Статуя Будды из Анурадхапуры. IV—V BB.
бицами, а также войнами с южно-индийскими государствами. Северная часть острова неоднократно подвергалась вторжениям с континента. Известно, например, о вторжении, происшедшем во II в. до н. э., когда тамилы из государства Чола захватили Раджаратгху и в Анурадхапуре воцарился их предводитель. Но царь южного царства Роханы (со столицей Махагамой) Дуттхатхага-мани (101—77 г. до н. э.) изгнал тамилов и распространил свою власть на весь остров. С именем этого царя связано множество эпических преданий. Около 43 г. до н. э. в условиях внутренних междоусобиц произошло новое вторжение тамилов, на этот раз из Пандьи; они были изгнаны 14 лет спустя. После этого в течение четырех с половиной веков Цейлон не подвергался разрушительным внешним нашествиям. Только в V в. н. э. одно из вторжений тамилов имело временный успех, и они в течение 30 лет (до 460 г.) владели северной частью острова. Их изгнание условно считается временем окончания древнего периода в истории Цейлона.
Основным занятием населения в период поздней древности стало земледелие.
Главной зерновой культурой был рис, кроме него возделывались бобовые, сахарный тростник, хлопок, выращивались перец, гвоздика и другие пряности, фрукты, кокосовые пальмы. В более засушливой северной части острова применялось искусственное орошение, обеспечивавшее устойчивые урожаи. Некоторые ирригационные системы были крупными сооружениями; так, при помощи искусственного пруда Миннерия орошалось до 1600 га. Развивались ремесла, горное дело, морские промыслы. Процветало производство металлов, хлопчатобумажных тканей, изделий из черепаховой кости, добывались жемчуг и драгоценные камни (рубины, сапфиры), внешняя торговля которыми была царской монополией. В значительном количестве добывалось золото. Показателем возросшего значения торговли было появление в III—II вв. до н. э. монет. В другие страны вывозились ткани, драгоценные камни, жемчуг, пряности, слоны; ввозились драгоценные и цветные металлы, художественная керамика, стекло, кони. Торговля поддерживалась не только с Индией, но и с Европой и Китаем. Уже в I в. н. э. из Цейлона посылались посольства в Рим и Китай. Свидетельством высокого уровня развития экономики можно считать наличие значительного количества довольно населенных городов.
Сельское население жило общинами. Как и в Индии и, вероятно, под ее влиянием возникли варны. Кроме царей и знати крупные хозяйства вели монастыри, получавшие большие земельные дарения и использовавшие труд рабов и общинников. Благодаря своему господству в идеологической сфере и значительным экономическим позициям буддийское духовенство добилось большого влияния и в политической жизни.
Насколько нам известно, все цейлонские государства были монархическими. В царских родах еще не утвердился определенный порядок престолонаследия, что способствовало частым кровавым междоусобицам, в которых активное участие принимали знать и монастыри; особенно важную роль играли монастыри Махавихара и Абхаягири (оба расположены недалеко от Анурадхапуры), постоянно между собой враждовавшие. Все же государства на Цейлоне к началу новой эры были прочно сложившимися. Они быстро восстанавли-
вались после внутренних потрясений и успешно сопротивлялись внешним врагам.
Распространение буддизма имело для Цейлона огромное значение, так как способствовало поддержанию постоянных контактов с Индией. Индийские буддисты-монахи принесли с собой письменность. В I в. до н. э. была записана буддийская религиозная литература в один сборник на языке пали — «Буддийский канон» («Типи-така» — «три корзины [священного закона]»), ставший священным писанием утвердившейся на Цейлоне хинаяны. Канон оказал воздействие на все жанры возникшей и развивавшейся сингальской литературы, а множество палийских слов и выражений проникло в местные разговорные языки. Архитектура и изобразительные искусства также испытывали постоянное индийское влияние.
Однако древнюю цейлонскую культуру нельзя считать простой копией индийской; она несомненно имела самостоятельное
значение. Запись многотомного «Буддийского канона» и создание обширной комментаторской литературы указывают на высокий уровень грамотности, литературной образованности и общей интеллектуальной атмосферы в стране. В первые века новой эры были созданы также сингальские и палийские исторические хроники, являющиеся важнейшим историческим источником, художественная литература. Развалины городов и отдельных строений (дворцов, монастырей, ступ) дают представление о высоком уровне строительного искусства древних цейлонцев, а некоторые оросительные сооружения (например, упоминавшийся выше пруд Миннерия), мосты и дороги, созданные в древности, используются и поныне. О высоком уровне изобразительного искусства свидетельствуют статуи (главным образом Будды), наскальные росписи в Сигирии (V в. н. э.) и другие дошедшие до нас образцы творчества народов Древнего Цейлона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ К РАЗДЕЛУ IV
Индия обнаруживает в своем историческом развитии как черты сходства с другими странами древнего мира, так и значительное своеобразие.
Наиболее ранние очаги цивилизации сложились еще в III тысячелетии до н. э. в районе реки Инд. О высоком уровне ее свидетельствуют руины обширных и благоустроенных некогда городов, остатки бронзовых изделий, письменность, совершенные памятники искусства. Возникновение общественного неравенства, расцвет культуры могли быть связаны с высокоурожайным ирригационным земледелием, так же как в Египте и Месопотамии. Но в отличие от них в Индии сама история ранеклассового общества и государства не была непрерывной. Протоиндийская цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро угасла во II тысячелетии до н. э., уступив место народам, стоявшим на стадии первобытности.
Разложение родоплеменных отношений происходило заново в период расселения в Пенджабе индоевропейцев. Это передвижение являлось лишь частью широких этнических миграций второй половины II тысячелетия до н. э. Общество и культура, отраженные в «Ригведе», находят особенно близкие аналоги у арийских племен Древнего Ирана.
В Северной Индии первой половины I тысячелетия до н. э. в процессе слияния арийских и местных традиций формировались основы древнеиндийской культуры. Социальное и политическое расслоение у земледельческого населения Индо-Гангской равнины привело к становлению специфической сословной структуры варн и возникновению государств.
Применение железных орудий труда позволило перейти к широкому освоению всей долины Ганга до Бенгальского залива. К востоку переместились и основные экономические, политические, культурные цент-
ры Древней Индии. Так же как в других странах древнего мира, в середине I тысячелетия до н. э. в Индии наблюдается интенсивное развитие частной собственности, строительство городов как центров специализированного ремесла и торговли. После образования на Ближнем и Среднем Востоке «мировой державы» Ахеменидов (и, возможно, при косвенном ее влиянии) происходит борьба за политическую гегемонию между крупнейшими индийскими государствами. Объединение Индии под властью Маурийской династии Магадан произошло вскоре после похода Александра Македонского и начала эллинизма, а расцвет ее при Ашоке почти совпадает с созданием первой китайской империи Цинь. Время формирования «мировой державы» в Индии было ознаменовано появлением и распространением также первой мировой религии — буддизма.
В послемаурийскую эпоху происходил активный процесс образования государств на территории Декана и крайнего юга Индостана. Самобытная культура этих регионов, испытавшая влияние более развитого севера страны, в первые века новой эры внесла значительный вклад в общеиндийское культурное достояние.
Индия, находившаяся до середины I тысячелетия до н. э. в относительной изоляции, вступает во все более тесные контакты с эллинистическими монархиями и племенами Центральной Азии, а затем с Парфией, Римской империей и ханьским Китаем. Особенно интенсивные связи с внешним миром установились в первые века новой эры, когда после периода политической раздробленности значительная часть Северной Индии вошла в обширную Кушанскую державу. Но уровень социально-экономического и культурного развития страны был настолько высок, что многочисленные завоевания и иноземные влияния не подрывали сложившихся традиций, а, напротив, способствовали их закреплению или обогащению.
Основу социального строя Древней Индии составляли сельские общины, внутри которых существовали кастовые различия и рабство. Известная самостоятельность и экономическая обособленность этих общин способствовали тому, что политическая карта Древней Индии отличалась крайней пестротой, а политическая история — неустойчивостью. Последней крупной династией древности считаются Гупты, под властью которых в IV—V вв. находилась большая часть Северной Индии.
Несмотря на отсутствие политического единства, чрезвычайное многообразие и перемены в социально-экономических отношениях, различия языков и верований народов Индии, эта страна в течение средних веков и нового времени сохраняла сложившееся в древности единство культуры. Господствующая в Индии религия — индуизм — освящала традиционность повседневного уклада жизни.
В отличие от великих цивилизаций Ближнего Востока индийская (как и китайская) продолжала существовать и развиваться после окончания периода древности. Она оказала значительное воздействие на окружающие страны. Буддизм с его богатой литературой, философией и искусством распространился по всей Восточной и Юго-Восточной Азии. Влияние эпоса, басен, театра Индии прослеживается у многих народов средневекового Востока. Древнеиндийская медицина и математика славились во всем мире, а замечательные достижения в области лингвистики, логики, психологии лишь сейчас могут быть оценены по достоинству.
ВАЖНЕЙШИЕ ДАТЫ
V—IV тысячелетия до н. э.— Неолитические культуры Северо-Западной Индии. XXIII—XVIII вв. до н. э. — Древнейшая в Южной Азии цивилизация (Индская).
XIII—X вв. до н. э. — Расселение в Северо-Западной Индии индоевропейских племен ариев. Создание «Ригведы». IX—VII вв. до н. э. — «Поздневедийский период». Образование государств в Северной Индии. Освоение долины Ганга. VI—V вв. до н. э.— Распространение железных орудий труда. Строительство городов и изменения в социально-экономическом строе. Появление буддизма.
V—IV вв. до н. э.— Возвышение Магадхи. Создание грамматики санскрита Панини. Около 317—180 гг. до н. э.— Общеиндийская держава Маурьев. Около 264—231 гг. до н. э.— Правление Ашоки. Распространение буддизма.
II—I вв. до н. э.— Вторжения в Северо-Западную Индию греко-бакрийцев, саков, парфян. Строительство ступы в Санчи.
Запись на Ланке буддийского священного канона «Типитака».
I—III вв.— Расцвет государства Сатаваханов на территории Декана. Вхождение областей Северо-Западной Индии в
Кушанскую державу. Создание «Артхашастры» и «Законов Ману».
380—415 гг. — Правление Чандрагупты II, расцвет Гуптской державы. Драматургия Калидасы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каков уровень развития хараппской культуры? Что позволяет характеризовать ее как цивилизацию?
2. В чем усматривают черты сходства и возможной преемственности между культурой долины Инда («протоиндийской») и
классической древнеиндийской цивилизацией?
3. Что отличает экономику, социальный и политический строй Северной Индии поздневедийского периода от времени
создания «Ригведы»?
4. Какие крупные перемены в Северной Индии середины I тысячелетия до н. э. позволяют считать это время особой эпохой древнеиндийской истории?
5. В чем состояли предпосылки сложения общеиндийской державы Маурьев и каково ее значение в истории Индии?
6. Что собою представляла общинно-кастовая структура, оформившаяся к концу древности? Какое воздействие она
оказывала на политическую историю Индии и судьбы индийской культуры?
7. В чем состоят черты сходства и различия между ведийской религией и классическим индуизмом поздней древности?
8. Каковы основные этапы формирования, распространения и эволюции буддизма?
9. Расскажите о том, какое место буддизм занимает в истории индийской культуры, о соотношении буддизма и традиционных индийских религий.
10. Что собою представляют основные виды литературных памятников Древней Индии? В каких областях культуры достижения древних индийцев особенно значительны?
ИНДИЯ В ДРЕВНОСТИ