Становление многопартийной системы в современной Украине
Важнейшим показателем политической трансформации украинского общества служит возникновение многопартийности. В начале XX в. Украина была одним из политимиро-ванных ареалов. На территории Большой Украины насчитывалось до сорока партий. В целом в России - около 80. Спектр партийности был широк - действовали леворадикаль-ные партии, черносотенные, шовинистические, партии других національностей (еврейс-кие, польские, российские).
Нынешний ренессанс партийности в Украине связан с отсутствием генетической памяти политической многопартийности (с 1925 по 1989 г., кроме КПСС, других партий не было), неопределенностью положения групп в социальной структуре, слабой связью доктрин партий с реальными интересами граждан и др. И тем не менее общий процесс демократизации обусловил становление партийного плюрализма. За период с 1989 по 1999 г. в Украине возникло более 90 политических партий. Особенностью образователь-ного процесса является то, что большинство нынешних партий возникло не как выражение потребностей становления гражданского общества, а как реакция на амбиции отдельных политически активных деятелей или отдельные групповые интересы. Партии остаются немногочисленными. Суммарное количество членов всех партий в 1995 г. составляло не более полумиллиона, а по отношению к электорату - меньше 1%. Репрезен-тация партий в органах власти на всех уровнях остается низкой. Из существующих партий нет ни одной общенационального масштаба. Вне сферы устойчивого партийного влияния находятся значительные слои населения.
В зависимости от подходов к вопросу о государственном устройстве и правлении, целях и методах проведения реформ, к оценке геополитического положення Украины выделяются четыре группы партий: (571)
Партийно - политическая на- правленность | Принадлежность партий к группе |
Партии национал- радикального на- правления | Конгресс украинских националистов (КУН), Украинская консервативная республиканская партия (УКРП), Украинская национальная консервативная партия (УНКП) и др. |
Партии национал- демократического направления | Украинская республиканская партия (УРП), Украинская селянская демократическая партия (УСДП), Украинская христианско-демокра-тическая партия (УХДП), Народный рух Украины (НРУ), Либерально-демократическая партия Украины (ЛДПУ), Партия зеленых Украины (ПЗУ) и др. |
Партии центристско- прагматического направления | Либеральная партия Украины (ЛПУ), Народная партия Украины (НПУ), Народно-демократическая партия Украины (НДПУ), Социал-демократическая партия Украины (СДПУ), Селянская партия Украины (СелПУ), Партия труда (ПТ), Украинская партия справедливости (УПС), Партия славянского единства Украины (ПСЕУ) и др. |
Партии социал- коммунистического направления | Социалистическая партия Украины (СПУ), Коммунистическая партия Украины (КПУ). |
Если использовать классические схемы по идеологическому генотипу, то следует выделить группу партий левого, центристского и правого направлений.
Можно предположить, что по мере углубления экономических реформ и изменений в социальной структуре общества начнет трансформироваться и нынешняя "мелкопартийность":
- будут возрастать политические ресурсы партий центристской ориентации, упрочение их социальной базы будет способствовать образованию в центре партийных блоков;
- усилится борьба между партийными флангами (типично коммунистическим и национал-шовинистическим), если преобразовательный процесс в стране за(572)тянется и будет углубляться материальное расслоение населения;
- стабилизируется идеологический плюрализм, порожденный условиями становлення украинской государственности и гражданских структур; идеология как базовое основание партий примет большую социальную определенность; вместе с тем утверждение таких общечеловеческих ценностей как демократия, гуманизм, солидарность, суверенитет, свобода, равенство, справедливость может определить тенденцию к образованию партий,
выполняющих общегражданские функции, ставящих цель утверждения цивилизованных форм общественной жизни;
- в перспективе могут иметь шанс партии, выражающие интересы тех слоев населения, которые связаны со сферой материального производства;
- с расширением прав органов местного самоуправления в решении социальных вопросов усилятся региональные аспекты деятельности партий, могут складываться коалиции регионального характера.
В будущем нынешнее политическое разнообразие партий и объединений может свестись к нескольким течениям, оформленным во влиятельные партии и блоки. Современная партийная система перейдет в фазу стабильного развития с поляризованным плюралізмом и тесной привязкой партии к определенным социальным слоям и общественным классам.
В нынешних условиях государство должно содействовать "вхождению" партий в политическую систему. Необходима законодательная поддержка партий. Важно выбрать наиболее благоприятный режим правового регулирования их деятельности, использовать стимулирующие средства и методы государственной поддержки, найти оптимальный баланс между степенью правовой регламентации партийной деятельности и мерой их внутренней саморегуляции.
2. ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ: ДОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ТИПОЛОГИЯ
Понятие группы интересов
В украинской учебной политологической литературе категория "группы интересов" еще не подвергалась глу (573)бокому теоретико-познавательному анализу, тогда как западная политология уже в 20-30-х годах XX столетия приступила к изучению групп интересов. Політологи Америки, Франции, Англии внесли существенный вклад в изучение групп интересов. Они доказали, что группы интересов являются постоянно действующими и автономными элементами политически структурированного общества. Ими проанализированы причины появления групп интересов, характер и границы их политического влияния, выяснены функции и типы подобных объединений.
Для анализа содержания понятия "группы интересов" представим себе общество как совокупность разнокачественных и разнообразных интересов отдельных людей. Эти интересы могут совпадать, противоречить или быть нейтральными друг к другу. Зачастую человек со своими личными интересами ощущает бессилие перед обществом. Решая свою проблему - как убереться от произвола законодателя, правителя, судьи, - люди объединяются в группы. Они давно уже выяснили, что их сила в объединении на основе общих интересов. Но интересы могут быть политическими и далекими от политики. Часто люди озабочены не политическими, а экономическими, социальными, национальными, ре-
лигиозными, научными, личными и т. д. проблемами, решение которых отнимает у них основное время, не оставляя его на политику. Следовательно, в обществе наличествуют разнообразные очень сложные и глубокие интересы, которые не являются политическими. На их основе люди также способны объединяться в группы, для защиты своих специфических интересов.
Должна ли политология изучать всю совокупность групп, образуемых в обществе на основе разнообразных и разнокачественных интересов? Конечно, нет. Прежде всего потому, что группы изучает не только политология, но и другие науки. Например, социология, в недрах которой и родилось понятие "группа", а затем сформировались различные концепции групповой динамики. Их изучает и социальная психология, анализируя системы совместной деятельности личности, ее социальный статус в группе, межличностные отношения, мотивы поведения, социальный контроль, социализа(574)цию личности и т. д. Если группы интересов преследуют криминальные, корыстные цели, то ими занимаются юридические науки.
Какие же группы интересов изучает политология? Во-первых, те из них, которые располагаются в политическом поле по осям, обусловленным базовими интересами в политике. Ведь люди объединяются в группы тогда, когда у них совпадают или близки базовые политические интересы, которые направлены:
- на поддержку (сохранение) существующей власти;
- на устранение (революционное свержение) власти;
- на реформирование власти в целом или ее некоторых элементов;
- на создание альтернативных политических устройств путем ухода от контактов с существующим политическим режимом и создания утопических, "лучших", на их взгляд, политических общин только для членов своей группы.
Во-вторых, политология изучает также и те группы интересов, которые при решении неполитических проблем (экономических, социальных, национальных, религиозных, научных и т. д.) сосредоточили в своих руках огромную мощь, способную оказать определяющее воздействие на политические процессы. Источниками такого влияния обычно являются богатство, известность, талант, авторитет (нравственный, религиозный, культурный) или международные связи групп интересов. Эти группы могут располагать весьма большими материальными ресурсами или моральной поддержкой огромного большинства людей. Поэтому политические власти вынуждены учитывать мнение групп богатых людей, деятелей культуры и др., когда решают те или иные политические проблемы. Задача политологии заключается в том, чтобы выяснить границы влияния групп интересов на политическом поле страны и предложить политикам методы, способы или формы учета такого влияния.
Для политологии, в отличие от социологии и социальной психологии, важно изучение именно тех групп интересов, которые в той или иной мере оказывают воздействие (прямое или косвенное) на принятие тактических и даже стратегических решений политической (575) власти. Как правило, такие группы интересов возникают спонтанно (самопроизвольно). Чаще всего образуются на неофициальной и не правитель-ственной основе. Это - самоорганизующиеся объединения людей, то есть рычаги их возникновения, функционирования, развития и распада находятся внутри группы, в ее конкретном интересе. Поэтому понятие "группа интересов" можно определить так: это спонтанно (самопроизвольно) возникающие на добровольной основе неправительствен-ные и непартийные объединения людей с общими интересами и целями, реализация которых требует официальной санкции государственных органов и учреждений.
Наша республика находится сегодня на этапе перехода от зависимых форм государ-ственности к самостоятельным: идет тяжелый и весьма мучительный поиск основных принципов строительства, функционирования и развития демократии с украинской специ-фикой. В этих условиях ценность категории "группы интересов" в познании поли-тической жизни страны состоит в следующем. Во-первых, она (категория) раскрывает нам логику познания политической жизни: от личности к группе интересов, а затем к позна-нию политики всего общества как целостной динамической системы. Оперируя этим понятием, мы узнаем, что между государством и партиями, с одной стороны, и обществом - с другой, есть большая сфера более или менее организованных политических интересов, с помощью которых гражданское общество взаимодействует с государством (правительст-вом) и партиями. Во-вторых, эта категория существенно расширяет наше знание о субъектах и источниках политики. Наше общество длительное время жило в однопар-тийной системе, где субъектами политики признавались лишь классы, народ в целом, партия и государство. Но история советского общества, как и история политической жизни стран, противостоявших ему, позволяет утверждать, что некоторые группы способ-ны быть наравне с партиями и другими элементами политической системы самостоятель-ными, автономними субъектами политики. Тем самым категория политологии "группы интересов" раскрывает социальные, экономические и идеологические истоки полити-ческих решений и показывает "кому выгодно" или "в чью пользу" прини (576)мается политической властью то или иное постановление, закон, указ и т. д. Люди, действитель-но, всегда были и будут жертвами обмана и самообмана в политике, если не научатся за политическими решениями правительства видеть интересы вполне конкретных групп.
Далее. Уж коль говорить о познавательной ценности категории "группы интересов", то нужно обратить внимание на то, что с помощью этого понятия в нашем обществе ло-маются традиционные, устоявшиеся стереотипы мышления. Ведь мы привыкли чувст-вовать политическую никчемность отдельного человека, который якобы мало влияет на политическую жизнь. Этот стереотип мышления необходимо разрушить. Нужно осознать, что групповая коллективная солидарность людей превращает каждого человека в весомую политическую единицу, которая может и должна сдержать произвол и насилие власти.
Завершая краткий теоретико-познавательный анализ понятия "группы интересов", обратим внимание на термины, отражающие смысл этого понятия, которые встречаются в литературе на данную тему. Так, разные авторы употребляют следующие термины: "группы интересов", "заинтересованные группы", "группы организованных интересов", "группы организованных политических интересов", "группы специальных интересов". Все эти термины более или менее "равноправны" в структуре политологического знания о политике. Но наиболее полно и точно смысл понятия "группы интересов" отражены в словосочетании "группы организованных политических интересов". Именно такие группы являются собственно объектом изучения политологии. Термин "группы организованных политических интересов" отражает зрелость группы интересов, а именно тот факт, что группа, во-первых, способна сформулировать свои политические интересы; во-вторых, располагает определенными ресурсами для воздействия на политическую власть; в-третьих, разработала собственные формы политического представительства своих интере-
сов и создала специальную организацию с целью удовлетворения этих интересов.
Таким образом, гносеологический анализ групп интересов показывает, что в структуре теоретического знания о политике применение понятия "группы интересов" дает исследователю большой познавательный (577) материал и повышает его научную продуктивность. Это понятие существенно расширяет наши знания о субъектах и истоках политики, является теоретическим отражением огромного класса политических явлений в гражданском обществе, объясняет причины консолидации или дробления политического общества.