Наиболее значительные события в эпоху покорности царям. 7 страница
Сергей Владимирович Б. вырос в казачьей среде. Донской кадетский корпус, где он учился, тоже хранил еще веяния вольного казачьего духа, несмотря на то, что целью его создания служило воспитание верных слуг Русского царя. Привилегированное военное училище и служба в старой русской столице, совместно с лучшими полками императорской кавалерии, блеск великодержавия и высокая награда, полученная из царских рук, не прошли бесследно, но и не затмили в душе, взлелеянного с детства, огня казачьего патриотизма. Прирожденный историк-любитель, он разыскивал и публиковал материалы по казачьей истории, преклоняясь перед всеми проявлениями родного ему казачьего духа, горячо протестуя против лживых вымыслов наших недоброжелателей. Во многих работах он подчеркивал обособленность Казаков и их резко очерченное место среди народов России, был близок по взглядам к националистам - казакийцам. Но лозунги, программы, холодный политический расчет были ему чужды. Для него политическая борьба текущего дня, планы на будущее государственное устройство, черта проектированных границ, все это было на втором месте, вопросы давно решенные постановлениями Кругов и Рад. Главное - сыновняя любовь к батюшке Тихому Дону, пристрастие ко всему, что носит казачье имя, к родному быту, к родной истории, преклонение перед вольным духом предков, перед их военными подвигами. Это его интересовало прежде всего, об этом он писал, укладывая, таким образом кирпичики в обновленный фундамент идеологии ортодоксального казачьего национализма. Горя неустанной жаждой познавания, он поставил себе целью отыскать и опубликовать, как можно больше сведений о прошедшей жизни своего народа и о выдающихся людях, порожденных нм. Другие интересы перестали для него существовать. Не зная отдыха, он посвящал свободное время розыскам всех опубликованных данных, так или иначе, касавшихся Казаков. Вся деятельность его в последние десятилетия жизни обратилась в гражданское подвижничество, лишенное каких либо элементов личной корысти. То, что ему удалось узнать, записать и сохранить от гибели при эвакуациях, он обнародовал в статьях или в исторических календарях. Его живое слово, его народный стиль понимал каждый маломальски грамотный Казак и календари вскоре стали для читателей источником возрождающегося интереса к общеказачьим делам, источником казачьего национального вдохновения. Уйдя в иной мир Сергей Владимирович Б. оставил ценное литературное наследство, результат его жертвенного горения, плод многолетнего служения Высокой Казачьей Идее.
БОЛЕЗНЫЙ - ласковое обращение к родственнику или другу; милый, родной о ком сердце болит; также - болеткий.
БОЛОГОВЦЫ илиБОЛОХОВЦЫ - племя казачьих предков. На страницах Ипатьевской летописи Б. появляются в 1235г как жители Ю. Буга. Это народ того же склада, что и Черные Клобуки, только появились они по соседству с Русью несколько позднее. Судя по названиям их городков (Деревич, Губин, Кобудь, Кудин, Городец, Божський, Дядьков), они пользовались славянской речью, но среди славянских племен, указанных летописью, их нет, а их вожди, как у Торков и Берендеев, "суть особнии князи". Следовательно, Б. не принадлежали ни к какой ветви Славян-Руси. Они не были также коренными жителями берегов Ю. Буга, где их обнаружил летописец, и галицко - волынский князь Даниил в 1241 г. возмущался: "почто суть вошли во землю мою, яко не вдах им". Много вероятия в том, что это была группа меото-казарских Славян, прорвавшихся с тревожной степи после первого нашествия Татар в 1223 г. Как они называли себя сами, осталось неизвестно.
Они сразу стали противниками Даниила и выступали против него на стороне его соперников Рюриковичей или мадьяр. Но, будучи воинами и поставляя отряды некоторым князьям, Б. обладали оседлыми навыками и основательно знали земледелие. Когда в 1240 г. Татары окончательно покорили Русь и разрушили Киев, они не тронули городков принадлежавших Б-цам и поручили им, "да им орют пшеницу и проса".
После этого князь Даниил возненавидел их еще больше. Воспользовавшись отсутствием их воинов, бывших в походе, он напал на их поселения, "грады их огневи предаст и гребля их раскопа". Забравши "плен мног", он возвратился на свою Волынь. Но Даниилу не удалось подчинить Б-цев, т.к. и самому вскоре пришлось смириться перед Татарами.
Б. продолжали жить вдоль Ю Бyra и постепенно начинают вспоминаться там, как Казаки. Русский историк Костомаров говорит: "В так называемой Литовской летописи мы находим смутное известие, что в ХIV в. Ольгерд, покорив Подоль, нашел там местное население, живущее под начальством атаманов" (Русская история в жизнеопис.). Польский летописец Мартин Бельский указывает на том же месте Казаков, которые хорошо знали свой край и помогли в. князю Литовскому Яну Альбрехту побить там Татар и продвинуться вглубь Подолии. Они встретили его в 1489 г. на той самой земле, где через три года летописцы стали указывать Днепровских или Запорожских Казаков.
БОРОДИН Николай Андреевич (урал.) - рожд. 1861 г.; член Русской Государственной Думы первого созыва. Окончил университет, ихтиолог и исследователь Уральского Края; основатель газет. "Уралец", автор книги "Уральское Казачье Войско"; принадлежал к партии конституционных демократов (Ка-Де) и после роспуска Думы подписал "Выборгское Возвавание" (см. Выборгское Воззвание).
БОРОДИН Сысой Капитонович (дон.) - род. 6 июля 1883 г., ст. Нижне - Курмоярской; сын землероба; ген. штаба генерал майор, последний председатель Военной комиссии Донского Круга. Первое образование получил в станичном двуклассном училище и по экзамену поступил в Новочеркасское юнкерское училище. По окончании его из портупей - юнкеров произведен в чин хорунжего и вышел на службу в б Дон. каз. полк. После пребывания на льготе принят из полка в Академию Ген. Штаба, которую закончил успешно в 1912 г. с зачислением по Ген. Штабу. Во время борьбы за Дон был делегатом своей станицы на Войсковом Круге, состоял начальником штаба в корпусе ген. Мамантова, а в конце 1919 г. получил назначение на пост начальника Донского Войскового штаба. В Крыму был начальником штаба дивизии ген. Гусельщикова. От 1920 года в эмиграции. Переехав во Францию, добывал железную руду в шахтах, а после служил шофером такси в Париже. Принял участие и во Второй Мировой войне на стороне противников СССР. Умер 20 февраля 1961 г. и погребен на кладбище в Ганьи (Франция).
БОРОК (стар. дон.) - ожерелье из жемчуга.
БОРТОК Захарий Терентьевич(куб.)- рожд. 1901 г., ст. Старовеличковской; участник борьбы за Казачий Присуд и Второй Мировой войны; остался в эмиграции и погиб трагически в сел. Графенштайн (Австрия) 29 августа 1957 г.
БОРЬБА за КАЗАЧИЙ ПРИСУД
В сознании Европейских Казаков всегда сохранялась твердая уверенность, что земли, на которых столетиями протекала жизнь их предков, принадлежат им одним, никем им не подарены, а присуждены им в удел самим Богом. Поэтому они всегда защищалиих упорно и пролили в боях за них море крови. Независимые казачьи общества сопротивлялись всем попыткам завоевания еще в древние эпохи. В том случае, когда не хватало сил, наши полукочевые предки снимались с мест всем народом и переходили в безопасные области, с тем; однако, чтобы при первой возможности возвратиться в основную и тревожную колыбель казачьей народности - донские берега и Приазовье. В этом смысле, самыми печальными эпохами в древней жизни наших предков было время Половцев-Куманов когда Касаки- Черкасы перекочевали на Днепр, а также последний век владычества Золотой Орды, во время которого Касаки и Бродники были принуждены скрыться в пограничных лесах Северной Руси от Оки до Белого моря или в горах Кавказа. Истории хорошо известны подробности борьбы Донцов с Турками, во всех подробностях освещены войны Запорожцев с Речью Посполитой в ХVII в., но благодаря создавшемуся в последние века положению, на страницах истории мало отразились периоды сопротивления Казаков захватническим поползновениям Москвы, с их печальными результатами. Эпохой покорения свободных казачьих обществ под власть Российской династии стал ХVII в. За 200 последних лег полностью русифицировалась казачья церковь, а язык потерял свое красочное своеобразие; во многом изменились социальные отношения и правовые нормы, уравненные по русским имперским масштабам; но не искоренилось внутреннее духовное содержание народа, созданное многими веками независимости и борьбы за нее. Пришла революция 1917 г. и скрытые чаяния самостоятельного существования проявились со свежей остротой. В первую очередь Казаки возродили свои старинные политические учреждения Круги и Рады, восстановили традиционный институт выборных атаманов. Они приступили к самостоятельному разрешению всех насущных вопросов политики, не соглашая ее с новыми лозунгами русской революционной власти. В этих действиях не было никакой угрозы "завоеваниям революции" потому, что они касались только самих Казаков. Но они нарушали, привычный для России, порядок централизованного управления страной. Временное Правительство приготовилось покарать непокорных, мобилизовав Московский и Казанский военные округа для нападения на Дон, но должно было само передать власть в руки марксистов-большевиков. Новая советская власть повела борьбу с Казаками еще решительнее. Казаками она была отвергнута категорически, хотя оказалась приемлемой для народа русского и не вызвала решительного противодействия у большинства других народов империи. Начиная от декабря 1817 г., казачьи военные общества, одно за другим, провозгласили независимость. Началась борьба Казаков за право распоряжаться своей жизнью без чужих указок, 18-го. мая 1918 г. Донской Круг подтвердил прежнее решение образовать на Дону, освободившемся от большевиков, независимую республику. Восстав за свой Присуд почти поголовно, Казаки свыше двух лет боролись с войсками новой русской власти. Со скудными материальными средствами, объединяя действия с десятком тысяч русских "белых", Казаки должны были сдерживать нашествие красных армий, у которых имелись неисчерпаемые резервы живой силы и огромные склады боевых припасов, заготовленных для фронтов Первой Мировой воины. Советские армии, сформированные при помощи царских офицеров, давили своими массами и превосходством вооружения. У Казаков же - ни организованной доставки продовольствия, ни достаточного количества оружия, ни боевого снабжения, ни медикаментов, ни обмундирования. Тиф уносил десятки тысяч жизней, не хватало ни госпиталей, ни медицинского персонала. Боевое сотрудничество с Добрармией на тылах претворялось в реакционные мероприятия русских начальников, не брезговавших террористическими актами и вовлекавших казачьи республики в круговорот интересов, совершенно безнадежных и для Казаков и для самого "Белого Дела".
Казакам, в конце концов, пришлось покориться силе и сложить оружие. Началась эпоха советского рабства.
БОЧАРОВ Терентий (дон.) - ст. Березовской; в 1929 г. арестован, как противник коллективизации и сослан неизвестно куда.
БРАГУНОВ Григорий Григорьевич (куб.) - рожд. 1887г., ст. Ладожской; по происхождению Пятигорский. Черкес, войсковой старшина. Учился во 2-м Петербургском кадетском корпусе и в павловском военном училище; в 1908 г. с производством в чин хорунжего выпущен в 1-й Черноморский каз. полк. Не оставлял этого полка во время Пер-вой Мировой войны до его расформирования в январе 1918 г. После принимал участие в Первом Кубанском походе и боролся за Казачью Идею в рядах Екатеринодарского полка. Тяжело ранен под Царицыном, эвакуирован на остров Лемнос и умер эмигрантом в Югославии в 1933 г
БРАТЬСЯ ОРУЖИЕМ (некр.) - биться с оружием в руках.
БРЕДЕНЬ- короткая рыболовная сеть с мошною посредине; ею ловят рыбу в мелкой воде.
БРЕХОВ Тихон Иванович (дон) - ст. Березовской; арестован во время коллективизации и выслан неизвестно куда со всей семьей в 1929 г.
БРЕХОВЫ Сергей Тихонович, Ульяна Григорьевна и Андрей Сергеевич (дон.) - ст. Березовской; высланы во время сплошной коллективизации 1930 г. на далекий север в спецпоселок "Островки" Арх. губ.; все умерли там от истощения в 1933 г.
БРОДНИКИ - племя недавних казачьих предков, проживавших на Дону - уже в первой половине Средних веков. В VIII в. Арабы считали их Сакалибами, белым народом, преимущественно славянской крови. В 737 г. арабский полководец Мерван прошел с войсками всю коренную Хазарию между Доном и Волгой и за Переволокой встретил полукочевых коневодов Сакалибов. Арабы забрали их конские табуны и увели с собой до 20 тысяч семей, которые поселили на восточной границе Кахетии.
Персидская география десятого века (Гудуд ал Алэм) указывает там же, где Сакалибов встретили Арабы, т.е. по рекам Иловле и Медведице, страну язычников Брадасов: "На восток от нее река Атиль (Волга); на юг от нее Хазары; на запад - В.н.нд.р; на север Печенеги-Тюрки. Люди этой страны исповедывают такую же веру, как и Гузы; они живут в войлочных кибитках и сжигают своих покойников; они зависят от Хазар, а их богатство состоит из шкурок зверька-ласки; они имеют 2-х князей, которые держатся отдельно". Совершенно очевидно, что это те же Сакалибы, а по имени никто иной, как Бродники. Такие свидетельства дают право видеть в Бродниках не случайный сброд людей, бежавших откуда то в степи, а древнее племенное образование, проживавшее под властью своих вождей. Персидская география указывает и другой народ с подобным именем, магометан Буртасов, но помещает их на восточной стороне Волги. Так же за Волгой указывают Буртасов и некоторые иные авторы того времени. Нет сомнения, что Б. радас и Буртас - народы разные и по имени, и по вере, и по месту пребывания.
Начиная от1147 г. русские летописи и акты вспоминают Б-ков и их города, "Броднич с месты", где-то недалеко от Верхнего Дона. Но вероятно к ним же относится событие конца XI в., записанное в завещании Владимира Мономаха: "На ту зиму идохом к Ярополку, совокуплятися на Броды", где под Бродами следует понимать тех же Б-ков, против которых объединялись два русских князя. Последнее летописное сообщение о Б-ках относится к 1223 г. когда они, сообща с татарами, выступили против Руси и Половцев на Калке. По тону киевского летописца видно, что между донским и днепровским населением особой дружбы не было. Акты Западной Европы вспоминают Б-ков последний раз в послании Венгерского короля Белы IV к папе Инокентию (1254 г.): "Татары заставили платить дань особенно страны, которые с востока граничат с нашим царством: Русь, Куманию, Бродников, Булгарию". Дальше вместо них появляется новое имя, известное по русским церковным актам. Это Казаки Червленого Яра, христиане Сарской епархии, участники битвы на Куликовом Поле.
Русские археологи при последних раскопках на Дону обнаружили для эпохи между восьмым и десятым веками материальную культуру смешанного типа (славянскую, ясскую и туранскую) и черепа подонского населения с явными признаками законченной метисации (В.В.Гинцбург, Антропологический состав Саркела-Белой Вежи. Мат. и иссл. по арх. СССР, том 109). На этом основании делается вывод, что Б. получились от смеси племен, живших вдоль Дона и Донца при Хазарах. Археолог М.И.Артамонов предполагает в них славяно-туранскую смесь (М.И.Артамонов, Саркел - Белая Вежа. Мат. и .исследования по арх. СССР. т.62), а С.А.Плетнева, говоря о погребении XI века, думает даже, что "похороненный в Таганче воин с булавой был, вероятно, кошевым одного из броднических отрядов, положенным с атрибутами его власти - булавой, по бродницкому, т.е. казацком} обычаю с конем и оружием"
БРОНЕВСЬКИЙ Владислав - петербургский чиновник' и автор книги "История Донского Войска" (С.Петербург, 1834г.). В своей исторической работе разрешил проблему древности казачьего народа, разрубив казачьи поколения на Казаков татарских, исчезнувших, вдруг, без следа и Казаков русских, народившихся так же неожиданно на их месте в средине ХVI в. из московских беглецов.
"История Донского Войска" была издана вслед за годами неравной борьбы Донских атаманов А.К. Денисова и А.В. Иловайского с могущественным Чернышевым. Фактическое и формальное покорение Дона было закончено, но следовало еще смирить Казаков психологически. Призвали на помощь подтасовку исторических фактов, которую успешно выполнил чиновник Б. На Дону говорили, что материалы, собранные историком В. Д. Сухоруковым, были переданы ему на обработку и он, сохранив все фактические данные, придал только им верноподданнический и русификаторский дух.
Однако, сам Сухоруков не признавал в ней своей работы и называл книгу Б-ского "смесью пространных нелепостей", "грустной компиляцией со всех сочинений, в которых что нибудь говорилось о Доне", а также "спекуляцией" и "пакостью".
На следующий год после выхода книги в свет, пришло очередное мероприятие правительства: Казаков указано считать не военно-служилым народом, как раньше, а военным сословием.
Несмотря на отсутствие всякой научности, "версия Б-ского" получила признание у большинства русских историков. Тем более приняли ее на веру русские общественные круги. Но на Дону она популярности не приобрела и в последующие годы ее необоснованность указывалась даже в донской официальной прессе. Опровергал ее и русский академик Ознобишин. Печатая исторические очерки на страницах "Донских Ведомостей" в гг. 1876-77, он писал: "Басня переданная Броневским о беглых москвитах, основавших Донское казачество, не имеет основания и не выдерживает ни какой критики. В ХV в., в момент появления Казаков на Дону, в России не было еще крепостного права и всякий мог переходить с одного места на другое. Предположить, что беглые были исключительно преступники, тоже нет основания. Какое число преступлений надо было совершить, чтобы образовалась целая масса, целые тысячи преступников, где то случайно увидевших друг друга, сговорившихся бежать куда то в неизвестные страны, к неизвестным народам и, явившись на место в низовья Дона, сейчас же сумевших проявить ум, сметливость, отвагу, успевших приобрести оружие, составивших правильное общество (беспощадное для преступников в их среде), управляемое вечами с грамотеями, умеющими писать царям.
Все эти предположения одна фантазия и можно положительно доказать, что беглые московские люди могли явиться на Дону только тогда, когда были уверены, что найдут там приют и защиту, т.е. уже долго спустя после появления на Дону Казаков, после закрепощения крестьян и после церковного раскола (ХVII в.), а в другое время на Дон являлись единицами.".
Взамен беглых московитов академик Ознобишин сочинил версию о беглых новгородцах и обосновал ее еще слабее, чем Броневский свою "басню". Хронология разгромов Новгорода царями Иваном III и Иваном IV не сходится с годами возрождения на Дону казачьей жизни, а в летописях и актах на этот счет нет даже намека. Не обнаружено также в наших станицах какого либо подобия следов новгородской материальной культуры, новгородского диалекта или торгового духа.
БРУДАСТЫЙ- с отвислыми щеками; если говорится о породистой .собаке, то слово Б. имеет то же значение, что русское "брылястый".
БРУНЖАТЬ - звенеть, как тронутая струна или отпущенная тетива лука; брунжит также вибрирущая леска удочки.
БУГУРАЕВ Анатолий Константинович (дон.) - рожд. 1898 г. ст. Усть-Белокалитвенской; хорунжий, чернецовский партизан; погиб во время Первого Кубанского похода в марте 1918 г.
БУГУРАЕВ Глеб Константинович (дон.) - рожд. 1904 г., ст. Усть-Белокалитвенской; учеником Донского кадетского корпуса эвакуирован за границу; проживал во Франции и умер там в 1962 г.
БУГУРАЕВ Константин Семенович (дон.) - родился в 1856 г., ст. Усть-Белокалитвенской; полковник в отставке. Образование получил в станичной школе; на действительную службу призван в Лейб-гв. Казачий полк, в рядах которого участвовал в Русско-турецкой кампании 1877-78 гг. При увольнении на "льготу" второй очереди, как георгиевский кавалер, принят по экзамену в Новочеркасское юнкерское училище и окончив его произведен в чин хорунжего. Служил в казачьих строевых частях; одно время занимал должность помощника начальника рыбных ловель в ст. Елизаветовской. В отставку уволен с должности помощника к-ра 14-го Дон. каз. полка в 1908 г. с мундиром и пенсией. Был женат на Марии Хрисанфовне Шляхтиной (ст. Каменской), имел сыновей Хрисанфа, Максима, Анатолия, Глеба и дочерей Музу и Инну. Умер в 1921 г. и погребен в Новочеркасске.
БУГУРАЕВ Максим Константинович (дон.) - рожд. 1892 г., ст. Усть - Белокалитвенской; полковник Донской артиллерии. В чин хорунжего произведен после законченного курса Донского кадетского корпуса и Михайловского Артиллерийского училища в 1913 г.; командирован на службу в 6-ю (армейскую) Дон. каз. батарею, а во время Первой Мировой войны, после службы в Новочеркасской запасной батарее, назначен в 12 Дон. каз. батарею, в рядах которой пребывал на фронте. После октябрьского переворота в декабре 1917 г. арестован большевиками и находился на Новочеркасской гауптвахте одновременно с Донским атаманом А.М. Назаровым; освобожден "голубовцами" и принял участие в борьбе за Дон. В 1920 году ушел в эмиграцию с должности командира 7-й Дон. каз. батареи в чине полковника проживал в Болгарии.
Осенью 1941 г. поступил добровольцем в Русский Охранный корпус противников СССР; состоял в казачьих частях на различных должностях от рядового до командира артиллерийского взвода.
За три войны перенес контузии и ранен в ногу, правое предплечье и грудь. Многократно награжден орденами, включая русский боевой орден св. Владимира с мечами и бантом, а также германский "Железный крест" и хорватский орден "Бог и Хорваты" за боевые подвиги в Русском корпусе. В конце 1951 года переехал на жительство в США вместе с женой Софьей Ивановной (урожденной Ястребовой из Астрахани) и с сыном Константином по второму браку с Анной Николаевной (урожденной Черносой-Исачкиной из Астрахани). Печатает в казачьей прессе статьи на темы о событиях недалекого прошлого.
БУГУРАЕВ Хрисанф Константинович (дон.) - рожд. 1891 г., ст. Усть-Белокалитвенской; морской офицер и командир русской подводной лодки "Сом". Погиб смеете со своим судном и его экипажем в Балтийском море во время Первой Мировой войны, оставив вдову Надежду Александровну (урожд. Поснову).
БУГУРАЕВЫ - род ведущий начало от Донецких Казаков, поселившихся в ст. Усть-Белокалитвенской и основавших хутор Бугураев. В памяти хранятся от начала прошлого столетия Георгий Константинович Бугураев и его сын Семен Егорович, рождения 1830 г., который, отбыв службу в Лейб-гв. Казачьем полку, занимался земледелием и умер в 1921 г., оставив пять сыновей.
БУГ ЮЖНЫЙ - река черноморского бассейна; берет начало в северных гранях Подолья и впадает в днепровско-бугский лиман; длина 774 клм.; в XII веке верхнее течение Б.Ю-го занимали казачьи предки Бологовцы; с XIII в. тут же указывают Казаков, которые, по словам литовских хроник, управлялись своими атаманами; позднее по этой реке проходила западная граница владений Запорожской Сичи. Она выходила на запад за реку только в ее нижнем течении.
БУДАНОВ Иван Платонович (дон.) - рожд. 1880 г., ст. Федосеевской; юрист, политический деятель, историк. В молодые годы был учителем церковно-приходской школы; скопив небольшую сумму денег, поступил в Новочеркасскую учительскую семинарию; получив ее аттестат девять лет оставался в должности народного учителя ст. Тишанской. За это время подготовился к экзаменам на аттестат зрелости и, пройдя успешно испытания, поступил на юридический факультет Московского университета. В 1911 г., на основании Положения об усиленной охране, исключен из университета, без права поступления в какое либо высшее учебное заведение и пребывания в столицах. Однако через год, по-особому разрешению, сдал экзамены за курс факультета, получил университетский диплом и зачислен в звание присяжных поверенных.
В 1918 г. избран представителем своей станицы на Донской Войсковой Круг, состоял председателем на окружных заседаниях хоперцов и делегировался на общеказачьи конференции. В правительстве Н.М. Мельникова занимал пост Войскового секретаря.От 1920 г. на положении эмигранта. Переехав в Париж, наряду с работой для насущного хлеба, занимался историческими изысканиями, разыскивал в библиотеках первоисточники по казачьим древностям, получил возможность пользоваться богатствами библиотеки парижского Института живых восточных языков. В результате этой деятельности казачья историческая литература обогатилась его большим трудом "Дон и Москва" и ротаторным изданием "Казачий Исторический Сборник", в 14 тетрадях которого опубликовано много интересных статей и документов.
Иван Платонович Б. умер склонившись над очередной работой 19 января 1961 г. в Париже.
БУДАРА - большое судно, корабль: "атаман Некрасов будары построил да всю войску на Дунай перевез".
БУДЕ (некр.) - если: "буде поедем на лиман, так рыбы привезем".
БУДЖАК - степи вдоль левого берега р. Днестра; в ХV - ХVII веках там кочевала Буджакская татарская орда, зависевшая от Крымского хана.
БУДЫЛЬЯ - сухие стебли сорных растений.
БУЗИВОК - годовалый теленок.
БУЗОВАТЬ - в народной речи, основательно выпить и поесть, израсходовать много напитков и пищи.
БУКАН - шалашиз камыша, камышевый навес.
БУЛАВА - деревянный стержень с металической шишкой (яблоком) на верхнем конце; в древности служила оружием, но позднее стала употребляться как знак военной власти.
БУЛАВИН Кондратий Афанасьевич (дон.) - род. 6 июня 1671 года, городка Трехизбянского на Донце; Донской атаман и борец за казачью независимость. Первые туманные сведения о Б-не дает русская историческая литература, сообщая, будто бы он в 1696 г., штурмуя Азов с войсками царя Петра, первым ворвался в крепость со своей сотней. В актах его имя начинает встречаться от 1705 г. В это время Б. занимал пост атамана Бахмутского городка и выступал в обороне казачьих прав на местные соляные промыслы, которыми Донские Казаки владели "исстари", и которые теперь царь "пожаловал" Изюмскому Слободскому полку и его командиру Ф.В. Шидловскому. В результате этого "пожалования" начались вооруженные столкновения между старыми хозяевами и новыми претендентами. Для того, чтобы примирить враждующие стороны царь Петр приказал "отписать" спорные и изобильные соляные прииски на самого себя, а дьяку Горчакову поручил сделать их опись. Однако и тут Б. с Казаками не согласился уступить варницы, а Горчакова взял под стражу и донес Кругу о его прибытии. Приехавшие с Круга старшины освободили его из под ареста, но на соляные промыслы тоже не допустили. Сопротивление требованиям могущественного соседа сулило много бед, но блюстители древних казачьих прав не пожелали смириться перед силой. В Б-не они признали своего предводителя.
Не теряя времени, Б. снесся с Астраханью, Запорожьем и Тереком, заручился обещанием тамошних Казаков поддержать Донцов в случае нужды. Вообще, угрозу, надвигавшуюся с севера уже полстолетия, видели все Казаки. Все хотели избежать закабаления вольных казачьих республик, но не все верили в успешность вооруженного сопротивления Москве. На Дону также существовали две партии. Партия Верховых Казаков и "новоприходцев" готова была биться и оказывать отчаянное сопротивление силе, наступающей с севера, а партия Низовых - стояла за соглашения и уступки. Последняя имела своих сторонников больше всего на юге. Население Нижнего Дона к этому времени уже изживало исключительно боевые черты. В нормальных процессах социально - экономической эволюции воины обращались в домовитых хозяев. Они теперь строили свое благосостояние не на сомнительных прибылях военной добычи, а на деловых расчетах на непрерывном труде хозяина-скотовода. Таким становилось все первоначальное население края. Казаки-старожилы основали республику в условиях непрерывной борьбы с Турками и почти непрерывного союза с Московией. Они проживали далеко от ее границ, никогда не имели с ней близких связей и о печальней судьбе ее рядового населения знали только по наслышке. Они заключали договоры с московскими государями и хотели верить, что слово представителей христианской династии не пустой звук, что отношения с царями, в худшем случае, могут вылиться в формы своеобразной персональной унии: где то на высокой Москве - общий с Русскими монарх, а на Дону вольная воля, жизнь по древнему обыкновению, "как деды и отцы положили". Они хотели мира без постоянных тревог и видели в "новоприходцах" только лишние хлопоты и осложнения. Они относились к Верховым Казакам свысока, потому что многие из них не спешили в свое время возвратиться на родной Дон, а приходили на его берега, только потерявши службу на московских "украйнах". Они считали себя выше их не потому, что были богаче их - "голутвенных", а потому, что одни без них освоили после Татар казачьи земли кровью своих отцов, их вековыми боевыми трудами. Вместе с тем, Низовые видели в них братьев по крови, своих Казаков, Войсковые Круги не препятствовали "новоприходцам" основывать поселения и выделяли под их юрты свободные земли. Им всем, в равной степени, не нравились попытки Москвы наложить руку; на донские дела, но пока что бесцеремонные действия русских воевод касались больше жителей Северского Донца, Верхнего Дона и его "запольных" притоков. Недавно еще большая часть Верховых была служилыми людьми Московского государя. Теперь же когда границы Московии отодвинулись далеко на запад и на юг, им в качестве безработных воинов пограничья, пришлось познать московские общественные отношения во всех подробностях Убегая от голода и закабаления, они стали прибывать на Дон с семьями и одиночками и целыми станичными общинами. Озлобленные бескормицей, тяжелой эксплуатацией их труда, церковными и социальными реформами, унижениями со стороны "начальных людей". Верховные Казаки и стали самыми преданными сторонниками Б-а.