Юридический позитивизм. Позитивистская теория права.
а) Позитивистская теория права (К. Бергбом, Г. В. Шершеневич) вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.
i) Положительная сторона - возможность установления стабильного правопорядка, детального изучения догмы права — структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации.
ii) Негативная сторона - искусственная отграниченность права как системы от фактических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей.
Теория естественного права.
Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем зако-нодательствования, и естественное право.
Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о
божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Греции утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.
В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.
Создатели исторической школы права в Германии XVIII—XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из "национального", "народного" сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта утверждал, что "право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право"1.
Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.
Принципы права: понятие, виды, значение в правовом регулировании.
Принципы права - это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.
С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.
Значение принципов
1) выступают в качестве руководящих идей для законодателя, определяя пути совершенствования правовых норм.
2) властные органы и должностные лица руководствуются принципами права при принятии индивидуальных юридических решений.
3) в случаях пробелов в законодательстве принципы права могут использоваться в качестве юридического основания при рассмотрении спора о праве.
4) принципы права помогают правильному толкованию юридических норм.
Виды принципов:
1) свойственные праву в целом (общеправовые)
а) Принцип справедливости - выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание, или в самом общем виде — свобода и ответственность.
б) Принцип приоритета прав человека - естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. Человек, его права и свободыявляются высшей ценностью.
в) Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус, т. е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность.
г) Принцип законности - разработка и принятие нормативно-правовых актов должны осуществляться с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов, нормативные акты должны соответствовать К РФ и действующему законодательству.
д) Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке.
е) За многовековую историю развития права постепенно сложились правовые аксиомы:
i) закон обратной силы не имеет;
ii) все, что законом не запрещено, дозволено;
iii) никто не может быть судьей в собственном деле;
iv) нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение.
2) свойственные его отдельным отраслям (отраслевые)
3) группе смежных отраслей, а также крупным правовым институтам (межотраслевые).