воздействие права наиболее зримо и эф­фективно начинается с издания законотворческими орга­нами государства нормативных актов. Возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права. На этой стадии введенные в правовую систему нормы регламентируют, направляют поведе­ние участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права (индивида или организа­ции) устанавливается круг возможных прав и обязанностей. Правовой статус гражданина устанавливается, прежде всего, конституционным законодательством, а также другими норма­тивно-правовыми актами. Правовое положение организаций определяется нормативными актами, устанавливающими их компетенцию, т. е. объем прав и обязанностей.

a На первой стадии осуществляется общее, неперсонифицированное воздействие права. Нор­мы права ориентируют участников правовой жизни на дости­жение поставленных ими целей, предупреждают о возможнос­ти наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования.

a На первой стадии реализуются информативные возможнос­ти права, оказывается активное воздействие на сознание, волю, а значит, и на активное поведение людей в сфере правового регулирования.

a 2) Осуществляет­ся индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. После наступления обстоятельств, предусмотренных норма­ми, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых по­являются конкретные права и обязанности. Здесь участники правовой жизни наделяются мерами поведения, вытекающими из норм права и условий конкретной правовой ситуации, дру­гими словами, осуществляется индивидуализация их прав и обязанностей.

a На этой стадии активно «работает» элемент правового регу­лирования, именуемый правоотношением.

a 3) Реализация, воплощение в жизнь тех прав и обязанностей кон­кретных субъектов, которые у них имеются в той или иной пра­вовой ситуации (в конкретном правоотношении).Так, цель правовой защиты чести и достоинства, деловой репутации гражданина или организации будет достигнута, ког­да, например, порочащие сведения, опубликованные в сред­ствах массовой информации, будут по решению суда опровер­гнуты и потерпевшему будет возмещен моральный вред и дру­гие убытки.

a На третьей стадии осуществляется защита нарушенных прав, устраняются препят­ствия на пути осуществления прав и интересов субъектов, т. е. реализуются правообеспечительная, правоохранительная функ­ции права.

Наши рекомендации