Вопрос 1. Публичное и частное право.
Кроме отраслей права в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: публичное и частное право.
Публичное право – это совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общегосударственный (публичный) интерес. То есть, публичное право относится к статусу государства. К области публичного права относится конституционное, административное, финансовое, уголовное, уголовно-процессуальное право.
Частное право регулирует отношения, обеспечивающие частные интересы индивидуального собственника и их объединений в их имущественной деятельности и в личных отношениях. Частное право относится к статусу отдельных лиц. К частному праву относят гражданское, семейное, торговое, предпринимательское и т.д.
Еще в условиях древнеримского рабовладельческого общества в связи с развитием отварных отношений юристом Ульпеаном была сформулирована идея разделения права на публичное и частное, причем частное право определялось как право, служащее интересам отдельных лиц. Такое деление права на публичное и честное было воспринято буржуазным правом. В качестве критерия разграничения частного и публичного права признается различие методов регулирования – приемов и способов, с помощью которых осуществляется воздействие на общественные отношения. Для публичного права характерен метод централизации (метод авторитарности). Для частного права, предполагающего множество автономных (юридически равных) центров, отношения, между которыми основываются на началах свободы, равенства, частной инициативе, основным является метод координации. Еще Карл Маркс писал: «Там, где начинается гражданская власть, там кончается власть администрации».
Еще в советское время в юридической науке считалось, что в условиях советского социалистического общества нет противоположности между общественными и личными интересами, поэтому и нет основания деления права на публичное и частное. Надо признать, что отечественная юриспруденция, находясь долгие годы в условиях догматизма, значительно отстала от мирового ровня юридической науке в исследовании правовых систем современности. Можно с уверенностью утверждать, что советская правовая система до самого последнего времени находилась в явно неудовлетворительном состоянии, что и в настоящее время остается одной из главных причин слабости права, неурядиц в правовом регулировании общественных отношений, непрочности правопорядка, нарушений законности и еще имеющего место произвола.
Почему же так стабильно на протяжении многих веков проявляется автономность частного и публичного права? Дело в том, что такое разделение права генетически связано с развитием товарного производства. Именно экономический оборот, требующий и независимости от произвола власти, предопределяющий высоко эффективное материальное производство, общественный прогресс, основанный на инициативе и предприимчивости, конкуренции и свободе, порождает автономное частное право, ставящее предел публичному праву. В странах с ограниченным масштабом товарного производства и обмена при застойной экономике заметной дифференциации права на частное и публичное не происходит. Там всему придается публично-правовой смысл, что возвышает государство, дает ему возможность поглотить частную жизнь граждан, довести личность до ничтожного состояния. Порочной оказалась и теория Вышинского, который сводил всю правовую систему к публичному праву, поглотившему собой частное право.
Вопрос 2.Очень важно различать признаки и свойства права. Признаки характеризуют право как понятие, а свойства – как реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, то есть, свойства отражаются и выражаются понятием права в качестве его признаков. Философы утверждают, что любое явление действительности обладает бесчисленным множеством свойств, поэтому понятия включаются в наиболее существенные свойства явления. А вот какие свойства считать существенными, зависит уже от позиции конкретного автора, который занимается этой проблемой. Например, известный теоретик права Бабаев выделяет такие признаки права, как:
0 право состоит из нормативных установок;
1 право выражает идеи справедливости и свободы;
2 право имеет свой предмет отражения;
3 право регулирует поведение человека, воздействуя на его мысли, чувства и т.д.
Однако большинство ученых к таким признакам права относят нормативность, системность, общеобязательность, государственную обеспеченность.У каждого из этих признаков есть существенные отличительные черты, которые делают данный признак правовым и присущим только праву, как особому социальному феномену. Определяющим среди этих признаков, своего рода активным центром, атрибутом права является его нормативность, что означает то, что право состоит из норм – правил поведения общего характера. В юридической литературе эту систему норма принято называть объективным правом. Нормативность права в наибольшей мере выражает его функциональное положение быть регулятором поведения людей, общественных отношений. Право посредством юридических норм каждому субъекту несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы. Ели человек действует в рамках права, то чувствует себя уверенно, свободно, находится под защитой общества, государства. Право, таким образом, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение, и если человек игнорирует регулирующее воздействие права, то он не свободен, поскольку компетентные органы государства настаивают не исполнителю правовых норм поступить так, как предписывает та или иная норма. По этой причине, как сказал известный правовед Леушер, «преступник – самый несвободный человек».
Существует две точки зрения на системность права.
1.В настоящее время в свете новых подходов к правопониманию, право делят на три элемента: на естественное право, позитивное право и субъективное право.
Естественное право состоит из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права – это возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину (например, право на жизнь, право на благоприятную окружающую среду, право на труд и т.д.). Эти права принадлежат каждому от рождения и государство может закреплять эти естественные права, а может и отрицать.
Позитивное право – это законодательство и другие источники юридических норм, которые получают официальное государственное признание, социально-правовые притязания субъектов права.
Субъективное право – индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.
2.Выраженные в законодательстве нормы права приобретают свойство системности (взаимосвязанности, согласованности). Системность права привносится законодательством. Существующий в сознании, поведении нормативные правовые установки этим свойством не обладают. Законодатель, закрепляя в предписаниях новые юридические нормы, обязательно согласовывает их с уже существующими.
Сторонники первой точки зрения полагают, что сведение право с совокупностью норм приводят с отождествлением его с позитивным правом и игнорированию естественного права. В прямой связи с вышесказанными признаками находится и другой признак – общеобязательность права (нормы права обязательны к исполнению всеми субъектами правовотношений, в которым эти нормы права обращены). Следующий признак – это государственная обеспеченность права – далеко не все нормы права соблюдаются и исполняются добровольно. Значительная честь населения подчиняется предписаниям норм права лишь потому, что за правом стоит государство, государственное принуждение.
Билет 36