По истории редактирования в Украине
Цель:закрепить рассмотренный в куре лекций материал, проверить полноту его усвоения и понимания, получить практические навыки использования теории проблемы.
Семинар № 1.Редактирование какнаука и учебный предмет, важная составляющая книгоиздания. *
Цель:рассмотреть истоки украинского редакторского дела.
Время: 2 часа
Вопросы:
1.Возниктновение редакторского дела и его влияния книгоиздания с древнейших времен до появления книгопечатания:
а). Сущность и содержание редакторского дела в работе над рукописной книгой.
б). Первые рукописные книги Киевской Руси, Галицко-Волынского княжества, их типология.
2. Эволюция редакторского дела в условиях перехода к книгопечатанию:
а). Издания первых печатных книг для украинских земель за пределами страны.
б). Начало книгоиздания и редактирования в украинских землях Иван Федоров- редактор и книгопечатник.
3. Развитие редакционно-издательского дела в украинских землях в XVI- XVIII вв. :
а). В составе Речи Посполитой.
б). В составе Российской империей.
4. Появление украинской интелегенции как отдельной социальной группы и ее вклад
в развитии этнонационального языка и литературы XXI веке. И. Котляревкий.
5. Выдающаяся деятельность Т. Г. Шевчекопо развитию украинского поэтико- прозаического творчества.
6. Вклад украинской интелегенции в мировую литературу и редакторства XX века:
а). Иван Франкокак выдающийся редактор и автор.
б). Функционирование издательско-редакционного делах в украинских землях в составе России в начале XX века.
* Занятие проводится на базе отдела старой книги КРУ УНБ им. И. Франко.
Семинар № 2.Редактирование как наука и учебный предмет в 1907- 1930-е гг.
Время:2 часа.
Цель:рассмотреть комплекс литературных материалов по истории редакторского дела в Украине.
Вопросы:
1. Дореволюционное редакционно-издательское дело в Украине:
а). Редактирование литературно-художественных книг в условиях Российской Империи.
б). Редактирование Украинского журнала «Киевская старина»: редакторы, авторы.
2. Редакционо-издательская деятельность в периода украинизации в 1917-1930-х гг.:
а). Началоукраинизации в Украине в годы революции в 1917 года и Гражданкой войны.
б). Советский этап украинизации: авторы и итоги их деятельности.
в). Борьба за этнонациональный язык в западно-украинских землях в 1920-х – 1930-х гг.
3. Раскол украинского литературного творчества годы Великой Отечественной войны:
а). Советская составляющая литературно-редакционой работы.
б).Коллаборационизм и его влияние на умы и сердца народов. Украины.
* Занятие проводится на базе отдела старой книги КРУ УНБ им. И. Франко.
Семинар № 3.Особенности развития редакционно-издатльского дела в 1945-1964 гг.
Время: 2 часа.
Цель:рассмотреть особенности функционирования редакторского дела в УССР в рассматриваемый период.
Вопросы:
1. Послевоенный сталинизм и его воздействие на редакционо-издательскую деятельность:
а). Проблемы литературно-художественного творчества в 1945 – 1964 гг. и их отражение в редакционно-издательской деятельности.
б). Украинская поэзия проза периода послевоенного возрождения: авторы, их идеи.
2. «Хрущевская оттепель» и ее влияние на украинскую интеллигенцию:
а). Украинская советская поэзия и проза 1954 – 1964 гг.: авторы, их мысли.
б). Диссидентство: идеи, составные части, результаты действия.
3. Крым в составе УССР (1954 – 1964 гг.): интеллигенция, и итоги ее творческой деятельности.
Семинар № 4.Развитие литературно-художественного творчества в 1965-1984 гг.
Время: 2 часа.
Цель: проанализировать развитие процесса литературно-художественного творчества в УССР в условиях стабилизации и «застоя», влияние на него редакторского дела.
Вопросы:
1. Развитие украинского литературно-художественного творчества и редакционно-издательского дела в 1965- началом 1970-х гг. :
а). Украинская поэзия и проза периода стабилизации под влиянием компартийного издательско- редакционного контроля.
б). Диссидентство в рядах украинской интеллигенции: состав, идеи, результаты деятельности.
в). Влияние западной украинской диаспоры на развитие украинской литературы.
2. «Застой»советскогообщественно-политического развития, его влияние на украинское литературно-художественное творчество и редакционно-издательское дело:
а). Украинская проза и поэзия периода «застоя»: авторы, их идеи.
б). Редакционно-издательское дело в УССР в середине 1970-х начале 1980-х гг., ее итоги.
3. Крымская творческая интеллигенция в условиях стабилизации и «застоя»:
а). Наиболее заметные авторы и их работы.
б). Редакционно-издательская деятельность в регионе.
Семинар № 5.Оживление этнонационального украинского интеллигентского движения и его итоги в 1985 – 1991 гг.
Время: 2 часа
Цель:рассмотреть ход и последствия влияния украинской творческой интеллигенции на судьбу советской государственности, ее собственную.
Вопросы:
1.«Перестройка»и ее влияние на редакционно-издательское дело в УССР:
а). Новые идеи в украинском литературно-художественном творчестве и их авторы.
б). Возвращение «забытых»имен как главноенаправление редакционно-издательского дела.
2. Роль и место украинской интеллигенции в создании антисоветского фронта:
а). «Рух за перебудову», другие общественно-политические организации в антисоветской борьбе.
б).Переполитизациятворческойи организаторской деятельности украинской интеллигенции, ее результаты.
в). Западная украинская диаспора и ее вклад в ликвидацию идеологии и практики соцреализма.
3. Крымская интеллигенция в условиях возрождения автономии.
Семинар № 6.Украинская творческая интеллигенция в постсоветский период.
Время: 2 часа.
Цель:рассмотреть противоречивый характер роли и места творческой интеллигенции в современной Украине.
Вопросы:
1. Упадокукраинского литературно-художественного творчества в постсоветской Украине:
а). Современная украинская поэзия: авторы, и их идеи.
б). Упадок классической прозы, его причины и последствия.
2. Особенности функционирования редакционно-издательского дела в постсоветской Украине:
а). Формирование новойнормативно-правовой базы редакционно-издательского дела.
б). Функционирование украинских и этнонациональных литературно-художественных обществ в условиях отсутствия государственного финансирования.
в). Анализ редакционно-издательских рубрик основных украинских литературно-художественных журналов, авторов, их идей.
3. Западная украинская диаспора и ее влияние на развитие литературно-художественного творчества и общественно-политической ситуации в современной Украине.
Семинар № 7. Развитие литературно-художественного творчества и редакционно- издательского дела в постсоветском Крыму. *
Время: 2 часа.
Цель:проанализировать основные направления развития литературно- художественного и редакционно-издательского дела в постсоветском Крыму.
Вопросы:
1. Воссоздание Крымского отделения Союза писателей Украины и его вклад в развитие творческой деятельности интеллигенции:
а). Судьба печатных органов различных общественно-политических, литературно-художественных и других организаций.
б). Севастополь и особое место его творческой интеллигенции, их организаций и печатных органов.
2. Основные современные журналы и влияние их редакционных коллегий на содержание изданий:
а). Анализ периодических изданий Крыма конца XX – начала XXI вв. и их рубрик.
б). Наиболее заметные литературные личности постсоветского Крыма в поэзии, прозе, описании истории региона.
Семинар № 8.Особенности возникновения и развития компьютерного редактирования в XXI веке.
Время: 2 часа
Цель:рассмотреть современные компьютерные системы и особенности их редактирования.
Вопросы:
1. Современные компьютерные системы, их возможности для изучения истории редактирования в Украине:
а). Роль и место компьютерных систем в изучении курса, имеющиеся в них материалы.
б). Особенности методики и практики редактирования материалов, полученных из сети Internet.
2. Практическое редактирование материалов по курсу (по индивидуальным заданиям).
Примечание:источники и литература для подготовки к семинарским занятиям берется из общего рекомендуемого списка.
4.2.2. а). В ходе учебно-воспитательного процесса:
1. Ознакомиться с издательско-редакционной деятельностью в институте и на кафедре, методикой, практикой и результатами.
2. Ознакомление с основными направлениями издательско-редакционного дела по изданиям, хранящимся в КРУ УНБ им. И. Франко.
3. Встречи с редакторами и членами редколлегий крымских издательств.
б). Во внеучебное время:
1. Ознакомиться с работой издательских коллективов газет и журналов по месту жительства, отразив итоги в реферате.
2. Принять личное участие в редактировании учебно-методических пособий, издаваемых научно-педагогическими работниками кафедры.
Вопросы к самостоятельной работе по истории редактирования в Украине.
Тема № 1.
1. Дать характеристику основным рукописным изданиям периода Киевской Руси и Галицко- Волынского княжества.
2. Рассмотреть основные варианты авторства и редактирование рукописных изданий средневекового периода.
Тема № 2.
1. Охарактеризовать первые печатные издания в украинских землях.
2. Раскрыть требования государства и Церкви к редакционно-издательской работе в Новое время в украинских землях:
а) в составе Речи Посполитой, а затем Австри;
б) в составе Российской Империи.
Тема № 3.
1. Дать характеристику ведущим украинским литераторам и редакторам XVIII- XIX вв.:
а) в составе Австро-Венгерской Империи;
б) в составе Российской Империи.
2. Показать взаимосвязь и взаимовлияние литературно-издательской и редакционной деятельности украинцев в культуре своих «патронов».
Тема № 4.
1. Причины, характер и особенности развития литературно-творческой и редакционно-издательской деятельности в начале XX века (1901 – 1916гг.):
а) в восточноукраинских землях;
б) в западноукраинских землях.
2. Основные журналы XX века, их редакторы и авторы.
Тема № 5.
1. Создание советской системы редактирования в 1917 – 1920 гг., ее нормативные акты.
2. Особенности функционирования редакционных систем а Украине в период революций 1917 года и Гражданской войны.
Тема № 6.
1. Советская украинизация и ее редакционно-издательские основы в 1920-х – 1930-х гг.
2. Борьба западноукраинского населения за сохранения языковой культуры и развития литературно-художественного творчества в межвоенный период.
3. Редакционно-издательская деятельность в украинских землях периода Великой Отечественной войны:
а) в советских изданиях;
б) в коллаборационистской литературе.
Тема № 7.
1. Особенности и этапы послевоенного украинского литературно-художественного творчества и редакционно-издательской деятельности.
2. Роль и место крымской интеллигенции в советской послевоенной творческой и редакционно-издательской деятельности.
Тема № 8.
1. «Перестройка» и вклад украинской интеллигенции в ее поражение.
2. Крах советского соцреализма и его эволюция в «свободное» литературно-художественное творчество.
3. Крымская литературно-художественная и редакционно-издательское творчество постсоветской эпохи.
8.2. По истории редактирования в Украине.*
1. История редактирования как наука, его система, предмет.
2. Общественно-политическая ситуация в Киевской Руси и формирования в ней основ редактирования.
3. Рукописная книга Киевской Руси: авторы, содержание, формы и методы редактирования.
4. Общественно-политическая ситуация в Галицко-Волынском княжестве и развитие в нем рукописной книги и редактирования.
5. Украинские земли в составе Великого княжества Литовского, Польши и функционирование в них различных видов рукописных книг и их редактирования.
6. Вхождение украинских земель в состав Речи Посполитой, противоречивые процессы развития в них литературно-художественного творчества и редактирования.
7. Возникновение книгопечатания в украинских землях и усложнения характера редактирования. Львов как первый центр книгопечатания.
8. Основные книгопечатные центры украинских земель и их редакторская деятельность. Церковь как основная база книгопечатания и редактирования.
9. Общественно-политическая ситуация в украинских землях в период Освободительной войны, ее влияние на развитие литературно-художественного творчества, книгописания и редактирования.
10. Ликвидация Гетьманщины, ее влияние на развитие литературно-художественного творчества и редактирования.
11. Формирование центров книгоиздания в украинских землях в составе Российской Империи в XVIII – 1-й половине XIX вв.
12. Особенности украинского книгоиздания и редактирования в землях в составе Речи Посполитой, Австрии.
13. Утверждение интеллигенции как самостоятельного сословия, ее вклад в развитие украинского языка во 2-й половине XIX века в составе России.
14. Особенности развития западноукраинской творческой интеллигенции, книгоиздание и редактирования в составе Австро-Венгерской Империи во 2-й половине XIX века. «Руська Трійця».
15. Взаимовлияние украинского и русского литературно-художественного творчества в начале XX века. «Киевская старина».
16. Формирование советской системы редактирования, ее базовые документы 1917 – 1920 гг.
17. Начало украинизации в 1917 – 1920 гг.: этапы, содержание, итоги.
18. Основные этапы советского периода украинизации: содержание, итоги, противоречия.
19. Развитие украинского советского литературно-художественного творчества и редактирования в 1920-х годах.
20. Борьба западноукраинской интеллигенции за сохранения родного языка и развитие этнонациональной литературы в 1920-х – 1930-х гг.
21. Характерные черты развития советского литературно-художественного творчества и редактирования в 1930-х годах.
22. Литературно-художественное творчество и редактирование Западной украинской диаспоры в 1920-х – 1930-х годах.
23. Раскол украинского литературно-художественного творчества в годы Великой Отечественной войны.
24. Украинской литературно-художественное творчество и редактирование в 1945 – 1953 гг.
25. «Хрущевская оттепель», ее влияние на функционирование украинского литературно-художественного творчества и редактирования.
26. Крымское отделение Союза писателей Украины и журнал «Крым» как его орган: редколлегия, авторы печатных произведений в 1954 – 1962 гг.
27. Функционирование Союза писателей УССР, его печатных органов и редколлегтт в 1965 – 1970 гг.
28. Характерные черты дессиденства в УССР в 1960 – 1970-е годы, издательская и редакционная деятельность.
29. «Застой» в украинской советской литературно-художественной и редакторской деятельности в 1971 – 1984 гг.
30. «Перестройка» и ее противоречивое воздействие на украинскую литературно-художественную интеллигенцию, редакторскую деятельность.
31. Причины провала «перестройки» и роль украинской творческой интеллигенции в этом процессе.
32. Новые подходы в функционировании литературно-художественного творчества и редактирования в постсоветской Украине.
33. Воссоздание Крымского отделения Союза писателей Украины, их печатных органов и редакционных коллегий.
34. Современная общественно-политическая ситуация в Украине, ее влияние на литературно-художественное творчество и редактирование.
35. Компьютерные технологии литературно-художественном творчестве и редактировании.
36. Особенности редактирования литературно-художественных и других компьютерных текстов.
* Примечание:в экзаменационных билетах будет включаться дватеоретических вопроса и 5 терминов из глоссария.