Методические рекомендации по проведению
управляемой самостоятельной работы студентов (УСРС)
Под управляемой самостоятельной работой студентов (УСРС) можно понимать составную часть любого вида учебных занятий с целенаправленной познавательной целью. Под УСРС следует понимать все то, что студент должен сам выполнить, проработать, изучить по заданию, а также под руководством и контролем преподавателя. Таким образом, УСРС – это такой вид деятельности, наряду с лекциями и семинарскими занятиями, в ходе которой студент, руководствуясь специальными методическими указаниями преподавателя, приобретает и совершенствует знания, умения и навыки, накапливает опыт практической деятельности. УСРС должна позволить снизить аудиторную нагрузку как у преподавателя, так и у студента.
Формы УСРС могут быть самыми различными, в зависимости от цели, характера, дисциплины, объема часов, определенных учебным планом.
В данном случае формами самостоятельной работы студентов являются: подготовка к лекциям, семинарским, практическим и лабораторным занятиям; изучение учебных пособий; изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия; написание тематических рефератов на проблемные темы; выполнение исследовательских и творческих заданий; составление библиографии и реферирование по заданной теме; занятия в музее, библиографическом отделе библиотеки и др.
В качестве контроля самостоятельной работы студентов при изучении курса используются следующие формы: индивидуальные беседы и консультации с преподавателем; проверка рефератов; коллоквиумы с обсуждением и защитой рефератов и презентаций; промежуточное тестирование; проведение групповых письменных контрольных работ с их проверкой.
Общие требования к оформлению реферата.Реферат (объем – 15 – 20 страниц машинописного текста) предусматривает изложение материала той или иной темы на основе изучения источников и 5 – 10 научных и научно-популярных работ соответствующим образом оформленным. В процессе работы над рефератом необходимо уметь пользоваться справочной и научной литературой, имеющейся на кафедрах и в библиотеках; по мере необходимости следует обращаться за консультациями к преподавателю.
Работа над рефератом включает в себя следующие этапы: 1) ознакомление с темой по справочной и учебной литературе; 2) изучение источников, научной и справочной литературы; 3) составление плана; 4) написание текста и его оформление.
Структурными элементами реферата являются:
1) титульный лист (приложение 1);
2) содержание (приложение 2);
3) введение;
4) основная часть;
5) заключение;
6) список использованных источников;
7) приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи работы, объект и предмет, дается краткая характеристика источников и литературы.
Основная часть состоит из нескольких глав (разделов), каждая из которых, в свою очередь может делиться на параграфы (подразделы).
В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о степени решения поставленных в работе задач и достижении цели исследования.
Список использованных источников составляется в соответствии с определёнными требованиями и содержит библиографические сведения об источниках, которые студент использовал при написании работы.
Список использованных источников оформляется в алфавитном порядке фамилий авторов и заглавий источников. Если в списке приводится литература на нескольких языках, то сначала располагаются источники на кириллице (в первую очередь в общем алфавите на белорусском, русском языках), затем на латинице.
Например, издания одного, двух, трех авторов:
· Загорулько, М.М. Крах плана «Ольденбург»: (о срыве экономических планов фашистской Германии на временно оккупированной территории СССР) / М.М. Загорулько, А.Ф. Юденков / Предисл. П.К. Пономаренко. – 3-е изд. – Мн.: Экономика, 1980. – 375 с.
· Каваленя, А.А. Прагерманскія саюзы моладзі на Беларусі, 1941 – 1944: Вытокі. Структура. Дзейнасць / А.А. Каваленя. – Мн.: БДПУ имя М. Танка,1999. – 260 с.
Отдельный том (выпуск) многотомного, сериального издания:
· Здабыткі: Дак. помнікі на Беларусі. Вып. 2 / Нац. б-ка Беларусі; Склад.: Л.Г. Кірухіна, Т.У. Рошчына. – Мн., 1997. – 115 с.
· Всеобщая история: Сб. типовых программ для пед. вузов: В 2-х ч. Ч 1. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 432 с.
Материалы конференций, совещаний, семинаров:
· Віцебшчына ў 1941 – 1944 гг.: Супраціў. Вызваленне. Памяць: матэрыялы рэспубліканскай навукова-практычнай канферэнцыі, Віцебск, 18 – 19 чэрвеня 2009 г. / Віц. дзярж. ун-т; рэдкал.: В.У. Акуневіч (адк. рэд.) і інш. – Віцебск: УА “ВДУ імя П.М. Машэрава”, 2009.
· Европа во второй мировой войне: история, уроки, современность. Материалы международной научно-теоретической конференции, 5 – 6 мая 2005 г. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005.
Официальные издания.При составлении описания материалов законодательного или инструктивного характера приводят сведения об их принятии или утверждении.
· Таможенный кодекс Республики Беларусь: Принят Палатой представителей 17 дек. 1997 г.: Одобрен Советом Республики 20 дек. 1997 г. – Мн.: Амалфея, 2001. – 208 с.
· Об итогах работы третей сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, 2 окт.—20 дек. 1997 г.: Информ.-аналит. материалы / Совет Респ. Нац. собрания Респ. Беларусь; Отв. за вып. А.Вертинский. – Мн., 1998. – 145 с.
Многотомное издание:
· Коршунов, О.П. Библиографоведение. Общий курс: Учеб. для вузов: В 2 ч. / О.П. Коршунов. – М., 2001. – Ч. 1 – 2.