Управление экономикой и экономическим развитием
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева»
Кафедра государственного и муниципального управления
УТВЕРЖДАЮ
Директор ИЭиУ
______________ Н.Н. Голофастова
«____»_____________ 2015 г.
Рабочая программа дисциплины
Лекционные занятия
Темы лекций | Объем в часах | ||
Форма обучения | |||
очная | очно-заочная | заочная | |
Тема 1. Роль государства в современной экономике [1-4; 6; 8-10] | 0,5 | 0,5 | - |
Тема 2. Методы управления экономикой и экономическим развитием: государственный, региональный и муниципальный уровни [1-3; 5-7; 10] | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Тема 3. Управление антициклической, инвестиционной и денежной политикой в сфере государственного и муниципального управления [2-3; 5-7; 10] | 0,5 | ||
Тема 4. Управление антимонопольной политикой государства в современных условиях на государственном и муниципальном уровнях [2-3; 4; 6-7; 10] | 0,5 | ||
Тема 5. Государственный сектор в экономике: особенности и механизмы управления [1-3; 6-7; 9-10] | 0,5 | ||
Итого | 4/ 0,11 | 4/ 0,11 | 2/ 0,05 |
Практические занятия
Темы практических занятий | Объем в часах | ||
Форма обучения | |||
очная | очно-заочная | заочная | |
Тема 1. Роль государства в современной экономике [1-4; 6; 8-10] | |||
Тема 2. Методы управления экономикой и экономическим развитием: государственный, региональный и муниципальный уровни [1-3; 5-7; 10] | |||
Тема 3. Управление антициклической, инвестиционной и денежной политикой в сфере государственного и муниципального управления [2-3; 5-7; 10] | |||
Тема 4. Управление антимонопольной политикой государства в современных условиях на государственном и муниципальном уровнях [2-3; 4; 6-7; 10] | |||
Тема 5. Государственный сектор в экономике: особенности и механизмы управления [1-3; 6-7; 9-10] | |||
Итого | 14/ 0,39 | 14/ 0,39 | 6/ 0,17 |
4.3. Самостоятельная работа студента ОФО
Раздел дисциплины | Вид СРС | Трудо-емкость, ЗЕ |
Тема 1. Роль государства в современной экономике | Дз – изучение дополнительной литературы, подготовка к практическому занятию, подготовка к устному опросу по теме № 1 [1-4; 6; 8-10] | 0,25 |
Тема 2. Методы управления экономикой и экономическим развитием: государственный, региональный и муниципальный уровни | Дз – изучение дополнительной литературы, подготовка к практическому занятию, подготовка к устному опросу по теме № 2 [1-3; 5-7; 10] | 0,3 |
Тема 3. Управление антициклической, инвестиционной и денежной политикой в сфере государственного и муниципального управления | Дз – изучение дополнительной литературы, подготовка к практическому занятию, подготовка к устному опросу по теме № 3. Эссе [2-3; 5-7; 10] | 0,25 |
Тема 4. Управление антимонопольной политикой государства в современных условиях на государственном и муниципальном уровнях | Дз – изучение дополнительной литературы, подготовка к практическому занятию, подготовка к устному опросу по теме № 4. Эссе [2-3; 4; 6-7; 10] | 0,35 |
Тема 5. Государственный сектор в экономике: особенности и механизмы управления | Дз – изучение дополнительной литературы, подготовка к практическому занятию, подготовка к устному опросу по теме № 5. Эссе [1-3; 6-7; 9-10] | 0,35 |
Итого | 1,5 ЗЕ |
4.4. Самостоятельная работа студента заочной формы обучения
Заочная форма обучения предполагает самостоятельное изучение тем дисциплины «Управление экономикой и экономическим развитием» с целью развития самостоятельных навыков работы с научной и учебной литературой, источниками периодической печати.
Образовательные технологии
В ходе изучения дисциплины предусмотрено использование активных и интерактивных форм проведения занятий: деловые игры, метод презентаций и моделирования ситуаций, «мозговой штурм», работа в группах, выступление в роли обучающего и др.
Вид интерактивных занятий | Модули | Объем в часах | ||
Формы обучения | ||||
очная | очно-заочная | заочная | ||
Проблемная лекция, метод презентаций | Тема 1. Роль государства в современной экономике | - | ||
Метод презентаций, работа в группе, моделирование ситуаций, «мозговой штурм» | Тема 2. Методы управления экономикой и экономическим развитием: государственный, региональный и муниципальный уровни | |||
Проблемная лекция, метод презентаций, работа в группе, моделирование ситуаций, «мозговой штурм» | Тема 3. Управление антициклической, инвестиционной и денежной политикой в сфере государственного и муниципального управления | |||
Проблемная лекция, метод презентаций, работа в группе, моделирование ситуаций, «мозговой штурм» | Тема 4. Управление антимонопольной политикой государства в современных условиях на государственном и муниципальном уровнях | |||
«Мозговой штурм», работа в группе, метод презентаций | Тема 5. Государственный сектор в экономике: особенности и механизмы управления | |||
Итого |
Каждая практическая работа включает самостоятельную проработку теоретического материала. Проведение работы включает этапы:
1. Постановка целей и задач практической работы.
2. Выполнение практической работы.
3. Демонстрация результатов выполнения практической работы и разбор ошибок.
4. Устранение ошибок и оценивание выполненной работы.
При организации самостоятельной работы создаются условия для максимально самостоятельного выполнения работ. Проведение самостоятельной работы включает этапы: выполнение практического задания, демонстрация результатов выполнения задания, написание эссе, докладов на конференцию устранение ошибок и оценивание выполненной работы.
Помимо этого, студенты самостоятельно подыскивают дополнительный материал для подготовки к практическим занятиям, при написании эссе.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Оценочными средствами для текущего контроля выступают: устные опросы по контрольным вопросам к каждой теме, письменные опросы по домашним заданиям (подготовка к практическим занятиям, изучение дополнительной литературы), написание эссе, вопросы для подготовки к зачету, задания для практических занятий.
Примеры оценочных форм и средств
Тематика эссе:
Примеры практических заданий
Задание 1. Дайте определения понятиям, относящимся к изучаемому предмету.
ВВП
Естественная монополия
Инвестиционный мультипликатор
Олигополия
Природопользование
Социальная политика
Социальное партнерство
Транзакция
Финансово-промышленная группа
Хозяйственная система
Ценная бумага
Эффективное государство
Задание 2. Пример деловой игры.
Необходимо разделить группу на 2 подгруппы и проанализировать взгляды магистрантов на роль и функции государства в современных социально-экономических процессах в России, с их последующей 3-х минутной презентацией «Программа экономического развития России».
Задание 3. Прогнозирование ситуации.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики по источникам средств от приватизации государственного и муниципального имущества с 2007 по 2012 год включительно было приватизировано государственно и муниципальной собственности на сумму 850107,4 миллионов рублей. Проанализируйте структуру источников, определите динамику поступлений денежных средств от приватизации за 5 лет и определите источники, поступления от которых можно увеличить.
6.2. Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Управление экономикой и экономическим развитием»
1. Роль государства в экономике – генезис, развитие и современное состояние.
2. Общие задачи и функции государства и муниципалитетов в современной экономике.
3. Основные пути повышения эффективности государственного влияния на экономику.
4. Особенности государственного регулирования экономики на федеральном и муниципальном уровнях.
5. Объективная необходимость, причины, формы и методы государственного регулирования экономики.
6. Объекты и цели государственного воздействия на управление экономикой.
7. Инструментарий государственного и муниципального управления экономикой.
8. Государственное регулирование в сфере государственного и муниципального управления – экономическая сущность, функции и принципы.
9. Стабилизация экономического развития и антикризисная политика как основная задача и важнейший приоритет управления экономикой.
10. Экономическое содержание и основные принципы инвестиционной политики государства.
11. Государственная структурная политика, методы ее реализации и влияние на экономическую динамику.
12. Сущность, генезис, цели и задачи антимонопольной политики государства.
13. Антимонопольная деятельность и регулирование естественных монополий в России.
14. Современное антиинфляционное государственное регулирование.
15. Экономический закон денежного обращения и его объективные требования к государственному регулированию количества денег в обращении.
16. Активная и адаптационная антиинфляционной политики государства.
17. Денежно-кредитные средства и их роль в государственном регулировании экономики.
18. Необходимость и сущность государственного регулирования собственности в социально-ориентированной рыночной экономике.
19. Национализация собственности – цели, основания, варианты, масштабы, проблемы.
20. Роль и место приватизации в системе государственного и муниципального управления.
6.3. Варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Вариант контрольной работы совпадает с последней цифрой номера зачетной книжки студента (цифре «0» соответствует 10 вариант).
Вариант 1.
Формирование и использование фондов денежных средств с целью смягчения антициклической нагрузки на экономику.
Вариант 2.
Примеры эффективной инвестиционной политики по отраслям экономики.
Вариант 3.
Основные задачи государства в современной экономике. Их объективная основа
Вариант 4.
Современные формы и методы государственного регулирования экономики в России.
Вариант 5.
Поддержание конкурентной среды на муниципальном и региональном уровнях.
Вариант 6.
Стандарты применения антимонопольных норм на федеральном уровне.
Вариант 7.
Олигополия или монополия на примере одной из отраслей вашего региона.
Вариант 8.
Социально-экономическое программирование.
Вариант 9.
Влияние государственных корпораций на экономику страны.
Вариант 10.
Отраслевые составляющие государственного сектора экономики.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
«Управление экономикой и экономическим развитием»
7.1. Основная литература:
1. Пикулькин, А. В. Система государственного управления [Электронный ресурс]: учебник для вузов / А. В. Пикулькин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 640 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/114499/.
2. Райзберг, Б. А. Целевые программы в системе государственного управления экономикой [Электронный ресурс] / Б. А. Райзберг. – М.: Лаборатория книги, 2012. – 332 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=96473.
3. Сухарев, О. С. Управление экономикой. Введение в теорию кризисов и роста [Электронный ресурс] / О. С. Сухарев. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 280 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=220243.
7.2. Дополнительная литература:
4. Борисов, Е. Ф. Экономика: учебник и практикум для бакалавров: [для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. и техн. специальностям] / Е. Ф. Борисов. – М.: Юрайт , 2012. – 596 с
5. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. и техн. специальностям / Е. Ф. Борисов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование , 2008. – 391 с.
6. Васильев, В. П. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие для студ. спец. «Гос. и мун. управление / В. П. Васильев. – М.: Дело и Сервис , 2010. – 176 с.
7. Государственное регулирование рыночной экономики [Электронный ресурс]: учебник / В. Н. Архангельский [и др.]; под ред. В. И. Кушлина; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: РАГС, 2010. – 614 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/112086/.
8. Курс экономики: учебник для студ. вузов / под ред. Б. А. Райзберга. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 672 с.
9. Маркова, С. В. Государственное управление экономикой и корпоративный менеджмент [Электронный ресурс] / С. В. Маркова, Б. А. Райзберг. – М.: Pro forma, 2011. – 320 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=95939.
10. О модернизации государственной системы управления экономическим развитием в России [Электронный ресурс] / В. И. Якунин, С. С. Сулакшин, М. В. Вилисов, В. И. Кушлин. – М.: Научный эксперт, 2008. – 105 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=78197.
Аннотация рабочей программы
В процессе освоения учебной дисциплины обучающиеся изучают следующие ключевые вопросы:
1. Анализ рыночных сил.
2. Основы теории организации производства.
3. Конкурентная среда и принятие организацией решений о ценах и объемах производства.
4. Анализ экономического состояния организацией.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева»
Кафедра государственного и муниципального управления
УТВЕРЖДАЮ
Директор ИЭиУ
______________ Н.Н. Голофастова
«____»_____________ 2015 г.
Рабочая программа дисциплины
Управление экономикой и экономическим развитием
Направление подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
Трудоемкость дисциплины 2 ЗЕ
Форма обучения | Очная | Очно-заочная | Заочная |
Курс / Семестр | 1/2 | 1/2 | 1/2 |
Всего, ч | |||
Лекции, ч | |||
Практические занятия, ч | |||
Самостоятельная работа, ч | |||
Контрольная работа, семестр | - | - | 2/3 |
Форма промежуточной аттестации / семестр | Зачет / 2 | Зачет / 2 | Зачет / 3 |
Кемерово 2015
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавров 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
Рабочую программу составил профессор кафедры
государственного и муниципального управления _________________ П.Д. Косинский
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры государственного и муниципального управления «15» апреля 2015 г., протокол № 15
Зав. кафедрой ГиМУ _________________ Н.А. Заруба
Согласовано учебно-методической комиссией бакалавриата по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
протокол № 15, от «15» апреля 2015 г.
Председатель УМК по направлению подготовки
38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» ________________ Н.А. Заруба
1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель учебной дисциплины – формирование теоретических знаний о закономерностях развития современной экономики и общих принципах поведения организаций в условиях рынка.
Основные задачи учебной дисциплины:
- способствовать освоению содержания и принципов экономики как объекта управления;
- сформировать знания об основных методах анализа экономических проблем страны, региона, организаций, определить роль органов управления экономикой;
- выработать навыки применения теоретического инструментария к анализу основных направлений развития экономики, сценариев экономического развития организации.
2. Место дисциплины «Управление экономикой и экономическим развитием» в структуре ООП магистратуры
Дисциплина «Управление экономикой и экономическим развитием» относится к вариативной части М.1.В.8
Дисциплина соотносится с такими дисциплинами как «Государственное регулирование экономики, зарубежный опыт», «Экономика общественного сектора».
Изучение дисциплины «Управление экономикой и экономическим развитием» поможет в освоении таких дисциплин профессионального цикла как «Муниципальное управление и местное самоуправление», «Государственные и муниципальные финансы», «Управление проектами».
3. Компетенции обучающегося, которые формируются в результате освоения дисциплины Управление экономикой и экономическим развитием»
Освоение дисциплины направлено на формирование:
- общекультурных компетенций: ОК-2;
- общепрофессиональных компетенций: ОПК-1;
- профессиональных компетенций: ПК-8;
Знать:
- особенности действий в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;
- основы анализа, планирования и организации профессиональной деятельности;
- основы анализа и планирования в области государственного и муниципального управления;
- основы использования инструментов экономической политики;
Уметь:
- действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;
- анализировать, планировать и организовывать профессиональную деятельность;
- анализировать и планировать в области государственного и муниципального управления;
- использовать инструменты экономической политики;
Владеть:
- действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;
- способностью к анализу, планированию и организации профессиональной деятельности;
- способностью к анализу и планированию в области государственного и муниципального управления;
- навыками использования инструментов экономической политики;
4. Структура и содержание дисциплины «Управление экономикой и экономическим развитием»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 36 часов.
Лекционные занятия
Темы лекций | Объем в часах | ||
Форма обучения | |||
очная | очно-заочная | заочная | |
Тема 1. Роль государства в современной экономике [1-4; 6; 8-10] | 0,5 | 0,5 | - |
Тема 2. Методы управления экономикой и экономическим развитием: государственный, региональный и муниципальный уровни [1-3; 5-7; 10] | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Тема 3. Управление антициклической, инвестиционной и денежной политикой в сфере государственного и муниципального управления [2-3; 5-7; 10] | 0,5 | ||
Тема 4. Управление антимонопольной политикой государства в современных условиях на государственном и муниципальном уровнях [2-3; 4; 6-7; 10] | 0,5 | ||
Тема 5. Государственный сектор в экономике: особенности и механизмы управления [1-3; 6-7; 9-10] | 0,5 | ||
Итого | 4/ 0,11 | 4/ 0,11 | 2/ 0,05 |
Практические занятия
Темы практических занятий | Объем в часах | ||
Форма обучения | |||
очная | очно-заочная | заочная | |
Тема 1. Роль государства в современной экономике [1-4; 6; 8-10] | |||
Тема 2. Методы управления экономикой и экономическим развитием: государственный, региональный и муниципальный уровни [1-3; 5-7; 10] | |||
Тема 3. Управление антициклической, инвестиционной и денежной политикой в сфере государственного и муниципального управления [2-3; 5-7; 10] | |||
Тема 4. Управление антимонопольной политикой государства в современных условиях на государственном и муниципальном уровнях [2-3; 4; 6-7; 10] | |||
Тема 5. Государственный сектор в экономике: особенности и механизмы управления [1-3; 6-7; 9-10] | |||
Итого | 14/ 0,39 | 14/ 0,39 | 6/ 0,17 |
4.3. Самостоятельная работа студента ОФО
Раздел дисциплины | Вид СРС | Трудо-емкость, ЗЕ |
Тема 1. Роль государства в современной экономике | Дз – изучение дополнительной литературы, подготовка к практическому занятию, подготовка к устному опросу по теме № 1 [1-4; 6; 8-10] | 0,25 |
Тема 2. Методы управления экономикой и экономическим развитием: государственный, региональный и муниципальный уровни | Дз – изучение дополнительной литературы, подготовка к практическому занятию, подготовка к устному опросу по теме № 2 [1-3; 5-7; 10] | 0,3 |
Тема 3. Управление антициклической, инвестиционной и денежной политикой в сфере государственного и муниципального управления | Дз – изучение дополнительной литературы, подготовка к практическому занятию, подготовка к устному опросу по теме № 3. Эссе [2-3; 5-7; 10] | 0,25 |
Тема 4. Управление антимонопольной политикой государства в современных условиях на государственном и муниципальном уровнях | Дз – изучение дополнительной литературы, подготовка к практическому занятию, подготовка к устному опросу по теме № 4. Эссе [2-3; 4; 6-7; 10] | 0,35 |
Тема 5. Государственный сектор в экономике: особенности и механизмы управления | Дз – изучение дополнительной литературы, подготовка к практическому занятию, подготовка к устному опросу по теме № 5. Эссе [1-3; 6-7; 9-10] | 0,35 |
Итого | 1,5 ЗЕ |
4.4. Самостоятельная работа студента заочной формы обучения
Заочная форма обучения предполагает самостоятельное изучение тем дисциплины «Управление экономикой и экономическим развитием» с целью развития самостоятельных навыков работы с научной и учебной литературой, источниками периодической печати.
Образовательные технологии
В ходе изучения дисциплины предусмотрено использование активных и интерактивных форм проведения занятий: деловые игры, метод презентаций и моделирования ситуаций, «мозговой штурм», работа в группах, выступление в роли обучающего и др.
Вид интерактивных занятий | Модули | Объем в часах | ||
Формы обучения | ||||
очная | очно-заочная | заочная | ||
Проблемная лекция, метод презентаций | Тема 1. Роль государства в современной экономике | - | ||
Метод презентаций, работа в группе, моделирование ситуаций, «мозговой штурм» | Тема 2. Методы управления экономикой и экономическим развитием: государственный, региональный и муниципальный уровни | |||
Проблемная лекция, метод презентаций, работа в группе, моделирование ситуаций, «мозговой штурм» | Тема 3. Управление антициклической, инвестиционной и денежной политикой в сфере государственного и муниципального управления | |||
Проблемная лекция, метод презентаций, работа в группе, моделирование ситуаций, «мозговой штурм» | Тема 4. Управление антимонопольной политикой государства в современных условиях на государственном и муниципальном уровнях | |||
«Мозговой штурм», работа в группе, метод презентаций | Тема 5. Государственный сектор в экономике: особенности и механизмы управления | |||
Итого |
Каждая практическая работа включает самостоятельную проработку теоретического материала. Проведение работы включает этапы:
1. Постановка целей и задач практической работы.
2. Выполнение практической работы.
3. Демонстрация результатов выполнения практической работы и разбор ошибок.
4. Устранение ошибок и оценивание выполненной работы.
При организации самостоятельной работы создаются условия для максимально самостоятельного выполнения работ. Проведение самостоятельной работы включает этапы: выполнение практического задания, демонстрация результатов выполнения задания, написание эссе, докладов на конференцию устранение ошибок и оценивание выполненной работы.
Помимо этого, студенты самостоятельно подыскивают дополнительный материал для подготовки к практическим занятиям, при написании эссе.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Оценочными средствами для текущего контроля выступают: устные опросы по контрольным вопросам к каждой теме, письменные опросы по домашним заданиям (подготовка к практическим занятиям, изучение дополнительной литературы), написание эссе, вопросы для подготовки к зачету, задания для практических занятий.
Примеры оценочных форм и средств
Тематика эссе: