Вопрос №24: Теории происхождения государства.
(I) Теологическая (божественная) теория. Провозглашает государство продуктом Божественного творения. Власть государства является священным, любое посягательство рассматривалось как покушение на Божество. (Авторы: Фома Аквинский, Святой Августин, Иаан Злотоус, Маритен (Соварем)).
Теологическая теория призывает:
Ø Принять государство и власть как данность, полученную свыше;
Ø Признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);
Ø Полностью и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монархам и государству; не пытаться изменить установленный Богом порядок.
Достоинства данной теории:
Ø Способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;
Ø Препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.
Недостаток теории в том, что она не основана на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.
(II) Патриархальная теория. Государство считается продуктом разрастания или увеличение семьи. Глава государства – патриарх (глава семьи), поданные-дети. (Авторы: Платон, Аристотель, Жан Боден, Роберт Фильмар). Государственная власть, в соответствии с патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя для народа – это как власть отца в семье.
(III) Патримониальная теория. (Автор: Гаммер). Государство является результатом собственности на землю. Тот, кто владеет землей- владыка, поданные – арендаторы. Он считал, что государство произошло от права собственности на землю (патримониум). В этой связи из права владения землей власть автоматически распространяется на всех людей, проживающих на данной земле.
(IV) Экономическая теория. Государство – результат развития экономических отношений. (Авторы: Фулье, Сен-Симон). У истоков этой теории – взгляды Платона, обосновавшего причины происхождения государства обстоятельствами разделения труда и обособлением деятельности по руководству обществом. Впоследствии английские экономисты (прежде всего, Сен-Симон).
(V) Теория насилия. Теория внешнего насилия (Авторы: Гумплович, Каутский). По мнению авторов, государство является продуктом вооруженного захвата одного племени другим).
1. Этап – вооруженного захвата.
2. Этап – расслоение общества, победители образуют аристократию.
3. Этап – усиление социальных противоречий. Влечение военного господства.
4. Этап – замена военного господства господством правовым, создание единой нации, уменьшение противоречий.
5. Этап – создание единого национального гос.
Теория внутреннего насилия. (Автор: Дюринг – видел причину образования государства насилием одной части общества по отношению к др., большей к меньшим).
(VI) Классовая (марксистская) теория. (Авторы: Марк, Энгельс). Государство является продуктом классовой борьбы, результатом противостояния антагонистических классов. Энгельс определил государство как аппарат насилия, господствующего по отношению к угнетенному классу.
Данная теория включает 2 подхода:
1. Господствующая в советской науке роль отводилась возникновению классов, противоречиям между ними, непримиримой классовой борьбе. Гос-во возникает как продолжение этой непримиримости.
2. В результате экономического развития усложняется само общество, его производительные и распределительные сферы. Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:
a. Произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);
b. Возник прибавочный продукт;
c. В результате присвоения чужого труда общество расслоилось на классы – эксплуатируемых и эксплуататоров;
d. Появились частная собственность и публичная власть.
e. Для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения – государство.
(VII) Теория общественного договора. (Авторы: Томас Гоббс, Джон Локк, Жан Жак Руссо, Гольбах, Радищев). Государство считается результатом общественного договора. Гоббс считал состоянием человечества, предшествовавшим заключению договора, являлась «война всех против всех». Локк считал естественным состоянием человечества как доброжелательности и мира. Руссо – «золотой век». Суть естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый «общественный договор», который состоит в следующем:
· Первоначально люди находились в до государственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.);
· Каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к «войне всех против всех», в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;
· Чтобы этого не случилось, люди заключили «общественный договор», в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;
· В результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты – государство.
(VIII) Органическая теория. (Автор: Спенсер) Государство – это продукт борьбы за выживание в соц. сфере. Суть в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:
· люди образуют государство, как клетки - живой организм;
· государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т. д.;
· между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская империя, в XVIII в. – Великобритания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т. д.).
Достоинства органической теории:
· Восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма;
· Признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;
· Оригинальность теории.
Недостатки органической теории:
· Прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;
· Сильное влияние дарвинизма;
· Отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.
(IX) Ирригационная (водная, гидравлическая) теория. (Автор: Виттфогель). Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация).
Крестьянин-индивидуалист не могли использовать самостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого необходима была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.
В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янцзы) и имели в своем появлении ирригационную основу.
(X) Психологическая теория. (Авторы: Л. И. Петражицкий (1867 - 1931), Фрейд и Г.Тард). Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека.
Под этими свойствами подразумеваются: желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным; желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми; способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле; желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.
(XI) Расовая теория. Согласно этой теории, в мире существуют «высшие» расы, которые призваны господствовать, и «низшие», которым самой природой предназначено находиться в подчинении у «высших» рас. Появление государства, по логике сторонников этой теории, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими.
(XII) Инцестная (половая) теория. Запрет инцеста (кровосмешения) близких родственников является исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и в последующем возникновении государства (Автор: Леви-Стросс).
(XIII) Спортивная теория. Возникновение государства напрямую связано с происхождением игр и физических упражнений, а также спорта в целом (Авторы: Ортега X. Гассет)
(XIV) Диффузная теория.Государство возникает в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался (XIX-XX века) (Автор: Гребнер).
(XV) Теория специализации. Государство – это результат возникновения специализации в сфере управленческой (политической специализации), которая имело место наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией).