Управление экономикой и экономическим развитием

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева»

Кафедра государственного и муниципального управления

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИЭиУ

______________ Н.Н. Голофастова

«____»_____________ 2015 г.

Рабочая программа дисциплины

Лекционные занятия

Темы лекций Объем в часах
Форма обучения
очная очно-заочная заочная
Тема 1. Роль государства в современной экономике [1-4; 6; 8-10] 0,5 0,5 -
Тема 2. Методы управления экономикой и экономическим развитием: государственный, региональный и муниципальный уровни [1-3; 5-7; 10] 0,5 0,5 0,5
Тема 3. Управление антициклической, инвестиционной и денежной политикой в сфере государственного и муниципального управления [2-3; 5-7; 10] 0,5
Тема 4. Управление антимонопольной политикой государства в современных условиях на государственном и муниципальном уровнях [2-3; 4; 6-7; 10] 0,5
Тема 5. Государственный сектор в экономике: особенности и механизмы управления [1-3; 6-7; 9-10] 0,5
Итого 4/ 0,11 4/ 0,11 2/ 0,05

Практические занятия

Темы практических занятий Объем в часах
Форма обучения
очная очно-заочная заочная
Тема 1. Роль государства в современной экономике [1-4; 6; 8-10]
Тема 2. Методы управления экономикой и экономическим развитием: государственный, региональный и муниципальный уровни [1-3; 5-7; 10]
Тема 3. Управление антициклической, инвестиционной и денежной политикой в сфере государственного и муниципального управления [2-3; 5-7; 10]
Тема 4. Управление антимонопольной политикой государства в современных условиях на государственном и муниципальном уровнях [2-3; 4; 6-7; 10]
Тема 5. Государственный сектор в экономике: особенности и механизмы управления [1-3; 6-7; 9-10]
Итого 14/ 0,39 14/ 0,39 6/ 0,17

4.3. Самостоятельная работа студента ОФО

Раздел дисциплины Вид СРС Трудо-емкость, ЗЕ
Тема 1. Роль государства в современной экономике Дз – изучение дополнительной литературы, подготовка к практическому занятию, подготовка к устному опросу по теме № 1 [1-4; 6; 8-10] 0,25
Тема 2. Методы управления экономикой и экономическим развитием: государственный, региональный и муниципальный уровни Дз – изучение дополнительной литературы, подготовка к практическому занятию, подготовка к устному опросу по теме № 2 [1-3; 5-7; 10] 0,3
Тема 3. Управление антициклической, инвестиционной и денежной политикой в сфере государственного и муниципального управления Дз – изучение дополнительной литературы, подготовка к практическому занятию, подготовка к устному опросу по теме № 3. Эссе [2-3; 5-7; 10] 0,25
Тема 4. Управление антимонопольной политикой государства в современных условиях на государственном и муниципальном уровнях Дз – изучение дополнительной литературы, подготовка к практическому занятию, подготовка к устному опросу по теме № 4. Эссе [2-3; 4; 6-7; 10] 0,35
Тема 5. Государственный сектор в экономике: особенности и механизмы управления Дз – изучение дополнительной литературы, подготовка к практическому занятию, подготовка к устному опросу по теме № 5. Эссе [1-3; 6-7; 9-10] 0,35
Итого 1,5 ЗЕ

4.4. Самостоятельная работа студента заочной формы обучения

Заочная форма обучения предполагает самостоятельное изучение тем дисциплины «Управление экономикой и экономическим развитием» с целью развития самостоятельных навыков работы с научной и учебной литературой, источниками периодической печати.

Образовательные технологии

В ходе изучения дисциплины предусмотрено использование активных и интерактивных форм проведения занятий: деловые игры, метод презентаций и моделирования ситуаций, «мозговой штурм», работа в группах, выступление в роли обучающего и др.

Вид интерактивных занятий Модули Объем в часах
Формы обучения
очная очно-заочная заочная
Проблемная лекция, метод презентаций Тема 1. Роль государства в современной экономике -
Метод презентаций, работа в группе, моделирование ситуаций, «мозговой штурм» Тема 2. Методы управления экономикой и экономическим развитием: государственный, региональный и муниципальный уровни
Проблемная лекция, метод презентаций, работа в группе, моделирование ситуаций, «мозговой штурм» Тема 3. Управление антициклической, инвестиционной и денежной политикой в сфере государственного и муниципального управления
Проблемная лекция, метод презентаций, работа в группе, моделирование ситуаций, «мозговой штурм» Тема 4. Управление антимонопольной политикой государства в современных условиях на государственном и муниципальном уровнях
«Мозговой штурм», работа в группе, метод презентаций Тема 5. Государственный сектор в экономике: особенности и механизмы управления
Итого


Каждая практическая работа включает самостоятельную проработку теоретического материала. Проведение работы включает этапы:

1. Постановка целей и задач практической работы.

2. Выполнение практической работы.

3. Демонстрация результатов выполнения практической работы и разбор ошибок.

4. Устранение ошибок и оценивание выполненной работы.

При организации самостоятельной работы создаются условия для максимально самостоятельного выполнения работ. Проведение самостоятельной работы включает этапы: выполнение практического задания, демонстрация результатов выполнения задания, написание эссе, докладов на конференцию устранение ошибок и оценивание выполненной работы.

Помимо этого, студенты самостоятельно подыскивают дополнительный материал для подготовки к практическим занятиям, при написании эссе.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценочными средствами для текущего контроля выступают: устные опросы по контрольным вопросам к каждой теме, письменные опросы по домашним заданиям (подготовка к практическим занятиям, изучение дополнительной литературы), написание эссе, вопросы для подготовки к зачету, задания для практических занятий.

Примеры оценочных форм и средств

Тематика эссе:

Примеры практических заданий

Задание 1. Дайте определения понятиям, относящимся к изучаемому предмету.

ВВП

Естественная монополия

Инвестиционный мультипликатор

Олигополия

Природопользование

Социальная политика

Социальное партнерство

Транзакция

Финансово-промышленная группа

Хозяйственная система

Ценная бумага

Эффективное государство

Задание 2. Пример деловой игры.

Необходимо разделить группу на 2 подгруппы и проанализировать взгляды магистрантов на роль и функции государства в современных социально-экономических процессах в России, с их последующей 3-х минутной презентацией «Программа экономического развития России».

Задание 3. Прогнозирование ситуации.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики по источникам средств от приватизации государственного и муниципального имущества с 2007 по 2012 год включительно было приватизировано государственно и муниципальной собственности на сумму 850107,4 миллионов рублей. Проанализируйте структуру источников, определите динамику поступлений денежных средств от приватизации за 5 лет и определите источники, поступления от которых можно увеличить.

6.2. Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Управление экономикой и экономическим развитием»

1. Роль государства в экономике – генезис, развитие и современное состояние.

2. Общие задачи и функции государства и муниципалитетов в современной экономике.

3. Основные пути повышения эффективности государственного влияния на экономику.

4. Особенности государственного регулирования экономики на федеральном и муниципальном уровнях.

5. Объективная необходимость, причины, формы и методы государственного регулирования экономики.

6. Объекты и цели государственного воздействия на управление экономикой.

7. Инструментарий государственного и муниципального управления экономикой.

8. Государственное регулирование в сфере государственного и муниципального управления – экономическая сущность, функции и принципы.

9. Стабилизация экономического развития и антикризисная политика как основная задача и важнейший приоритет управления экономикой.

10. Экономическое содержание и основные принципы инвестиционной политики государства.

11. Государственная структурная политика, методы ее реализации и влияние на экономическую динамику.

12. Сущность, генезис, цели и задачи антимонопольной политики государства.

13. Антимонопольная деятельность и регулирование естественных монополий в России.

14. Современное антиинфляционное государственное регулирование.

15. Экономический закон денежного обращения и его объективные требования к государственному регулированию количества денег в обращении.

16. Активная и адаптационная антиинфляционной политики государства.

17. Денежно-кредитные средства и их роль в государственном регулировании экономики.

18. Необходимость и сущность государственного регулирования собственности в социально-ориентированной рыночной экономике.

19. Национализация собственности – цели, основания, варианты, масштабы, проблемы.

20. Роль и место приватизации в системе государственного и муниципального управления.

6.3. Варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения

Вариант контрольной работы совпадает с последней цифрой номера зачетной книжки студента (цифре «0» соответствует 10 вариант).

Вариант 1.

Формирование и использование фондов денежных средств с целью смягчения антициклической нагрузки на экономику.

Вариант 2.

Примеры эффективной инвестиционной политики по отраслям экономики.

Вариант 3.

Основные задачи государства в современной экономике. Их объективная основа

Вариант 4.

Современные формы и методы государственного регулирования экономики в России.

Вариант 5.

Поддержание конкурентной среды на муниципальном и региональном уровнях.

Вариант 6.

Стандарты применения антимонопольных норм на федеральном уровне.

Вариант 7.

Олигополия или монополия на примере одной из отраслей вашего региона.

Вариант 8.

Социально-экономическое программирование.

Вариант 9.

Влияние государственных корпораций на экономику страны.

Вариант 10.

Отраслевые составляющие государственного сектора экономики.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
«Управление экономикой и экономическим развитием»

7.1. Основная литература:

1. Пикулькин, А. В. Система государственного управления [Электронный ресурс]: учебник для вузов / А. В. Пикулькин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 640 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/114499/.

2. Райзберг, Б. А. Целевые программы в системе государственного управления экономикой [Электронный ресурс] / Б. А. Райзберг. – М.: Лаборатория книги, 2012. – 332 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=96473.

3. Сухарев, О. С. Управление экономикой. Введение в теорию кризисов и роста [Электронный ресурс] / О. С. Сухарев. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 280 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=220243.

7.2. Дополнительная литература:

4. Борисов, Е. Ф. Экономика: учебник и практикум для бакалавров: [для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. и техн. специальностям] / Е. Ф. Борисов. – М.: Юрайт , 2012. – 596 с

5. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. и техн. специальностям / Е. Ф. Борисов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование , 2008. – 391 с.

6. Васильев, В. П. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие для студ. спец. «Гос. и мун. управление / В. П. Васильев. – М.: Дело и Сервис , 2010. – 176 с.

7. Государственное регулирование рыночной экономики [Электронный ресурс]: учебник / В. Н. Архангельский [и др.]; под ред. В. И. Кушлина; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: РАГС, 2010. – 614 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/112086/.

8. Курс экономики: учебник для студ. вузов / под ред. Б. А. Райзберга. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 672 с.

9. Маркова, С. В. Государственное управление экономикой и корпоративный менеджмент [Электронный ресурс] / С. В. Маркова, Б. А. Райзберг. – М.: Pro forma, 2011. – 320 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=95939.

10. О модернизации государственной системы управления экономическим развитием в России [Электронный ресурс] / В. И. Якунин, С. С. Сулакшин, М. В. Вилисов, В. И. Кушлин. – М.: Научный эксперт, 2008. – 105 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=78197.

Аннотация рабочей программы

В процессе освоения учебной дисциплины обучающиеся изучают следующие ключевые вопросы:

1. Анализ рыночных сил.

2. Основы теории организации производства.

3. Конкурентная среда и принятие организацией решений о ценах и объемах производства.

4. Анализ экономического состояния организацией.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева»

Кафедра государственного и муниципального управления

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИЭиУ

______________ Н.Н. Голофастова

«____»_____________ 2015 г.

Рабочая программа дисциплины

Управление экономикой и экономическим развитием

Направление подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

Трудоемкость дисциплины 2 ЗЕ

Форма обучения Очная Очно-заочная Заочная
Курс / Семестр 1/2 1/2 1/2
Всего, ч
Лекции, ч
Практические занятия, ч
Самостоятельная работа, ч
Контрольная работа, семестр - - 2/3
Форма промежуточной аттестации / семестр Зачет / 2 Зачет / 2 Зачет / 3

Кемерово 2015

 
  Управление экономикой и экономическим развитием - student2.ru

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавров 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

Рабочую программу составил профессор кафедры

государственного и муниципального управления _________________ П.Д. Косинский

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры государственного и муниципального управления «15» апреля 2015 г., протокол № 15

Зав. кафедрой ГиМУ _________________ Н.А. Заруба

Согласовано учебно-методической комиссией бакалавриата по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

протокол № 15, от «15» апреля 2015 г.

Председатель УМК по направлению подготовки

38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» ________________ Н.А. Заруба

1. Цель и задачи освоения дисциплины

Цель учебной дисциплины – формирование теоретических знаний о закономерностях развития современной экономики и общих принципах поведения организаций в условиях рынка.

Основные задачи учебной дисциплины:

- способствовать освоению содержания и принципов экономики как объекта управления;

- сформировать знания об основных методах анализа экономических проблем страны, региона, организаций, определить роль органов управления экономикой;

- выработать навыки применения теоретического инструментария к анализу основных направлений развития экономики, сценариев экономического развития организации.

2. Место дисциплины «Управление экономикой и экономическим развитием» в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Управление экономикой и экономическим развитием» относится к вариативной части М.1.В.8

Дисциплина соотносится с такими дисциплинами как «Государственное регулирование экономики, зарубежный опыт», «Экономика общественного сектора».

Изучение дисциплины «Управление экономикой и экономическим развитием» поможет в освоении таких дисциплин профессионального цикла как «Муниципальное управление и местное самоуправление», «Государственные и муниципальные финансы», «Управление проектами».

3. Компетенции обучающегося, которые формируются в результате освоения дисциплины Управление экономикой и экономическим развитием»

Освоение дисциплины направлено на формирование:

- общекультурных компетенций: ОК-2;

- общепрофессиональных компетенций: ОПК-1;

- профессиональных компетенций: ПК-8;

Знать:

- особенности действий в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;

- основы анализа, планирования и организации профессиональной деятельности;

- основы анализа и планирования в области государственного и муниципального управления;

- основы использования инструментов экономической политики;

Уметь:

- действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;

- анализировать, планировать и организовывать профессиональную деятельность;

- анализировать и планировать в области государственного и муниципального управления;

- использовать инструменты экономической политики;

Владеть:

- действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;

- способностью к анализу, планированию и организации профессиональной деятельности;

- способностью к анализу и планированию в области государственного и муниципального управления;

- навыками использования инструментов экономической политики;

4. Структура и содержание дисциплины «Управление экономикой и экономическим развитием»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 36 часов.

Лекционные занятия

Темы лекций Объем в часах
Форма обучения
очная очно-заочная заочная
Тема 1. Роль государства в современной экономике [1-4; 6; 8-10] 0,5 0,5 -
Тема 2. Методы управления экономикой и экономическим развитием: государственный, региональный и муниципальный уровни [1-3; 5-7; 10] 0,5 0,5 0,5
Тема 3. Управление антициклической, инвестиционной и денежной политикой в сфере государственного и муниципального управления [2-3; 5-7; 10] 0,5
Тема 4. Управление антимонопольной политикой государства в современных условиях на государственном и муниципальном уровнях [2-3; 4; 6-7; 10] 0,5
Тема 5. Государственный сектор в экономике: особенности и механизмы управления [1-3; 6-7; 9-10] 0,5
Итого 4/ 0,11 4/ 0,11 2/ 0,05

Практические занятия

Темы практических занятий Объем в часах
Форма обучения
очная очно-заочная заочная
Тема 1. Роль государства в современной экономике [1-4; 6; 8-10]
Тема 2. Методы управления экономикой и экономическим развитием: государственный, региональный и муниципальный уровни [1-3; 5-7; 10]
Тема 3. Управление антициклической, инвестиционной и денежной политикой в сфере государственного и муниципального управления [2-3; 5-7; 10]
Тема 4. Управление антимонопольной политикой государства в современных условиях на государственном и муниципальном уровнях [2-3; 4; 6-7; 10]
Тема 5. Государственный сектор в экономике: особенности и механизмы управления [1-3; 6-7; 9-10]
Итого 14/ 0,39 14/ 0,39 6/ 0,17

4.3. Самостоятельная работа студента ОФО

Раздел дисциплины Вид СРС Трудо-емкость, ЗЕ
Тема 1. Роль государства в современной экономике Дз – изучение дополнительной литературы, подготовка к практическому занятию, подготовка к устному опросу по теме № 1 [1-4; 6; 8-10] 0,25
Тема 2. Методы управления экономикой и экономическим развитием: государственный, региональный и муниципальный уровни Дз – изучение дополнительной литературы, подготовка к практическому занятию, подготовка к устному опросу по теме № 2 [1-3; 5-7; 10] 0,3
Тема 3. Управление антициклической, инвестиционной и денежной политикой в сфере государственного и муниципального управления Дз – изучение дополнительной литературы, подготовка к практическому занятию, подготовка к устному опросу по теме № 3. Эссе [2-3; 5-7; 10] 0,25
Тема 4. Управление антимонопольной политикой государства в современных условиях на государственном и муниципальном уровнях Дз – изучение дополнительной литературы, подготовка к практическому занятию, подготовка к устному опросу по теме № 4. Эссе [2-3; 4; 6-7; 10] 0,35
Тема 5. Государственный сектор в экономике: особенности и механизмы управления Дз – изучение дополнительной литературы, подготовка к практическому занятию, подготовка к устному опросу по теме № 5. Эссе [1-3; 6-7; 9-10] 0,35
Итого 1,5 ЗЕ

4.4. Самостоятельная работа студента заочной формы обучения

Заочная форма обучения предполагает самостоятельное изучение тем дисциплины «Управление экономикой и экономическим развитием» с целью развития самостоятельных навыков работы с научной и учебной литературой, источниками периодической печати.

Образовательные технологии

В ходе изучения дисциплины предусмотрено использование активных и интерактивных форм проведения занятий: деловые игры, метод презентаций и моделирования ситуаций, «мозговой штурм», работа в группах, выступление в роли обучающего и др.

Вид интерактивных занятий Модули Объем в часах
Формы обучения
очная очно-заочная заочная
Проблемная лекция, метод презентаций Тема 1. Роль государства в современной экономике -
Метод презентаций, работа в группе, моделирование ситуаций, «мозговой штурм» Тема 2. Методы управления экономикой и экономическим развитием: государственный, региональный и муниципальный уровни
Проблемная лекция, метод презентаций, работа в группе, моделирование ситуаций, «мозговой штурм» Тема 3. Управление антициклической, инвестиционной и денежной политикой в сфере государственного и муниципального управления
Проблемная лекция, метод презентаций, работа в группе, моделирование ситуаций, «мозговой штурм» Тема 4. Управление антимонопольной политикой государства в современных условиях на государственном и муниципальном уровнях
«Мозговой штурм», работа в группе, метод презентаций Тема 5. Государственный сектор в экономике: особенности и механизмы управления
Итого

Каждая практическая работа включает самостоятельную проработку теоретического материала. Проведение работы включает этапы:

1. Постановка целей и задач практической работы.

2. Выполнение практической работы.

3. Демонстрация результатов выполнения практической работы и разбор ошибок.

4. Устранение ошибок и оценивание выполненной работы.

При организации самостоятельной работы создаются условия для максимально самостоятельного выполнения работ. Проведение самостоятельной работы включает этапы: выполнение практического задания, демонстрация результатов выполнения задания, написание эссе, докладов на конференцию устранение ошибок и оценивание выполненной работы.

Помимо этого, студенты самостоятельно подыскивают дополнительный материал для подготовки к практическим занятиям, при написании эссе.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценочными средствами для текущего контроля выступают: устные опросы по контрольным вопросам к каждой теме, письменные опросы по домашним заданиям (подготовка к практическим занятиям, изучение дополнительной литературы), написание эссе, вопросы для подготовки к зачету, задания для практических занятий.

Примеры оценочных форм и средств

Тематика эссе:

Наши рекомендации