Природные условия. Источники. Обзор исторической литературы. Древнейший период истории Восточного Средиземноморья
Природа и население.
В район Восточного Средиземноморья, простирающегося от предгорий Тавра и среднего течения Евфрата до Египта, входили Сирия, включая приморскую полосу, получившую у греков название Финикия, и Палестина. В древности значительная часть этой территории называлась Ханаан.
Крупных речных артерий здесь не было, и наиболее значительными по местному масштабу реками являются Иордан в Палестине, Оронт в Сирии и Финикии. Мелкие речки и ручьи наполнялись водой лишь в период дождей, и урожаи на полях были небольшими и неустойчивыми. Примитивные ирригационные сооружения имели лишь местное значение и не могли способствовать объединению различных областей в единый хозяйственный организм. Горные хребты (Ливан, Антиливан и др.) делили Восточное Средиземноморье на несколько районов, что также способствовало разобщению и изоляции. Степные и пустынные области были издревле местом обитания скотоводческих племен, то и дело вторгавшихся в оазисы. Все это объясняло сравнительно замедленные темпы исторического развития региона.
Вместе с тем Восточное Средиземноморье располагало ценными сырьевыми ресурсами: залежами медной и железной руды, обширными лесами, в том числе зарослями знаменитого ливанского кедра. Все это рано стало привлекать внимание могущественных государств Месопотамии и Египта. В Восточное Средиземноморье направляются торговые и военные экспедиции. Отголоски преданий о походах за ливанским кедром сохранились в «Эпосе о Гильгамеше». В результате Восточное Средиземноморье начинает испытывать все возрастающее влияние этих двух великих цивилизаций Древнего Востока — древнеегипетской и месопотамской, что заметно сказывается на развитии местных культур. Население Восточного Средиземноморья первоначально составляли племена — потомки носителей местного мезолита (они же заселили Северную Аравию). С конца IV тысячелетия до н. э. в регион одна за другой вторгаются волны семитских племен, расселившихся еще ранее в Аравии, куда они прибыли, по-видимому, из Восточной Сахары через Эфиопское нагорье и Баб-эль-Мандеб. Исследователи различают несколько семитоязычных этносов Восточного Средиземноморья (ханаанеев, эблаи-тов, сутиев-амореев, особую ветвь последних — «ибри» или древнееврейские племена, арамеев и, возможно, других). В середине III и второй четверти II тысячелетия в Сирии — Палестине расселялись также хурритские племена. Наконец, группа эгейско-анатолийских «народов моря» мигрировала в Палестину в начале XII в. до н. э.,
но была вскоре ассимилирована местным населением.
Источники и историография.
Древнюю историю племен и народов Восточного Средиземноморья освещают как источники соседних стран (например, данные Телль-Амарнского архива в Египте, хеттские документы, ассирийская административная переписка), так и местные источники, среди которых особенно важны письменные документы и местная традиция, сохранившаяся в таком сложном литературно-религиозном памятнике, как Библия. Большое значение имеют документы из Рас-Шамры (древнего Угарита), где были открыты древние тексты экономического, политического и религиозного содержания, в том числе написанные местной системой письма, получившей название угаритской. С территории Восточного Средиземноморья происходит значительное число древних надписей. Из новых находок следует отметить открытие в 70-е годы итальянскими археологами архива древнего города Эбла (на территории Сирии), насчитывающего несколько тысяч клинописных табличек, написанных знаками, заимствованными у северошумерской письменности, и на одном из древнесемитских языков. Содержание архива — дипломатические, административные, хозяйственные, литературные, религиозные и школьные тексты. Датируется царский архив второй половиной III тысячелетия до н. э.
Сохранилось много памятников материальной культуры Восточного Средиземноморья, часто образующих целые комплексы, открытые археологами. Наиболее грандиозными являются раскопки в Иерихоне, начатые немецкими археологами в 1907 г. и продолженные в 30—50-х годах английской экспедицией во главе с К. Ке-нион.
Весьма плодотворными были раскопки в Мегиддо (особенно показательны вещи, свидетельствующие о сильном египетском влиянии во II тысячелетии до н. э.), в Гезере, Лахише.
Следует отметить также многочисленные находки археологов в Финикии и Сирии — в Библе, Тире, Сидоне (совр. Сайде) и близ Дамаска. Интересны открытые в 70-х годах близ города Акко погребения «торговцев-воинов», датируемые XIV—XIII веками до н. э. и содержащие много вещей,
происходящих из различных областей эгейского и древневосточного мира: изделия из Египта, Закавказья, Месопотамии, с острова Кипр.
Важнейшими источниками по истории и культуре стран Восточного Средиземноморья служат памятники древнееврейской литературы, входящие в состав Библии.
Для становления библеистики необходимо было прежде всего освободиться от наивной веры в ветхозаветные предания. Первый шаг к научному разбору Библии сделал в XVII в. Б. Спиноза, обнаруживший в ней целый ряд противоречий и указавший на компилятивный характер отдельных ее частей. Таким образом, Библия стала рассматриваться уже не в качестве божественного откровения, а как литературный памятник, отразивший эпоху своего возникновения. Библейская критика в XVIII и XIX вв. сделала большие успехи в выделении различных слоев произведений, вошедших в Ветхий Завет, в определении их относительной и абсолютной хронологии.
Особое внимание уделялось, естественно, наиболее авторитетной его части — пятикнижию Моисея. Самый тщательный анализ текста Библии служил образцом источниковедческого исследования древних литературных памятников. Наиболее принципиальные выводы, сделанные на рубеже XIX—XX вв. (например, в работах Ю. Велльгаузена), до сих пор сохраняют свое значение. В то же время наука впоследствии должна была отказаться от излишне критического подхода к сохранившемуся библейскому тексту. Находки в последние десятилетия так называемых кумранских рукописей показали, что уже в начале новой эры ветхозаветные сочинения существовали примерно в той же форме, что и ныне.
В конце XIX в. библеисты могли опираться не только на тонкий филологический анализ, но и на результаты раскопок в «библейских странах» Ближнего Востока. Известно, что и сама активность археологов в этом районе в значительной мере определялась его ролью в так называемой священной истории. Ученые уделяли особое внимание доказательству (или опровержению) достоверности библейских повествований. Находки древнейших памятников культуры в Месопотамии и в Египте привели и к постановке другой, общей проблемы — о месте древнееврейской литературы в истории
Ближнего Востока. Были найдены прямые заимствования в Библии идей и сюжетов, возникших у других народов. Однако первоначальное увлечение проблемой влияний в настоящее время прошло, уступив место трезвой оценке степени самостоятельности древнееврейской культуры.
Путешествия европейцев в «святую землю» совершались издавна, но серьезное археологическое изучение Восточного Средиземноморья началось сравнительно поздно, немногим более 100 лет назад (здесь прежде всего необходимо назвать работы замечательного французского семитолога Э. Ренана). Наиболее крупные открытия сделаны за последние полвека — раскопки в Библе велись с 20-х годов, в конце 20-х — в 30-е годы найден был древний сиро-финикийский город Угарит, к 30—40-м годам относится исследование Алалаха. Сенсационные результаты принесла в 60—70-е годы итальянская экспедиция в Эбле. Тщательное исследование археологических и письменных памятников в настоящее время позволяет изучать историю этого региона с древнейших времен. Огромное значение имеют раскопки и для изучения Библии, с одной сторон, позволяя рассматривать ее в контексте наиболее близких семитских культур, с другой стороны, давая основу для анализа экономики и общественных отношений в различных государствах Восточного Средиземноморья. Именно к этим проблемам привлечено внимание отечественных ученых.