Вопрос №30: Правовая система.
Правовая система – комплекс явлений, так или иначе связанных с правом.
Правовая система является важнейшим инструментом общественно-экономического развития и преобразования многих сторон социальной жизни.
Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.
Понятие «правовая система» относится к разряду широких юридических понятий (категорий). Правовую систему не следует путать с системой права, которая является лишь частью правовой системы. Понятие правовой системы часто используется для того, чтобы охарактеризовать историко-правовые и этнокультурные отличия права разных государств и народов.
Элементами правовой системы является все то, что необходимо для процесса правового регулирования:
1. право и выражающее его законодательство;
2. правовые нормы;
3. правовые отношения;
4. системы права;
5. источники права;
6. правовые и государственные институты;
7. юридическая практика;
8. юридический процесс;
9. явления духовного;
10. мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика), и другие элементы.
Структура правовой системы: это целесообразные связи между элементами, которые проявляют себя через взаимодействие элементов.
Виды правовых систем:
1. Романо-германская правовая семья. Действует в ряде стран континентальной Европы (и в России) и Латинской Америки. В основе – древнеримское цивильное право в результате рецепции. Основные черты:
a. Основной источник права – нормативный акт;
b. Из всех нормативных актов первостепенное значение имеет закон;
c. Большая доля кодифицированных НПА;
d. Судебная практика и правовая доктрина – только вспомогательные источники права;
e. Велика роль нормативных договоров, правовых обычаев и принципов права;
f. Правовые системы подразделяются на частное и публичное право, на материальное и процессуальное право, на отдельные отрасли права;
g. Наличие специализированных судов (арбитражных, административных, ювенальных и т.д.).
Правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, включённое государством в систему правовых норм и признаваемое источником права. В настоящее время нормами обычного права регулируются некоторые земельные, семейно-брачные и наследственные отношения в ряде государств Латинской Америки и Африки. В правовых системах романно-германского типа (в том числе Украины и Молдовы) признаются «обычаи делового оборота», сфера применения которых в основном ограничена внешнеторговыми сделками. Обычай делового оборота - это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
2. Англо-саксонская правовая семья. Действует в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, частично – в Индии. В основе – система судебного прецедента, при которой правотворчество осуществляют суды. Основные черты: основной источник права – прецедент, дополнительный – нормативные акты; судебный прецедент является динамичным; отсутствие специализированных судов; нормы права не имеют стойко изложения; нет деления на отрасли, на частное и публичное право, на материальное и процессуальное право. Правовой прецедент – решение административного или судебного органа по конкретному делу, ставшее впоследствии эталоном (образцом) при рассмотрении аналогичных дел в будущем. Правовой прецедент доминирует и является основной формой права в странах англосаксонской правовой семьи (Англия, Австралия, США и др.)
3. Семья социалистического права. Действует в социалистических государствах. Схожа с романо-германской правовой семьей, но в основе – классовая теория и доктрина позитивизма. Основные черты:
a. Понимание права в качестве классового регулятора и выразителя воли трудящегося;
b. В праве находят свое выражение идеологические ценности (само право вторично по сравнению с идеологией);
c. Закон не имеет такого авторитета как в романо-германской правовой системе;
d. Приоритетная защита гос. собственности и интересов государства;
e. Отсутствие деления на частое и публичное право (все отрасли – публичные);
f. Отсутствие механизма признания и защиты естественных прав человека;
g. Все права человека объявлялись производными от прав государства;
h. Господства принципа социальной законности; отрицание целей правового государства.
4. Семья религиозного права. Основные источники: Коран, Сунна, Кияс, Иджма. Тесно связана с религиозной доктриной ислама, основным источником является священные тексты и результаты их толкования. Характерная особенность религиозного права — персональный, а не территориальный характер его юрисдикции:
a. Предписания религиозного права обычно распространяются только на представителей данной религиозной общины.
b. Индусское право (право общин) – призвано закрепить кастовые различия, применяется в основном в семейно-бытовых отношениях;
c. Иудейское право – применяется в рамках бытовых и семейных отношений;
d. Мусульманское право.
5. Семья традиционного (обычного) права стран Африки и Океании. Основные черты:
a. Неписанное право;
b. Архаичное, примитивное по своему содержанию право;
c. Основной источник – обычай, ритуал, миф;
d. Формы обеспечительной деятельности – поведенческая привычка;
e. Основной способ регулирования – запрет (табу);
f. Право носит нарядный, красочный характер и передается в форме устных традиций.
Вопрос №31: Право и мораль.
Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.
Право – это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Мораль – есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей
Нормы права – это обязательное для всех и формально определенное правило поведения.
Нормы морали – это правила поведения, которые регулируют общественные отношения на основании исторически складывающихся представлений о добре и зле, честном и бесчестном, справедливом и несправедливом.
Универсальные категории морали – «добро» и «зло», через которые оцениваются другие моральные понятия: честь, совесть, порядочность и т. п.
Соотношение между правом и моралью весьма непростое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих:
Ø Единства;
Ø Взаимодействия;
Ø Различия;
Ø Противоречия.
Право и мораль объединяют:
1. Единая основа – общечеловеческая система социальных ценностей и представлений о добре, справедливости, честности, равноправии и т. д.;
2. Нормативно–регулятивный характер – право и мораль выступают в качестве определителей границ поведения людей в типичных жизненных ситуациях:
a. Единый объект регулирования – общественные отношения;
b. Достижение одинаковых конечных целей – социально полезного развития общества;
c. Фундаментальные общеисторические ценности и показатели уровня развития социальной и культурной жизни общественно–политической системы.
Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:
Ø Право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;
Ø Правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;
Ø Право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;
Ø Взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;
Ø Право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;
Ø Правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;
Ø Мораль выступает в качестве ценностного критерия права.
Различия между ними заключаются в:
Ø Разных способах и субъектах формирования (право создается в особом порядке государством непосредственно либо с его санкции, а мораль – стихийно всем обществом);
Ø Характере и способе воздействия на сознание, поведение людей (мораль выступают в качестве внутреннего регулятора поведения и духовной жизни личности, а право регулирует отношения по поводу субъективных прав и юридических обязанностей);
Ø Формах внешнего выражения (право официально и письменно закрепляется в юридических актах государства, а мораль существует только в сознании людей);
Ø Методах и средствах обеспечения реализации (право обеспечивается государством, а мораль – общественным мнением);
Ø Требованиях и оценочных критериях (право регулирует только внешние поступки людей, а мораль предъявляет более высокие требования и оценивают поступки с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости).
Взаимодействие права и морали проявляется в схожем регулировании общественных отношений, формировании у населения должной юридической и нравственной культуры, ответственности, правосознания.
Противоречие между правом и моралью может выражаться:
Ø В несовпадении интересов общества и государства;
Ø В различных методах регулирования;
Ø В разнице критериев оценки поведения;
Ø В расхождении между правом и моралью вследствие развития общественной жизни и государства;
Ø В неравномерном развитии норм морали и норм права и т.д.