Вопрос №7: Методы познания, применяемые теорией государства и права.
Методология – это совокупность методов в науке.
Метод ТГП – приемы, способы изучения гос.-правовых явлений, которые используются в данной науке.
Методология юридической науки – это учение о том, как, какими путями и способами, с помощью каких философских начал необходимо изучать государственно-правовые явления. Таким образом, методология юридической науки – это обусловленная философским мировоззрением система теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования, которые применяются для получения новых знаний, объективно отражающих государственно-правовую действительность.
Классификация:
(I) Всеобщие, философские методы, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления.
1. Метафизика - рассматривающую государство и право, как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику - материалистическую (с помощью этого метода осуществляется процесс познания, в котором абстракция превращается в знание конкретной всеобщности) и идеалистическую:
a. прагматизм – философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях;
b. интуитивизм - направление в философии, признающее в интуиции наиболее достоверное средство познания и отвергающее формализацию акта познания в других философских направлениях;
c. аксиологический метод – анализ гос-ва и права как специфических ценностей, с помощью которых социальная группа или общество в целом регулируют соответствующие типы поведения отдельных лиц.
2. Диалектика – это основной метод философского познания метода, представляет собой учение о всеобщем развитии и взаимодействии.
Законы диалектики:
· Единства и борьбы противоположности – проявляется в единстве и противоборстве гос- правовых явлений. Государство создает право, обеспечивает его реализацию, постоянно пытаясь выйти за рамки правовых предписаний. При раскрытии действия этого закона он (Энгельс) подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность
· Перехода количественных изменений в качественные, Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой, и количественными показателями. «Демонстрацией» качественной и количественной определенности выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок – это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.
· Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления первоначального уничтожения старого качества, после переосмысления его и принятия в какой-то мере того, или чего-нибудь из того, что было накоплено на предшествующей ступени. Т.о., каждый виток процесса развития становится иным по своему содержанию и направлению, развитие продвигается закручиванием.
(II) Общенаучные методы:
· Анализ – разложение на составляющие;
· Синтез – объединение в единое целое;
· Индукция – рассуждения от частных аспектов к общим;
· Дедукция – размышления от общего к частному;
· Восхождения от общего к частному и от частного к общему;
· Аксиоматический;
· Абстрагирование;
· Системный подход – любое явление может рассматриваться как система, т.е. способ познания, который направлен на раскрытие целостности объекта и выявление различных типов связи в изучаемом объекте (например, при изучении функций государственного аппарата, политической системы, норм права, правонарушения и др.);
· Функциональный метод – это такой способ познания, с помощью которого выясняется соотношение функций у3к4одних социальных явлений по отношению к другим (например, при изучении функций государства и права, юридической ответственности и других государственно-правовых явлений).
(III) Частно-научные методы:
Частноправовые методы (используемые юриспруденцией).
1. Метод сравнительного правоведения и сравнительно государство ведения – компаративистика(сравнительно-историческое языкознание), изучающая правовые системы различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, их основных принципов и категорий;
2. Формально – юридические методы. Основан на внешние признаки государства и права. Предполагает знания определенных терминов, конструкций, правил, юридической техники. Позволяет определить юридические понятия, категории, выявить их признаки, толковать содержание правовых предписаний и т.п.;
3. Метод толкования – позволяет уяснить и разъяснить смысловое содержание юридических норм путем выхода за рамки их буквального смысла;
4. Статистический метод – позволяет получить количественные показатели и объективные характеристики того или иного государственно-правового явления;
5. Метод правового эксперимента и правового регулирования, моделирования
6. Системно-структурный изучает государство и право, как политический институт и процесс и др.
7. Сравнительно-правовой – позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы (законы, юридическую практику и т.д.) в целях выявления их общих и особенных свойств.