Советский золотой червонец сеятель, 1923 год

Денежная реформа была проведена в 1922 – 1924 годах. Она сохранила сбережения населения, позволила сделать накопления и показала способность большевиков проводить экономическую политику. В политику НЭПа были введены и опробованы элементы долгосрочного планирования.

Очередной IX Всероссийский съезд Советов, проходивший в Москве с 23 по 28 декабря 1921 года, принял план Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО), рассчитанный на 10 – 15 лет.

Цель этого плана – обновление структуры производительных сил государства. Для этого создавалась сеть связанных в единую энергетическую цепь электростанций, которая должна была стать основой будущей промышленности.

Советский золотой червонец сеятель, 1923 год - student2.ru

Карта «План ГОЭЛРО»

В октябре 1922 года был принят новый «Земельный кодекс», разрешавший выход крестьян из общины, аренду или наёмный труд, а 7 апреля – закон «О кооперации», который освободил крестьянина от опеки Наркомпрода.

Советский золотой червонец сеятель, 1923 год - student2.ru

К 1927 году сельхозкооперация охватила до 30% всех крестьянских хозяйств. Но государство проводило по отношению к крестьянам несправедливую закупочную политику, что вызывало острое недовольство.

К середине 20-х годов были восстановлены довоенные объемы производства. Возникла торговая сеть, реконструированы предприятия тяжелой промышленности.

В декабре 1925 года XIV-й съезд партии принял курс на индустриализацию страны. Обострился кризис хлебозаготовок. Крестьяне утратили интерес к продаже хлеба государству из-за повышения цен на промышленные изделия.

В 1927 – 1929 гг. кризис хлебозаготовок усилился. Это явилось причиной отказа от политики НЭПа и его свертывания в сельском хозяйстве, затем в промышленности, а в 30-е годы – в торговле.

НЭП помог восстановить разрушенное хозяйство, наладить производство, организовать торговлю, помог выжить стране в тяжелейший экономический период.

Но непоследовательность проведения этой политики, отсутствие единого плана, хаотичность в проведении мероприятий привели к её преждевременному прекращению.

Индустриализация.Основной задачей, стоявшей перед экономикой страны, была индустриализация, гарантировавшая превращение аграрной страны в индустриальную державу, её экономическую независимость и обороноспособность.

В условиях полной разрухи начались поиски средств и разработка плана по созданию базовых отраслей народного хозяйства. Но при выборе концепции индустриального развития возникли разногласия между различными партийными группировками. Группа членов политбюро – Бухарин, Рыков, Томский, Дзержинский – предлагали сделать ставку на поддержку индивидуального хозяйства бедняков и середняков, которые составляли большинство населения страны. И только после подъёма сельского хозяйства приступать к индустриализации. Каменев и Зиновьев предлагали провести индустриализацию за счёт повышения налогов на крестьянство. За эти же меры сверхиндустриализации и применения в управлении хозяйством военно-командных методов высказались Троцкий, Пятаков и Куйбышев.

Сторонников быстрых темпов развития тяжёлой промышленности поддерживал Сталин. Он высказывался за перераспределение средств из сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности в пользу тяжёлой индустрии.

В декабре 1925 года XIV-й съезд ВКП(б) провозгласил курс на индустриализацию и усиление планово-директивного развития промышленности. В основу этой программы легли идеи Сталина.

Законодательно этот курс утвердил IV-й съезд Советов СССР в 1927 году. Целью этой программы стало возрождение машиностроения, проведение механизации народного хозяйства, ускорение темпов производства. Все усилия направлялись на развитие государственного сектора хозяйства, который признавался основой социалистической экономики.

Плановое управление народным хозяйством, новые взаимоотношения между городом и деревней, сокращение непроизводительного потребления давали надежду на быстрые положительные результаты.

При отсутствии средств на проведение индустриализации правительство пошло на непопулярные меры. Фактически началось разграбление деревни, изъятие личных средств у населения – займы, принудительная реализация облигаций. Увеличились производство и продажа спиртных напитков, экспорт природных ресурсов, выпуск денежной массы, не подтвержденной золотым резервом и товарами.

Первый пятилетний план 1929 – 1933 гг., утверждённыйV съездом Советов СССР в мае 1929 года, разрабатывался с привлечением крупных ученых-экономистов: А.Н. Бах, И.Г. Александров, А.В. Винтер, Д.Н. Прянишников и др.

Второй пятилетний план 1933 – 1937 гг., принятый на XVII-ом съезде партии, выдвинул задачу завершения переходного периода от капитализма к социализму, построения материально-технической базы социализма. Началась борьба за повышение производительности труда и воспитание кадров.

За годы первых пятилеток в стране построено более 5 тысяч предприятий. Наиболее значимые – ДнепроГЭС, автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде, тракторные заводы в Сталинграде, Ростове-на-Дону, Челябинске, Харькове, предприятия металлургии в Магнитогорске и Кузнецке. По объёму промышленного производства в конце 30-х годов СССР вышел на второе место в мире после США. Была преодолена зависимость страны от импорта машин.

Советский золотой червонец сеятель, 1923 год - student2.ru

Индустриализация значительно стимулировала увеличение численности рабочих за счёт оттока населения из деревень. Появившаяся в избытке дешёвая рабочая сила позволила в короткие сроки и с наименьшими затратами претворить в жизнь многие экономические проекты.

Правительство проводило политику экономии на социальных программах, применило практику морального стимулирования труда, социалистического соревнования.

Благодаря трудовому героизму и моральному подъёму, царившему в обществе, задача индустриализации была решена.

Коллективизация.Началом сплошной коллективизации сельского хозяйства в СССР является 1929 год. После знаменитой статьи Сталина «Год великого перелома» форсированное колхозное строительство стало главной задачей.

Сущность процесса коллективизации:

1) ликвидация единоличных хозяйств;

2) раскулачивание;

3) разгром хлебного рынка;

4) фактическое огосударствление деревенской экономики.

Основные причины коллективизации:

1) большевики с самого прихода к власти одобряли появление коллективных хозяйств в деревне. В годы «военного коммунизма» они насаждались в форме коммун;

2) огромных капиталовложений требовала начавшаяся форсированная индустриализация.

Политика коллективизации проводилась по двум главным направлениям:объединение единоличных хозяйств в колхозы и раскулачивание.

Основной формой объединения единоличных хозяйств были объявлены колхозы. В них обобществлялись земля, крупный скот, инвентарь.

В одно время с коллективизацией шла кампания раскулачивания, ликвидации кулачества как класса.

Все кулачество делилось на три категории:

1) участники антисоветских движений, которые подлежали аресту и передаче в руки ОГПУ;

2) зажиточные хозяева, имевшие влияние на своих соседей, которые подлежали выселению вместе с семьями в отдалённые области: Урал, Казахстан, Сибирь;

3) все остальные должны были быть переселены на худшие земли в том же районе.

Земля, имущество, денежные накопления всех категорий кулаков подлежали конфискации. Усугублялась ситуация тем, что по всем категориям были установлены твёрдые задания, которые превышали фактическую численность зажиточного крестьянства. В литературе указывается, что зажиточных хозяйств перед коллективизацией было примерно 3%, а раскулачиванию подлежало до 10 – 15% единоличных хозяйств. В результате начались массовые волнения, забой скота, явное и скрытое сопротивление коллективизации.

Статья Сталина «Головокружение от успехов» в марте 1930 года ответственность за «перегибы» возложила на местные власти. Возник обратный процесс, миллионы крестьян начали выходить из колхозов. Но уже с осени 1930 года насильственная коллективизация возобновилась.

Итоги и значение коллективизации:

1) в 1932 – 1933гг. в самые хлебные районы страны, прежде всего на Украину, Ставрополье, Северный Кавказ, пришёл голод, погибло более 3 млн. человек. Хотя неуклонно росли и экспорт зерна из страны, и объёмы государственных поставок;

2) к 1933 году в колхозы было объединено более 60% крестьян, а к 1937 году – около 93%. Коллективизация была объявлена завершенной;

3) коллективизация нанесла удар по русской деревне, где происходило массовое сокращение производства зерна, поголовья скота, урожайности, посевных площадей. В то же время государственные заготовки зерна возросли в 2 раза, а размеры налогов с колхозов – в 3,5 раза

4) крупные, технически оснащённые хозяйства имели преимущества. Но колхозы, формально остававшиеся добровольными кооперативными объединениями, на деле превращались в сельскохозяйственные государственные предприятия, которые имели жёсткие плановые задания, подлежали директивному управлению;

5) колхозники при проведении реформы паспортов не получили, что фактически прикрепило их к колхозам и лишило свободы передвижения;

6) индустриализация была проведена за счёт сельского хозяйства;

7) коллективизация превратила колхозы в надёжных и безропотных поставщиков сырья, продовольствия и рабочей силы;

8) был уничтожен социальный слой крестьян-единоличников с его сельскохозяйственной культурой и нравственными ценностями.

Советский золотой червонец сеятель, 1923 год - student2.ru

Культурная революция. Процессы, происходившие в духовной сфере, были сложны и неоднозначны. Государственные акты в области народного образования, которые были приняты после 1917 г.:

1) «Положение о единой трудовой школе РСФСР» – сентябрь 1918 г.;

2) «Основные принципы единой трудовой школы» – октябрь 1918 г.;

3) ряд правительственных декретов.

Советский золотой червонец сеятель, 1923 год - student2.ru

Плакат 1920 года

Новая система образования строилась на демократических принципах:

1) единая трудовая школа;

2) обязательное сначала четырехклассное начальное, а затем и семиклассное образование;

3) преемственность всех звеньев обучения, отсутствие «тупиковых» (начальных) школ;

4) бесплатное обучение;

5) доступность обучения на всех ступенях и для всех детей независимо от социального, имущественного положения или национальности их родителей.

К 20-м гг. XX века относится создание так называемых рабфаков – факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы – был создан Институт красной профессуры.

Советский золотой червонец сеятель, 1923 год - student2.ru

Плакат 1921 года

Развитие народного образования в условиях индустриализации страны:

1) государство главным образом с началом индустриализации, а также в условиях нарастания военной угрозы вкладывало значительные средства в развитие точных и естественных наук, повышался материальный уровень жизни ученых. Но репрессии 30-х гг. не обошли ученых стороной;

Советский золотой червонец сеятель, 1923 год - student2.ru

Плакат 1920 года

2) индустриализация потребовала обученных, подготовленных рабочих, поэтому в 30-е гг. к концу второй пятилетки практически полностью была ликвидирована неграмотность, а к 1938 году более 8% рабочих имели образование 7 классов и выше;

3) повысилась тяга рабочих к знаниям, самообразованию, во многих рабочих квартирах стали появляться книги.

Советский золотой червонец сеятель, 1923 год - student2.ru

Развитие науки.Административно-командная система основное внимание уделяла цифровым показателям, в том числе и в области науки и культуры. В печати сообщалось о росте количества научных учреждений по сравнению с 1913 годом и числа научных работников в несколько раз. Крупные фундаментальные работы проводились в Физико-техническом институте в Ленинграде, в 1934 году была образована комиссия телемеханики и автоматики.

Но общий уровень подготовки специалистов, особенно в начале 30-х гг., быстро снижался. В условиях массовых репрессий, начавшихся в стране против старой интеллигенции в конце 20-х – начале 30-х гг., главный упор был сделан на быстрый количественный рост инженерно-технических кадров при снижении требований, в частности, отмена дипломных проектов.

Литература и искусство.В этот же период партийное руководство стало решать, что именно из произведений искусства необходимо и полезно народу. В результате процесс развития культуры был очень противоречивым. С одной стороны, впервые десятки миллионов людей разных национальностей имели возможность познакомиться с произведениями литературы, искусства, взяли в руки книги Пушкина, Гёте, Шекспира, познакомились с произведениями народов СССР, приобрели свою письменность. Народ получил «Тихий Дон» М.А. Шолохова, книги А.П. Гайдара, Н.А. Островского, А.С. Макаренко, К.А. Паустовского, А.Н. Толстого, музыку С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.М. Баланчивадзе; картины и скульптуры В.И. Мухиной, М.В. Нестерова, фильмы Г.Н. и С.Д. Васильевых, А.П. Довженко, архитектурные сооружения братьев Весниных, А.В. Щусева и др.

Но в то же время подвергалось гонениям творчество М.А. Булгакова, С.А. Есенина, А.П. Платонова, живопись П.Д. Корина, К.С. Малевича, разрушались памятники архитектуры (храм Христа Спасителя), были уничтожены тысячи церквей, переписывалась история страны.

Наши рекомендации