Наиболее значительные события в эпоху покорности царям. 9 страница
А. Установление Союзного государства, составленного из указанных выше территорий, с возможностью расширения пределов Союзного государства включением новых областей, на основах конституции и по свободному волеизъявлению населения тех областей;
Б. Создание союзной власти".
Вслед за тем прошло два месяца в долгих переговорах с генералом Деникиным, в неудачных с ним соглашениях. После бесплодных попыток урегулировать отношения с Добрар-мией,3-го марта 1920 г. Верховный Круг вынес новое постановление:
1) Считать соглашение с ген. Деникиным в деле организации южно-русской власти ке состоявшимся;
2) освободить атаманов и правительства от всех обязательств, связанных с указанным соглашением;
3) изъять немедленно Boйска Дона, Кубани и Терека из подчинения ген. Деникину;
4)немедленно приступить совместно с атаманами и правительствами к организации обороны наших краев - Дона, Кубани и Терека и прилегающих к ним областей;
5) немедленно приступить к организации союзной власти на основах постановления Верховного Круга от 11 января с.г.(даты по ст.ст.).
После этого В. Круг закончил сессию, не вынося постановления о своем роспуске.
Завершить с успехом постановления Круга на родной земле не удалось, но провозглашенные в них идеалы сохраняются в программах каз. нац. организаций за границей.
ВЕРХОВОЙ ВЕТЕР, ВЕРХОВКА - суховей, норд-ост, выгоняет воду из Азовского моря.
ВЕРХОВЫЕ КАЗАКИ - Казаки, вернувшиеся на Дон с севера, в отличие от Низовых, пришедших с Донца и Северщины (Севрюков, Азовских, Белгородских, Сары-Азманов). Первоначально В. Казаками назывались те, которые проживали в самых верховьях р.Дона, в примыкающих к нему областях. На свое Старое Поле они возвращались разновременно одиночками, и семьями, и целыми служилыми станицами от второй половине ХVI до начала ХVIII в. Расселившись на берегах Среднего Дона, они сохранили свое первоначальное прозвище Верховых. Судя по русским актам, граница, разделяющая Верховых с Низовыми, проходила на уровне ст. Цимлянской, где основная казачья речь Донских Черкасов к северу переходит в диалект близкий к русскому орлово-курскому.
ВЕТХИЙ ГОДАМИ (некр.) -очень старый, преклонного возраста.
ВЕТЮТЕНЬ(дон.)- дикий голубь.
ВЗГАЛЧИТЬСЯ - протестовать, поднять шум по пустякам.
ВЗГАЛЬНЫЙ - несолидный, взбалмошный.
ВИЁ - раздвоенное дышло арбы при воловьей упряжке.
ВИКТОР СЕВСКИЙ - литературный псевдоним талантливого донского журналиста Вениамина Алексеевича Краснушкина.
ВИДНЕНСКИЙ (уссур.) поселок Бнкинской станицы.
ВИЛОК - качан капусты.
ВИЛЮЖИТЬ - продвигаться по зигзагу, лавировать.
ВИНО (некр.) - виноградная лоза.
ВИНОГРАД (некр.) - виноградник.
ВИНТОВКА - ружье с нарезным стволом. Казаки в русской армии были вооружены В-ками особого типа, образца 1891 г., трехлинейной, пятизарядной, со штампом "Каз.", по весу средней между драгунской и коротким кавалерийским карабином.
ВИНЦЕРАДА - дождевое пальто из брезента или пропитанного краской холста.
ВИСКИ(некр.) - волосы: "примаж виски, чтобы вихры не торчали".
ВИШНЕВЕЦКИЙ Дмитрий Иванович - князь из литовского рода Гедиминовичей. Его отец был правителем степных окраин В. княжества Литовского со званием старосты Черкасского и Каневского. Князь Дмитрий, выросши среди Казаков, в ранней юности завязал с ними близкие отношения и во многихизних нашел своих будущих сподвижников. От 1550 г. он уже имел основательные казачьи кадры, с которыми ходил в степи на ратные подвиги. Киевские летописи литовской эпохи считают его вторым по счету историческим гетманом Среднеднепровских Запорожцев, но это едва ли соответствует его истинной роли в казачьей жизни. До 1576 г. в В. кн. Литовском титул казачьего гетмана еще не был введен, но среди, польско-литовской знати уже известны несколько организаторов казачьих боевых предприятий, как Язловецкий, Ланцкоронский, Дашкович и др. знатные рыцари, которые не были связаны с Казаками постоянными узами. Время от времени они приходили на Низ со своими планами и выполняли их при помощи Запорожцев. Князя Дмитрия Вишневецкого следует считать одним из таких предпринимателей. Никто из предыдущих не распоряжался такими обширными областями. Еще до смерти отца он получал доходы с Вишневца, Окнина, Кумнина, Лопушна, Таражи, Камзрина, Крутнева, Вонячина и многих других местечек и сел. В 1551г., по королевскому привилею, он унаследовал после отца староства Черкасское и Каневское. Под его властью оказались владения равные по размерам крупному удельному княжеству. И повидимому, он сумел заслужить любовь и уважение у Казаков, попавших в границы его обширной "волости". Имеются данные предполагать, что у Запорожцев он получил прозвище Байды и что, именно, о нем, как о Байде, пели Казаки песни, воспевая доблесть своего предводителя.
Для истории не все ясно в деятельности кн. В-го. Неизвестно, например, с какой целью в 1553 г. он посетил Стамбул и виделся там с султаном. Поездка, совершенная без видимого согласия короля, не была поставлена ему в вину. Вернувшись на свои староства, В.пробовал завязать дружбу и с Москвой. В апреле 1556 г. его люди служили проводниками для царских войск в крымских степях. Вскоре после этого, с казачьим отрядом В. спустился по Днепру за пороги и построил замок на Малой Хортице. Запорожцы-низовцы в том ему не препятствовали. В то время у Литвы с Казаками еще не было столкновений. Король Польский и в.князь Литовский Сигизмунд Август надеялся, что этот замок будет служить форпостом Литвы в обороне от Татар, но В. считал этот замок своим и в сентябре того. же года сообщил Ивану Грозному, что он из Литвы отъехал и построил свой город на Хортице. 1-го октября он с Казаками захватил Ислам Кермень, татарскую крепость на Нижнем Днепре, вывез оттуда несколько пушек и вооружил ими свой замок. В ответ на это Крымцы вместе с Турками осадили М. Хортицу и в конце концов, принудили В-ого уйти назад в Черкасы. Осенью 1557 г. он, вдруг, отъехал в Москву. Иван Грозный был рад привлечь на свою сторону знатного воина, имевшего к тому же большие связи с Запорожцами. Он наградил его крупной суммой денег (10000 руб.) и дал в "кормление" г. Белев со многими подмосковными селами. По царским поручениям В. ходил с русскими войсками и казачьим отрядом на Крымских Татар и ездил от царя для переговоров с Кабардой. Но вместе с тем, он узнал о Московии и ее царе все то, что издали видеть не мог. Перед взором степного рыцаря московская жизнь выступила во всей своей неприглядной наготе, с кровавым и юродствующим тираном, с холопствующей знатью, с бесправием и нуждой в народе. В. предпочел уйти назад к Низовцам и задержался у них на Монастырском острове. Король и тут не упрекнул его в измене, а похвалил его решение оставить Москву в предверии ее войны с Литвой.
Вскоре после этого В. пал жертвой своей страсти к политическим авантюрам. В этом случае он решил выступить в качестве претендента на трон Молдавии. Обратившись к Казакам за помощью, он собрал их 10000 и отправился в поход. Но на этот раз предприятие закончилось катастрофой. Отряд был вовлечен в засаду и потерпел поражение, а сам предводитель попал в плен. Князя В. отослали в Стамбул, где его предали мучительной казни. По словам современника, польского летописца Мартина Вольского, его сбросили сверху на стальные крюки, вделанные в крепостную стену. Три дня он висел живой, проклиная мучителей, пока его не пристрелили из луков. Другой польский историк, Несецкий, говорит, что В. мог бы спастись, если бы, по настоянию Турок, отказался от христианства и что Турки, для того чтобы приобрести мужество Казаков, разделили между собою на части и съели сердце их предводителя.
ВИШНЕВЕЦКИЙ Еремия Михаил - княэь из литовского рода Гедиминовичей, прямой потомок Корыбута Ольгердовича; староста Каневский, Перемышльский и Праснышский, воевода Русский: род. в 1612 г., умер в 1651 г.; крещен по православному обряду, но после перешел в католичество.
Князья В-кие в ряде поколений пользовались почти феодальным полновластием на юго-восточных окраинах В. княжества Литовского, хотя и носили звания только старост (Черкасских, Каневских, Чичерских и т.п.). Королевским декретом в 1590 г. за ними закреплено междуречье Сула-Ворскла. Кн. Еремия В. получил эту пограничную полосу земли по праву наследования и принялся населять ее переселенцами с запада, закладывая сотни новых сел и подновляя древние города, из которых Ровны и Лубны стали главными опорными пунктами пограничья. Когда то здесь повсюду вдоль берегов степных рек, тянулись промысловые "уходы" Днепровских и Северских Казаков, которые первыми заселили покинутый Татарами край. Их право на эту землю признал, в. князь Литовский Сигизмунд I. Он подтвердил его своим привилеем (декретом) в 1506 г. Казаки, жившие особым строем военных общин не только освобождались от всяких податей и тягловых повинностей, но и не подлегали власти наместников-старост, даже в тех случаях, если бы оказались окружены личными владениями в. князя и короля, "крулевщизнами". Их начальниками и здесь могли быть только выборные атаманы.
Этих особенных прав казачьего пограничья не признавали полновластные магнаты, а в том числе и князь Е. В.Онтребовал от местных Казаков, чтобы они покорялись ему, как своему князю-правителю и выполняли все обязанности «подданных» наравне с новыми поселенцами. Казаки же видели в таких принуждениях явное нарушение их основных прав, утвержденных формально еще в первое время сожительства с В. княжеством Литовским. Даже не принимая в расчет "привилея" 1506 года, польская история признаетих права по иным соображениям :"0ни были убеждены, что жертвуя кровью в борьбе с нападениями Татар, они должны быть освобождены от "подданства" и налогов. Это общий аргумент рыцарей и заслуженных воинов всех времен и народов, в оправдание своего привилегированного положения" (The Cambridg History of Poland). Однако в глазах князя Еремии В. Казаки, непокорные его воле, стали не больше, чем хлопами-бунтовщнкоми. Строгие, а подчас и бесчеловечные меры не помогали, а только усиливали сопротивление местных Запорожцев и взаимную ненависть аборигенов и пришельцев, подливали масла в пламя затяжной Польско-казачьей войны. Из всех "кролевят" самым ненавистным стал Ереемия В., что нашло отражение и в казачьем историческом эпосе.
ВКУПЕ - вместе, сообща
ВЛАДИВОСТОК - порт на Амурском заливе в Приморской области Восточной Сибири. До 1922 г. — резиденция Войскового Правления Уссурийского каз. Войска.
ВЛАДИКАВКАЗ - город в верховьях р.Терека; до революции 1917 г. - центр Терского каз. Войска; в настоящее время принадлежит Северо-Осетинской АССР; известен теперь, как Орджоникидзе или Дзауджикау.
ВЛАДИМИР (1828-1892) - епископ, миссионер и архиепископ Казанский, автор устава для миссионеров Забайкалья и Алтая, сын Донского Казака Попова. Принял монашество вскоре после окончания Киевской Духотой академии; одно время исполнял должность инспектора классов Петербургской Духовной Академии, а 18 лет жизни провел на Алтае в проповеди христианства среди тамошних язычников. За это время основал монастырь миссии в селении Удали, где местная . молодежь обучалась Слову и Закону Божию, иконописи, русскому языку, оседлому сельскому хозяйству и подручным ремеслам. Епископ В. построил на Алтае 28 церквей и молитвенных домов; изучив язык алтайцев, перевел для них некоторые церковные книги и Евангелие. После, когда находился на посту Казанского архиепископа, продолжал миссионерскую деятельность среди мусульман.
ВЛАДИМИРОВКА - казачья слобода на реке Куме в Ставропольской губ.; вначале двадцатого века имела 129 дворов и 719 жит. об. пола. После ликвидации Кавказской Линии, Казаки ее населявшие перечислены в податное состояние.
ВЛАСОВ Максим Григорьевич (дон.) - родился в 1768 г.; Наказный атаман Войска Донского (1836-1838); генерал, заслуженный во время суворовских походов и наполеоновских войн; назначен на пост «наказного» в возрасте 68-ми лет. Не смотря на годы отличался большой подвижностью, энергией и волевой настойчивостью. Умел ладить с деспотическим военным министром Чернышевым, хотя тот для надзора за его деятельностью командировал своих соглядатаев, генерала лейтенанта Б.Я.Княжнина и тайного советника В.И.Болгарского. Оба эти сановника "днями и ночами искали в Новочеркасске крамолы, подсматривали, подслушивали (иногда переодевшись в штатские костюмы) и усердно доносили Чернышеву обо всем , что делают, что говорят, что думают на Дону, не брезгая и собственными выдумками.
В, умер после двенадцати лет атаманства от холеры.
ВЛЕСТЬ (некр-) - войти, входить; Некрасовцы не говорят "войдите в дом," а "влезайтя в курень». Здесь, может быть, отражение понятий далекого прошлого, когда Казаки жили в полуземлянках с низким входом.
ВНАЗИРКУ - наблюдая издали, не теряя из виду.
ВОВЗЯТ, ВОВЗЯТКИ - совершенно, совсем, полностью.
ВОДАК - наполненная водой барка для перевозки живой рыбы на далекие расстояния; вода непрерывно просачивается через дыры, прорезанные в ее боках.
ВОДВОРИЛ - дочь, муж которой принят в дом тестя и стал членом его семьи.
ВОДНОЧАС- сразу, тотчас.
ВОЗРАСТ (некр.) - рост: "великого возраста Казак, всех выше на хуторе".
ВОЗРИ, ВОЗРИВЫЙ (сев.дон.) - выделения из носа, сопливый.
ВОЙ (дон.) - боец, воин.
ВОЙЛОШНИКОВ Авив Адрияновнч (забайк.) - рожд, 1877 года; мед. фельдшер, член Русской Государственной Думы третьего созыва.
ВОЙ НА ВОЙ (сев.дон.) - война.
ВОЙСКОВАЯ БЕСЕДА - в старину общая трапеза после окончания сессии Войскового Круга.
ВОЙСКОВАЯ ИЗБА - Войсковое Правление у Донских Казаков во время их независимости. В этом случае слово "изба" понималось, не как постройка, а как средоточие управления делами края, подобно тому, как у Поляков "Изба Ржемесльнича" означает не "хату для ремесла", а Управление ремесленными цехами. Тоже у Русских: Казенная Палата, Судебная Палата - не здания, а учреждения.
ВОЙСКОВАЯ ПАНИХИДА - традиционное Богослужение у часовни на Монастырском урочище под Старочеркасском. Совершалось ежегодно 1-го октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы, в знак почитания предков, Казаков, погибших во время боевых встреч с врагами и как моление за их души. В.П. кроме этого сочеталась с празднеством окончания полевых работ и сопровождалась военными состязаниями, выступлениями певческих хоров и всеобщей обильной трапезой.
ВОЙСКОВАЯ САБЛЯ - казачье образное выражение, означающее справедливое наказание за совершенное преступление, то же самое, что «меч правосудия».
ВОЙСКОВАЯ СТАРШИНА - до покорения Казаков Россией лица выдвинутые на руководящие посты народной волей, атаманы, писари-дьяки, есаулы, хорунжие, полковники, сотники и т.п.; после покорения - все командиры и чиновники, утвержденные в должностях указом правительства; также казачьи шляхта и дворянство.
ВОЙСКОВОЕ ПИСЬМО - приказ о мобилизации. В. П. высылалось по станицам от имени атамана, на основании постановления Войскового Круга, с указанием, какую часть своих воинов должна дать каждая станичная община; при самом большом напряжении сил, станицы "верстались пополам", т. е. половина вооруженных высылалась в Главную Войску, а другая половина оставалась для охраны станичного городка.
ВОЙСКОВОЙ ПИСАРЬ - хранитель войсковой печати, заведываюший внешними сношениями, архивами и канцеляриями в Сичевой республике и в Гетманщине.
ВОЙСКОВОЙ ХОРУНЖИЙ - помощник Кошевого или Войскового атамана, хранитель боевого знамени, в боях - начальник резерва.
ВОЙСКОВЫЕ ТОВАРИЩИ - у Запорожских Казаков лица особенно заслуженные в боях и походах, полноправные члены корпорации Сичевого Товарищества. Виду того, что их подвиги совершались на глазах у других бойцов, а народ умел оценить их геройство и распорядительность; атаманы, начальники, командиры и мужи совета в Низовой республике и в Гетманщине обычно избирались из среды В.Т-щей. Они же служили примером и идеалом для каждого молодого Казака-воина. Но попасть в полноправную их корпорацию удавалось только после ряда лет (3-5) бессрочной службы в качестве д ж у р ы под руководством одного из В.Т-щей. Такой "молодик" был обязан пройти курс наук в сичевой школе, участвовать в походах и проявить в боях мужество. После успешных испытаний, джура принимался в товарищество полноправным членом, отбывал очередную службу в Сичи, при чем получал для обучения два три новых молодика. Отличительным знаком В. товарища служила чуприна или "оселедец", оставленный на макушке бритой головы. Некоторые из них обзаводились семьями и хозяйствами, но отбывая очередь в Сичи или на форпостах, отказывались от удобств брачной жизни, оставив семью в поселении или на хуторе. Некоторые оставались холостяками до конца жизни, больше всего по причине постоянного участия в военных предприятиях. Эти проводили годы наступившей дряхлости или инвалидности в монастырских приютах, специально для этого устроенных.
ВОКАТ - как раз, точно по размеру.
ВОЛГО-ДОНСКОЙ КАНАЛ -открыт для плавания 31 мая 1952 г. В древности сообщение между Доном и Волгой в месте их сближения поддерживалось при помощи «переволоки» судов или по гужевым дорогам.
Этими способами пользовались очевидно не одни жители рек, но и купцы греческих черноморских колоний. В 913 г. Переволокой воспользовались Русы, шедшие походом на Персию. Имели там свои тропы, дороги и водно-переволочные пути Казаки Донские и Волгские. В половине прошлого века от станицы Качалинской до посада Дубовки проложена конная железная дорога, а к началу нашего столетия через станцию Чир к Царицыну прошла ветка нормального ж. дорожного пути от ст. Лихая.
Идея соединительного канала появилась очень давно, но выполнить ее одними живыми силами, без помощи технических средств не удалось ни солдатам Турецкого султана Селима II-го в 1569 г., ни массам рабочих, согнанных сюда Петром 1-м в 1705-6 гг. Зато в наше время, при современной технике, проект удалось завершить с меньшим напряжением сил. Основную работу произвели сотни и тысячи экскаваторов, землесосов, бульдозеров, скреперов, тракторов и грузовых автомобилей; железобетон послужил материалом для постройки тринадцати шлюзов канала и укрепления его берегов. Канал питается донскими водами потому, что уровень Дона выше волжского больше чем на 40 метров.
ВОЛГСКИЕ КАЗАКИ - вначале переселены с Дона на Волгу Указом от 15 января 1734 г., в количестве 1057 семей из которых 520 - Донцов, а 537 - Днепровских Черкасов, проживавших на Дону. Их расселили между Царицыном и Камышином и назвали Волгским каз. Войском. После восстания Пугачева, большая их часть выселена по Указу от 5 мая 1776 г. в Царицынское укрепление (после станица Кавказская), а потом ближе к Пятигорску. В 1860 г. станицы В. Казаков причислены к Терскому каз. Войску и комплектовали 1-й, 2-й и 3-н Волгские полки.
ВОЛКОВ Николай Константинович (забайк.) - рожд. 1875 г. ученый агроном; член Русской Государственной Думы третьего созыва; в 1905 г. участвовал в читинском революционном восстании, за что отбыл тюремное заключение.
ВОЛОКУША - длинная рыболовная сеть, которую распускают далеко в реке или в море, а потом тянут к берегу, часто при помощи быков или тракторов.
ВОЛОШИНОВ Евгений Андреевич (дон.) - род. ок. 1880 г., ст. Новочеркасской; войсковой старшина донской артиллерии; после февральской революции 1917 г. временный Донской атаман, сдавший свой пост атаману А.М.Каледину; пианист и автор сборника романсов.
В 1916 г. войсковой старшина В. стоял во главе Военного отдела Военно-Промышленного комитета в Новочеркасске. После революции, когда в городе образовался Донской Исполнительный комитет, В. вошел в его президиум в качестве тов. председателя. В ночь с 7-го на 8-е марта Дон. Исп. комитет предложил царскому Наказному атаману графу М.Н.Граббе передать атаманский пост войск, старшине В-ву, что тот и выполнил беспрекословно.
Вступив в исполнение обязанностей Вр. Донского атамана, В. должен был считаться и с ультра-революционным Исполнительным комитетом, и с противоположными ему по взглядам отцами города Новочеркасска, которые группировались около станичного правления и Войскового штаба. Он сохранял контакт и с теми, и с другими, но умел твердо отстаивать и свою личную точку зрения. В результате возникших разногласий Исп. комитет выразил временному атаману недоверие, но существенную поддержку ему оказал молодой и стихийно разростающийся Союз Донских Казаков. Собранный этим союзом съезд представителей от всех станиц укрепил позиции атамана В-ва.
Съезд собрался 16 апреля, провел подготовительные работы по созыву Войскового Круга и утвердил В-ва на занимаемом посту, впредь до выборов нового атамана. 26-го мая 1917 г. в Новочеркасск съехались представители от всех станиц и войсковых частей и в этот день после 2-х векового перерыва, возобновились заседания Войскового Круга, Хозяина Донской Земли. Вр. атаман В. сдал ему отчет в один из первых дней. Собрание приняло его с одобрением, но в конце сессии Донским атаманом был избран генерал А.М. Каледин.
На второй сессии Круга В-ов состоял в его президиуме. На печальном "Назаровском" Круге, собравшемся 4-17 февраля 1918 г., в старшина В. был избран его председателем. В эти роковые дни, через неделю после самоубийства атамана Каледина, Собрание народных представителей утвердило на посту Донского атамана б. Походного атамана генерала А.М. Назарова, но при этом не смогло нарушить нейтралистские настроения служивых, вернувшихся с фронта, и дать реальную поддержку мероприятиям нового атамана.
В критический день 12-25 февраля, после оставления города партизанами, председатель Круга В. вместе с атаманом оставались на своих постах. В 5 часов вечера Новочеркасск занял Голубов со своими "революционными" Казаками. Он явился на заседание Круга, оскорбил и арестовал атамана Назарова, отправил вместе с ним на гауптвахту В-ва, а депутатам приказал разойтись.
Находясь под арестом в. старшина В. передал через караульного голубовца последнее письмо матери: "Дорогая мама! Пишу из своей невольной темницы, в которую попал за то, что всю свою жизнь был честным сыном родины и Дона и желал ему блага. Совесть моя чиста, а потому смерти не боюсь. Говорили, что я Голубовым приговорен к смерти. Если это так, если мне суждено действительно умереть, то простите за все содеянное. Пусть все меня простят. Уйду в могилу с Вашим материнским благословением. Не оставьте одиноко Иннусю и моих славных деток. Трудно, тяжело писать. Целую всех. Ваш сын Е.Волошинов. 13-2-18 г. Народ поймет свою ошибку. Казаки опомнятся, да будет уже поздно".
Смерть б.атамана была ужасной. Красногвардейцы и матросы вывели за город одновременно партию в 7 человек. Среди них был и В. Все они шли в последний путь с большим самообладанием и достоинством. Расстреляли их и бросили без погребения в степи около Краснокутской рощи. Когда убийцы ушли, раненый, но еще живой, В. пришел в себя. Раздетый до белья, страдая от холода и от ран, он дотащился до окраины города и постучал в дверь ближайшего дома. Была ночь. Хозяйка, узнав кто обращается к ним за помощью, захлопнула перед ним дверь. Обессиленный В. лежал у дверей и только утром, придя в сознание, тщетно просил во имя детей и семьи оказать ему помощь и позвать родных. Малодушные Парапоновы не отозвались. Мало этого, жена вышла из дома и привела к нему встречных красногвардейцев. Один из них выстрелил ему в глаз и раздробил череп. Летом того же года, казачьи власти привлекли Парапоновых к ответственнрсти. Военно-полевой суд признал их виновными в предательстве и содействии врагам и приговорил к расстрелу.
ВОЛЬНАЯ (уссур.) - станица, образовавшаяся в 1917 г. из поселка Чичаговского.
ВОЛЬНО-КАЗАЧЬЕ ДВИЖЕНИЕ - организованная политическая деятельность, основанная на убеждении, что Казаки ведут свое начало от особых национальных корней и потому имеют естественное право не только на самостоятельное культурное развитие, но и на политическую независимость в стране, которая объединяет земли всех Европейских Казаков и называется Казакией. По существу, идеология В.-к. Движения не умирала никогда в казачьих душах и под властью русских царей. Она питалась памятью о былой независимости, сознанием этнической и бытовой обособленности Казаков, стихийным влечением разрешать насущные общественно политические вопросы самостоятельной казачьей волей. После революции 1917 г. она проявилась в немедленном возрождении старинного казачьего народоправства, в провозглашении Дона и Кубани независимыми государствами, в двухлетнем героическом сопротивлении войскам огромной революционно» России, в оформлении Казачьей федерации постановлением Верховного Круга Дона-Кубани-Терека от 9-го января 1920 г.
Оплаченная многочисленными кровавыми жертвами, идея борьбы за исторические права нашего народа воодушевляла все эпохи его существования. Она дала богатую пищу для возрождения и роста казачьего национализма, она указала пореволюционные казачьи пути, подняла Казаков на борьбу за независимость политических стремлений, на борьбу за политическую независимость.
В эмиграции национальная мысль проявилась с новой силой. В Праге (Чехия) возникла инициативная группа, постановившая организовать движение в целях закрепления идеи единого казачьего государства, Казакии, и подготовить ее осуществление путем организованной пропаганды. Первыми инициаторами были: член президиума Верховного Круга, генерал и историк И.Ф.Быкадоров; член Донского Войскового Круга и командир казачьего корпуса, генерад-лейтенант Т.М.Стариков; член Кубанской Рады и Верховного Круга И.А.Билый; молодой и известный есаул М. Ф. Фролов полковник и инженер И.И.Колесов, доктор И.П.Вифлянцев и студент В.Г.Глазков. Они постановили назвать Движение Вольно-казачьим. Старинный термин Вольные Казаки взят из древних актов, где им обозначались те Казаки, которые не были связаны никакими служебными обязательствами.и и прибывали с "Поле", недоступном для каких либо чужих властей. Это были люди и общины казачьего происхождения, порвавшие с прямой зависимостью от Татар, Руси или Литвы и начавшие продвижение к старым казачьим землям, к берегам, своих рек. Но они считались "вольными" только до того момента, когда на Дону и на Днепре создались казачьи рес-публики; Великое Войско Донское и Сичевой Низ. Вольные Казаки становились их гражданами и после этого назывались Казаками Донскими, Днепровскими, Запорожскими и т.п.
Идея В.- К. Движения нашла сочувствие у правящих кругов Польши, которая снабдила его организаторов средствами для издания казачьего национального печатного органа. 10 декабря 1927 г. в Праге вышел первый номер двухнедельного журнала "Вольное Казачество — Вильне Козацтво" под редакцией М.Ф.Фролова и И.А.Бнлого.
В широких кругах казачьей эмиграции этот боевой орган В.-К. Движения был встречен более чем сочувственно. Он открыл поле для выступлений своих историков, литераторов, поэтов, которые учили понимать все проявления жизни, все исторические события с точки зрения казачьих национальных интересов. Содержание журнала, выдержанное в культурных тонах, живая и талантливая проповедь идей, скрытых до этого в глубине казачьих душ, во многих случаях принималось, как откровение свыше. В.- К. Движение стало расти и множиться в отделениях, возникших по всему свету. Но вскоре сторонники единой и неделимой России повели наступление на Вольных Казакови их деятельность, ведущую к расчленению империи. Они не брезгали провокациями и насилиями, привлекая на помощь агентов иностранной полиции. Такое давление вызвало в рядах организации упадочные настроения, отсеялись слабые духом, начались внутренние разногласия. Инж. Билый от 1930 г. стал единоличным редактором журнала «Вольное Казачество», но его методы оказались не по душе многим прежним сотрудникам. Группа активных лиц выделилась в оппозицию. 11 января 1934 г. они заложили отдельно "Центральное Правление Вольного Казачества - Казаков-националистов", стали издавать свой журнал «Казакия» и повели акцию по привлечению в свои ряды наибольшего количества сторонников В.- К. Движения. В свою очередь, сторонники И.А.Билого избрали его 10 июня 1935 г. своим Походным атаманом.
К началу Второй мировой войны существовало три группы :группа инж. Билого с журналом "Вольное Казачество", группа В.Г.Глазкова, ставшего инженером, и группа И.И.Безуглова. Две последних - издавали журналы с одинаковым названием "Казакия", первая -типографский, вторая - ротаторный. Во время войны 1939-45гт. группы В.Г.Глазкова и И.И.Безуглова объединились .для пропагандно-политической работы на востоке с газетой "Казачий Вестник". Инж. Билый, выступивший в своем журнале сторонником западных союзников, выпустил осенью 1939 г. последний (272) номер «Вольного Казачества» и замолчал на несколько лет.