Вопрос №26: Типология государств.
Тип государства – это общие черты различных государств, система их свойств, характеризующаяся общими признаками.
Типология государства – это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих гос. на группы, дающие возможность раскрыть их социальную сущность.
Типология проводится в основном с двух подходов: формационного и цивилизационного.
Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (Маркс, Энгельс).
Выделяют следующие формационные типы государства:
Ø рабовладельческое государство – есть орудие поддержания власти над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел прав, фактически говорящее орудие труда;
Ø феодальное государство – диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков;
Ø буржуазное государство – диктатура буржуазии, сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство);
Ø социалистическое государство появление социалистического гос-ва связывалось с осуществлением социальной революции, возглавляемой рабочим классом, с установлением диктатуры пролетариата.
Первые три типа охватываются родовым понятием – эксплуататорское государство, сущность которого в подавлении и эксплуатации одного класса над другим.
Социалистическое – это антиэксплуататорское, исторически последний тип государства, который по мнению Маркса, постепенно отмирает, выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.
Достоинства формационной типологии:
Ø продуктивная идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество
Ø показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.
Смена одного типа другим - процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций, более прогрессивный нежели предыдущий.
Недостатки формационной типологии:
Ø она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью;
Ø недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные).
В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители Тойнби, Шпенглер, Вебер.
Цивилизация – есть замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.
В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:
1. Первый этап – локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);
2. Второй этап – особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.
3. Третий этап – современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.
Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового процесса, а внутри отдельной цивилизации, которая является как бы ветвями дерева, сосуществующими друг с другом. Движущей силой круговорота является творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Прогресс в духовном совершенстве поколений людей.
Достоинства цивилизационного подхода:
Ø Определены духовные факторы, как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях;
Ø В связи с расширением диапазона духовных критериев, получается более географически заземленная типология государств.
Недостатки цивилизационного подхода:
Ø Недооцениваются социально-экономические факторы, зачастую определяющие политику конкретной страны;
Ø Выделяя идеально-духовные факторы в качестве признаков цивилизации, авторы дают типологию не государства, а общества.
Государство это полит. часть общества, которая имеет свои критерии, не совпадающие с критериями общества, как более широкого понятия.
Типология государства является способом познания, поэтому формационный и цивилизационный подходы дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Данные подходы могут и должны применяться и отдельно и в комплексе друг с другом.