Вопрос №29: Внутригосударственное и международное право.
Внутригосударственное, т.е. национальное, право и международное право представляют собой две различные, самостоятельные системы права. Это означает, что эти системы права имеют в своей характеристике как общие черты, так и особенности. Внутреннее право государства регулирует отношения внутри страны, на ее территории. Международное право есть совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами.
Институты международного права формируются путем согласования позиций участников международных отношений. Международное право не входит в систему внутригосударственного права, оно занимает наднациональное положение. С другой стороны, международное и внутреннее право взаимосвязаны между собой. Международные принципы и нормы, международные договоры в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены внутренним законодательством, то применяются правила международного договора. Конституции многих государств содержат нормы, в соответствии с которыми любое лицо может обратиться в межгосударственные органы по защите прав человека, при этом вступают в действие принципы международного процессуального права.
«Существует два основных подхода к решению вопроса о соотношении международного права и внутригосударственного: монистический, согласно которому международное и внутригосударственное право рассматриваются как части единой системы, и дуалистический, согласно которому международное и внутригосударственное право - это две различные правовые системы». Следует отметить, что дуалистическая теория более четкая, способная ограничить МП от ВГП. Так, согласно дуалистической теории, субъектами МП являются государства, нации и м/н организации, а субъектами ВГП является физические и юридические лица.
Международное право делится на международное публичное и международное частное право. Первое регулирует отношения между государствами и международными организациями, второе - гражданско-правовые отношения с участием иностранного элемента (иностранных физических и юридических лиц).
Различия:
Ø в международном праве его субъектами являются государства, нации и международные организации, а во внутригосударственном праве к таковым относятся физические и юридические лица.
Ø для субъекта международного права характерны отношения равенства, сотрудничества, для внутригосударственного субъекта – отношения властвования, управления.
Ø нормы в международном праве создаются самими субъектами МП, и прежде всего государствами. Во внутригосударственном праве нормы создаются национальными органами власти, например, парламентом.
Механизм взаимодействия МП с ВГП выглядит след образом:
1. Трансформация – осуществление государством норм МП посредством издания национальных нормативных актов (например, акт о ратификации международного договора);
2. Рецепция – нормы национального права текстуально повторяют нормы МП, конкретизируют их, учитывая особенности социального строя государства;
3. Инкорпорация – включение норм МП в ВГП;
4. отсылка – во внутреннем акте гос-ва может быть применена отсылка к МП.
Для формирования устойчивой правовой системы необходимо чтобы ВГП было согласовано с МП.
С международным механизмом взаимодействует внутригосударственный механизм, элементами которого являются законы и иные НПА, предназначенные для развития в соответствии с международными предписаниями национального законодательства, для обеспечения выполнения договорных норм, и органы государства, обладающие компетенцией в сфере выполнения международных обязательств. Неисполнение международных обязательств, нарушение согласованных государствами международных норм влечет за собой или должно повлечь международно-правовую ответственность.
Для РФ, как и для всех (или большинства) государств, имеют императивное юридическое значение такие универсальные акты, как Устав ООН, Венская конвенция о дипломатических сношениях, Конвенция ООН о международной купле – продаже товаров и другие. МП благодаря особой целенаправленности некоторых его норм участвует в регулировании внутригосударственных отношений, действует в сфере национального правопорядка. В теории разработаны аргументы в пользу концепции разграничения, создаваемого государством права и применяемого государством и в государстве права. Первый комплекс образуют собственные нормы данного государства, принятые в установленном порядке его органами или в результате референдума и облеченные в соответствующую форму (конституция, законы, указы, постановления и т.д.). Второй комплекс значительно шире и сложнее, поскольку наряду с собственным правом государства он охватывает те нормы, которые находятся за пределами этого права, но либо специально предназначены для действия в сфере национальной юрисдикции, либо могут быть использованы в указанной сфере. К ним относятся нормы МП, а также отдельные нормы иностранного права, применение которых предусматривается или допускается законами и международными договорами. Таково, например, предписание ч. 5 ст. 11 ГПК РФ: «Суд в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ при разрешении дел применяет нормы иностранного права».
МП и внутригосударственное право взаимодействуют в двух формах: во – первых, МП оказывает влияние на создание и содержание НА государства; во – вторых, признанные государством международные договоры и нормы обладают способностью прямого действия, могут непосредственно применяться в соответствующих внутригосударственных отношениях. В этом смысл формулы Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы МП и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы».