Коммуникативный процесс, его участники. Эффект коммуникации.
Понятие коммуникация. Цели, виды коммуникации.
Определения и базовые понятия
• Коммуникация (лат.communicatio от communicare – делать общим, связывать; путь сообщения, форма связи). Применяют в двух значениях:
• В узком смысле слово «коммуникация» обозначает путь сообщения, связь одного места с другим, например, транспортная коммуникация, подземные коммуникации, т.е. средство связи любых объектов материального мира.
• В широком смысле слово «коммуникация» обозначает общение, передачу информации от человека к человеку и их взаимодействие.
• Коммуникацию следует понимать как обмен мыслями, чувствами, знаниями и прочим между индивидами.
• Коммуникация существует в неживом мире, живом, в т.ч. животном мире и человеческом обществе. В первом случае коммуникацию составляют механизмы взаимодействующие в системе определенным образом. Например, автоматические линии, станки с ЧПУ. В животном мире пример коммуникации отношения вожака и стаи, строительство платин бобрами и др.
• Цель коммуникации— передача сообщения. Коммуникация может происходить не только в процессе непосредственного общения через слова, но так же с помощью дорожных знаков, телетекста, книг, фильма, и т.п. На самом деле целей коммуникации может быть несколько. Например, фильм может информировать, развлекать, предупреждать, объяснять, и т.п.
Можно выделить следующие виды коммуникаций:
• Вертикальные коммуникации- связывают разные уровни управления организации (при этом коммуникации могут быть "сверху вниз", информация передается с высших уровней руководства на более низкие и "снизу вверх", которые представляют собой каналы обратной связи процесса управления). Многие сообщения сверху - вниз проходят через несколько иерархических слоев. При прохождении через каждый слой происходят две вещи: (1) содержание сообщения становится более специфическим и (2) оно может быть искажено.
• Горизонтальные коммуникации- осуществляются в пределах одного иерархического уровня организации.
• Внутриорганизационные коммуникации и коммуникации организации с внешней средой. Последние ориентированы на различные целевые аудитории (потребителей, поставщиков, конкурентов, органы власти и т.д.) и решают проблемы создания имиджа, обеспечения обеспечение связи с потребителями.
• Формальные и неформальные. Формальные строго регламентируются организационными нормами, правилами, основными ценностями и направлены на достижение организационных целей. Неформальные возникают для удовлетворения социальных потребностей членов организации.
• Устойчивые и неустойчивые.
• Письменные и устные и т.д.
Средства массовой коммуникации. Типы СМК.
Средство массовой коммуникации - вещественные и материальные компоненты коммуникативного процесса с помощью которых осуществляется производство, передача, распространение и сохранение культурных ценностей (знаний, духовных, моральных, этических, правовых норм) в обществе.
Развитие СМК и СМИ (от книгопечатания к конвергенции массмедиа).
1-я революция (от появления книгоиздания, и типографий при церкви — к массовым изданиям СМИ),
2-я — появление радио,
3-я — телевидение,
4-е — спутниковое и кабельное ТВ, интернет.
В зависимости от способа происхождения есть два типа СМК:
1) Естественно возникшие– язык, мимика, жесты.
2) Искусственно созданные(технические) – письменность, книгопечатание, пресса, радио, телевидение, кинематограф, звукозапись, видеозапись, видеотекст, телетекст, рекламные щиты, мобильная связь, Интернет, онлайновые сообщества.
Коммуникативный процесс, его участники. Эффект коммуникации.
Коммуникативный процесс составляют три компонента:
• Адресант + адресат
• Информация
• Коммуникация
Участники коммуникации:
• Коммуникатор(коммуникант, адресант) – создатель, генератор или отправитель сообщения
• Реципиент (адресат) – получатель, потребитель, кому предназначено сообщение
Эффект коммуникации(коммуникативного воздействия)
• Позволяет оценивать коммуникатора
- результативность его усилий
• Посредника
- качество канала или технического средства
• Реципиента
- наличие возможности или желания воспринимать информацию
- Реальную степень её восприятия, усвоения, запоминаемости