Без стран Балтии): формационные 5 страница
• геополитически Таджикистан расположен далеко от России и
не имеет с ней общей границы. Однако дестабилизация здесь об
становки (особенно на афгано-таджикской границе) способна
нарушить баланс сил во всем регионе и поставить под угрозу эко
номические и политические интересы России.
В этой многострадальной стране политическая борьба не отличима от межрегиональной, межклановой. Борьба ведется между тремя основными кланами: ленинабадским (Северный Таджикистан), каратегинским (горный район на юге республики) и куляб-ским (юг). В начале XXI в. ситуация в Таджикистане остается непредсказуемой и опасной. Любой конфликт, к сожалению, может инициировать расчленение республики и вызвать в свою очередь волну территориальных переделов в Центральной Азии, где границы носят условный характер.
Наибольшую геоэкономическую привлекательность для российского бизнеса представляют таджикские гидроэнергоресурсы. На территории бывшего СССР по своему гидроэнергопотенциалу республика уступала лишь обширной Восточной Сибири. Доступ российских производителей алюминия к таджикским ГЭС означал бы увеличение рыночной мощи и усиление конкурентных позиций на мировом рынке. Интересы российских алюминиевых холдингов таджикские власти обязуются учесть в будущей приватизации Таджикского алюминиевого завода.
Как видим, геополитические и геоэкономические интересы России в Таджикистане отнюдь не призрачны, а вполне осязаемы. Закрепившись на этом важном геополитическом плацдарме, Россия сможет гораздо активнее влиять на положение дел на всем Азиатском субконтиненте, что в свою очередь позволит ей проводить более независимую внешнюю политику и заставит ее геополитиче-
ских оппонентов (Китай, Саудовская Аравия, Турция, Афганистан и др.) более уважительно относиться к российским интересам.
На постсоветском геополитическом пространстве Центральной Азии присутствие России в Таджикистане позволит, во-первых, защитить интересы оставшейся, сравнительно многочисленной русскоязычной диаспоры. Гипотетический уход России из Таджикистана, скорее всего, приведет к паническим настроениям среди русских и русскоязычных, с одной стороны, и к усилению антирусских настроений у различного рода националистов и фундаменталистов — с другой. Во-вторых, поможет осуществлять эффективный контроль над проникновением наркотиков на территорию России, так как именно «золотой полумесяц» (Афганистан, Пакистан, Иран) является одним из крупнейших мировых производителей наркотиков-опиатов (прежде всего героина), а Таджикистан представляет собой главный перевалочный пункт наркоторговцев на пути из «золотого полумесяца» в Европу. В-третьих, российский бизнес может извлечь реальные дивиденды, способствующие развитию экономики Таджикистана. Таким образом, объективные интересы РФ и самого Таджикистана во многом совпадают.
Киргизия.Будучи составной частью СССР, Киргизия традиционно рассматривалась как второстепенный элемент в структуре советской Средней Азии, что отчасти подтверждалось ее статусом автономной республики в составе РСФСР (впоследствии повышенным до статуса союзной республики). Страна не обладает ни большим культурно-историческим наследием (в отличие от Узбекистана и Таджикистана), ни развитой индустрией (как Казахстан), ни большим природно-ресурсным потенциалом (как Туркменистан). Вследствие этого Киргизия вынуждена заниматься интенсивным поиском геополитических и геоэкономических «козырей» для успешного развития. Есть основания полагать, что политическая и экономическая ориентация Киргизии на Россию объясняется не только традиционными узами дружбы наших народов, но и прагматичными соображениями. По остроумному замечанию бывшего президента этого государства А.Акаева, высказанному в 90-е гг.: «Россия — это ледокол, не пойдешь в ее фарватере — льды раздавят». Как и смежный с юга Таджикистан, Киргизия включает в свои пределы почти исключительно горные пространства — Центральный и почти весь Западный Тянь-Шань, а на крайнем юге часть Памиро-Алая. Взгляд на географическую карту обнаруживает несколько «деформированную» геометрическую конфигурацию республики, территория которой в западной части как бы «вдавлена» Ферганской долиной, отошедшей к Узбекистану в результате национально-государственного размежевания. Выстраивая геополитическую стратегию, Киргизия не может не считаться со своим политико-географическим положением, во многом определяющимся общностью границ с Казахстаном (около 1 тыс. км), Узбе-
кистаном (около 800 км), Таджикистаном (около 700 км) и КНР (около 1 тыс. км).
Есть нюансы, однако, о которых географическая карта «умалчивает». Так, в пределах республики четко различаются две исторически сложившиеся части: север как культурный «осколок» Семиреченской области и юг как культурный «фрагмент» Ферганской области. Соответственно северная часть отличается оживленными связями с Южным Казахстаном (их соединяет железная и автомобильная дороги), а южная в большей мере интегрирована в «Ферганское» культурное пространство, имеет общие с Узбекистаном наземные коммуникации. Другой нюанс связан с очень крепкими узами добрососедских отношений казахов и киргизов, которых советская печать в начале XX в. ошибочно воспринимала даже как единый этнос. Отсюда явствует, что для РФ, не имеющей общей границы с горной республикой, Казахстан служит наиболее важным связующим «мостом».
Подобно Казахстану, численность населения республики заметно возросла в годы Великой Отечественной войны за счет эвакуированных людей (нередко вместе с предприятиями) и в результате депортации в республику народов из европейской части СССР. Вследствие этого удельный вес киргизов в республике сильно понизился — до 40%. После реабилитации депортированных народов и их массового отъезда на историческую родину, а также распада СССР и возникновения проблемы беженства доля киргизов стала повышаться. При этом сочетание прогрессирующей бедности и неопределенности перспектив для русскоязычного населения негативно влияет на динамику эмиграции последнего. Положение не могло изменить даже придание особого статуса русскому языку, так как плохое владение киргизским языком, безработица, экономические проблемы явно перевешивали чашу весов.
Ситуация осложняется неясностью стратегических путей развития национальной экономики и из-за проблем с источниками первоначального накопления капитала. Пересеченный рельеф лимитирует развитие земледелия, в меньшей степени — пастбищного животноводства (овцы, козы, лошади). Наибольший интерес для земледелия представляют немногочисленные долины — Чуйская, Таласская и киргизская часть интернациональной Ферганской долины. Горные реки (Нарын, Таласе, Чу и др.) служат источником электроэнергии и воды для ирригации. Местная экономика базируется главным образом на разведении тонкорунных и полутонкорунных овец, выращивании зерновых, свеклы, табака, а также на выпуске продукции легкой (шерстомоечная, шерстяная, кожевенная) и пищевой промышленности.
Подчеркнем главные географические особенности Киргизии: • подобно Таджикистану, Киргизия — высокогорная страна (1/3 территории лежит выше 3 000 м), что находит свое отражение в
жизненном укладе местного населения и хозяйстве страны (пастбищное животноводство, орошаемое земледелие в долинах и межгорных котловинах);
• киргизы (по вероисповеданию — мусульмане, но роль исла
ма, как и в Казахстане, выражена в общественной жизни слабо)
принадлежат к тюркской этнолингвистической группе народов,
хотя их далекие предки, мигрировавшие в предгорья Тянь-Шаня
из верховьев далекого Енисея, относились к монгольской группе
Алтайской семьи народов;
• индустрия республики не имеет четко выраженной междуна
родной специализации. Основной экономический район — Чуй-
ская долина, где производится 2/3 промышленной и большая часть
сельскохозяйственной продукции страны.
С точки зрения мирового сообщества, эта страна является глубокой провинцией, дальней периферией. Исходя из этой печальной реальности, киргизские власти понимают, что они не могут рассчитывать на большой интерес мирового бизнеса, учитывая бедность страны минеральными ресурсами экспортного значения. Тем не менее это центральноазиатское государство уже получило немалые западные кредиты, выделяясь среди своих соседей ярко выраженным демократическим имиджем властных структур. В отличие от авторитаристски настроенных руководителей некоторых соседних государств руководство Киргизии пытается следовать не на словах, а на деле демократическим, либеральным ценностям, и их попытки не остались незамеченными на Западе, где рассматривают Киргизию как пример, на котором можно доказать принципиальную возможность прививания западных либерально-демократических ценностей на центрально-азиатской почве.
В отличие от США Россия имеет к республике не только геополитический, но и геоэкономический, и геокультурный интерес. Наиболее привлекательным объектом для российского капитала является горнодобывающая промышленность, прежде всего — золотодобыча. Однако российский бизнес заинтересован также в приобретении крупных пакетов акций ведущих кыргызстанских предприятий обрабатывающей индустрии, в ряде случаев все еще сохраняющих производственные и инфраструктурные связи с российскими предприятиями.
Кроме объективных экономических условий у Киргизии есть еще одно обстоятельство, подталкивающее эту страну к тесному союзу с Россией. Около 30% населения республики — славяне, т.е. в 3 раза больше, чем в Узбекистане, Туркменистане и Таджикистане. Следовательно, Бишкек просто не может не учитывать «русский фактор», определяя внешнюю политику своего государства. В геополитическом отношении значение Киргизии для России определяется помимо всего прочего протяженной границей с
Китаем, опасностью расползания исламского фундаментализма на территорию Центральной Азии, а также повышенным вниманием к нему Запада.
Туркменистан.После завоевания Центральной Азии Россией, как известно, возник вопрос о разграничении приобретенной территории. Было принято решение не наследовать границы Бухарского эмирата, Хивинского ханства и Туркмении, а разделить Центральную Азию на Туркестанский край и Закаспийскую область. Власти исходили отчасти из того, что Туркестанский край был явно ориентирован «внутрь», чего нельзя было сказать о Закаспийской области, где ощущалось геополитическое влияние Персии и даже Афганистана. С высоты сегодняшнего «прозрения», разумность такого решения, разумеется, можно подвергнуть сомнению, поскольку в новых условиях оно существенно облегчает дрейф Туркменистана в сторону от России и служит своеобразным аргументом в пользу принятого этой страной статуса постоянного нейтралитета (ООН признала этот статус резолюцией от 12.12.1995).
Современный Туркменистан, почти равный по территории Франции, расположен на юго-западе Центральной Азии, примыкает к Каспию, граничит на юге с Ираном и Афганистаном, на севере и востоке — с Казахстаном и Узбекистаном. 9/10 его территории — это песчаная пустыня Кара-Кум, всегда сильно отягощавшая жизнь местного населения. Местное население концентрируется по периметру, вдоль границ с Узбекистаном (в среднем течении Амударьи и по левобережью), в долинах рек Мургаб и Тед-жен, в предгорных равнинах хребта Копетдаг и на Каспии, главным образом в районе Красноводского залива.
Учитывая «водный голод», советское правительство в 1947 г. приняло решение о строительстве Большого Каракумского канала (от среднего течения Амударьи к предгорьям Копетдага и далее к Красноводску на Каспийском побережье), призванного улучшить водоснабжение республики. Будучи одним из наиболее грандиозных гидротехнических сооружений в мире, этот канал одновременно стал образцом антиэкологичного решения проблемы из-за колоссальных объемов испарения воды с его поверхности. (В подобных термических условиях искусственные водотоки, как правило, сооружаются закрытыми, что минимизирует испарение и инфильтрацию воды.)
Долгие годы Туркменская Республика оставалась типичной сельскохозяйственной окраиной СССР, специализируясь на разведении овец и выращивании хлопка (особенно после сооружения Каракумского канала). Однако открытие огромных запасов нефти и газа резко изменило характер ее хозяйственной специализации и при сравнительно немногочисленном населении породило здесь надежды на скорое процветание (подобно странам Персидского залива).
Отметим главные особенности географии этого центрально-азиатского государства:
• географически Туркменистан — самая южная и одновремен
но самая западная страна региона, территориально приближен
ная к Ирану (протяженная общая граница) и к Турции, что в
значительной степени позволяет властям этой страны выстраи
вать «свою» геополитическую «игру»;
• Туркменистан — наиболее аридная страна нового зарубежья,
90 % ее территории занимают пустынные ландшафты. В связи с
этим характер расселения туркмен и рисунок сельского хозяйства
носят ярко выраженный оазисный характер. Жизненной пробле
мой является ирригация (причем вода как основной жизненный
ресурс «импортируется», пока не на коммерческой основе, из
соседних стран);
• туркмены относятся к тюркской группе народов и являются
приверженцами ислама. В социальной организации туркменского
общества обнаруживаются черты племенной организации;
• туркменская экономика базируется на добыче и экспорте природ
ного газа и нефти, а также выращивании хлопка и разведении овец.
Экономические отношения России и Туркменистана до последнего времени рассматривались главным образом через призму торговли газом. В РФ отдают ясный отчет в том, что Туркменистан — один из наиболее серьезных конкурентов России на мировом рынке газа и в меньшей мере нефти и что длительное время надеяться на сохранение нынешней конфигурации трубопроводной сети, ориентированной на Россию, вряд ли разумно. В связи с этим наша страна заинтересована в поиске путей долгосрочного стратегического партнерства двух крупных мировых экспортеров газа. С одной стороны, Туркмения заинтересована в диверсификации своей трубопроводной инфраструктуры, в частности в реализации транскаспийского трубопровода: Туркменистан —Азербайджан — Грузия — Турция — Европа. С другой стороны, новое правительство этой страны взяло курс на более широкое развитие мирохозяйственных связей, на установление более разносторонних и доверительных, чем прежде, отношений с Россией.
Контрольные вопросы и задания
1. Укажите основные составляющие центральноазиатской идентичности. 2. Почему этнокультурная близость узбеков и таджиков стоит выше существующих между этими народами этнолингвистических различий?
3. Сравните природно-ресурсный потенциал центральноазиатских госу
дарств. Оцените его с точки зрения геоэкономических интересов России.
4. В чем состоит уникальность Ферганской долины? 5. «Нарисуйте» сце
нарий будущих взаимоотношений нашей страны с центральноазиатски-
ми государствами с учетом ее геополитических, геоэкономических и гео
культурных интересов.
Глава 4
Восточная Азия: